Контакты

Максим тотемский житие. Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский! Полное житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

Святой праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый

День памяти 29 января и в неделю 3-ю по Пятидесятнице Собор Вологодских святых.

Странным и непонятным для мира кажется образ жизни юродивых. Многие не видят в нем ни чего хорошего, но находят еще много неприличного, бесполезного и даже вредного. Тем не менее юродство есть высокий и самый трудный подвиг жизни духовной и юродивые Христа ради являлись в православной церкви во все времена, как в Греции, так и у нас в России, подавая собою пример веры и терпения и своим буйством посрамляя мирское мудрование.

Поставив себе целью ругаться миру, чтобы не быть поруганными от него, они твердо шествовали по тесному и скорбному пути, с любовию перенося все скорби и лишения, насмешки и ругательства, труды и болезни, их жизнь была уроком для современников, лучшим утешением и примером терпения для страждущих и самым сильным и непрестанным обличением страстей и пороков.

Нередко они присовокупляли к тому и свое сильное слово, не стыдились и не боялись пред лицем сильных мира высказывать самые горькие истины, или же для большего укрепления народа в вере и для возбуждения слушателей от духовного сна приподнимали завесу будущего и грозили нераскаянным судом Божиим. Кто, кроме юродивого, осмелился бы предложить Грозному кусок сырого мяса в пост, или подозрительному Годунову напомнить о суде Божием, как то сделали Николай Салос и Иоанн большой колпак?

К числу таких добровольных страдальцев и истинных рабов Божиих, просиявших в нашем отечестве, принадлежит священноиерей Максим, проходивший подвиг юродства 45 лет в непрестанных молитвах, в посте, наготе и совершенном небрежении о теле, и бывший духовною солью для жителей Тотьмы, богатых солью вещественною.

Праведный Максим жил в Тотьме в первой половине XVII века.

Полное имя-Максим Макарьевич Попов. Судя по фамилии Попов он мог происходить из семьи священнического рода.

Праведный Максим уже при жизни своей был отмечен благодатными дарами от Бога.

Почил он в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы.

Труженическая, святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от гроба, были причиною того, что тогда же очевидными свидетелями было составлено сказание о нем, но сказание это сгорело в 1676 году во время пожара в Воскресенской церкви.

В 1680 году, вследствие новых чудес от гроба праведного Максима была составлена новая запись о нем, которая в последствии также была утрачена, так, что нам неизвестно ныне, где и когда родился праведный Максим, когда и в какой церкви был рукоположен в священника и долго ли проходил пастырское служение.

В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Великоустюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параскевиевской церкви, над сими мощами построенной и положить на гробнице образ святого; то и другое было им дозволено.

Из чудес, совершившиеся у места погребения праведного Максима, дошли до нас только следующие четыре, которые изображены на клеймах, украшающих гробницу угодника Божия.

В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Максима, тотчас получил исцеление.

В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с постели от лихорадки, когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла.

Федор Васильев Мамошов, крестьянин старототемской волости, верхней Иденьги, деревни Кокорьина, девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Федор, перестань скорбеть. И, взявши его за плечо. Повел в церковь и велел приложиться к надгробию праведного Максима. Пробудившись, Федор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.

Анна Яковлевна Татурова в 1705 году в течение месяца была в исступлении ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, больная пришла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

Источники информации:

Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 664-667.)

https://azbyka.ru/days/sv-maksim-totemskij ,

Wikipedia.org/wiki/Максим_Тотемский.


Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради
и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле.

Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благо-дат-ными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года
и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Тружени-ческая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, по-слу-жили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но ска-зание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.

В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людь-ми обратился к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параске-виевской церкви, над сими мощами построенной, и положить на гроб-нице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить мо-лебны как прочим угодникам Божиим.

В то время были еще всем памятны чудеса, совершившиеся у места погребе-ния праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшаю-щих гробницу угодника Божия.

В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою
и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Мак-сима, тотчас получил исцеление.

В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал
с пос-тели от лихорадки; когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла.

Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый че-ловек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Феодор, пере-стань скорбеть». И, взявши его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию правед-ного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.

