Контакты

Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века. Калмыцкие казаки: Хурулы Области войска Донского

Калмыки в составе Донского казачества

Калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России.

В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру.

В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.

В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.

В годы Отечественной войне 1812 года калмыки под командованием атамана Платова наводили дикий ужас на наполеоновские войска. Победоносно вошли и в побежденный русскими войсками Париж.

В 1856 году в Калмыцком округе было 13 станиц, в которых проживало 20635 человек (10098 мужчин, 10537 женщин). Лошадей числилось 31455 голов, КРС - 63766 и овец 62297 голов.

В 1862 году для донских калмыков ввели станичное управление, подчиненное Донскому Войску. По административному устройству калмыцкое кочевье делилось на три улуса, а 13 сотен были преобразованы в станицы.

В 1891 году по положению земельный пай на одного мужчину составлял 15 десятин, остальные земли принадлежали станичному обществу, которое при призыве казака-калмыка на военную службу обеспечивало его конем, оружием и одеждой. С 1 сентября 1891 года донские калмыки в правовом отношении были приравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества. При этом прежние сотни были переименованы в станицы: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский.

В 1898 году донские калмыки имели окружную школу и семь станичных начальных школ. По данным на 1913 год, на территории Сальского округа без учета работающих в других округах и конных заводах проживало 30178 человек. В округе было 13 станиц и 19 калмыцких хуторов. После окончания Гражданской войны в 1920 году здесь проживало всего 10750 калмыков, т. е. население сократилось в три раза. Такое резкое сокращение численности калмыков, проживающих на Дону, за период с 1897 по 1920 годы (за 23 года) объясняется потерями казаков-калмыков на полях сражений в русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1920 гг.) и Гражданской (1918-1920 гг.) войнах.

После окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР началась работа по переселению калмыков из Донской области на территории Калмыцкого автономного округа. Предполагалось переселить 13 тысяч человек в Больше-Дербетовский улус (ныне Городовиковский район). По состоянию на 1 января 1925 года, переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области.

Председатель Больше-Дербетовского улусного исполкома Харти Бадиевич Кануков в своем докладе "О переселении донских калмыков по состоянию на 1 января 1926 года" отмечал, что за три года переселилось 15171 человек из всех 13 станиц Сальского округа.

29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение "О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа". По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в т. ч. калмыков 5 тысяч человек. Районный административный центр находился в станице Кутейниковской, просуществовавшей с 6 ноября 1929 года до даты депортации калмыцкого народа в Сибирь.

После возвращения из ссылки уроженцы Калмыцкого района Ростовской области в Кутейниковской соорудили памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В заложенной капсуле значатся имена более 800 воинов-калмыков, уроженцев Ростовской области, погибших за честь и независимость нашей Родины.

Согласно указу президента России Дмитрия Медведева казаки Калмыкии и Астраханской области официально вошли в состав реестрового Всевеликого Войска Донского.

Войсковой атаман Виктор Водолацкий, депутат Госдумы РФ, назвал это решение историческим событием и началом нового этапа по возрождению казачества на астраханской и калмыцкой земле.

07.12.2014 11:12

СЛАБОЕ ЗВЕНО

Важнейший геостратегический участок Евразии - низовье Волги и территория Северного Прикаспия - всегда был объектом беспокойства царского правительства. С приходом калмыков в середине XVII века на южные рубежи России набеги со стороны крымских татар резко сократились. По подсчётам западного исследователя Алана Фишера, количество угнанных в рабство людей с исконно русских земель, в том числе из пределов тогдашней Москвы, Тулы, Рязани и других, составило на протяжении XIV –XVII веков около 3-х миллионов человек.

Если учесть, что население России в XVII веке насчитывало около 10,5 млн. человек, то это колоссальная цифра. Начиная со второй четверти XVIII века «южная проблема» приобретает новую актуальность. Находившиеся в Астрахани армейские части были не в состоянии прикрыть обширные степные пространства от набегов казахов и «закубанских татар», грабивших русских поселенцев и российских подданных - калмыков и ногайцев.

