Контакты

Методика стиль поведения в конфликтной ситуации. Компромисс

В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать, или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов.

Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов и увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.

Отсюда по мысли автора ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает приемлемой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим 2 основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление , означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание , для которого характерны как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество , когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Текст опросника

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и своих.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Часто я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Бланк ответов

Номер утверждения

Номер утверждения

Обработка результатов тестирования

Ответы испытуемых оцениваются в соответствии с ключом.

Ключ для обработки результатов

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Уровни выраженности стратегий

    0 – 3 – низкий;

    4 – 8 – средний;

    9 – 12 – высокий.

Сотрудничество. Следуя этому стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, стараясь, однако, при этом сотрудничать с другим человеком. Данный стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку стороны сначала «выкладывают на стол» нужды, заботы и интересы каждого, а затем обсуждают их. Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности. Вначале может показаться, что оба хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдаленное будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако существуют различия между внешними декларациями или позициями в споре и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Соперничество. Человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Согласно описанию динамики процесса К. Томасом и Р. Килменном, этот человек обычно старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам и притязаниям противоположной стороны, вынуждая ее принимать его условия решения проблемы. Для достижения цели он использует свои волевые качества, и если его воля достаточно сильна, то это ему удается.

Компромисс. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их по остальным позициям, другая сторона делает то же самое, то есть, стороны сходятся на частичном удовлетворении желания каждого. Они делают это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения. Такие действия могут в некоторой мере напоминать стиль сотрудничества, однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Один человек уступает в чем-то, другой также в чем-то уступает, и в результате они могут прийти к общему решению. Они не ищут скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества, а ограничиваются только тем, что говорят друг другу о своих желаниях.

Приспособление. Приспособленческое поведение человека означает, что он жертвует своими интересами в пользу другой стороны, уступая ей и принимая ее решение проблемы. К. Томас и Р. Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для Вас или когда Вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Избегание. Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки наилучшего решения, уклоняется, уходит от разрешения конфликта

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Задания и методические указания К выполнениЮ

контрольнЫХ работ по дисциплине

Инструкция: «Вам предлагается опросник, составленный из утверждений, которые вам будут предъявляться парами. Внимательно читайте оба утверждения каждой пары и выбирайте то из них, которое больше соответствует Вашему поведению. Выбирая ответ представляйте себе типичные, чаще всего встречающиеся ситуации, и выбирайте тот ответ, который первым пришел вам в голову, а не тот, к которому вы пришли после долгого обдумывания. Поэтому не тратьте время на долгие размышления. Здесь нет «хороших» или «плохих» вариантов. Вы можете выбрать любой ответ из двух, какой к вам больше подходит. Но свой выбор нужно сделать обязательно, не оставляя пропущенных вопросов».

Таблица 2.

Принадлежность каждого утверждения к типу ОСК.

А Б ОСК А /ОСК Б
Обычно я не стремлюсь добиться своего. Я часто отстаиваю свою позицию в споре. Старт
Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. Избегание/ Приспособление
Я пытаюсь уладить спорный вопрос с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. Компромисс/ Сотрудничество
Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
Я стараюсь найти компромиссное решение. Я стараюсь не задеть чувств другого человека. Компромисс/ Приспособление
Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. Сотрудничество/ Избегание
Я стараюсь избежать неприятности для себя. Я стараюсь добиться своего. Избегание/ Соперничество
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться главного. Избегание/ Кoмпрoмиcc
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. Избегание/ Соперничество
Я твердо стремлюсь добиться своего. Я пытаюсь найти компромиссное решение. Соперничество/ Компромисс
Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. Сотрудничество/ Приспособление
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. Избегание/ Компромисс
Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. Компромисс/ Соперничество
Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. Сотрудничество/ Соперничество
Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. Приспособление/ Избегание
Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. Приспособление/ Соперничество
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. Соперничество/ Избегание
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. Приспособление/ Компромисс
Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно. Сотрудничество/ Избегание
Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. Сотрудничество/ Компромисс
Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. Приcпocoбление/ Сотрудничество
Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека. Я отстаиваю свою позицию. Компромисс/ Соперничество
Как правило я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Сотрудничество/ Избегание
Еcли позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. Я стараюсь убедить другoгo пойти на компромисс. Приспособление/ Компромисс
Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого. Соперничество/ Приспособление
Я обычно предлагаю среднюю позицию. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. Компромисс/ Сотрудничество
Зачастую стремлюсь избежать споров. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Избегание/ Приспособление
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Улаживая ситуация, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. Соперничество/ Сотрудничество
Я предлагаю среднюю позицию. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. Кoмпрoмиcc/ Избегание
Я стараюсь не задеть чувств другого. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. Приcпocoбление/ Сотрудничество


