Контакты

Сохранение культурных традиций ес в условиях евроинтеграции. Эссе на тему: "Сохранение культурных традиций Чехии в условиях евроинтеграции"

M.A. Savelova

The Experience of the Cultural Policy Implementation in the European Union

The experience of the cultural programs implementation in the European Union is considered. An overview of the EU cultural policy programs is given. Goals, objectives, and activities of the programs in the sphere of culture are highlighted.

Key words and word-combinations: cultural policy, cultural program, the Eurasian integration, the European Union.

Рассматривается опыт реализации культурной политики в странах Евросоюза. Делается обзор программ культурной политики ЕС. Освещаются цели, задачи и направления деятельности в сфере культуры.

Ключевые слова и словосочетания: культурная политика, культурная программа, евразийская интеграция, Европейский Союз.

УДК 008.001 ББК 71.4

М.А. Савелова

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

^В последнее время ученые и практики обращают пристальное внимание на различные направления развития социальной сферы. Безусловно, культурная политика является одной из наиболее существенных сторон формирования и совершенствования всей социальной политики государства, поэтому представляется исключительно актуальным исследовательский интерес к успешному опыту реализации культурной политики в развитых странах Западной Европы. Особую своевременность подобного изучения доказывают отдельные параллели между Европейским Союзом и потенциальной евразийской интеграцией.

Основанием для формирования единой культурной политики Европейского Союза стала ст. 128 Маастрихтского договора (1992), в которой определено: «Сообщество будет способствовать расцвету культур государств-членов, уважая при этом их национальное и региональное разнообразие и одновременно общее культурное наследие». В параграфе 4 этой статьи подчеркивается: «Сообщество в своих действиях, предусмотренных настоящим Соглашением, должно учитывать культурные аспекты» .

Общая культурная политика ЕС не ставит перед собой цель гармонизировать особенности государств-членов, а, скорее, способствует сохранению их разнообразия при содействии формированию общей европейской идентичности. В ст. 151 Маастрихтского соглашения указано, что Сообщество должно способствовать развитию культур государств-членов, уважать их национальную и

30 2013 ВЕСТНИК ПАГС

региональную специфику, но одновременно заниматься и общим культурным наследием . Деятельность Сообщества должна быть направлена на содействие развитию сотрудничества государств-членов, а также, при необходимости, на поддержку их деятельности в сферах совершенствования и распространения знаний о культуре и истории европейских народов, сохранения культурного наследия общеевропейского значения, некоммерческих культурных обменов, развития искусства и литературы, в том числе аудиовизуального сектора.

Для достижения этих целей используют четыре средства: во-первых, сотрудничество между государствами-членами; во-вторых, учет культурных аспектов, прежде всего вопросов помощи в развитии культуры и сохранении культурного наследия, в контексте политики в других сферах жизнедеятельности Сообщества, в том числе политики в отношении конкуренции; в-третьих, сотрудничество между Сообществом, его членами и третьими странами, а также компетентными международными организациями; в-четвертых, конкретные мероприятия, направленные на поддержку соответствующей деятельности государств-членов. Последнее может осуществляться в двух формах: как поощрительные меры без гармонизации нормативно-правовых актов государств-членов, единогласно принятые Советом в рамках процедуры совместного принятия решений после консультаций с Комитетом регионов, и как рекомендации, также единогласно принятые Советом. Отклонение от обычной процедуры совместного принятия решений означает, что государство-член невозможно квалифицированным большинством в Раде принудить к действиям, которые, по его мнению, являются вредными для собственной культурной идентичности.

Для реализации упомянутых положений Маастрихтского соглашения Евросоюз начал воплощать в жизнь ряд программ культурологического направления, таких, как «Леонардо», «Рафаэль», «Медиа», «Культура-2000» и других, предусматривающих предоставление на конкурсной основе финансовой поддержки (грантов) культурно-художественным или просветительским проектам .

С целью рационализации и повышения эффективности деятельности в сфере культурного сотрудничества был разработан единый финансовый и программный документ - «Культура-2000». Эта программа дважды продлевалась до декабря 2006 г. и была заменена программой «Культура-2007».

Указанный документ был направлен на создание, путем поощрения сотрудничества деятелей культуры и искусств с другими заинтересованными лицами и организациями государств-членов, общего европейского культурного пространства. Сохранение национального наследия стран - членов Европейского Союза необходимо было сбалансировать через свою деятельность, с одной стороны завершая формирование общего рынка, а с другой - сохраняя национальное наследие. Принятая Советом соответствующая директива свидетельствует о том, что экспорт культурных творений, которые имеют художественную, историческую или археологическую ценность, за пределы Сообщества, подлежит обязательному лицензированию в том государстве-члене, на территории которого этот предмет законно находится. Вместе с тем директива устанавливает механизм возврата собственнику культурных произведений, незаконно вывезенных с территории государства - члена ЕС после 1 января 1993 г. включительно. Для

2013 ВЕСТНИК ПАГС

этого устанавливается отдельная судебная процедура, которая регулирует также соответствующее сотрудничество компетентных органов государств-членов.

Законодательство ЕС об авторском праве, жесткая эффективная система защиты авторских и смежных прав - одно из главных средств, которое позволяет защитить достоинство и независимость художников и исполнителей и гарантировать, что европейское культурное творчество и соответствующая продукция получат необходимые ресурсы. Авторское право также защищено на уровне Европейского Союза. Соответствующая директива Еврокомиссии от 1998 г. гармонизирует срок действия авторского права в национальных законодательствах государств-членов и устанавливает его на уровне 70 лет после смерти автора литературного, художественного, кинематографического или аудиовизуального произведения. Для последних двух категорий отчисления указанного срока начинается с момента смерти последнего непосредственно причастного к ее созданию лица (режиссер, автор сценария, автор текстов, композитор). Кроме того, этот документ регламентирует защиту основных смежных прав (прав актеров, производителей фонограмм, продюсерских агентств и т.д.) в течение 50 лет .