Хотя с 30-х годов XVIII века казахи считались русскими подданными, однако, учитывая их «легкомысленные предерзости» , приходилось постоянно «иметь предосторожность и неусыпный и беспрерывный всегда разъезд» . Они угоняли скот, грабили солепромыслы и рыболовные ватаги, а людей, захваченных в плен, продавали на невольничьих рынках Средней Азии.

К примеру, в 1722 году на невольничьем рынке в Бухаре находилось свыше 5 000 русских пленников. Даже в середине XIX века на рынке в Хиве ежегодно продавалось до 500 русских, попавших туда не без помощи казахов.

ПО УКАЗУ ЕЛИЗАВЕТЫ

В связи с окончанием устройства Царицынской укреплённой линии в 1720 году, на охрану её были переселены 1057 семей с Дона, образовавших в 1737 году Волжское войско. Почти одновременно началась организация Астраханского казачьего войска. В 1727 году из городовых казаков Астрахани и крещёных калмыков была укомплектована трёхсотенная команда для отбывания службы на линии от Астрахани до Царицына.

В декабре 1736 г. астраханский вице-губернатор Ф. Соймонов доносил коллегии иностранных дел следующее: «... известно, что здесь за расходами регулярных (войск) малое число, а нерегулярных не имеется... не употребить ли здесь имеющихся крещеных калмык, купя им от казны лошадей и военное оружие, до 300 человек...» .

В самом начале 1737 г. было решено организовать казачье население Астрахани. Указом Военной Коллегии было приказано сформировать Астраханскую казачью команду из 100 человек казаков и 200 новокрещённых калмыков. 4 января 1737 г. Сенат издаёт указ коллегии иностранных дел: «...для охраны калмыцких улусов от намеренного каракалпацкого нападения употребить ныне в службу имеющихся при Астрахани крещеных калмык до трехсот человек. И для лучшей их к тому охоты и чтобы ревностнее служили, для их скудности, дать им в награждение по усмотрению, без излишества, также и лошадей и ружья купить из казны по рассмотрению же и на окое все деньги держать из астраханских доходов...» .

В состав этой казачьей команды входили, большей частью, крещённые калмыки Аха-Цатанова рода «которые будучи отягощены подводной гоньбою, впоследствии разбежались, из их числа осталось только сто одиннадцать человек, к которым, для укомплектования положенного пятисотенного количества человек, приказано было набрать в Астрахани и Красном Яру казаков из разночинцев, прежних стрелецких и казачьих детей, а так же из Донских верховых казаков и новокрещенных татар и калмыков» .

К середине 1737 г. состав Астраханского пятисотенного казачьего полка стабилизировался. Функции полка были обширны: часть его посылалась в качестве курьеров в Царицын, Кизляр, на Кавказ и в Крым. Остальные содержали по Волге разъезды и форпосты, которые направлялись к Каспийскому морю для предотвращения набегов со стороны казахов.

Часть казаков–калмыков охраняли рыбные и соляные промыслы, дороги от Астрахани до Кизляра. Так же в их службу входила обязанность сопровождать почтовый транспорт. Постепенно побережье от Астрахани до Чёрного Яра стало застраиваться станицами Астраханского казачьего полка. Вместе с казаками в эти станицы стали селиться калмыки, постепенно переходившие к осёдлости.

УСПЕХИ В ЗЕМЛЕДЕЛИИ

В 50-60-е годы XVIII века были построены станицы Лебяжинская, Сероглазовская, Замьяновская (по имени калмыцкого владельца Замьяна) и другие – всего 10 станиц. Во всех новых поселениях предполагалось, по- мимо казаков, поселить и калмыков. Тем более, что в 1763 г. старшина Замьян изъявил желание поселиться с подвластными ему людьми в городке на Волге. Ему было отведено место в урочище Крымский затон. Здесь же поселили и русских казаков, чтобы они обучили калмыков навыкам оседлой жизни.

