Контакты

Профессор Черниговская о мозге, а мы – о душе! Татьяна Черниговская: «Как научить мозг учиться" Интересные факты о мозге человека черниговская.

Фото из открытых источников

Профессор Татьяна Черниговская, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ, читает интересные и полезные лекции о мозге, сознании и бессознательном, психике, искусственном интеллекте, мышлении и т.д. Порой в них проскальзывают поистине сенсационно-пугающие заявления о непостижимых тайнах и сюрпризах нашего самого мощного компьютера. В некоторые просто невозможно поверить. Мы собрали для вас самые неожиданные.

1. Мозг - это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей - это отдельный вопрос.

2. Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд – это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?

3. Действительно пугающая мысль - а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения? Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.

4. Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?

5. Чтобы тебя не раздирало изнутри, нужно выговориться. Для этого существуют исповедники, подруги и психотерапевты. Заноза, если ее вовремя не вынуть, устроит заражение крови. Люди, которые молчат и держат все в себе, находятся не только под серьезным психологическим или даже психиатрическим риском, но и под риском соматики. Любой профессионал со мной согласится: все начнется с язвы желудка. Организм един - и психика, и тело.

6. Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».

7. Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.

8. У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и квадратное - неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.

9. Я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл.

10. То что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я - это разное?» - спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал - ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.

11. За существование гениев мы платим огромную цену. Нервные и психические расстройства выходят на первое место в мире среди болезней, они начинают опережать по количеству онкологию и сердечно-сосудистые заболевания, что являет собой не только вообще ужас и кошмар, но, кроме всего прочего, очень большое динамическое бремя для всех развитых стран.

12. Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие-то программы в нем стоят уже, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете всю жизнь, пока не помрете. Он качает это все время, вы все время меняетесь, перестраиваетесь.

13. Мозг - это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт информации - это три миллиона часов просмотра видеоматериала. Триста лет непрерывного просмотра!

14. Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело - уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью.У компьютера этого тела нет.

15. Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.

Когда мне в силу специфики моих интересов приходится слушать лекции Татьяны Владимировны Черниговской, в голове постоянно прокручивается одна и та же фраза , сказанная святителем Лукой (Войно-Ясенецким).

Когда его судили в 1921 году, глава местного ЧК задал ему вопрос:

Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?

Будущий святитель ответил:

Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Исследуя работу мозга, Т.В.Черниговская, как настоящий учёный, задаётся множеством вопросов, которые она ставит не только себе, но и нам, в попытке синхронизировать наши мысли со своими. Особенно это заметно в те моменты, когда постулируется некое утверждение, не имеющее под собой никакой научной базы. «Нильс Бор и вообще квантовая физика ничего не могла сделать, кроме как включить наблюдателя (субъект) в научную парадигму, т.е. результат наших наблюдений зависит от того, кто и как наблюдает, а наблюдаем мы «мозгом». Какую нам мозг информацию поставит, в это мы вынуждены и верить, вариантов нет. Мы не зрители, а участники процесса, мы на сцене....» (Татьяна Черниговская: Чего мы не знаем о мозге. Лекция).

В данном случае мы - слушатели, являемся наблюдателями вербального воздействия на свой собственный мозг и одновременно участниками. Только зачем? Ведь мы даже представить себе не можем, какая нагрузка ложится на все эти безчисленные миллиарды нейронов в нашем мозге, которые должны будут осмыслить и принять непонятную для них информацию, несмотря ни на что. То есть наш мозг должен дать требуемый ответный сигнал, который войдёт в соответствие с основной идеей автора и усилит информационное пространство вокруг нас: именно мозг - основной инструмент отражения всего происходящего в мире, поэтому его изучение займет центральное место в 21 веке, - констатирует в своём выступлении учёный.

С учётом того, что уважаемый лектор - весьма опытный филолог, лингвист, философ и, конечно, психолог, такой сигнал обязательно будет получен от «наблюдателя», только не каждого. Согласитесь, думающий человек всегда будет тщательно взвешивать на весах своего собственного сознания всякую неизвестную ему информацию, невзирая ни на степени, ни на звания той личности, которая её транслирует, тем более, если это касается парадигмы жизни самого человека, т. е. нас с вами. В противном случае может быть разрушена и та зыбкая картина нашего с вами представления о жизни, которая худо-бедно, но сложилась в каждом из нас.