Программа «Культура» ставит перед собой три основные цели: продвижение мобильности деятелей культуры, стимулирование распространения произведений искусства и других результатов культурной деятельности, усиление межкультурного диалога. Для достижения этих целей программа поддерживает три направления деятельности: культурные акции; учреждения культуры европейского уровня; исследования, анализ, распространение информации.

Поддержка культурных акций является одной из основных задач программы «Культура (2007-2013)». Это направление предполагает поддержку сотрудничества учреждений культуры разных стран в рамках культурных и художественных проектов, а именно многолетние совместные проекты, сроком 3-5 лет, совместные проекты сроком не более двух лет, а также специальные мероприятия высокого уровня. Поддержка программы ЕС «Европейские культурные столицы» относится к этой категории.

Успешно развивается поддержка учреждений культуры европейского уровня. В частности, стимулируется обмен между учреждениями культуры разных европейских стран, определяются потребности европейских художественных сообществ, представляющих сферу культуры при контактах с другими европейскими институтами.

В рамках всестороннего содействия развитию исследований и распределению информации в СМИ поддерживается распространение информации, которое пропагандирует деятельность программы «Культура» самыми разными способами. Во-первых, поддерживаются аналитические исследования в области культурного сотрудничества и культурной политики. Во-вторых, поддержку находят национальные контактные пункты, которые были созданы в странах-участницах для распространения информации о программе, проектах и практических аспектах культурного сотрудничества. В-третьих, поддерживаются сбор и распространение информации для того, чтобы культурные операторы могли пользоваться результатами проектов, финансируемых Европейским Союзом.

С конца 2012 г. на уровне парламента ЕС формируется новая культурная

32 2013 ВЕСТНИК ПАГС

программа под названием «Творческая Европа», срок выполнения которой -с 2014 по 2020 г. Данная программа, представленная на рассмотрение ЕС как крупнейшая система художественных грантов в Европе, будет расширена. В частности, в таких творческих отраслях, как культура и СМИ, впервые будет идти речь о субсидиях. Данная инициатива предполагает, что Европейский Союз вложит 4,5% своего ВВП в различные художественные начинания, связанные с попыткой стимулировать рост экономики за счет подъема индустрии искусства. Эти условия увеличат до 1,8 млрд евро бюджет для выполнения целей стратегии и повысят влияние культуры как экономического фактора .

Как предусмотрено новой программой, культурные и творческие инициативы будут способствовать экономическому росту. Цель программы: способствовать культурному и языковому разнообразию в Европе, укрепляя конкурентоспособность культурного и творческого секторов. Расширение транснационального сотрудничества должно привести к открытию новых рынков. Кроме того, планируется создать специальный инструмент финансирования для развития творческих отраслей в виде гарантийного фонда, что облегчит доступ к кредитам.

В целом же Европейская комиссия предоставила в 2001 г. поддержку более 190 проектам в различных областях культуры и искусства, а также исторического и культурного наследия на общую сумму 30 млн евро. Это финансирование было осуществлено в рамках масштабной европейской программы «Культура-2000», в реализации которой участвовали представители культуры 27 стран. В 2002 г. завершилась реализация 5-й рамочной программы Комиссии Европейского сообщества, которая инициировала и организовала реализацию целого ряда проектов научных исследований и разработок. К этому времени в данной Комиссии произошли серьезные структурные изменения, запечатлевшие новый подход к культурному наследию: созданы Генеральный директорат по культуре и образованию и Генеральный директорат по технологиям информационного общества, в рамках которого организован отдел прикладных программ по культурному наследию. Именно этот отдел стал заниматься организацией научно-исследовательских проектов, связанных с электронной культурой.

В процессе выполнения пятой рамочной программы стало очевидно, что выбранные направления и приоритеты не успевают за современными темпами развития технологий и подходов общества к проблемам информатизации, поэтому в марте 2000 г. Европейским Союзом была принята рассчитанная на 10 лет рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, нацеленная на создание «Европейского культурного пространства» (European Cultural Area). В первую очередь имелось в виду стимулирование международного сотрудничества для создания единого европейского культурного наследия. Кроме того, выработан целый комплекс программ и инициатив: программа «Технологии информационного общества» (1ST - Information Society Technologies), план мероприятий «Электронная Европа» (e-Europe), а также программа поддержки создания, распространения и использования электронных ресурсов по европейской культуре и науке (e-Content).

Таким образом, программа «Культура (2007-2013)» формирует и успешно реализует три основные цели: продвижение мобильности деятелей культуры,

2013 ВЕСТНИК ПАГС 33

стимулирование распространения произведений искусства и других результатов культурной деятельности, усиление межкультурного диалога. Для достижения этих целей программа поддерживает три направления деятельности: культурные акции; учреждения культуры европейского уровня; исследования, анализ, распространение информации.

Успешная реализация подобных проектов в масштабах всего Европейского Союза свидетельствует о потенциальной возможности внедрения и совершенствования наднациональных проектов в социальных сферах государств, находящихся в различных социально-экономических условиях. Современные интеграционные процессы на евразийском пространстве безусловно только выиграли бы при условии включения образовательных, культурных и социальных проектов наряду с существующими экономическими и политическими предпосылками.

Библиографический список

1. Договор о Европейском Союзе (в ред. Лиссабонского договора). URL: http://eulaw.ru/ treaties/teu

2. Сайт национальной публичной библиотеки г. Дюссельдорфа. URL: http:// oebib.wordpress.com/2010/10/21/dbv-eu-kulturprogramm-2014/

3. Сайт Федерального министерства образования, искусств и культуры Австрии. URL: http:// www.bmukk.gv.at/europa/eukultur/kultur20142020_konsultation.xml

4. Сайт Еврокомисии, Программа генеральной дирекции по вопросам образования и культуры. URL: http://ec.europa.eu/culture/our-programmes-and-actions/consultation/ consultation_document_de.pdf

34 2013 ВЕСТНИК ПАГС

Вопросами культурной политики занимается Комитет по культуре и образованию в Европейском парламенте и Генеральный директорат по образованию и культуре Европейской комиссии. В Совете ЕС регулярно проходят встречи министров культуры государств-членов.

