Контакты

Персональные данные: кому и как доступно их разглашение? Персональные данные работника: за сохранность и защиту спрашивают строже В каких случаях предоставляются персональные данные.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 ТК РФ обработка персональных данных работника - это получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.

Обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работнику в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения столичной безопасности, а также контроля количества и качества выполняемой им работы и обеспечения сохранности имущества (п. 1 ст. 86 ТК РФ).

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных — это действия (операции) с персонатьными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. Следует иметь в виду, что независимо от количества перечисляемых в законодательстве функциональных операций правовое регулирование должно охватывать все стадии обработки персональных данных — от получения до уничтожения без каких-либо изъятий и исключений.

К принципам обработки персональных данных указанный Закон относит следующие:

  • законность целей и способов обработки и добросовестность;
  • соответствие целей обработки целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;
  • соответствие объема и характера обрабатываемых данных, способов обработки целям их обработки;
  • достоверность персональных данных, их достаточность для целей обработки, недопустимость обработки персональных данных, не имеющих отношения к целям, заявленным при сборе данных;
  • недопустимость объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

Обработка персональных данных работника начинается с их получения. По общему правилу все персональные данные следует получать у самого работника. В исключительных случаях, когда персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель обязан сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение (п. 3 ст. 86 ТК РФ). Однако персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни работодатель не имеет права получать и обрабатывать (п. 4 ст. 86 ТК РФ). Также работодатель не может запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, если это не относится к решению вопроса о возможности выполнения работником трудовой функции (ст. 88 ТК РФ).

Отдельные требования ТК РФ предъявляет к организации и технологии обработки персональных данных работодателем. Обязанность ознакомления работников и их представителей под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области, предполагает необходимость разработки и принятия соответствующего локального нормативного правового акта. Такой акт в зависимости от специфики деятельности и усмотрения работодателя может именоваться положением или инструкцией и, как правило, включает следующие разделы:

  • основные понятия и положения;
  • обработка персональных данных работника;
  • формирование персональных данных работника;
  • учет, хранение и передача персональных данных работника;
  • права и обязанности работника в области обработки и защиты его персональных данных.

Такой локальный нормативный правовой акт определяет режим конфиденциальности (ограниченного доступа) персональных данных работника у определенного работодателя. Сотрудники работодателя, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать этот режим, о чем необходимо указать не только в их должностных инструкциях, но и в заключаемых с ними трудовых договорах. Положение (инструкция) о защите персональных данных является основным документом, отражающим специфику обработки и передачи персональных данных работника в пределах конкретной организации, у определенного индивидуального предпринимателя. В случае наличия в рамках этой деятельности автоматизированной составляющей работодатель не имеет права принимать в отношении работника решения, основанные на персональных данных, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения (п. 6 ст. 86 ТК РФ). Работодатель может не ограничиваться принятием положения о защите персональных данных работников в своей организации. Однако наличие этого локального акта является обязательным, а его отсутствие рассматривается государственной инспекцией труда как серьезное нарушение трудового законодательства.

За это и другие нарушения норм, регулирующих получение, обработку и работника, работодатель может привлекать виновных лиц к материальной, дисциплинарной ответственности, а соответствующие государственные органы — к гражданско-правовой, административной и уголовной.

Информация о личности человека, включающая персональные данные, защищена законодательно . В России запрещено передавать информацию о человеке посторонним без его ведома. За это предусмотрено наказание – и административное, и уголовное! Кадровик рискует быть привлечённым к ответственности, если законные требования о защите личной информации будут нарушены . Давайте до тонкостей разберём, что такое персональные данные работника, понятие и их защита.

Нормативная база

Основной закон, регулирующий защиту информации о работнике – ФЗ №152 от 27.07.2006г. Закон разъясняет, как должна обрабатываться личная информация. Обработка в нашем случае – это сбор документов работника (личных документов и приказов по работе), формирование личного дела и работа с кадровыми компьютерными программами, куда заносится личная информация.

Предоставление персональных данных

Предоставление личных данных – это передача отчётов с личной информацией в органы, которые имеют право таковую запрашивать . Например, в службы статистики или военкомат.

По смыслу закона оператор (в нашем случае – кадровик), который формирует личные дела работников, имеет прямой доступ к персональным данным всех работников организации, а поэтому несёт личную ответственность в случае разглашения личной информации.