Высказывание Т.Черниговской о том, что мы не только зрители, но и участники всех происходящих вокруг нас событий, безусловно, имеет под собой определённое научное обоснование, поскольку является результатом реальных исследований учёных. Так, в частности, сотрудники лаборатории Принстонского университета (США) под руководством доктора Роджера Нельсона уже десятки лет исследуют влияние коллективного сознания на материальную действительность. Цель исследований предусматривает экспериментальное доказательство прямого влияния человеческого сознания на материальный мир в глобальном масштабе. Предполагается, что согласованная реакция людей на какие-то экстраординарные события может влиять на весь окружающий мир, что может быть зафиксировано подходящими устройствами, например, генераторами случайных чисел .

Другая же мысль учёного, которая фиксирует наше внимание на мозге, убеждает нас в том, что именно он является коррелятором всех происходящих в мире событий. И здесь следует заметить, что данная мысль верна только отчасти, поскольку вступает во множество противоречий, связанных с сущностью самого человека. Знания о нём настолько обширны и глубоки, что говорить только о мозге вне связи человека с его душой и духом значит ограничивать не только наше мышление, но и само сознание.

Особенно интересной на этом фоне является мысль учёного, высказанная относительно мозга через призму собственного философского мышления и не имеющая ничего общего с научным обоснованием. «Мозгу никто не нужен, - говорит Черниговская, - он самодостаточен..., он сам по себе, ему внешний мир не помогает..., для него галлюцинация столь же реальна, как и любой реальный мир... и мозгу всё равно, наша зависимость от мозга гораздо больше, чем мы об этом привыкли думать» (Лекция. Там же).

У нас, по словам Т.Черниговской, нет никакой иной возможности получать какую бы то ни было информацию, кроме той, что в мозге. Сам мозг, объясняет учёный, - это сложнейшая нейронная сеть, которая обеспечивает нам работу нашего сознания.

Действительно, мозг участвует в работе нашего сознания, но наука ни в одном из своих разделов так и не сказала нам ничего определённого об этой сложнейшей функции нашего естества - сознании. Именно поэтому, по словам самой Черниговской, под сознанием подразумевают совершенно разные вещи. О какой же исключительной ответственности мозга в работе сознания мы тогда говорим?

С одной стороны, констатируется, что мы наблюдаем мозгом, какую информацию нам мозг поставляет, в неё мы и вынуждены верить, и у нас нет вариантов. По словам Черниговской, получается так, что именно мозг является хранилищем всякой информации, её поставщиком, и он выдаёт нам эту информацию по мере необходимости. С другой стороны, говорится, что безполезно искать в мозге места, в которых что-то хранится, нет таких мест. Память - это процессы, причём всегда новые, вспоминание всякий раз другое, там нет застывших форм, поясняет профессор, - память обеспечивается всей нейронной сетью миллиардов клеток. Хорошо бы ещё определиться (наша мысль постоянно работает в поиске адекватного ответа на поставленные вопросы), каким образом и откуда информация попадает в эти нейроны, которые обеспечат ей продвижение в нужную сторону. То, как будет воспринята эта информация и как она сработает, тоже немаловажно. Но остаётся главный вопрос: является ли мозг источником сознания?

Наука с этим определиться никак не может, однако существует множество примеров из жизни, когда люди со страшными травмами головного мозга не только остаются жизнеспособными, но и не утрачивают сознание. В медицинской практике есть примеры, когда мозг человека имеет множественные повреждения, но сознание при этом работает в обычном режиме.

Таким уникальным примером для нас может послужить человек по имени Карлос Родригес, живущий в Майами. Он попал в автомобильную аварию, в результате чего вылетел из машины через переднее стекло и приземлился головой на асфальт. Срочная медицинская помощь спасла Карлосу Родригесу жизнь, но он теперь вынужден жить без лобных долей головного мозга.

Стараниями учёных принято считать, что мозг получает информацию из окружающего мира, перерабатывает её, хранит и принимает те или иные решения, и именно этот процесс ускоряет биологическую эволюцию человечества. Но есть исследователи, которые не уверены в том, что информация действительно хранится в мозгу, а также и в том, что именно он управляет нашими поступками. На XVI Всемирном философском конгрессе, проходившем в 1978 году в Дюссельдорфе, собрались более 1,5 тысяч ученых из 60 стран мира. Выступая на нём, австралийский нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1963 году, Экпс Джон Кэрью предложил гипотезу, согласно которой механизмы деятельности мозга приводят в действие некий «психический принцип», находящийся вне человека. На первый взгляд, подобное предположение звучит странно, противоречит здравому смыслу и накопленному человечеством опыту. Но, вероятно, у известного ученого были основания для подобного утверждения. И не у него одного возникали подобные гипотезы об иных, нежели принято думать, функциях мозга.