Анна Яковлева Татаурова в 1705 году в течение месяца была в исступле-нии ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, боль-ная при-шла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где она по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

Память 16 января с.с.

Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле.
Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благо­дат­ными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Тружени­ческая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, по­слу­жили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но ска­зание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.
В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людь­ми обратился к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параске­виевской церкви, над сими мощами построенной, и положить на гроб­нице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить мо­лебны как прочим угодникам Божиим.
В то время были еще всем памятны чудеса, совершившиеся у места погребе­ния праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшаю­щих гробницу угодника Божия.
В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Мак­сима, тотчас получил исцеление.
В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с пос­тели от лихорадки; когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла.
Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый че­ловек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Феодор, пере­стань скорбеть». И, взявши его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию правед­ного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.
Анна Яковлева Татаурова в 1705 году в течение месяца была в исступле­нии ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, боль­ная при­шла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где она по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

Тропарь праведнаго Максима

глас 4

Непорочным священством Богови послужив,/ посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/ взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом/ и, с любовию к Нему добродетельми приближался,/ земная оставив, Небесная восприял еси,/ блаженне Максиме, отче наш,/ моли Христа Бога/ сохранитися граду Тотьме невредиму/ и спастися душам нашим.

Кондак праведнаго Максима

глас 4

Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме.

Молитва праведному Максиму Тотемскому

О преблаженне и досточудне угодниче Божий, Максиме праведный! Восприяв благодать Святаго Духа, первее послужил еси непорочным священством Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы. Егда же, ко Господу крайним желанием одержим, юродивое житие Христа ради избрал еси, мирския прелести отринул еси, наготою телесною, якоже багряницею, одеяся, солнечный зной и великий мраз с любовию претерпе, подвизался во граде Тотьме, и сего ради наследовал еси Небесный Чертог в селениях праведных. Но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, пролей о нас, о святче Божий, теплыя молитвы, да избавимся мы всякия нужды и всякаго сопротивнаго зла. Не престай молити Слова, Христа Бога нашего, о граде и людех, сохранитися им неврежденным от глада и язвы, огня и меча и от нашествия супостатов. Низпосли с Небесе, о священная главо, преблаженне Максиме, на нас, усердно притекающих к тебе и с любовию лобызающих святый образ твой, мир, благодать и спасение душам нашим, да и мы со всеми святыми наследницы будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Краткое житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

Жил в пер-вой по-ло-вине XVII в. В те-че-ние 45 лет он про-хо-дил доб-ро-воль-ный по-двиг юрод-ства Хри-ста ра-ди и пре-бы-вал в непре-стан-ной мо-лит-ве, по-сте, на-го-те, со-вер-шен-но пре-не-бре-гал за-бо-та-ми о сво-ем те-ле. Бла-жен-ный Мак-сим уже при жиз-ни от-ли-чал-ся бла-го-дат-ны-ми да-ра-ми от Бо-га. По-чил он в глу-бо-кой ста-ро-сти 16 ян-ва-ря 1650 г. и был по-гре-бен при Вос-кре-сен-ской Вар-ниц-кой церк-ви г. Тотьмы. По смер-ти про-сла-вил-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми.

Так, в 1680 г. жи-тель Тотьмы Та-ру-нин за-бо-лел ли-хо-рад-кой и ле-жал пол-го-да рас-слаб-лен-ным. Ко-гда он при-звал на по-мощь св. Мак-си-ма, тот-час по-лу-чил ис-це-ле-ние. В 1705 г. по-лу-чи-ла ис-це-ле-ние от гро-ба пра-вед-но-го А.Я. Та-та-у-ро-ва, в те-че-ние ме-ся-ца на-хо-див-ша-я-ся в ис-туп-ле-нии ума.

Полное житие праведного Максима Тотемского, Христа ради юродивого

Пра-вед-ный Мак-сим был свя-щен-ни-ком в го-ро-де Тотьме в пер-вой по-ло-вине XVII ве-ка. Он име-но-вал-ся Мак-сим Ма-ка-рьев, сын По-пов. По-став-лен-ный в иерея, в те-че-ние 45 лет он про-хо-дил доб-ро-воль-ный по-двиг юрод-ства Хри-ста ра-ди и пре-бы-вал в непре-стан-ной мо-лит-ве, в по-сте, на-го-те, со-вер-шен-но пре-не-бре-гал за-бо-та-ми о сво-ем те-ле.