Среди направлений культурной политики ЕС следует отметить охрану архитектурного и художественного наследия, расширение зрительской и читательской аудитории, развитие кинематографии и проведение символических акции.

Сохранение культурного наследия. Проведение мероприятий, направленных на сохранение культурного наследия, началось в 1980-е годы. По рекомендации Европейского парламента были сформированы фонды, из которых выделяются средства на реставрацию зданий и сооружений общеевропейского значения. В 1982-1983 гг. первыми получателями помощи стали Парфенон в Афинах и дворец дожей в Венеции. С 1997 по 2000 г. в рамках программы «Рафаэль» (бюджет около 30 млн евро) проводились работы по восстановлению и сохранению коллекций, библиотек, архивов, собраний фотографий, кинофондов, фондов звукозаписи, памятников архитектуры и культурных ландшафтов.

Создание в ЕС единого внутреннего рынка и, как следствие, устранение таможенных постов потребовали ужесточения контроля над вывозом произведений искусства за пределы Союза. В 1992 г. был принят регламент, по которому для экспорта произведений искусства требовалась единая для всех стран ЕС лицензия. Годом позже Совет принял директиву о возврате незаконно вывезенных с территории государств-членов предметов, представляющих художественную, историческую и (или) археологическую ценность.

Расширение зрительской и читательской аудитории стало приоритетом ЕС в 1990-е годы. Программа «Ариан» поддерживала выпуск и распространение литературы, содействовала развитию библиотек, финансировала переводы книг (особенно редких) с языка оригинала на другие языки стран ЕС, а также стимулировала повышение квалификации деятелей литературы и работников книгоиздания.

С 1990 по 1999 г. ежегодно присуждался приз «Аристейон» за лучшее литературное произведение и литературный перевод. В 2009 г. впервые был присужден приз Европейского союза в области литературы. В конкурсе участвовали писатели из 34 стран Европы, а его лауреатами стали сразу 12 авторов. Цели акции - содействовать многообразию современной европейской литературы, повысить интерес читателей к произведениям авторов из других стран ЕС и увеличить книжные тиражи.

Программа «Калейдоскоп» была призвана содействовать интеграции культурных традиций европейских стран. Она распространялась на такие сферы искусства, как сценическое (театр, танцы, музыка, опера), прикладное (живопись, скульптура, архитектура, графика), фотография и дизайн. К 1996 г. «Калейдоскоп» поддержал проведение в Европе 3000 спектаклей и выставок прикладного искусства, 75 культурных проектов и 11 фестивалей театра и музыки.

Ежегодно по инициативе Европейской комиссии и при содействии Европейского радиовещательного союза присуждается Европейский приз за преодоление культурных барьеров (.European Border Breakers Award - EBBA). Его лауреатами могут стать дебютировавшие в текущем году исполнители и музыкальные группы. Цель акции - преодолеть доминирование национальной продукции на музыкальных рынках и способствовать контактам между государствами-членами в области современной музыки.

Развитие кинематографии занимает важное место в политике ЕС, поскольку кино рассматривается не только как индустрия развлечений, но и как неотъемлемая часть европейской культуры. В настоящее время 60% кинопроката стран ЕС занимают американские фильмы, а на европейские приходится около 30%.

С 1991 г. в ЕС стартовала программа поддержки европейской киноиндустрии «Медиа». Из ее фондов была оказана помощь в создании около 4 тыс. художественных, документальных, телевизионных и мультипликационных фильмов. Среди них такие шедевры, как «Танцующая в темноте» JIapca фон Триера, «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи (удостоенный трех «Оскаров»), «Восток есть восток» Дэмиэна О’Донэлла. Новая очередь программы рассчитана на 2007-2013 гг., ее бюджет составляет 755 млн евро. Задача программы - повысить конкурентоспособность европейского кино в мире посредством подготовки высококвалифицированных специалистов, широкого внедрения цифровых технологий и распространения европейской кинопродукции за пределами ЕС.

Проведение символических акций призвано формировать общее представление о европейском культурном пространстве. Европейская комиссия спонсировала проведение Всемирной выставки в Севилье в 1992 г., приуроченной к празднованию 500-летия путешествия Колумба в Америку, и выставки Экспо-98 в Лиссабоне. С 1985 г. ежегодно выбирается «Столица европейской культуры» - город, в котором проводятся фестивали искусств, выставки, концерты. Проект оказался успешным, и теперь в нем участвуют два города. В 2009 г. ими были литовский Вильнюс и австрийский Линц.

В 2010 г. культурными столицами Европы стали немецкий Эссен, венгерский Печ, а также Стамбул.

Многолетние программы. В 2000 г. отдельные мероприятия и программы («Ариан», «Рафаэль», «Калейдоскоп») были объединены в рамочную программу «Культура-2000» с бюджетом в 167 млн евро. Ее целью являлось развитие творческой инициативы и культурных обменов, обеспечение широкого доступа к культурным ценностям, повышение уровня знаний европейских народов об истории и культуре друг друга, а также использование художественных средств для решения задач социально-экономического развития. Программа действовала до 2007 г.

В связи с расширением ЕС был разработан проект программы «Культура-2007» с бюджетом в 400 млн евро на период 2007-2013 гг. Ее главная цель - содействовать формированию общего культурного пространства при сохранении региональных и национальных культурных особенностей. Программа ставит три основные задачи: повышение мобильности деятелей культуры и искусства стран ЕС; свободное перемещение внутри ЕС художественных изделий и предметов культурного назначения (в первую очередь развитие выставочного дела); активизация межкультурного диалога.