С переводом казаков Волжского войска в 1770-1774 гг. на Терек (шла русско-турецкая война), функции Астраханского полка расширились. В него более активно стали привлекаться новые партии калмыков, и к 70-м годам их число достигло 600 человек. В период службы в этом полку некоторым калмыкам удалось продвинуться по служебной лестнице.

Так, в его списках за 1764 год числился на должности хорунжего калмык Андрей Ажгил, начавший службу ещё в 1745 году. Здесь же в должностях урядника и капрала служили его соплеменники Николай Михайлов и Алексей Фёдоров. В списках чинов полка за 1765 год появился ещё один калмык – Николай Уржин.

В 60–е годы XVIII века полк находился на Башмачаговской заставе. Астраханское войско было подчинено гражданским губернским властям, поскольку его служба носила в основном полицейские функции. Первые успехи астраханских калмыков-казаков в земледелии навели астраханского губернатора А. Бекетова на идею превратить всех калмыков–кочевников в осёдлое население.

Но его предложение не нашло поддержки в царском правительстве. Только через столетие этот план стал воплощаться благодаря решительным действиям атамана Гулькевича. В 1872 году для калмыков в станицах были отведены дворовые места, и основная масса новоиспечённых калмыков–казаков была вынуждена занять их.

В связи с этим им предоставили льготы от службы на один год, в течение которого они должны были устроить новую жизнь. В станицах Грачёвской, Дурновской, Красноярской, Косикинской, Замьяновской, Лебяжинской, Михайловской и Сероглазинской 738 душ калмыков обзавелись деревянными и турлужными (стены состоят из деревянного каркаса с горизонтально прибитыми к его стойкам жердями диаметром 6 см и заполнения глиносоломой) домами, а в тёплое время всё-таки продолжали жить в кибитках.

К началу XX века калмыки– казаки Астраханского казачьего войска окончательно стали заниматься земледельческим трудом и освоились с осёдлостью.

НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ

С начала XIX века вновь активизируется приём калмыков в астраханские казаки. Положение от 7 мая 1817 г. разрешало приумножать образуемое Астраханское казачье войско путём приписки к нему крещеных калмыков и татар. Активизируется переход в казачество, как простолюдинов, так и представителей светской аристократии Калмыцкой степи.

В декабре 1843 г. капитан Д. Тундутов обратился к астраханскому военному губернатору генерал-лейтенанту И. Тимирязеву с просьбой причислить его к Астраханскому казачьему войску с правом управлять подвластным ему улусом. 25 марта 1844 г. просьба Тундутова была удовлетворена. По Положению об управлении калмыцким народом 1847 года, калмыки, принадлежавшие владельцам, могли вступать в Казачье войско с их согласия, казенные калмыки - по предъявлению квитанции об отсутствии долгов. Калмыки-казаки получали пяти- летнюю льготу по исправлению повинностей казаков.

В начале XX в. калмыки-казаки проживали в Красноярской, Дурновской, Лебяженской, Замьяновской, Сероглазинской, Косикинской, Михайловской, Грачевской станицах. До революции главное управление Войска находилось в Астрахани. В административном отношении оно делилось на два отдела (правление 1-го было в Енотаевске, 2-го - в Камышине), должность Наказного Атамана выполнял астраханский военный губернатор.

Населяли казаки 18 станиц, калмыки–казаки проживали в половине из них. Всего к 1911 г. в станицах Астраханского казачьего войска проживало 738 калмыков. Главным занятием казаков низовых станиц было скотоводство, затем рыболовство. Верховые станицы занимались земледелием. Перед революцией коренных казаков было около 50-ти тысяч. Строевая форма была такой же, что и у донцов, с той лишь разницей, что погоны и лампасы были жёлтого цвета.