Гипотезу о том, что сознание существует независимо от мозга, отстаивают и современные голландские физиологи под руководством Пима ван Ломмеля, заявившего, кстати, что мыслящей материи, возможно, вообще не существует. Мозг работает как коммутатор, принимая сигналы и передавая их к «абонентам». Такой же точки зрения придерживаются и некоторые английские учёные: Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона, и Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии. По мнению Парния, мозг, как и любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Он работает как устройство, обнаруживающее мысли! В медицинской литературе описано много случаев, стоящих в одном ряду со случаем Родригеса, когда человек с повреждённым мозгом продолжал жить, как ни в чём не бывало. Врачи были не в состоянии объяснить такие случаи. Однако если приведенная выше гипотеза верна, всё становится на свои места. В 1957 году в Американской ассоциации психологов был заслушан доклад доктора Яна В. Брюэля и Джорджа В. Олби, проведших операцию по удалению пациенту правой половины головного мозга. К великому изумлению врачей, прооперированный мужчина 39 лет быстро поправился и не утратил своих умственных способностей. Разумеется, все эти случаи можно назвать парадоксальными отклонениями от нормы, и на том успокоиться, вернувшись к традиционным представлениям о работе нашего мозга. Однако даже самый уникальный автомобиль не может функционировать без мотора, а компьютер - без винчестера. Стало быть, либо наши представления о человеческом мозге в корне не верны, либо среди нас бродят биороботы инопланетного происхождения, препарирование черепных коробок которых и вводит земных учёных в заблуждение.

После приведённых примеров становится понятно, почему Т.В.Черниговская так не любит И.П.Павлова, о чем она без сожаления высказывается в своей лекции. Ведь Павлов, исследуя работу мозга, ставил очень не удобные для аналитической философии вопросы, которые так и не решены до сих пор. Современный философ Д.И.Дубровский в своей работе «Психические явления и мозг» пишет: «Сущность психофизиологической проблемы может быть выражена следующим вопросом И. П. Павлова: «Каким образом материя мозга производит субъективное явление?»

И здесь нужно заметить, что именно возникновение субъективной реальности ставит весь учёный мир в тупик, из которого не видно выхода. Нам же безапелляционно заявляется, что всё, чем мы владеем в информационном плане, исходит именно от мозга, «других вариантов нет»!

Конечно, можно сказать, что с научными данными спорить не нужно, но как тут быть, если одна область науки противоречит другой? К кому примкнуть, чьи научные изыскания считать более надёжными? Выбор остаётся за нашим сознанием!

Сейчас медицина, кроме исследований головного мозга, природу которого она никак не может постичь (не используется почему-то весь объем мозга при обработке информации), стала более активно исследовать и другой центральный орган человеческого тела - сердце. Уровень смертности от заболеваний сердца до сих пор самый высокий в мире. К каким же выводам пришли другие учёные?

В настоящее время некоторые из самых передовых исследований в области сердца проводятся в (Institute of HeartMath - IHM) в Булдер Грик, штат Калифорния. Основатель Института Док Чайлдре (Doc Childre) и его соавтор Ховард Мартин (Howard Martin) предпринимают дерзкую попытку заглянуть в глубины сердца и его связи с умом, телом и духом. Они представляют поразительную информацию о том, как каждый удар нашего сердца переносит сложные послания, воздействующие на наши эмоции, наше физическое здоровье и качество проживаемой нами жизни. Вот что мы узнаём из разработок данного направления исследований.

«За последние годы ученый в области неврологии, д-р Дж. А. Армер (J. A. Armour) совершил потрясающее открытие: сердце обладает своим собственным внутренним мозгом и нервной системой. Это помогло объяснить открытие физиологов из Исследовательского Института Фелз (Fels Research Institute), совершенное в 1970-х: "головной мозг" послушно подчиняется посланиям, поступающим из "мозга сердечного".

Исследования Института позволили обнаружить основную связь между сердцем и эмоциями. Исследования дают пояснение тому, как сердце откликается на эмоциональные и ментальные воздействия. Когда мы испытываем такие эмоциональные реакции, как гнев, разочарование, тревогу, неуверенность, ритм сердца становится несогласованным, или неровным, прерывается связь между сердцем и мозгом.