2008 г. был объявлен в ЕС «Европейским годом межкультурного диалога». Его идея состояла в том, чтобы улучшить взаимное восприятие культурных традиций и ценностей народов Европы и таким образом укрепить взаимопонимание между ними. Бюджет акции составил 10 млн евро.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Политике ЕС в области образования придавалось большое значение буквально с первых шагов европейской интеграции, тогда как культурная политика сформировалась только в 1990-е годы в свете идеи формирования общей европейской идентичности. Сильное воздействие на эти направления деятельности ЕС оказывает глобализация. Она повышает актуальность таких задач, как укрепление конкурентных позиций ЕС в мире, продвижение европейских ценностей за рубежом, преодоление культурных барьеров, интеграция иммигрантов и т.п. Усиливается соперничество между Европой, США и Азией на рынке образовательных услуг и продукции культурного назначения.

2. В обеих рассматриваемых сферах действия ЕС лишь дополняют политику государств-членов. Образовательная политика проводится в основном методом открытой координации, а в культурной политике Сообщество реализует несколько специализированных программ. Не обладая крупными полномочиями и фондами, органы Евросоюза берут на себя функции стратегического планирования, ставят общие для стран ЕС задачи и на основе глубокой экспертизы предлагают методы их решения.

3. Образовательная политика ЕС тесно связана с концепцией устойчивого развития и задачей повышения конкурентоспособности Евросоюза, изложенными в Лиссабонской стратегии и стратегии «Европа 2020». Культурная политика призвана реализовать на практике девиз ЕС «единство в многообразии». Однако пока ее идейная составляющая продолжает формироваться, а результативность не поддается точной оценке.

Контрольные вопросы

1. Какие структуры в ЕС занимаются вопросами образовательной и культурной политики?

2. Как изменились приоритеты политики ЕС в области образования в 1990-е годы и чем это было вызвано?

3. Как образовательная политика ЕС призвана содействовать устойчивому развитию?

4. Как формулируется главная задача программы «Культура-2007»?

5. Почему, на ваш взгляд, ЕС уделяет значительное внимание развитию кинематографии?

© Е. Е. Беляева, 2012

© МПГУ, 2012

© Оформление. Издательство «Прометей», 2012


Рецензенты:

И. В. Харитонова, доктор философских наук, заведующая кафедрой романо-германских языков гуманитарных факультетов МПГУ;

Г. В. Беликова, кандидат культурологии, заведующая кафедрой второго иностранного языка факультета иностранных языков МПГУ.

* * *

Введение

Актуальность темы исследования. Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы, является примером осуществления экономической и политической интеграции, наряду с которыми инициирован процесс взаимопроникновения культур. Проблемам культурной интеграции и посвящено настоящее исследование.

В мировом масштабе европейская интеграция представляет собой если не уникальное, то, по крайней мере, достаточно специфический феномен. Вместе с тем интеграционные процессы в Европе неразрывно связаны с таким явлением, как глобализация, которая на сегодняшний день является одной из тенденций развития современного мира.

Сравнительно недавно в большинстве концепций глобализации принимались во внимание только экономические, идеологические и военные аспекты. Но, на наш взгляд, под процессом глобализации следует понимать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, которые в настоящее время затрагивают все сферы человеческого бытия, в том числе и культурную сферу. Прослеживается связь глобализации интернационализацией культуры. Впрочем, сам термин «глобализация» можно трактовать как результат многовекового процесса развития культуры.

Таким образом, возникает потребность изучения культурной политики Европейского союза в рамках современных глобализационных тенденций. Поэтому проблема «Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза» имеет научное значение и требует рассмотрения с культурологической точки зрения. Актуальность настоящего исследования обусловливается необходимостью изучения культурной политики Европейского союза, его деятельности, направленной на сотрудничество в культурной сфере между государствами-членами, на сохранение культурного наследия и поддержание необходимого уровня межкультурной коммуникации.

Культура в современных европейских странах является не только основой формирования общества, но и частью национальной внешней политики. Культурный обмен между странами – участницами ЕС напрямую влияет на уровень и интенсивность развития межгосударственных отношений.

Однако признание важной роли культуры, культурной политики и культурной интеграции пришло не с первых дней основания Европейского союза. Сначала культурные аспекты не были базисом процесса европейской интеграции, а история формирования экономических, юридических и политических основ интеграции стран Европы насчитывает около 50 лет. Впервые появление интереса к культурному сотрудничеству у государств – членов Европейского экономического сообщества можно наблюдать только с 1970-х годов.

И даже сегодня, по мнению Андраша Бозоки, министра культуры Венгрии, «мы еще не можем говорить о действительно полноценной европейской культурной политике» .

Основатели ЕС не учли необходимость в концептуализации культурной составляющей процесса объединения Европы. Первая ссылка на культуру появилась лишь в 1992 г. при подписании Маастрихтского соглашения (the Maastricht Treaty). Лидеры ЕС обратили внимание на культурный аспект процесса европейской интеграции только тогда, когда начался кризис интеграции и когда потребовались новые решения, позволяющие гражданам стран-участниц присоединиться к интеграционному процессу в рамках ЕС.

Жан Моне признал ошибочным тот факт, что во время создания Европейского союза огромное внимание акцентировалось лишь на политических, экономических и юридических составляющих процесса интеграции. Оглядываясь назад, Ж. Моне сказал: «Если бы мы должны были сделать все это снова, мы начали бы с культуры» . Ж. Моне, безусловно, был прав в том, что культура должна играть бо?льшую роль в европейской интеграции и она должна быть более тесно связана с основными областями экономического, правового и политического сотрудничества.

Процесс глобализации, расширение и иммиграция делают ЕС поликультурным сообществом. И для того чтобы этот факт не стал угрозой и проблемой для ЕС, культура рассматривается как основное и даже единственное средство обеспечения эффективного диалога и сотрудничества между государствами-членами. Именно успешная культурная политика является основанием оптимистических ожиданий, связанных с результативным завершением процесса интеграции в ЕС: увеличением европейского благосостояния, конкурентоспособности, творческого и новаторского потенциала.

