Контакты

Нашествие персидских войск. Открытый урок «Нашествие персидских войск на Элладу»


Выполнил: ученик 5 класса В Крылов Дмитрий

Учитель: Баласян Л.В.


Греко-персидские войны (499 г. - 449 г. до н. э., с перерывами) - военные конфликты между Ахеме-нидской Персией и греческими городами-государствами, отстаи-вавшими свою независимость. Греко-персидские войны иногда назы-вают Персидскими войнами, и выражение это обычно относится к походам персов на Балканский полуостров в 490 г. до н. э. и в 480-479 гг. до н. э.

В результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия Империи Ахеменидов, древ-негреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений.

Карта греко-персидских войн


В истории греко-персидские войны принято делить на две: (первая - 492-490 до н. э., вторая - 480-479 до н. э.) или три войны (первая - 492 до н. э., вторая - 490 до н. э., третья - 480-479 (449) до н. э.).

Восстание Милета и других городов Ионии против персидского владычества (500/499-494 до н. э.).

Вторжение Дария I на Балканский полуостров, окончившееся его поражением при Марафоне (492-490 до н. э.).

Поход Ксеркса I (480-479 до н. э.).

Действия Делосского военного союза против персов в Эгейском море и Малой Азии (478-459 до н. э.).

Афинская экспедиция в Египет и окончание греко-персидских войн (459-449 до н. э.).


  • Восстание Милета

Марафо́нская битва - одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 г. до н. э. неподалёку от греческого города Марафон приблизительно в 42 километрах от Афин.

В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов

царь Ахеменидской державы Дарий I

  • Вторжение Дария I

За десять лет своего царствования Леонид I не сделал ничего знаменательного, но обессмертил своё имя сражением при Фермопилах (Тёплые ворота). Он защищал с 6 тысячами воинов (в том числе и личной гвардией из 300 спартанцев) Фермопильский проход при наступлении персидских войск и погиб в бою.

  • Поход Ксеркса I

царь Спарты – Леонид I

Ксеркс I у ворот своего дворца.

Правитель Ахеменидской Персии Ксеркс I напал на Грецию летом 480 года до н. э. Навстречу ему выступил Леонид I с отрядом из 300 спартанцев и 5620 воинов из других городов. Греки закрепились в ущелье Фермопилы с намерением защищать этот узкий проход как можно дольше.


  • Фермопильское сражение

Саламинское сражение - морское сражение между греческим и персидским флотами в ходе Греко-персидских войн, произошедшее в 480 г. до н. э. близ острова Саламин в Сароническом заливе Эгейского моря неподалёку от Афин.

Для греков единственной возможностью решительной морской победы было сражение в узком пространстве, где численный перевес врага нивелировался. Входя в проливы между материком и Саламином, персы сами себя лишали преимуществ. Для них начало битвы при Саламине стало решающей стратегической ошибкой, которая определила исход боя и дальнейший ход войны.


Делосский союз - союз, выделившийся из общего союза государств Эллады против персов. Целью союза была поставлена война против персов, чтобы освободить ещё подвластных им греков и отомстить за поход на Элладу. После неудачных египетской экспедиции, военного похода на Кипр, гибели Кимона военные действия становились бесперспективными как для Афинского морского союза, так и для Персидской державы, потому и решено было заключить мир. Главным условием мирного договора было разграничение персидской и афинской сфер влияния.


  • Афинская экспедиция в Египет

Греко-персидские войны имели большое значение для Греции. Они ускорили развитие греческой культуры, внушили грекам осознание своего величия. В своих успехах греки видели победу свободы над рабством. Народная независимость и общественная свобода, связанные с развивавшейся демократией, были спасены. Так как преимущество оказалось на стороне афинской демократии, то после греко-персидских войн почти все греческие государства были охвачены демократическим движением. Афины превратились в великую морскую державу и стали центром Греции, культурным, политическим, интеллектуальным и экономическим.

Персия лишилась владений в Эгейском море, на побережье Геллеспонта и Босфора, признала политическую независимость полисов Малой Азии.

  • Итоги войны

  • С в п н а з и с а м и а б н о и е

Из античных источников до нас дошли некоторые сведения об истории Скифии, хотя они фрагментарны, отражают лишь отдельные события и фигуры. Геродот называет легендарного первого царя скифов Колаксая, которому достались священные реликвии, якобы упавшие с неба - золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Очевидно, они соответствовали четырем народам, объединившимся в союз: царским скифам, скифам-пахарям, земледельцам и пастухам. А люди, принадлежавшие к этому союзу, стали называть себя в честь его создателя: сколоты (от слова «ска» - скиф, и имени Кола, а приставка «Кола-ксай» означает «вождь», «царь»). Известно и о царе Арианте. После переселения в Причерноморье он произвел исчисление своих подданных, для чего приказал каждому воину принести наконечник стрелы.