Каждый ответ оценивается в один балл, который присваивается выбранному ОСК. Результаты теста представлены в виде столбчатой диаграммы, каждый столбик соответствует одному из пяти вариантов поведения.

Примеры протоколов (отчетов) по тесту Томаса

Пример 1. Испытуемый: М.С.П., 17 лет, муж., студент 1-го курса ТТИ ЮФУ.

ЦИОТ ЦППТ ТТИ ЮФУ.

Дата исследования: 20.11.2010, время: 10:52.

Ситуация исследования: учебный процесс.

Методика: тест Томаса. Направлен на определение типических способов реагирования в конфликтной ситуации, а также в групповой, командной работе.

Цель исследования: определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации.

Результаты и их анализ

В ходе исследования были получены результаты, которыепредставлены на рисунках 1 и 2.

Анализ результатов

На рисунке 1 видно, что доминирующими стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются сотрудничество (10 баллов из 12) и компромисс (9 баллов из 12). Наименее выражен способ реагирования «Избегание.

Рисунок 2. Профиль смысло-эмоциональной значимости (СЭЗ) по тесту Томаса

Полученный профиль СЭЗ дает возможность проанализировать пиктополиграфические результаты испытуемого.

Проведем анализ полученного профиля СЭЗ (рис.2) по отдельным кластерам, то есть применяемым стратегиям поведения.

Наиболее значимая или актуальная стратегия поведения для испытуемого на момент обследования является «Соперничество», причем со знаком «минус». На уровне вектора X, который отражает когнитивный аспект, испытуемый испытывает относительно «Соперничества» сомнения и отношение негативно. Эмоциональное отношение (вектор Y) говорит о неприятии. По вектору Z, реакция не значима и неуверенная, что говорит о неготовности или нежелании действовать в данном направлении, сомнении в её эффективности. Интегральный показатель (XYZ) лишь подтверждает неприятие данной стратегии поведения испытуемым. Соотнеся пиктополиграфические результаты с результатами на рисунке 1, можно сказать о неадекватности восприятия неосознаваемых и осознаваемых представлениях по поводу проявления данной стратегии в своем поведении, мыслях, эмоциональных проявлениях.

Наименее значимая или неактуальная стратегия поведения – «Избегание». Здесь реакции не только не достоверны, но и имеют разнонаправленный характер.

Самой конструктивной стратегией поведения является «Сотрудничество». Реакции испытуемого по всем трем векторам на данный вид стратегии носят слабовыраженный характер, односторонне направлены. Однако, интегральный показатель приобретает значимость (p<0,05). Это может говорить о том, что у испытуемого есть представления о данной стратегии поведения. Можно сделать предположение (из наблюдений экспериментатора), что актуальность данной стратегии поведения ушла на второй план, в силу ситуации, которая являлась учебной. Несколько человек, в том числе и испытуемый стремились во чтобы то ни стало пройти тест на эгоскопе. Соотнеся пиктополиграфические результаты с результатами на рисунке 1, есть тенденции к адекватности восприятия своих мыслей, эмоциональных переживаний и их проявлений в поведении относительно данной стратегии поведения, а именно «Сотрудничество».

Что касается стратегии поведения «Компромисс» , то реакции испытуемого говорят о какие-то представления о ней имеются (вектор Х), однако ни эмоционального отношения, ни готовности действовать в данном направлении не наблюдаются (Другие реакции незначимы. Кроме того, все реакции носят разнонаправленный характер). Пиктополиграфические и психологические результаты носят противоречивый характер.

«Приспособление». Хоть и реакции по векторам X и Y незначимы, их левосторонность в сочетании со значимой, правосторонней реакцией по вектору Z, говорит о том, что испытуемый с нежеланием приспосабливается при работе в команде. Либо жертвует своими интересами, чтобы избежать конфликта.