Следует отметить, что в основе развития всегда лежит противоречие. Противоречие характеризует и актуальное состояние европейской культуры. С одной стороны, культура выступает как то общее, идентичное, что исторически и этнически объединяет народы Европы, объективно существующие в условиях межкультурного диалога, осознается этот факт сообществом или нет. С другой стороны, культура является проявлением единичности каждого из этнических сообществ, рефлексией их национального своеобразия и диверсификации в целом. В этом смысле перспектива культурного развития Европы видится ЮНЕСКО в достижении культурной идентичности, но на основе сохранения культурного разнообразия. Речь идет о формировании целостного, единого культурного пространства за счет взаимообогащения национальных культур. При этом имеется в виду не только межгосударственный уровень, но и поликультурные взаимодействия внутри отдельных стран – членов ЕС.

Итак, указанные обстоятельства и определяют в целом актуальность темы настоящего исследования.

Объект исследования – европейская политика в сфере культуры, которая определяет сущность, масштаб и направленность интеграционных процессов в Европейском союзе.

Предметной областью исследования являются формы культурной интеграции между государствами – членами Европейского союза, а также стратегические установки культурной политики, проводимой в рамках укрепления взаимоотношений между странами ЕС.

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом. Культурная интеграция является стратегией культурной политики ЕС на том основании, что она представляет собой форму организации взаимодействий между культурами различных сообществ, основанную на планировании, проектировании, концептуализации процесса создания общеевропейского культурного пространства.

Построение доказательства этой гипотезы определяет цели и задачи исследования.

Основная цель исследования состоит в комплексном изучении культурной политики Европейского союза.

Поскольку основой реализации культурной политики в рамках создания европейской идентичности является девиз ЕС о единстве в разнообразии, логично рассматривать культуру как основание интеграции в движении от общего к единичному и от единичного к общему. Такая постановка проблемы определяет и конкретные задачи исследования , а именно:

– воссоздать историческую картину возникновения и развития идеи европейского единства, становления Европейского союза;

– выявить историко-культурные предпосылки для установления взаимодействия между странами-участницами в рамках Европейского союза;

– дать характеристику основных направлений сотрудничества между странами Европейского союза;

– определить место культуры и рассмотреть проблемы культурной интеграции в системе глобализационных процессов;

– показать роль культуры в европейской интеграции;

– охарактеризовать основные направления культурной политики Европейского союза;

– доказать объективную необходимость и заинтересованность Европейского союза в развитии культурных связей между странами-участницами;

– рассмотреть программы и планы культурного сотрудничества стран ЕС, основные направления, результаты.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 90-х годов XX в. до 2011 г. При этом достижение цели и решение задач монографии, в частности обзор истории рождения, развития и реализации идеи европейского единства, диктовали необходимость выхода за нижнюю хронологическую границу.

Теоретико-методологические основания исследования. Выбор методологии, использованной в работе, обусловлен спецификой предмета и задачами исследования. Для раскрытия темы монографии автор обратился к принципам и методам, используемым в научной культурологической, исторической и политической литературе.

Основными принципами исследования стали историзм, объективность, системность, критическая интерпретация изучаемых фактов, процессов и явлений и другие.

Указанные общеметодологические принципы, а также задачи, решаемые в работе, обусловили выбор следующих методов исследования.

Хронологический метод использовался для анализа фактов, связанных с историческими условиями концептуализации европейской культурной политики. Ретроспективный метод позволил установить истоки возникновения идеи европейской культурной идентичности. Историко-сравнительный метод применялся при сопоставлении миграционной политики в странах ЕС. Структурно-функциональный метод позволил построить функциональную модель европейской культурной политики и определить иерархическую структуру ее акторов. Сочетание социологического метода и контент-анализа дало возможность систематизировать и изучить официальные и неофициальные документы, определяющие деятельность Европейского союза в области культурной политики, с точки зрения однородности информации о культурной политике ЕС, содержащейся в них. Благодаря применению критического метода была установлена эффективность/неэффективность мероприятий культурной политики ЕС в плане решения стратегических и тактических задач культурной политики.

Библиографическую базу данного исследования составили опубликованные и неопубликованные документы, а также материалы различного характера. Все источники, используемые в данной работе, можно условно разделить на следующие группы.

Первую группу источников составляют опубликованные (некоторые из них на русском языке) документы Европейского союза, раскрывающие историю становления и развития европейского интеграционного образования, а также важнейшие соглашения, на основании которых функционирует Евросоюз:

– учредительные договоры Европейского сообщества и Европейского союза;

– политические решения саммитов Европейского союза (Белые книги, Зеленые книги, проекты законодательных актов, сообщения, резолюции);

– документы Совета Европейского союза (рамочные решения, директивы, регламенты, декларации);

– Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии;

– Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» ЮНЕСКО.

Многие из неопубликованных документов, показывающих деятельность ЕС в различных областях, в том числе в культурной сфере, размещены на сайтах Евросоюза и его организаций. Это прежде всего сайты Представительства Европейской комиссии в России http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/index.htm , Генеральной дирекции по образованию и культуре Европейской комиссии http://www.minervaplus.ru/history/history.htm и официальные сайты Европейского союза: http://europa.eu/ , http://europa.eu/index_fr.htm , http://europa.eu/old-address.htm , http://www.ena.lu и другие.

Вторую группу источников образуют документы, касающиеся сотрудничества между странами – участницами Европейского союза, развития отношений между ними в 90-е годы XX в. – начале XXI в., как опубликованные, так и находящиеся на электронных носителях информации, рассказывающие об усилиях ЕС в налаживании отношений партнерства и сотрудничества между странами, входящими в ЕС.