Так, негативные эмоции создают цепь реакций в теле - кровеносные сосуды сужаются, кровяное давление повышается, и иммунная система ослабляется. Такого рода устойчивое нарушение равновесия может привести к перенапряжению сердца и других органов, которое может закончиться серьезными проблемами со здоровьем. Когда мы испытываем такие сердечные эмоции, как любовь, забота, признательность и сострадание, сердце работает в равномерном или спокойном ритме, усиливая связь между сердцем и мозгом. ...

Согласно Чайлдре и Мартину, по мере того, как мы учимся быть и сердечными, и разумными, укрепляется наше эмоциональное равновесие и согласованность между сердцем и мозгом, и мы можем быть приятно удивлены новым, расширившимся уровнем ясности ума, продуктивностью, физической энергией, отношением к окружению и качеством жизни».

Следует заметить, что, пока наука докапывается до такого очевидного (не для всех, конечно) с нравственной точки зрения понятия, как сердечность, Православное Христианство постоянно постулирует эту простую истину: очищенное от греха сердце делает человека и разумным, и отзывчивым, и сердечным. Так что все эти воздыхания по поводу одарённых личностей, невероятного интеллекта, который якобы зависит от свойств мозга, ничего не стоят без внутреннего духовного состояния человека, какими бы способностями он ни обладал. Недопонимание самого непосредственного взаимодействия между мозгом и сердцем, недооценка комплексного изучения наук естественных и вероучительных не только не повысит уровень сознания человека, но приведёт его к полной деградации. И вот это - то основное, что, на мой взгляд, упускается из размышлений Черниговской о мозге.

Иеромонах Пахомий (Петренко) в своей книге

Фото из открытых источников

Профессор Татьяна Черниговская, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ, читает интересные и полезные лекции о мозге, сознании и бессознательном, психике, искусственном интеллекте, мышлении и т.д. Порой в них проскальзывают поистине сенсационно-пугающие заявления о непостижимых тайнах и сюрпризах нашего самого мощного компьютера. В некоторые просто невозможно поверить. Мы собрали для вас самые неожиданные.

1. Мозг - это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей - это отдельный вопрос.

2. Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд – это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?

3. Действительно пугающая мысль - а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения? Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.

4. Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?

5. Чтобы тебя не раздирало изнутри, нужно выговориться. Для этого существуют исповедники, подруги и психотерапевты. Заноза, если ее вовремя не вынуть, устроит заражение крови. Люди, которые молчат и держат все в себе, находятся не только под серьезным психологическим или даже психиатрическим риском, но и под риском соматики. Любой профессионал со мной согласится: все начнется с язвы желудка. Организм един - и психика, и тело.

6. Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».

7. Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.

8. У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и квадратное - неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.

9. Я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл.

10. То что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я - это разное?» - спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал - ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.

11. За существование гениев мы платим огромную цену. Нервные и психические расстройства выходят на первое место в мире среди болезней, они начинают опережать по количеству онкологию и сердечно-сосудистые заболевания, что являет собой не только вообще ужас и кошмар, но, кроме всего прочего, очень большое динамическое бремя для всех развитых стран.

12. Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие-то программы в нем стоят уже, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете всю жизнь, пока не помрете. Он качает это все время, вы все время меняетесь, перестраиваетесь.

13. Мозг - это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт информации - это три миллиона часов просмотра видеоматериала. Триста лет непрерывного просмотра!

14. Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело - уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью.У компьютера этого тела нет.

15. Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.

Татьяна Черниговская - дважды доктор наук и ведущий специалист в области когнитивных наук России. Также известна своими лекциями на тему «Как заставить мозг учиться». Что же интересного и полезного рассказывает Татьяна Черниговская? Мозг она советует постоянно развивать, как другие мышцы. Излишнее желание родителей погрузить дошкольников в развитие называет тщеславием. А ЭГЕ называет несовершенным методом оценки знаний. О других интересных фактах про мозг читайте далее.