Выводы

Таким образом, учитывая условия проведения эксперимента, можно предположить, что поведение испытуемого в групповой команде или конфликтной ситуации будет носить скорее сотруднический характер с элементами приспособления. Также, испытуемый будет стараться избегать соперничества.

Пример 2. Испытуемый: Ч.М.Д., 29 лет, жен., магистрант 1-го курса ТТИ ЮФУ.

База проведения исследования: ЦИОТ ЦППТ ТТИ ЮФУ.

Методика: тест Томаса.

Цель исследования: определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации. Выявление, насколько человек может быть склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде, стремится к компромиссам и избегает конфликтов или, наоборот, идет на их обострение.

Результаты исследования можно посмотреть на рис. 1, 2 и 3. Протоколы исследования находятся в базе данных в компьютере в психологическом центре.

Анализ результатов

Рисунок 1. Гистограмма результатов прохождения теста Томаса

На рисунке 1 видно, что ни один из способов реагирования в конфликтных ситуациях не является доминирующим. Из максимального количества баллов (12) по каждой шкале испытуемой удалось по трем шкалам набрать по 7 баллов – сотрудничество, избегание, приспособление, 5 баллов по шкале компромисса, 4 балла по шкале соперничества. Все способы реагирования выражено средне или слабо, что может быть объяснено либо смешанным стилем поведения в конфликтных ситуациях, либо

Рисунок 2. Профиль СМК испытуемой ЧМД

Количество одиночных смысловых кластеров совпадает с количеством шкал, т.е. способов реагирования в конфликтных ситуациях. Рассмотрим все по порядку.

Избегание конфликтных ситуаций имеет значимые показатели по когнитивному (Х=15, при р‹0,05) и эмоциональному (У=-10, при р‹0,05) компонентам, а именно, испытуемая принимает идею избегания конфликтов на ментальном уровне, но эмоционально относится к этому негативно, при этом поступает соответственно этой идее (хоть показатель и незначим статистически) – избегает конфликтных ситуаций на уровне действий (Z=20, при Р›0,05). Вероятно в данной ситуации, испытуемый испытывает внутренние противоречия по поводу избегания: хорошо это или плохо? Либо испытуемый не осознает, что ему это не нравится, возможно, не хочет осознавать.

Интересные пиктополиграфические результаты получились по результатам кластера «Сотрудничество». Испытуемый во всех отношения (Х, У, Z) относится негативно, при том, что показатели статистически значимые при р‹0,05.В связи с тем, что на протяжении всего теста выявился большой разброс значений, то можно предположить, что испытуемый еще не сформировал понятия о том, что такое сотрудничество в принципе, и как с ним обходиться.

На примере кластера «Приспособление» можно увидеть, как проявились незначимые значения по всем трем векторам, при этом можно сказать, что, в целом, испытуемая еще не определилась для себя, с понятие приспособление.

Зато эмоциональное отношение к компромиссу у испытуемой сформировано на высоком уровне значимости р‹0,001. При этом остается в раздумьях, что об этом думать и как действовать, возможно, что у испытуемой не сформировано понятие о компромиссе на ментальном и поведенческом уровне.

О соперничестве испытуемая тоже немного задумывается, хотя эмоционально реагирует на него положительно и даже предпринимает в этой области действия, т.е. проявляет соперничество, хотя далеко не всегда.

Рисунок 3. Интегральные показатели одиночных смысловых кластеров

В итоге можно сказать, что испытуемая не совсем адекватно оценивает свои стили реагирования в конфликтной ситуации. Она полагает, что чаще проявляет себя сотрудничающим, избегающим, приспосабливающимся человеком (рис. 1). На самом деле не видит сотрудничества позитивным, не действует в соответствии с этими принципами, противоречиво относится к избеганию конфликтных ситуаций, хотя не осознает этого. Наблюдается также положительные тенденции к соперничеству и компромиссу (рис. 3).

Наконец, хочется добавить, что реакции испытуемого на осознанном и неосознаваемом уровне неуверенные (большой разброс значений и низкие баллы при психологической диагностике). Поэтому сложно заявлять о каких-то четких, предпочитаемых способах реагирования в конфликтных ситуациях.