Перечисленные использованные источники позволили обеспечить необходимую для исследования репрезентативность и достоверность, решить поставленные в монографии задачи.

Степень разработанности проблемы. При подготовке монографии автор опирался на многочисленные публикации отечественных и зарубежных культурологов, политологов, историков и социологов. Несмотря на отсутствие цельного монографического исследования по сформулированной проблеме, многие аспекты изучаемой темы рассматривались в культурологической, исторической, социологической и политологической литературе. В тематическом и содержательном отношениях имеющиеся работы можно разделить на следующие группы.

Первую группу составили труды западных ученых о зарождении и развитии идеи европейского единства.

Появление идеи европейского единства связано с именами таких политиков, мыслителей, как Э. Крюсе , Иржи Подебрад , Жан-Жак Руссо и другие.

Эти проблемы волновали таких известных людей, как К. А. Сен-Симон , Дж. Гарибальди , И. Кант .

Для восстановления исторической картины развития идей о европейском единстве автор опирался и на суждения исследователей П. Валери , Э. Гуссерля , Ж. Дерриды , А. Бриана , Э. Бенеша и других.

Идеи единства европейских народов были близки также и многим российским мыслителям. Проблемами европейской интеграции серьезно занимались Вл. Соловьев , Н. Я. Данилевский , К. Н. Леонтьев , Г. П. Федотов . Изучение их работ позволяет более полно осветить историю зарождения и развития идей о европейском единстве, глубже понять современные интеграционные процессы в Европе.

Во вторую группу входят зарубежные и отечественные исследования, рассматривающие историю Европейского союза, актуальное состояние европейской экономической интеграции и перспективы их развития.

Изучение истории европейской интеграции невозможно провести без исследований тех, кто стоял у ее истоков. Речь идет о работах Ж. Моне , А. Маршаля , Л. Эрхарда и других.

Анализ истории европейской интеграции, описание современного этапа ее развития можно найти в исследованиях таких зарубежных ученых, как М. Драгечевич-Шешич , А. Жерар , Ж. Гентил , М. ди Анджело , М. Весперини , Д. Адамс , А. Голдбард , Д. Тросби , Ф. Матарассо , Жак ле Гофф , Ч. Лендри , У. Бек , Г. Вестхейм , К. Малфлит , Э. Морен , X. Тиммерман и другие.

Немало западных исследователей считают, что эпоха европейского «строительства» закончена. Но другие исследователи находят данный тезис неверным. Они утверждают, что, несмотря на ряд проблем, европейская интеграция стала явлением, не имеющим прецедентов в мировой истории, и что перспективы Европейского союза обширны.

Западные исследователи писали и пишут о возможных моделях отношений между странами Евросоюза. Так, особого внимания заслуживают работы А. Моля , М. Драгечевич-Шешич , А. Визанда и других.

Стоит также обратить внимание на содержательную сторону перспектив развития Евросоюза. Данная тема достаточно подробно освещена в книге «Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития». Прогноз дальнейшего развития Евросоюза содержит 5 сценариев, 13 факторов, разделенных на 3 группы по их значимости, и т. д. Вывод, к которому приходят авторы данной книги, неоднозначен: «Траектория развития Евросоюза в ближайшее десятилетие будет пролегать между сценариями положительной динамики с элементами неустойчивости и умеренно неустойчивой динамики с весьма вероятными отклонениями в ту или иную сторону на конкретных временных интервалах» .

К третьей группе исследований, использованных в монографии, можно отнести работы, посвященные расшифровке таких понятий, как «глобализация», «европейская идентичность», «культурное разнообразие», «межкультурный диалог». Не так давно государства – члены Европейского союза признали существование европейской культурной идентичности и, соответственно, европейской культурной политики.

Введенный в конце XX в. термин «европейская идентичность» активно обсуждается в научной литературе (R. Lombaert, Ж.-К. Трише , Э. Ренан и другие). Его содержание трактуется по-разному. В соответствии с одной точкой зрения понятие европейской идентичности расшифровывается как преемственность и целостность развития различных типов общества, классов, слоев и личности. Существует и другой подход, в рамках которого ученые определяют идентичность как рациональный метод объединения в объединенно-разъединенном глобализацией мире.

В современной науке принято проводить параллели между глобализацией и международным распространением культуры. Многие исследователи говорят о культурной глобализации, ставящей на первое место проблему мультикультурализма и межкультурной коммуникации.

Бесспорно, культурное многообразие – одно из главных преимуществ Европы. И культурная политика устанавливается и проводится именно на основе национальных культур стран – участниц ЕС.

Однако появление таких структур, как Европейский союз, Совет Европы, активное развитие процесса глобализации меняют расстановку сил в сфере культуры. Многие ученые приходят к выводу о том, что бесконфликтное будущее ЕС, которое основывается на процессе культурного обмена, универсализация культуры, национальная толерантность – это иллюзия, поддерживаемая политикой стран-участниц.

Для создания реальной картины взаимоотношений государств – членов ЕС на культурном уровне многие исследователи (С. Каррера , Дж. Стейнс , В. Колер-Кох и другие) опираются на объективные историко-культурные предпосылки установления взаимоотношений между странами Европейского союза. Они признают возможность успешного культурного взаимодействия стран Евросоюза одним из важнейших факторов, определяющих будущее системы международных отношений.

Итак, проанализировав имеющиеся публикации по теме данного исследования, можно сделать вывод о том, что отечественная, зарубежная историография, политическая и другая специальная литература содержат большое число работ по отдельно взятым вопросам культурной политики ЕС. Однако в них отсутствует целостное исследование проблемы, сформулированной в рамках монографии.

Научная новизна данного исследования заключается в комплексном подходе к анализу стратегических установок культурной политики Европейского союза, а также предпосылок, факторов и проблем европейской интеграции в сфере культуры. Это дает возможность осмыслить логику и специфику интеграционных процессов ЕС и выявить их побудительные причины.