Из наших современников наиболее известными потомками астраханских калмыков–казаков можно назвать заслуженного тренера России Церена Балзанова (1937-2005) и учёного–историка профессора Михаила Иванова (1926-1998).

К началу XVIII века появляются калмыцкие поселения вне пределов Калмыцкого ханства. Это – Донское, Чугуевское, Ставропольское, Оренбургское, Яицкое. Во второй половине XVIII века они возникли также на Тереке и Днепре. Казаки, зная калмыков как «…добрых конников, храбростью отличных, к службе всегда готовых и ревностных», старались привлечь их в свое сословие.

Донские калмыки. Калмыцкие поселения на Дону возникли во второй половине XVII в. и росли в течение всего XVIII в. за счет притока калмыцких групп. Калмыцкая знать постоянно обращалась к российскому правительству с просьбами запретить калмыкам селиться на Дону, однако это не остановило притока калмыков на Дон.

Донские калмыки, включенные в состав казачьего Войска Донского, продолжали заниматься традиционным для них видом деятельности – скотоводством.

Со второй половины XVIII в. небольшая часть донских калмыков стала заниматься земледелием. Жизнь донских калмыков вплоть до XIX в. строилась традиционно по национальным законам.

С середины XVIII в. донская администрация делила своих подопечных на три улуса и несколько сотен, при этом улусного предводителя именовали атаманом, а сотенного – сотником. Донские калмыки, в зависимости от общевойсковой мобилизации, обязаны были комплектовать отдельные сотни во главе со своими владельцами (атаманами) и пополнять состав казачьих полков и команд.

Чугуевские калмыки .

В 60-е годы XVII в. небольшая группа волжских калмыков во главе с зайсангом Алексеем Кобиновым поступила на службу в Белгородский полк. В 1679 г. эта группа, приняв православную веру, по указанию российского правительства поселилась в пригородной слободе Осиповка г. Чугуева. Поселенные в Чугуеве калмыки вместе с украинскими казаками явились основателями Чугуевской казачьей команды, призванной защищать левобережную Украину от нападений крымских татар. В середине 30-х гг. XVIII в. команда была преобразована в Чугуевский казачий полк.

В 1803 г. жителей г. Чугуева исключили из состава полка, причем казаков-украинцев обратили в податное сословие, а основную часть калмыков перевели в состав Войска Донского для продолжения казачьей службы.

Ставропольское калмыцкое войско, оренбургские и яицкие калмыки. Ставропольское (на Волге) поселение калмыков возникло в 1737 г. и было одним из самых многочисленных среди калмыцких групп вне пределов калмыцкой степи.

В 1737 году было создано специальное поселение для крещеных калмыков в урочище Кунья Воложка, расположенном на месте впадения реки Воложки в Волгу, которое в 1739 году переименовали в г. Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти). Крещеным калмыкам отвели землю, построили дома и церковь. В 1744 году Ставропольская крепость была подчинена Оренбургской губернии.

Сенат своим решением от 19 ноября 1745 г. узаконил здесь систему казачьего управления. С этого времени поселение крещеных калмыков получило официальное название – Ставропольское калмыцкое войско, включавшее в себя 8 рот (в гражданском отношении – улусов). Значительная реорганизация в войске была проведена в мае 1760 г. В связи с этим создаются еще 3 роты из числа прибывших сюда калмыков из Джунгарии. Таким образом, всего стало 11 рот, а войско переименовали в Ставропольский калмыцкий корпус тысячного состава с подчинением Оренбургскому казачьему войску. Позже на его базе был сформирован Ставропольский калмыцкий полк.


Оренбургское калмыцкое поселение возникло с конца 40-х гг. XVIII в., когда правительство Российской империи решило организовать отдельный казачий корпус. В Оренбургское казачье войско калмыков приняли в 1755 г. В 60- е годы XVIII в. корпусом командовал калмык Андрей Анчуков , получивший казачий чин полковника, позднее – армейское звание секунд-майора. В дальнейшем число служилых калмыков в корпусе возросло за счет притока выходцев из Джунгарии и соотечественников из Калмыцкого ханства. В основном калмыки несли кордонную службу.