Картавенко Михаил Валерьевич

Чекина Анна Данииловна

Методические указания

к выполнению лабораторных работ №1, 2

Изучение устройства и принципов работы

приборов, реализующих метод ГРВ

по курсу «Информатика и ЭВМ в психологии»

Для студентов, обучающихся по направлению 030300 – Психология

и специальностям: 030301 – Психология,

080801 – Прикладная информатика в психологии

Ответственный за выпуск: Картавенко М.В.

Редактор

Корректор

Издательство Технологического института Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44

Типография Технологического института Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1

В работе следует заменить слова – программа, ПО – на названия программы для Эгоскопа.

ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЕШЬ - ПОМЕТЬ ЦВЕТОМ!!!

Подумай. Может быть это сделать как приложение в ЭЭГ, этот пункт на пол странички (с рис. 1), а в приложении расписать немного подробнее.

А.В. все время на такое ругается, когда не понятно, что это такое. Расшифруй

Аналогично

Думаю этот пункт следует серьезно расширить (или сделать как приложение). Смотри как сделано по ЭЭГ. Иначе многое непонятно.

и расписать немного подробнее. как приложение в ЭЭГ, этот пункт на пол странички, а в приложенн Нужно приложение, где это описано

В данном месте желательно подробнее.

Было бы удобно иметь приложение, в котором бы показывалось в виде набора действий, как надевать электроды.

Смотри. Не понятно, в каком окне это делать. Возможно, стоит после открытия процедуры написать про то, в какое мы окно переходим. А то есть смысловой разрыв.

Полностью переписать абзац и пункт.

Подробнее описать, что это такое, для чего это нужно? Что такое оптимальные параметры? Какие значение оптимальные, а какие нет???

С описание как выйти в окно или поле, нужно и начинать описание программы.

Тут не хватает приложения с описанием одевания электродов

Пару предложение или подробное описание про ЭТО

Словами описать особенности оптимальных и неоптимальных сигналов

Вопрос – где эта пиктограмма? В панели инструментов? В группе «ХХХ», расположенной в панели инструментов?

Пункт не согласован. Я поправил. Просмотри еще раз, постарайся сделать пологичнее

Что за файл? Откуда

Окна чего? Основного окна программы? Смотри самый первый комментарий

Подробнее

При помощи такого-то инструмента, с названием таким-то

А не с помощью пиктограммы

Определиться по тексту с названием ПО

Поправил. Попробовать описать проще

Мне кажется, тут нужно больше подробностей.

Как я и писал, это нужно описать

И все. Возможно тут надо описать это более подробно. Указать везде пункты типового проведения, которые нужно смотреть

Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени - не более 15-20 мин.

Теоретические основы

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.

В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  3. компромисс
  4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Пять способов урегулирования конфликтов

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Процедура проведения

Инструкция

"В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации."

Обработка результатов

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Ключ

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 А Б
2 Б А
3 А Б
4 А Б
5 A Б
6 Б А
7 Б А
8 А Б
9 Б А
10 А Б
11 А Б
12 Б А
13 Б А
14 Б А
15 Б А
16 Б А
17 А Б
18 Б А
19 А Б
20 А Б
21 Б А
22 Б А
23 А Б
24 Б А
25 А Б
26 Б А
27 А Б
28 А Б
29 А Б
30 Б А

Интерпретация результатов

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

  • Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  • Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
  • Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей
  • Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса)

Тест К. Томаса позволяет выявить ваш стиль поведения вконфликтной ситуации.

Опросник Томаса не только показывает типичную реакцию на конфликт, но и объясняет, насколько она эффективна и целесообразна, а также дает информацию о других способах разрешения конфликтной ситуации.

При помощи специальной формулы вы можете просчитать исход конфликта.

Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса):

Инструкция:

В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Стимульный материал (вопросы).

А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б/ Я стараюсь добиться своего.

А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.

Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

Б/ Я отстаиваю свои желания.

А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Ключ к тесту Томаса типы поведения в конфликте:

Соперничество

(Конкуренция)

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Обработка и интерпретация результатов теста:

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применял двухмерная модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Пять способов урегулирования конфликтов.

Соответственно этим двум способам измерения К. Томас выделял следующие способы регулирования конфликтов:

    Соперничество (конкуренция) или административный тип, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

    Приспособление (приспосабливание), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.