В случае умышленного или нечаянного разглашения личной информации, оператор может быть привлечён к ответственности аж по трём кодексам:

  • трудовой (ТК);
  • административный (КоАП);
  • уголовный (УК).

Ответственность и наказание по ТК:

  • увольнение по п. «в» ст.90 за разглашение информации;
  • замечание, выговор или увольнение по ст.192 – за некачественное исполнение обязанностей.

Ответственность по КоАП:

  • штраф в размере 500 – 1000 рублей (требования ст.13.11 – за нарушение закона);
  • штраф в размере 2500 – 3000 рублей (требования ст.13.12 – если используются несертифицированные компьютерные программы).

Ответственность по УК:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей , или в размере двухгодовой зарплаты, или лишение права заниматься кадровой работой на срок до 5-ти лет, а также возможно привлечение к принудительным работам до 4 лет, или арест до полугода. Также можно лишиться свободы на срок до 4-х лет – по части 2 ст.137 – за сбор должностным лицом личной информации без согласия.

Как видите – наказания серьёзные, так что не рискуйте и приведите кадровую работу в соответствие со 152 законом.

Что входит в персональные данные работника

Персональные данные по понятию законодателя, это любая информация, косвенно или прямо относящаяся к работнику. Кадровику доступны такие личные данные:

  • адрес;
  • телефон;
  • паспортные данные;
  • семейное положение;
  • должность и профессия;
  • размер зарплаты;
  • номер страхового пенсионного свидетельства;
  • личные данные о воинском учёте;
  • место работы;
  • сведения о стаже и местах работы;
  • сведения об основаниях увольнения с прошлых мест работы;
  • сведения о долгах (по алиментам или кредитам);
  • данные о здоровье (инвалидности).

Вот такую информацию о работниках вам нужно правильно защитить.

Защита персональных данных работника

В документах отдела кадров по номенклатуре обязательно должно присутствовать Положение о персональных данных работников. Этот локальный акт в точности должен соответствовать 152-му закону. О том, как составить и утвердить положение, будет разъяснено в отдельной статье, а пока вернёмся к требованиям закона.

19-я статья Закона и Требования к защите данных обязывает кадровика к следующим мерам по защите информации:

  • личные дела работников не должны быть доступны посторонним лицам (нужно хранить их в сейфе);
  • кадровые компьютерные программы должны быть легальными и сертифицированными;
  • экран компьютера, на котором установлена кадровая программа, не должен быть в прямой видимости посторонних лиц, как и сам компьютер не должен использоваться посторонними;
  • используемый кадровиком компьютер не должен иметь выход в интернет во избежание вирусных угроз и похищения информации;
  • кадровик должен быть назначен ответственным за хранение и обработку персональных данных приказом начальства;
  • все флешки, диски или дискеты, как и бумажные документы, содержащие личную информацию, должны быть учтены в реестре и храниться в сейфе;
  • нельзя передавать личную информацию (в том числе сканы или копии документов) по факсу, электронной почте или по телефону.

Обратите внимание: каждый кадровик в качестве черновиков использует ненужные документы. Если на документе есть личная информация (например, вы делаете записи на обратной стороне копии чьего-то паспорта) – не оставляйте его на столе, не передавайте кому-либо, не выкидывайте в мусор! Лучше все ненужные документы с данными сразу уничтожать .

Согласие работника на обработку персональных данных

Статья 6 Закона разъясняет, при каких условиях должна обрабатываться личная информация:каждый работник обязательно должен письменно согласиться с обработкой его данных. Согласие работника архиважно, не забывайте об этом! В законе работника обозвали «субъектом персональных данных», от которого просто необходимо получить письменное согласие на обработку его личной информации. Всё о согласии расписано в 9 статье закона.

Основное правило получения согласия – подпись на документе о согласии должна быть лично работника или его представителя по доверенности (доверенность должна быть приложена к документу).

Документ о согласии должен включать:

  • ФИО, адрес, серия, номер, дата и место выдачи паспорта работника (и представителя, если имеется доверенность);
  • ФИО, должность и место работы кадровика;
  • цель обработки данных;
  • список личных данных;
  • список действий, которые будет производить кадровик с данными;
  • срок действия согласия (срок трудового договора);
  • подпись работника с расшифровкой.

Работа кадровика интересная, но не стоит забывать об ответственности . Для того, чтобы вы не попали в неприятную ситуацию, тут и рассмотрены вопросы – что такое персональные данные работника, понятие и их защита.

В частности, он расширил перечень оснований для привлечения к административной ответственности за незаконную обработку персональных данных (ПДн) и увеличил штрафы.