На Яике калмыки поселились в 20-х гг. XVIII в. Калмыки наравне с яицкими казаками несли здесь кордонную службу.

В 1727 г. из крещеных калмыков, кочевавших под Астраханью, была скомплектована команда из трехсот человек для охраны пограничной линии Астрахань – Царицын. В 1787 г. команду преобразовали в пятисотенный казачий полк, в котором наряду с калмыками служили астраханские и черноярские казаки и татары. Постепенно побережье Волги от Астрахани до Черного Яра стало застраиваться станицами, в которых вместе с казаками селились калмыки. К 70-м годам XVIII в. число калмыков в составе полка увеличилось до 600 человек.


Сальские казаки-калмыки. Начало 20 в.

После Азовского похода 1698г. в Приазовье был скомплектован Николаевский казачий полк для охраны вновь построенных здесь пограничных городков. В конце 20-х годов из войска Донского перевели к Азову 1000 калмыков на службу в этом полку. В 1777 г. полк был упразднен. Служивших в нем калмыков, учитывая их высокую воинскую выучку, перевели на Новую Днепровскую линию для продолжения службы.

В конце 70-х годов XVIII в. возник вопрос о создании Новой Днепровской линии, в районе которой проходила дорога, связывавшая Центральную Россию с Кубанью, Крымом и северным Кавказом. Из калмыков (855 чело- век), переведенных сюда из Николаевского казачьего полка, у местечка Токмак-Могила был создан форпост «весьма в небезнужном и совсем необитаемом месте».

В 1777 г. на землях Терского казачества возникло еще одно калмыцкое поселение. Переселение калмыков в этот район было вызывано необходимостью укрепить южные границы государства на Северном Кавказе крепостями, и обеспечением их дополнительным контингентом казаков. Поскольку калмыки были прирожденными воинами, то российская администрация старалась привлечь их в казачье сословие с дальнейшим использованием на пограничной и военной службе.

казак Ставропольского полка

Фото: Калмык на военной службе .

Как известно, калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России.

В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру .

В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.



В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.


Атаман ВВД, г.ш.генерал-лейтенант Богаевский А.П. пъёт чару с руководством калмыкского казачьего войска. Крайтий справа(для нас) полковник Тепкин, справа от Атамана - Нойон(князь) Тюмень, слева от Атамана - Бадьма Уланов - представитель донских калмыков на всех войсковых кругах Дона, активный общественный деятель калмыкского народа на Родине и в эмиграции, юрист, выпускник Ст.Петербургского университета.

Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века.

Становление официальных вассально-служебных отношений с Российским государством и военной службы калмыков достаточно чётко зафиксировано в граматах и договорах калмыцких тайшей с царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в 1618, 1623, 1630-1632ᴦ.ᴦ. В 40 - 50-х годах XVII столетия из монгольских сте­пей в Поволжье и на левобережье Задонья перекочевали племена ойратов (монголов, не принявших ислам, а исповедовавших разновидность буддизма – ламаизм), получившие название калмыков. Первоначально они часто вступали в столкновения с ногайцами и донскими казаками из-за территории и скота͵ затем стали налаживать связи и дипломати­ческие контакты. В 1648 году меж­ду калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз против крымских татар.
Размещено на реф.рф
Уже в 1651ᴦ. отряд калмыков переправился через Дон, двинувшись в набег на владения крымского хана, упредив готовившийся татарами поход против донцов. В феврале 1661 года в донскую столицу Черкасск с дипломатической миссией от предводителя калмыков Дайчин-Тайши прибыл посол Баатыр Янгильдеев. Обменявшись подарками с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, послы провели пере­говоры по поводу совместных действий против крымских татар и ногайцев. Весной того же года с ответным визи­том в кочевья Дайчин-Тайши отправилось донское посоль­ство во главе с Федором Буданом и Степаном Разиным. Заключенный ими договор был выгоден не только донс­ким казакам, но Российскогому государству, ибо отныне калмыки из силы враждебной превращались в союзников России. Царь Алексей Михайлович в 1663 году одобрил союз донцов с калмыками, разрешив последним кочевать в юго-восточных пределах казачьей земли: по рекам Маныч, Сал, Иловля, Бузулук и Хопер.
Размещено на реф.рф
Для дипломатичес­ких приемов калмыков правительство вместе с казачьим жалованьем стало ежегодно присылать по двести ведер водки.