Ведение в научный оборот большого документального, историографического и фактологического материала, ранее мало известного исследователям, усиливает научную новизну и значимость работы.

Наиболее значимые научные результаты заключаются в следующем:

– проведен логический анализ сложного родо-видового понятия «культурная политика»;

– определены предпосылки разработки современной концепции культурной политики ЕС, основанной на признании ее двусторонней направленности: от единичного к общему и от общего к единичному;

– показано, что на современном этапе европейского строительства культуре придается первостепенное значение, а признание приоритетной роли культуры стало основополагающим для проведения социальной, экономической, дипломатической политики и политики безопасности ЕС;

– отражена роль культурной политики в преодолении кризиса европейской интеграции;

– установлено, что в основе межкультурного диалога стран – членов ЕС лежит противоречие между общим и единичным, между культурной однородностью и диверсификацией Европейского сообщества, а преодоление подобного противоречия является стратегической целью культурной политики ЕС;

– продемонстрировано, что достижение стратегической цели культурной политики ЕС связано с решением ряда тактических задач, которое находит свое отражение в реализации конкретных краткосрочных и долгосрочных программ, направленных на достижение единства в многообразии;

– выявлены специфические особенности и построена модель культурной политики ЕС;

– указаны проблемы актуальной культурной политики ЕС, определена эффективность мер, направленных на их преодоление;

– в контексте изучения европейского строительства раскрыты основные понятия, используемые в монографии: «культурная политика», «стратегия культурной политики», «культурная интеграция», «культурное многообразие» (диверсификация) и «культурная идентичность»;

– сделан вывод о том, что культурная политика выступает как определенным образом организованная система воздействий на культурные объекты действительности и одновременно как система обеспечения взаимодействий между культурными объектами и другими объектами действительности, представляющими общеевропейскую и общечеловеческую ценность.

Теоретическое значение данной работы определяется тем, что это первое в российской культурологической литературе комплексное исследование исторических, социальных, экономических и политических условий и предпосылок формирования культурной политики ЕС, а также и деятельности ЕС, направленной на интеграцию в культурной сфере. Положения и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения как интегративной культурной политики ЕС, так и культурной политики в других многонациональных сообществах.

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

  • · поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;
  • · социальная поддержка работников культурной сферы;
  • · сохранение европейского культурного наследия.

Суть этой политики -- придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

В настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее - Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается 64 правовых акта, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Во-первых, это 6 нормативно-правовых документов, входящих в блок первичного законодательства. Во-вторых, это 38 документов из блока вторичного законодательства. И 21 резолюция, принятых министрами по делам культуры в рамках Совета ЕС (блок дополнительного законодательства).

Важным моментом в культурном законодательстве ЕС является положение статьи № 151 ДЕС, в которой говорится, что Совет ЕС может принимать решения лишь о мерах поощрительного характера, что исключает какую - либо гармонизацию законов и правил государств - членов Сообщества, способствует взаимодействию с третьими странами и международными организациями, такими как Совет Европы и ЮНЕСКО. Большинство проектов ЕС открыты для стран - кандидатов и государств, с которыми подписаны соглашения о культурном сотрудничестве, включая Россию. Культурная политика Евросоюза, как и сама европейская культура, развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к консолидации и интеграции, с одной стороны, и к сохранению национальных особенностей и культурного многообразия -- с другой.

Еще в 1974 г. Европейский парламент принимает специальное решение о защите культурного наследия стран - членов Европейского экономического сообщества (Рекомендация Еврокомиссии государствам-членам относительно охраны архитектурного и природного наследия (№ 76/65/ЕЭС от 20.12.1974 г.)). С момента образования ЕЭС в 1957 г. это было первое такое юридическое решение. Но только с 1993 года Евросоюз основательно взялся за решение культурных проблем.

В период 1990 - 2000гг. было около 2,5 тыс. культурных проектов, разработанных в недрах институтов ЕС. Осуществлению данных проектов на практике было поручено 12 тыс. операторам, специализирующие в сфере культуры, причем все они отбирались только на конкурсной основе.

В июле 1990 года Еврокомиссия опубликовала условия для участия в программе «Европейская культурная сцена» (предвозвестница программы «Калейдоскоп»). В 1994 году данная программа была реорганизована с целью улучшения художественного и культурного сотрудничества между странами, входящими в Евросоюз. Так для поддержки 424 культурных проектов в рамках «Европейской культурной сцены» в период 1990-1995 гг. Еврокомиссией было выделено 1,43 млн. экю.

В 90-е годы культурная политика ЕС включала четыре основных направления: искусство, литературу, сохранение культурного наследия и специальные акции www. europa.eu.int/pol.

Е. Е. Беляева

Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза

Монография

© Е. Е. Беляева, 2012

© МПГУ, 2012

© Оформление. Издательство «Прометей», 2012


Рецензенты:

И. В. Харитонова, доктор философских наук, заведующая кафедрой романо-германских языков гуманитарных факультетов МПГУ;

Г. В. Беликова, кандидат культурологии, заведующая кафедрой второго иностранного языка факультета иностранных языков МПГУ.

* * *

Введение

Актуальность темы исследования. Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы, является примером осуществления экономической и политической интеграции, наряду с которыми инициирован процесс взаимопроникновения культур. Проблемам культурной интеграции и посвящено настоящее исследование.

В мировом масштабе европейская интеграция представляет собой если не уникальное, то, по крайней мере, достаточно специфический феномен. Вместе с тем интеграционные процессы в Европе неразрывно связаны с таким явлением, как глобализация, которая на сегодняшний день является одной из тенденций развития современного мира.

Сравнительно недавно в большинстве концепций глобализации принимались во внимание только экономические, идеологические и военные аспекты. Но, на наш взгляд, под процессом глобализации следует понимать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, которые в настоящее время затрагивают все сферы человеческого бытия, в том числе и культурную сферу. Прослеживается связь глобализации интернационализацией культуры. Впрочем, сам термин «глобализация» можно трактовать как результат многовекового процесса развития культуры.