Персональные данные: штрафы

Основание Размер штрафа
Физлица Должностные лица Юрлица ИП
Обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ; обработка ПДн, несовместимая с целями сбора ПДн предупреждение или штраф — от 1000 до 3000 руб. предупреждение или штраф — от 5000 до
10 000 руб.
предупреждение или штраф — от 30 000 до 50 000 руб.
Обработка ПДн без письменного согласия на то их субъекта от 3000 до 5000 руб. от 10 000 до 20 000 руб. от 15 000 до 75 000 руб.
Невыполнение обязанности по опубликованию или обеспечению доступа к документу, определяющему политику по обработке ПДн, или сведениям по защите ПДн от 700 до 1500 руб. от 3000 до 6000 руб. от 15 000 до 30 000 руб. от 5000 до 10 000 руб.
Непредоставление субъекту ПДн информации по их обработке предупреждение или штраф — от 1000 до 2000 руб. предупреждение или штраф — от 4000 до 6000 руб. предупреждение или штраф — от 20 000 до 40 000 руб. предупреждение или штраф — от 10 000 до 15 000 руб.
Невыполнение оператором требования субъекта ПДн или его представителя об уточнении, блокировке, уничтожении (если ПДн неполные, устаревшие, неточные, незаконно получены, не являются необходимыми для заявленной цели обработки) предупреждение или наложение штрафа в размере от 1000 до 2000 руб. предупреждение или штраф — от 4000 до
10 000 руб.
предупреждение или штраф — от 25 000 до 45 000 руб. предупреждение или штраф — от 10 000 до 20 000 руб.
Необеспечение оператором при обработке ПДн без средств автоматизации обязанности по сохранности ПДн, что привело к неправомерному или случайному доступу к ПДн и стало причиной их уничтожения, изменения, блокирования, копирования от 700 до 2000 руб. от 4000 до
10 000 руб.
от 25 000 до 50 000 руб. от 10 000 до 20 000 руб.
Невыполнение оператором (гос. или муниципальным органом) обязанности по обезличиванию ПДн; несоблюдение требований по обезличиванию ПДн предупреждение или наложение административного штрафа — от 3000 до 6000 руб.

Обратите внимание: именно такое основание, как обработка ПДн без получения согласия их субъекта, предусматривает самые крупные штрафы для всех категорий нарушителей — до 75 000 руб.

В связи с этим возникает много вопросов, наиболее часто задаваемые:

  • Являюсь ли я оператором персональных данных?
  • Распространяется ли на меня закон о персональных данных?
  • Как уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных?
  • Что делать владельцу сайта, чтобы избежать штрафов?

Давайте разбираться со всеми вопросами по порядку.

В 2005 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Страсбург, 28 января 1981 г.). С ратификацией этого международного документа наша страна и мы, её граждане вступили в новую социально-экономическую формацию, в которой полномочия государства и права человека вторичны относительно прав «операторов». Во исполнение Конвенции в 2006 году в России поспешно принят ФЗ-№152 «О персональных данных» (далее ФЗ-№152), который во всех базовых положениях повторяет Конвенцию. ФЗ-№152 действует с 2006 года, однако до последнего времени при походе в библиотеку или к стоматологу человеку не приходилось давать полный отчёт о своей жизни: себе, семье, работе, собственности.

Жёсткий и тотальный сбор информации обо всех сторонах жизни человека начался только в связи с принятием ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» . Здесь-то и заработали заблаговременно принятые Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и ФЗ-№152. Именно на основании ФЗ-№152 в последнее время гражданам предлагают подписывать различные бланки « о согласии на обработку их персональных данных» по месту работы, учёбы, в детском саду, который посещает ребёнок. Собирают наши «добровольные» согласия школы, поликлиники, библиотеки, все социальные учреждения. Подсуетились и магазины, которые при предоставлении скидки раздают анкеты, где мелким шрифтом включена фраза о согласии на обработку персональных данных.

Прежде чем дать такое согласие, человеку необходимо знать, что стоит за понятиями, употребляемыми в бланках

1. В соответствии с ФЗ-№152 персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу.

2. Понятие «обработка персональных данных» имеет далеко не такое невинное значение как большинству из нас кажется. В соответствии с п. 3 статьи 3 ФЗ-№152, «обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Очень важно понятие «оператор». Нужно помнить, что оператор независимо от желания человека самостоятельно решает какие персональные данные он собирает и какие действия с этими данными человека совершает.