Зимой 1663 года соединœенный отряд донских казаков и калмыков совершил поход против татар, к Крымскому перешейку. Донских казаков возглавлял молодой Сте­пан Разин, а калмыков - Шогаша Мерген и Шербет Бакши. В сражении у Молочных Вод они нанесли поражение сильному татарскому отряду во главе с Сафар Казы-агой.

Несмотря на то, что калмыки (в отличие от казаков) не являлись православными, а исповедовали ламаизм, разновидность буддизма (это учение проповедовало терпимость к другим религиям), они довольно быстро вписались в культурную донскую среду, став со­юзниками донских казаков в борьбе против Блистатель­ной Порты и Крымского ханства.

С приходом к власти авторитетного степного политика Аюки-хана, число донских калмыков значительно уве­личилось. Этот правитель вел двойственную политику по отношению к Дону и России. ʼʼНе распространяясь здесь о тонкой политике Аюки-хана, - писал дореволюционный донской историк И.И. Попов, - можно только заметить, что данный хан, ...несмотря на то, что считался русским под­данным, был самым могущественным и самостоятельным из всœех повелителœей калмыков, так как во всœех своих делах всœегда поступал только по своей воле. Ловкими интригами и изворотливостью Аюка-хан сумел быть любезным и русским государям, несмотря на то, что грабил русские города и села, и крымскому хану, и Константино­полю, и всœем другим окружавшим его правителям, даже Богдо-хану китайскому и Далай-ламе тибетскому, от ко­торого он, первый изо всœех калмыцких повелителœей, по­лучил высокий титул хана. При всœех своих сношениях с разными государями, Аюка-хан соблюдал только свои соб­ственные выгодыʼʼ.

Авторитарный способ правления этого хана приводил к тому, что многие калмыцкие родовые вожди уходили от него на Дон, к казакам. Так, в 1686 году 200 калмыцких семейств попросили убежища у дон­цов и были приняты ими ʼʼв казачье сословиеʼʼ. Четыре года спустя в Черкасск прибыло 600 калмыцких воинов во главе с Батур Черкесом, получив разрешение казачьего Круга кочевать между Доном и Донцом.

После смерти Аюки-хана в 1722 году, среди калмыц­ких вождей началась борьба за власть, на вершину кото­рой поочередно входили Церен-Дондук, а затем Дондук-Омбо. С последним успешные дипломатические перегово­ры провел войсковой атаман Данила Ефремов. Это было время, когда Российская империя готовилась к решаю­щим схваткам с Турцией и Крымом, когда фельдмаршал Миних сконцентрировал на Дону армию для похода под Азов, а затем и в Крым.

Русскому правительству необхо­димо было знать, чью сторону примет в предстоящей вой­не калмыцкий правитель Дондук-Омбо, несколько десят­ков тысяч конницы которого являлись грозной по тем временам силой. Проявив незаурядные дипломатические способности, Данила Ефремов сумел склонить калмыцко­го правителя к союзу с Россией. За успешно проведенную миссию Данила Ефремов указом императрицы Анны Иоанновны от 17 марта 1738 года был назначен Донским Войс­ковым атаманом. И в последующее время дальновидный Ефремов поддерживал добрые отношения с калмыками, принимая их вождей-тайш у себя в Черкасском городке и в загородной даче на хуторе Красном.