Пра-вед-ный свя-щен-но-и-е-рей Мак-сим уже при жиз-ни сво-ей был от-ли-чен бла-го-дат-ны-ми да-ра-ми от Бо-га. Он по-чил в глу-бо-кой ста-ро-сти 16 ян-ва-ря 1650 го-да и был по-гре-бен при Вос-кре-сен-ской Вар-ниц-кой церк-ви го-ро-да Тотьмы. Тру-же-ни-че-ская и свя-тая жизнь его и чу-дес-ные ис-це-ле-ния, ис-те-кав-шие от его гро-ба, по-слу-жи-ли по-буж-де-ни-ем к со-став-ле-нию пись-мен-но-го ска-за-ния о нем, но ска-за-ние это сго-ре-ло в по-жа-ре Вос-кре-сен-ской церк-ви в 1676 го-ду. Позд-нее утра-че-но и со-став-лен-ное в 1680 го-ду но-вое ска-за-ние. Меж-ду тем чу-де-са у гро-ба пра-вед-ни-ка про-дол-жа-лись.

В 1715 го-ду свя-щен-ник Вос-кре-сен-ской церк-ви Иоанн Рохле-цов с при-ход-ски-ми людь-ми об-ра-тил-ся к ар-хи-епи-ско-пу Ве-ли-ко-Устюж-ско-му Иоси-фу с прось-бой раз-ре-шить им по-ста-вить гроб-ни-цу над мо-ща-ми свя-то-го Мак-си-ма в Па-рас-ке-ви-ев-ской церк-ви, над си-ми мо-ща-ми по-стро-ен-ной, и по-ло-жить на гроб-ни-це об-раз свя-то-го. Вла-ды-ка дал свое раз-ре-ше-ние и бла-го-сло-вил слу-жить мо-леб-ны как про-чим угод-ни-кам Бо-жи-им.

В то вре-мя бы-ли еще всем па-мят-ны чу-де-са, со-вер-шив-ши-е-ся у ме-ста по-гре-бе-ния пра-вед-но-го Мак-си-ма, и чу-де-са эти бы-ли изо-бра-же-ны на клей-мах, укра-ша-ю-щих гроб-ни-цу угод-ни-ка Бо-жия.

В 1680 го-ду жи-тель Тотьмы Бо-рис Ти-мо-фе-ев Та-ру-нин за-бо-лел ли-хо-рад-кою и ле-жал пол-го-да рас-слаб-лен-ным. Ко-гда он при-звал на по-мощь пра-вед-но-го Мак-си-ма, тот-час по-лу-чил ис-це-ле-ние.

В 1691 го-ду кре-стья-нин Аре-фа Мале-вин-ский де-вять недель не вста-вал с по-сте-ли от ли-хо-рад-ки; ко-гда же стал при-зы-вать на по-мощь свя-то-го Мак-си-ма, бо-лезнь его со-всем про-шла.

Кре-стья-нин Фе-о-дор Ва-си-льев Ма-мо-шов де-вять лет был нездо-ров и на-хо-дил-ся в рас-слаб-ле-нии. Но-чью на 5 но-яб-ря 1703 го-да он ви-дел во сне, буд-то ста-рый че-ло-век в од-ной ру-баш-ке по-до-шел к его по-сте-ли и ска-зал ему: «Фе-о-дор, пе-ре-стань скор-беть». И, взяв-ши его за пле-чо, по-вел в цер-ковь и ве-лел при-ло-жить-ся к над-гро-бию пра-вед-но-го Мак-си-ма. Про-бу-див-шись, Фе-о-дор по-чув-ство-вал се-бя на-столь-ко здо-ро-вым, что мог пеш-ком от-пра-вить-ся к Вос-кре-сен-ской церк-ви для по-кло-не-ния гро-бу сво-е-го це-ли-те-ля.