Таким образом, возникает потребность изучения культурной политики Европейского союза в рамках современных глобализационных тенденций. Поэтому проблема «Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза» имеет научное значение и требует рассмотрения с культурологической точки зрения. Актуальность настоящего исследования обусловливается необходимостью изучения культурной политики Европейского союза, его деятельности, направленной на сотрудничество в культурной сфере между государствами-членами, на сохранение культурного наследия и поддержание необходимого уровня межкультурной коммуникации.

Культура в современных европейских странах является не только основой формирования общества, но и частью национальной внешней политики. Культурный обмен между странами – участницами ЕС напрямую влияет на уровень и интенсивность развития межгосударственных отношений.

Однако признание важной роли культуры, культурной политики и культурной интеграции пришло не с первых дней основания Европейского союза. Сначала культурные аспекты не были базисом процесса европейской интеграции, а история формирования экономических, юридических и политических основ интеграции стран Европы насчитывает около 50 лет. Впервые появление интереса к культурному сотрудничеству у государств – членов Европейского экономического сообщества можно наблюдать только с 1970-х годов. И даже сегодня, по мнению Андраша Бозоки, министра культуры Венгрии, «мы еще не можем говорить о действительно полноценной европейской культурной политике» .

Основатели ЕС не учли необходимость в концептуализации культурной составляющей процесса объединения Европы. Первая ссылка на культуру появилась лишь в 1992 г. при подписании Маастрихтского соглашения (the Maastricht Treaty). Лидеры ЕС обратили внимание на культурный аспект процесса европейской интеграции только тогда, когда начался кризис интеграции и когда потребовались новые решения, позволяющие гражданам стран-участниц присоединиться к интеграционному процессу в рамках ЕС.

Жан Моне признал ошибочным тот факт, что во время создания Европейского союза огромное внимание акцентировалось лишь на политических, экономических и юридических составляющих процесса интеграции. Оглядываясь назад, Ж. Моне сказал: «Если бы мы должны были сделать все это снова, мы начали бы с культуры» . Ж. Моне, безусловно, был прав в том, что культура должна играть бо́льшую роль в европейской интеграции и она должна быть более тесно связана с основными областями экономического, правового и политического сотрудничества.

Процесс глобализации, расширение и иммиграция делают ЕС поликультурным сообществом. И для того чтобы этот факт не стал угрозой и проблемой для ЕС, культура рассматривается как основное и даже единственное средство обеспечения эффективного диалога и сотрудничества между государствами-членами. Именно успешная культурная политика является основанием оптимистических ожиданий, связанных с результативным завершением процесса интеграции в ЕС: увеличением европейского благосостояния, конкурентоспособности, творческого и новаторского потенциала.

Следует отметить, что в основе развития всегда лежит противоречие. Противоречие характеризует и актуальное состояние европейской культуры. С одной стороны, культура выступает как то общее, идентичное, что исторически и этнически объединяет народы Европы, объективно существующие в условиях межкультурного диалога, осознается этот факт сообществом или нет. С другой стороны, культура является проявлением единичности каждого из этнических сообществ, рефлексией их национального своеобразия и диверсификации в целом. В этом смысле перспектива культурного развития Европы видится ЮНЕСКО в достижении культурной идентичности, но на основе сохранения культурного разнообразия. Речь идет о формировании целостного, единого культурного пространства за счет взаимообогащения национальных культур. При этом имеется в виду не только межгосударственный уровень, но и поликультурные взаимодействия внутри отдельных стран – членов ЕС.

Итак, указанные обстоятельства и определяют в целом актуальность темы настоящего исследования.

Объект исследования – европейская политика в сфере культуры, которая определяет сущность, масштаб и направленность интеграционных процессов в Европейском союзе.

Предметной областью исследования являются формы культурной интеграции между государствами – членами Европейского союза, а также стратегические установки культурной политики, проводимой в рамках укрепления взаимоотношений между странами ЕС.

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом. Культурная интеграция является стратегией культурной политики ЕС на том основании, что она представляет собой форму организации взаимодействий между культурами различных сообществ, основанную на планировании, проектировании, концептуализации процесса создания общеевропейского культурного пространства.

Построение доказательства этой гипотезы определяет цели и задачи исследования.

Основная цель исследования состоит в комплексном изучении культурной политики Европейского союза.

Поскольку основой реализации культурной политики в рамках создания европейской идентичности является девиз ЕС о единстве в разнообразии, логично рассматривать культуру как основание интеграции в движении от общего к единичному и от единичного к общему. Такая постановка проблемы определяет и конкретные задачи исследования , а именно:

– воссоздать историческую картину возникновения и развития идеи европейского единства, становления Европейского союза;

– выявить историко-культурные предпосылки для установления взаимодействия между странами-участницами в рамках Европейского союза;

– дать характеристику основных направлений сотрудничества между странами Европейского союза;

– определить место культуры и рассмотреть проблемы культурной интеграции в системе глобализационных процессов;

– показать роль культуры в европейской интеграции;

– охарактеризовать основные направления культурной политики Европейского союза;

– доказать объективную необходимость и заинтересованность Европейского союза в развитии культурных связей между странами-участницами;

– рассмотреть программы и планы культурного сотрудничества стран ЕС, основные направления, результаты.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 90-х годов XX в. до 2011 г. При этом достижение цели и решение задач монографии, в частности обзор истории рождения, развития и реализации идеи европейского единства, диктовали необходимость выхода за нижнюю хронологическую границу.

Теоретико-методологические основания исследования. Выбор методологии, использованной в работе, обусловлен спецификой предмета и задачами исследования. Для раскрытия темы монографии автор обратился к принципам и методам, используемым в научной культурологической, исторической и политической литературе.

Понравилась статья? Поделитесь ей