    Компромисс или экономический тип.

    Избегание или традиционный тип, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

    Сотрудничество или корпоративный тип, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Он полагал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Другие специалисты убеждены, что оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.

Формулы, для прогнозирования исхода конфликтной ситуации: А) Соревнование + Решение проблемы + 1/2 Компромисса Б) Приспособление + Избегание + 1/2 Компромисса

    если сумма А>суммы Б, шанс выиграть конфликтную ситуацию есть у вас

    если сумма Б> суммы А, шанс выиграть конфликт есть у вашего оппонента.

Конфликты между людьми возникают неизбежно. Невозможно найти двух человек, мнения которых бы полностью совпадали.

С одной стороны, это плохо, а с другой - наличие нескольких точек зрения на ситуацию позволяет оценить ее с разных сторон и найти самое оптимальное решение возникшей проблемы или задачи. Как это ни парадоксально, но правильное способно даже укрепить и улучшить отношения между людьми.

Поведение в конфликтной ситуации

Чтобы правильно преодолеть необходимо выбрать оптимальную линию поведения, но это совсем непросто. Как правило, каждому человеку присуща только одна определенная линия, которую он предпочитает не менять.

Вопросом в конфликтных ситуациях плотно занимался американский психолог Кеннет Томас. Он оценивал поступки людей по двум критериям:

  • Насколько человек стремится отстоять собственные интересы в споре (напористость).
  • Насколько человек склонен учитывать интересы других (сотрудничество).

В результате долгих исследований психологу удалось выделить пять стандартных типов поведения человека в ситуации конфликта. Впоследствии в соавторстве с Ральфом Килманом он разработал специальный тест Томаса-Килмана, позволяющий определить, какая из этих моделей поведения наиболее характерна для того или иного человека.

Описание методики

Во многих источниках этот опросник часто называют кратко - тест Томаса. Описание его займет всего несколько строк.

Каждый из пяти способов реагирования на конфликт описан с помощью 12 суждений, а они, в свою очередь, в произвольном порядке сгруппированы в 30 пар. Испытуемому предстоит выбрать из каждой пары утверждений одно, кажущееся ему наиболее верным.

Текст самого опросника широко известен и найти его не составит труда. При всей своей простоте тест Томаса, результаты которого могут оказаться совершенно неожиданными, способен принести ощутимую пользу и значительно облегчить понимание сильных и слабых сторон личности.

Интерпретация результатов

Ключом к тесту является специальная таблица, с помощью которой можно определить, к какому типу поведения при конфликте наиболее склонен испытуемый. Узнав этот тип, можно легко предсказать, как будет развиваться конфликт и что нужно предпринять для его скорейшего разрешения.

Методика Томаса предполагает, что каждый человек склонен поступать в конфликтной ситуации по одному из пяти сценариев. Для особой наглядности их можно сравнить с манерой поведения того или иного животного:

  • Акула - соревнование, конкуренция.
  • Плюшевый мишка - приспособление, стремление уладить конфликт.
  • Черепаха - уклонение от конфликта, его избегание.
  • Лиса - компромисс.
  • Сова - сотрудничество.

Каждый из этих сценариев имеет свои положительные и отрицательные стороны, и все они не универсальны, то есть не могут конструктивно влиять на все без исключения конфликтные ситуации.

Соревнование

Человек-«акула» во всем склонен следовать исключительно своим интересам, абсолютно не интересуясь мнением окружающих. Он не признает компромиссов и считает, что победа одного всегда означает полное поражение другого. Стремясь достичь своей цели, такой человек, не задумываясь, пойдет по головам. В его арсенале могут быть даже не совсем законные и этичные действия, он легко может решиться на обман, подлог или провокацию. «Акула» всегда стремится обладать всей полнотой информации о противнике, но никогда не будет заботиться о его добром имени или душевном комфорте.

Такая линия поведения может быть оправдана лишь в ничтожном количестве случаев. Чаще всего это случается в острых кризисных ситуациях, когда некий облеченный определенными полномочиями человек должен очень быстро навести порядок и представить какой-либо результат. Во всех остальных случаях поведение «акулы» неприемлемо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения - как рабочие, так и личные.