Ан-на Яко-вле-ва Та-та-у-ро-ва в 1705 го-ду в те-че-ние ме-ся-ца бы-ла в ис-ступ-ле-нии ума. Но-чью во сне явил-ся ей пра-вед-ный Мак-сим и ве-лел от-слу-жить две па-ни-хи-ды над его гро-бом, обе-щая ей за то вы-здо-ров-ле-ние. Про-бу-див-шись, боль-ная при-шла в со-зна-ние и ста-ла про-сить, чтобы ее свез-ли ко гро-бу пра-вед-но-го, где она по со-вер-ше-нии па-ни-хид тот-час же по-чув-ство-ва-ла се-бя со-вер-шен-но здо-ро-вою.

Молитвы

Тропарь праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

Непоро́чным свяще́нством Бо́гови послужи́в,/ посреде́ мирска́го мяте́жа юро́дство избра́л еси́,/ взем бо крест, после́довал еси́ Христу́ невозвра́тным по́мыслом/ и, с любо́вию к Нему́ доброде́тельми приближа́яся,/ земна́я оста́вив, Небе́сная восприя́л еси́,/ блаже́нне Макси́ме, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га/ сохрани́тися гра́ду То́тьме невреди́му// и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Безупречным священством Богу послужив, посреди мирской суеты ты избрал , взяв крест последовал Христу с неуклонной волей и, с любовью к Нему приближаясь, земное оставив, Небесное получил ты, блаженный Максим, отче наш, моли Христа Бога сохраниться городу Тотьме невредимым и спастись душам нашим.

Кондак праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

Боже́ственному гла́су после́дуя,/ возревнова́л еси́ наставля́ти па́ству свою́/ не му́дростию сло́ва, но бу́йством жития́ безмяте́жнаго,/ непреста́нными моли́твами и сле́зными струя́ми/ ду́шу и те́ло омыва́я,/ возду́шными стихи́ями плоть изнуря́я,/ те́мже и по сме́рти чудесы́ тя Госпо́дь просла́ви,/ да с ве́рою зове́м к тебе́:// ра́дуйся, Богому́дре о́тче наш Макси́ме.

Перевод: Божественному призыву последуя, возревновал ты направлять свою не мудростью слова, но юродством жизни () бесстрастной, непрестанными молитвами и потоками слез душу и тело омывая, природными стихиями плоть изнуряя, потому и после смерти чудесами тебя Господь прославил, да с верой взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый отче наш Максим».

Молитва праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

О, преблаже́нне и досточу́дне уго́дниче Бо́жий, Макси́ме пра́ведный! Восприя́в благода́ть Свята́го Ду́ха, пе́рвее послужи́л еси́ непоро́чным свяще́нством Пресвяте́й Тро́ице, предстоя́ Престо́лу Бо́жию и принося́ о лю́дех Безкро́вныя Же́ртвы. Егда́ же, ко Го́споду кра́йним жела́нием одержи́м, юро́дивое житие́ Христа́ ра́ди избра́л еси́, мирски́я пре́лести отри́нул еси́, нагото́ю теле́сною, я́коже багряни́цею, оде́яся, со́лнечный зной и вели́кий мраз с любо́вию претерпе́, подвиза́яся во гра́де То́тьме, и сего́ ра́ди насле́довал еси́ Небе́сный Черто́г в селе́ниях пра́ведных. Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, проле́й о нас, о свя́тче Бо́жий, те́плыя моли́твы, да изба́вимся мы вся́кия ну́жды и вся́каго сопроти́внаго зла. Не преста́й моли́ти Сло́ва, Христа́ Бо́га на́шего, о гра́де и лю́дех, сохрани́тися им неврежде́нным от гла́да и я́звы, огня́ и меча́ и от наше́ствия супоста́тов. Низпосли́ с Небесе́, о свяще́нная главо́, преблаже́нне Макси́ме, на нас, усе́рдно притека́ющих к тебе́ и с любо́вию лобыза́ющих святы́й о́браз твой, мир, благода́ть и спасе́ние душа́м на́шим, да и мы со все́ми святы́ми насле́дницы бу́дем Небе́снаго Ца́рствия, воспева́юще ку́пно Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Понравилась статья? Поделитесь ей