После смерти Дондук-Омбо, его внук, Цэбэк-Дорджи, ʼʼот­кочевал с 33.000 дымовых отверстий(юрт-кибиток) народа из России в Китайʼʼ. Оставшиеся в России калмыки, ввиду своей немногочисленности и слабости, подвергавшиеся нападениям воинственных сосœедей (киргизов, горских и других народов), обратились к имперскому правительству и донским казакам с просьбой о причислении их к казачьему сословию. В 1794 году на это было получено высочайшее разрешение, и калмыки посœелились между Доном, Донцом и под Черкасском. Обладая всœеми казачь­ими правами, они имели право свободно исповедовать буд­дизм - традиционную религию своих предков. Из сильных, годных к военной службе калмыков, формировались сотни, включаемые в состав донских полков. За службу калмыки получали хлебное и денежное жалованье. Кал­мыки, по физическим данным годные к военной службе, но желавшие работать скотоводами и табунщиками, мог­ли откупиться от военной службы, внеся определœенную сумму в Войсковое правление для снаряжения вместо них на службу казаков.

Неспособные по физическим данным к военной службе калмыки составляли команды таранников - рабочих на войсковых рыбоспетных заводах, где обрабатывалось боль­шое количество рыбы-тарани.

Представители донских калмыков (а также татар) слу­жили ординарцами у наследника престола великого кня­зя Павла Петровича, будущего императора Павла Перво­го. Так, в конце апреля 1777 года ʼʼпо его светлости князя Григория Александровича Потемкина приказанию для бытия в ʼʼординарстве при его высочестве ве­ликом князе Павле Петровиче, отправить с полковником Петром Яновым... двух татар и двух калмыков, каждого с парою лошадьми; калмыки татар с сагайдаками и дро­тиками, а находящемуся в Москве старшинœе Ивану Пла­тову грамотою велœеть на кошт войсковой справить кал­мыкамлубя и лабашки и по две пары сапогʼʼ.

В 1798 году калмыки были подчинœены Войсковому гражданскому правительству, а с 1803 года ими управля­ли специальные ʼʼприставы над калмыкамиʼʼ, обязатель­но имевшие офицерские чины. Для большего контроля над неспокойным калмыцким воинством в начале прав­ления атамана М.Платова их переселили на левобережье Дона, предписав ʼʼвесной кочевать от реки Кагальника до Сала, летом по обеим Куберле и Гашуну, осœенью в окрес­тностях Манычских соленых озер, а зимой по самой Манычиʼʼ.

Наконец, в 1806 году всœе калмыцкие кочевья были разделœены окончательно на три базовых улуса: Верхний, Средний и Нижний, управлявши­хся начальником - зайсангом, часто совмещавшим светс­кую и духовную власть. Калмыки Верхнего улуса кочева­ли по реке Сал и левым его притокам, границы Среднего улуса лежали по обеим сторонам Маныча, а Нижнего - по рекам Эльбузд (Ельбузд), Ея, и Кугей Ея. Определœение за ними прав и обязанностей казачества и условий службы сами донские калмыки определили названием – ʼʼбузаавʼʼ, в смысле, вручили ружьё (оружие)ʼʼ

Улусы, в свою очередь, делились на 13 сотен-аймаков: Харьков­скую, Беляевскую, Балдырскую, Эркетинскую, Чунусовскую, Бембекинскую, Гелингякинскую, Кювютскую, Бурульскую, Бакшинскую, Бултуковскую, Батлаевскую и Намвровскую. Сотни же делились на хотоны.

В начале 19 века большая часть дербентовских калмыков откочевала в астраханские степи. В Войске Донском остались только калмыки Нижнего улуса. В 1801 году их насчитывалось 2262 души мужского пола. В 1803 к ним присоединились около 400 чугуевских и доломановских калмыков, переселившихся в область Войска Донского.