В соответствии с ФЗ-№152 оператор это – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо , самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных , подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными .

4. Что прячется за понятием «использование персональных данных»?

Поскольку операторам предоставлено право любых действий с нашими персональными данными, то и принятие юридически значимых решений охватывается этим правом.

Давая согласие на обработку своих персональных данных, человек соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций с любой своей, в том числе и конфиденциальной информацией.

5. В соответствии с ФЗ-№152 «распространение» – это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Поскольку персональные данные – это любая информация о человеке, то распространение – это фактически не контролируемое человеком ознакомление с его самой конфиденциальной информацией любых физических и юридических лиц по усмотрению оператора.

Если оператор сочтёт необходимым, то в процессе обработки-распространения может осуществляться и трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

6. ФЗ-№152 даёт практически безграничные возможности для любых манипуляций с нашими персональными данными любому оператору, получившему согласие человека «на обработку персональных данных».

Формальная фраза бланков о праве человека отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает. К моменту отзыва персональные данные человека уже разосланы в различные базы, где они остаются и используются. Кроме того, отзыв согласия чреват репрессивными мерами оператора. Некоторые операторы предупреждают о них сразу, а другие будут применять на практике без предупреждения. В статью 9 ФЗ-№152 внесены изменения, дающие оператору право продолжать обработку персональных данных и после отзыва согласия на обработку. А изменения в статье 6 этого закона допускают обработку персональных данных без согласия человека при оказании государственных и муниципальных услуг, включая регистрацию на едином портале государственных услуг. Если следовать логике этих положений, никакие электронные услуги не будут оказываться при отказе человека на обработку его персональных данных.

Итак, в информационном обществе на первый план выходит новое лицо – оператор, диктующий свои условия гражданам и государству.

7. Тысячи граждан по религиозным убеждениям не могут принять автоматизированный способ учета персональных данных, который основывается на использовании личных идентификаторов (СНИЛС, ИНН и других), штрихового кодирования информации, создании баз персональных данных, доступ в которые осуществляется на основании цифровых идентификаторов личности. Использование личных цифровых идентификаторов в любых правоотношениях нарушает право действовать под своим именем, гарантированное статьей 19 Гражданского кодекса РФ. Для верующего человека замена имени цифровым идентификатором неприемлема, поскольку происходит фактическая замена имени, данного при Крещении, цифровым номером, который является пожизненным и становится обязательным условием доступа к любым правам и услугам.

Однако отказ от использования автоматизированного способа учета персональных данных не лишает граждан прав, гарантированных Конституцией РФ. Первые примеры санкций за отказ предоставить всю информацию о себе в полное распоряжение оператора уже имеются. Так называемые операторы в ответ на отказ дать согласие на обработку персональных данных прекращают гражданам выплату дотаций, не оказывают медицинскую помощь и др. Учащиеся сообщают об угрозах не допустить к экзаменам или не выдать аттестат. Это является грубейшим нарушением прав граждан.

В Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование и другие не обусловлены обязательным согласием на обработку персональных данных. Конституция имеет прямое действие и высшую юридическую силу. Граждане имеют право требовать реализации всех своих прав и в случае отказа на обработку персональных данных.

8. 4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

В Документе говорится, что тысячи граждан на основе своих конституционных прав и по религиозной мотивации отказываются от использования новой идентификационной системы.

Церковь считает особенно важным принцип добровольности принятия любых идентификаторов и указывает, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

Церковь считает недопустимым ограничение прав граждан в случае отказа дать согласие на обработку персональных данных.

В п. 5 говорится: «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».

Комментарий к статье 88

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне. Исключением из данного правила являются: 1) выдача работником письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне; 2) передача персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; 3) случаи, установленные федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. О содержании такого согласия см. п. 3 комментария к ст. 86.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Налоговые органы;

Федеральная инспекция труда;

Иные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

Органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 7 ст. 17 данного Закона обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан предоставить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Эти сведения могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными работодателями (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

4. В современных условиях работодатель зачастую предоставляет своим потенциальным или действительным контрагентам информацию о занятых у него работниках с целью заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает письменное согласие на сообщение персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных - по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Так, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию или в службу безопасности. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и способствует более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

О локальных нормативных актах см. подробнее ст. 8 ТК и комментарий к ней.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 - 369 ТК и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализуемы на практике. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицом, осуществляющим надзорно-контрольные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Понравилась статья? Поделитесь ей