Такие опасные склонности легко поможет выявить тест Томаса. Конфликтное поведение человека является серьезной проблемой для окружающих, а значит, в общении с ним нужно будет соблюдать особую осторожность.

Приспособление

Полной противоположностью «акуле» выступает «плюшевый мишка». Человек, склонный к подобному типу поведения, легко может поступиться своими интересами в угоду сопернику. Как правило, людей с искренне считающих, что их мнение не стоит учитывать.

Такая линия поведения может оказаться удачной в том случае, если предмет спора не имеет большого значения. Уступая сопернику, можно сохранить с ним дружеские отношения, и последствия конфликта будут минимальны. Однако отказ от отстаивания своих интересов в каком-либо важном споре может негативно повлиять на события жизни самого человека. Он рискует потерять уважение окружающих и прослыть бесхребетным. Такие люди часто становятся объектами для манипулирования.

Если тест Томаса выявляет склонность к приспособлению, человеку необходимо срочно начать работать над своей самооценкой, с ее повышением изменится и поведение.

Избегание

Люди-«черепахи» терпеть не могут конфликтов, а потому всячески стараются отложить или избежать выяснения отношений. Эта позиция характеризуется не только неспособностью отстаивать свои интересы, но и крайним невниманием к интересам других. Такой человек предпочитает спрятаться от проблемы, а не пытаться решить ее. Причиной тому служит и комплекс жертвы.

Этот вариант поведения можно оправдать, если причина конфликта незначительна для обеих сторон. В любых же серьезных ситуациях он может привести к дальнейшему росту непонимания между людьми и еще большему накоплению взаимных претензий. Такое тягостное для обеих сторон затяжное противостояние рано или поздно заканчивается взрывом эмоций и бурным выяснением отношений. Печальные последствия этого могут быть необратимы.

В случае если тест Томаса показал такой результат, человеку следует быть смелее и не страшиться проблем. Важно понять, что исчезает только решенная проблема, нерешенная же лишает человека сил и делает его жизнь абсолютно невыносимой. Спрятаться от этого нельзя.

Компромисс

Хитрые «лисы» всегда пытаются договориться с противником. Однако частичное удовлетворение требований обеих сторон, как правило, не приводит к завершению конфликта и служит лишь передышкой.

Слабым местом позиции компромисса является ее полная зависимость от позиции соперника, и если он не готов поступиться даже самой малой частью своих интересов, «лиса» неизменно окажется в проигрыше. Может случиться и так, что противная сторона излишне завысит свои требования, а потом «великодушно» поступится ими до необходимого ей на самом деле уровня. Именно поэтому, прежде чем идти на компромисс, необходимо обладать всей возможной информацией о предмете спора, чтобы не оказаться у разбитого корыта.

Людям, тестирование которых показало такой результат, следует быть более решительными и прямолинейными в отстаивании собственных интересов.

Сотрудничество

Наиболее оптимальный способ разрешить спор - найти такое решение, которое бы полностью удовлетворило претензии обеих сторон. Для этого нужны несомненные дипломатические способности и мудрость. Именно поэтому людей, склонных к такой линии поведения, условно назвали «совами».

Люди-«совы» предпочитают не увлекаться внешней стороной конфликта, а стараются понять его глубинную причину. К тому же они умеют быть честными со своим оппонентом и прекрасно приспосабливаются к его манере общения. Благодаря такой тактике они легко превращают противника в партнера, а конфликт быстро улаживается путем конструктивных переговоров.

Если тест Томаса показал этот результат, человека можно смело поздравить. В его жизни не должно быть каких-либо крупных ссор и конфликтов, а собственная проницательность поможет ему добиться очень многого.

Значение тестирования

Тест Томаса-Килмана часто используют для тестирования сотрудников при приеме на работу. По его результатам легко судить о поведении в целом. Методика Томаса позволяет оценить, какую позицию человек выберет в отношениях с коллегами и начальством. Также эта информация даст представление о том, как появление новичка повлияет на общую атмосферу в коллективе.

Пройти тест Томаса будет полезно всем. Он поможет трезво оценить собственное поведение и понять, что именно мешает успешно разрешать споры и оставаться в хороших отношениях с окружающими.

Понравилась статья? Поделитесь ей