Татьяна Черниговская: как научить мозги

Факт 1. Мозг обучается всегда, даже когда мы не обращаем на это внимание.
Факт 2. Если ребенок после короткого обучения устал, хочет сделать перерыв или даже поспать - не стоит ругаться. Это природная реакция мозгов. Лучший способ усвоить информацию - узнать ее перед сном и погрузиться в сновидения. Во время сна информация усваивается лучше всего. Вот почему детям так важно спать не менее 8 часов.
Факт 3. Мальчиков нужно почаще хвалить и вовлекать в активную деятельность. Им противопоказано сидеть на месте. В мальчиках слишком много активной энергии, не обеспечивая им ее выход в мирном русле, родители рискуют вовлечь ее в немирное.
Факт 4. Мальчики прекрасно развиваются в условиях соревнований и конкурсов. Письменные задания для них мало полезны.
Факт 5. Для девочек важна эмоциональная составляющая и общение, контакт с глазами.
Факт 6. Девочки любят цветную атмосферу, их комната и класс должны быть в ярких красивых тонах.
Факт 7. Дети не врут, ведь считают, все что им известно - известно всем. Когда малыш начинает врать - это развитие мозга на высшем уровне. Ребенок начинает разделять границы свои и чужие.
Факт 8. Очень важно развивать мелкую моторику ребенка. Игра с пластилином является намного более полезной для пластичности нейронных сетей, чем просмотр мультиков или игра на планшете.

Татьяна Черниговская про мозг, память, внимание и языки

Что еще советует Татьяна Черниговсткая? Мозг человека намного лучше развивается, если владеет более чем одним языком. В идеале знаете родной и английский? Почему бы не выучить испанский или французский? Так вы сможете продлить свою старость и болезнь Альцгеймер. Ребенка также важно учить английскому, но ни к чему делать это с яслей. Малыши трудно запоминают информацию, если посадить их за парты и начать загружать словами. А вот песни и игры на английском могут пойти на пользу.

Интересный пример приводит Татьяна Черниговская о мозге мамы знакомого. В 89 лет пожилая женщина начала жаловаться на плохую память, сын посоветовал ей учить древнегреческий. Память улучшилась.

Факт 9 . Ребенок в 7 лет может быть еще не готов учиться. Лобные доли мозга развиваются у каждого по-разному. И ускорение развития будет губительно для крохи. Нужно просто подождать, а не заставлять ребенка грызть гранит науки, если его мозг пока что развит для игр и рисования.
Факт 10. Мальчики лучше работают в проветренных помещениях.
Факт 11. Музыка положительно влияет на нейропластичность. Детей стоит приучать к хорошей музыке, прививая чувство прекрасного. Делать это можно еще во время беременности.
Факт 12. Обучение меняет нейронные сети в мозгу. Вы дочитали эту статью до конца, и ваш мозг уже изменился.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Профессор Татьяна Черниговская, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ, читает интересные и полезные лекции о мозге, сознании и бессознательном, психике, искусственном интеллекте, мышлении и т.д. Порой в них проскальзывают поистине сенсационно-пугающие заявления о непостижимых тайнах и сюрпризах нашего самого мощного компьютера. В некоторые просто невозможно поверить. Мы собрали для вас самые неожиданные.

Мозг - это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей - это отдельный вопрос.

Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд – это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге принимает решение: человек или его мозг?

Действительно пугающая мысль - а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения? Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.

Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна.

Чтобы тебя не раздирало изнутри, нужно выговориться. Для этого существуют исповедники, подруги и психотерапевты. Заноза, если ее вовремя не вынуть, устроит заражение крови. Люди, которые молчат и держат все в себе, находятся не только под серьезным психологическим или даже психиатрическим риском, но и под риском соматики. Любой профессионал со мной согласится: все начнется с язвы желудка. Организм един - и психика, и тело.

Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».

Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.

У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и квадратное - неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.

Я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл.

То что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы . «Вы хотите сказать, что мозг и я - это разное?» - спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал - ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.

За существование гениев мы платим огромную цену. Нервные и психические расстройства выходят на первое место в мире среди болезней, они начинают опережать по количеству онкологию и сердечно-сосудистые заболевания, что являет собой не только вообще ужас и кошмар, но, кроме всего прочего, очень большое динамическое бремя для всех развитых стран.

Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие-то программы в нем стоят уже, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете всю жизнь, пока не помрете. Он качает это все время, вы все время меняетесь, перестраиваетесь.

Мозг - это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт информации - это три миллиона часов просмотра видеоматериала. Триста лет непрерывного просмотра!

Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело - уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью. У компьютера этого тела нет.

Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания.

Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.

Понравилась статья? Поделитесь ей