В 1806 году был образован Калмыцкий округ из кочевавших в задонских степях калмыков. Земельная площадь, определœенная под их станицы, была окружена с севера и запада казачьими и крестьянскими землями 1 и 2 Донских округов; с юга – землей, отведенной для частного конезаводства; с востока – землями калмыков Астраханской губернии. В этом же году им были дарованы всœе права и привелœегииказачьего войскового сословия. Данные акты сами калмыки определили как обретение нового почётного статуса казачества – ʼʼбузаавʼʼ (вручили ружьё , определили на государственную военную службу)

Донские калмыки-бузаавы принимали активное участие в составе сотен-аймаков и казачьих полков войне 1812 года. В авангарде казачьих полков под командованием М.И. Платова в марте 1814 года они вошли в Париж, поразив французов своим экзотическим обликом.

Отбывая за пределами Донского края нелœегкую службу наравне с казаками, донские калмыки сложили об этом цикл народных песен. Вот одна из них, записанная донским дорево­люционным историком И. И. Поповым:

ʼʼКак переправишься через Гашун,

Вспоминается своя земля и ее воды.

Как едем верхом рядами,

Чернеется впереди деревянный лагерь,

Три выстроенные рядами лагеря

Чернеются в голубоватой дымке.

Как переедем Куберле,

Дадим отдых себе и коням.

Когда переправимся через Маныч,

Заструится пот со лба.

Нас родившие отцы и матери!

Живите счастливо по законам веры.

Город Новочеркасск

Хоть и красив, но очень труден.

Выступая из Новочеркасска,

Садимся на огневую машину.

На берегу Черного моря

Стоял я на карауле;

На берегу Белого моря.

Стоял я на часах.

Долго длится зимняя ночь

И прохладна серая шинœельʼʼ.

Об эпо­хальных событиях борьбы сНаполеоном у калмыковтак же со­хранилось несколько песен.

ʼʼНа трех Манычских курганах

Собирал войско генерал Матвей,

А собранных генералом Матвеем

Инспектировал Андрей Митрич,

Отправлял на службу сотник Аля.

Как отправил нас на службу сотник Аля,

Мы ехали, печалясь о домашних.

Воду Старого Дона переехали мы с помощью наших верных коней,

А через воду Молодого Дона переправились

мы силой молитвы.

Может ли вода глубочайшей реки

Иссякнуть, входя в сыпучие пески?

Сияние восходящего солнца

Можно ли затмить ладонью руки?

Точно так же и услышав тот прекрасный приказ (о походе),

Наши сердца исполнились удовлетворениемʼʼ.

По ʼʼПоложению об управлении Войском Донскимʼʼ 1835 года,официально подтверждалось, что калмыки, наравне с казаками, теперь несли воинскую повинность. В 1859 году калмыков насчитывалось уже 21 090 душ обоего пола.

В 1882 году общее число калмыков, по отчёту органов внутренних дел ОВД, достигло 28 659 человек. Калмыки, после создания Сальского округа в 1884ᴦ. и перехода на осёдлый образ ведения хозяйства и быта͵ проживали компактно в 13 станицах на территории Сальского округа, 1 и 2-го Донского. В составе казачьих полков они отлично служили весь XIX век и до начала XX века. Отличились донские калмыки и в других войнах, которые вела Российская империя в XIX - нача­ле XX веков (до 1917 года).

Перед революцией 1917 года на территории Области Войска Донского проживало 30.200 душ калмыков. Казаки-калмыки приняли активное участие в событиях революции и гражданской войны 1917 -1920ᴦ.ᴦ. В основном калмыцкие сотни служили в составе контрреволюционной Донской армии, отдельных карательных подразделœениях, в связи с этим большая часть их эмигрировала из Крыма вместе с казаками в 1920году.

Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века." 2017, 2018.

Понравилась статья? Поделитесь ей