А в начале VI в. до н. э., после возвращения из Азии, Скифией правил Ариапит. Он вел активную внешнюю политику, налаживал отношения с соседями, в том числе через брачные союзы. Одна его жена была дочерью фракийского царя Терея, другая - царя агатирсов Спаргапита, третья - гречанкой из Истрии. Но результаты стали плачевными. Принцесса агатирсов, покрытая татуировками, была не столько нежной супругой, сколько агентом своего отца. Тесть выбрал удобный момент и коварно убил Ариапита, попытался с помощью дочери и ее сторонников захватить скифский престол. Но основная часть скифов выступила против него. Спаргапита разбили и провозгласили царем малолетнего Скила, сына Ариапита от гречанки.

Мать воспитывала его в эллинском духе. Когда Скил вырос, он повадился ездить в греческую Борисфениду. Отгрохал себе в этом городе мраморный дворец, украшенный сфинксами и грифонами, завел там жену, подолгу жил. Преклонялся перед культурой эллинов, одевался в их одежду, приносил жертвы в их храмах, заявлял, что их образ жизни для него милее родных обычаев. Но чему у скифов полезно было бы поучиться, так это верности национальным традициям. Они прекрасно понимали, какую опасность несет для народа и государства увлечение чужеземщиной. Когда узнали, что на празднествах в честь Диониса их царь прыгал и бесился в шествии полуголых вакхантов и вакханок, вся страна восстала. Власть передали Октомасаду, сыну Ариапита от фракиянки. Скил удрал во Фракию. Но фракийский царь не желал войны и после переговоров выдал его родственнику Октомасаду, Скил был убит.

Впрочем, в VI в. до н. э. мало кого интересовало, что происходит в Скифии. Судьбы мира по-прежнему решались в Азии. После изгнания скифов Мидия, Вавилон, Лидия и Египет схлестнулись в драках за передел сфер влияния. Но выигрыш достался не им. Среди подданных Мидии были персы. В 553 г. до н. э. они восстали, избрав царем Кира. Персы были спаяны зороастрийской религией, жесткой дисциплиной - за малейшее неповиновение царю или неявку на службу полагалась смерть. Кир одолел мидийцев, захватывал страну за страной. Вавилон забил тревогу, начал собирать антиперсидский союз с Египтом, Лидией, греческой Спартой.

Не осталась в стороне и Скифия. В ней в это время властвовал Савлий, правнук Ариапита. Он направил за границу с дипломатической миссией своего брата Анахарсиса - разведать обстановку, провести переговоры. Анахарсис побывал в Спарте и других греческих государствах, встречался с царем Лидии Крезом. Среди эллинов он произвел настоящую сенсацию. Знаменитые философы восхищались его умом, его речи записывались, высказывания превращались в афоризмы. Его включили в число «семи мудрецов» - семерку самых выдающихся мыслителей, известных грекам .

Но закончилась поездка трагически. В Малой Азии существовал страшный культ «матери богов» Кибелы. На ночные празднества на горе Ида стекалось множество людей. Фанатики посвящали себя богине, из девушек-доброволиц заранее выбирали жертву и торжественно потрошили ее, добровольцы-мужчины оскопляли себя. Прочие участники в ходе церемонии доходили до экстаза, хлестались колючими ветками, наносили себе раны, увечья, и вся толпа перемешивалась в общей безумной оргии. Может показаться удивительным, но к этому культу тянулись и греческие интеллектуалы, видели в диких обрядах ключ к постижению некой высшей мудрости, недоступной простым смертным. Анахарсис, общаясь с философами, заразился их увлечением. Вернувшись на родину, он устроил тайное святилище в Гилее - в густых лесах низовий Днепра, начал вовлекать скифов в ритуалы «матери богов» . Но когда известия об этом дошли до царя, Савлий самолично застрелил брата из лука.

Миссия Анахарсиса не дала и практических результатов. Антиперсидская коалиция так и не сформировалась, Кир бил противников по очереди. В 546 г. до н. э. сокрушил Лидию, присоединил Малую Азию, следом пал Вавилон. Завоеванные страны облагались высокой данью. Например, Вавилония и Ассирия должны были ежегодно поставлять 1 тыс. талантов серебра (30,3 т) и 500 мальчиков-евнухов. Но персам требовалась верная опора среди подвластных народов. Кир обратил внимание на евреев. Напомню, Навуходоносор угнал большую партию в 597 г. до н. э., а потом Иудея вторично изменила, в 586 г. до н. э. Иерусалим был разрушен, и в Вавилоне добавились новые пленные . Теперь Кир обласкал их, даровал большие привилегии, разрешил восстановить Иерусалим и храм Соломона. Но в Иудею вернулись не все евреи. На чужбине они уже обзавелись хозяйствами, торговали. Да и храм был нужен не всем. Вавилон славился магами, чародеями, часть евреев увлеклась их учениями. Кир стал формировать из них свою администрацию, раздавал имущество казненных врагов. Отношения евреев с коренным населением были далеко не дружескими - значит, не изменят.

Обеспечив таким образом тыл, персы двинулись к новым завоеваниям. В 530 г. до н. э. Кир вторгся в Среднюю Азию. Здесь жили родственные скифам массагеты и правила мудрая царица Томирида. Она указала персам, что причин для войны нет, каждый может спокойно жить в своих владениях. Но Кир высокомерно потребовал от нее покориться и стать его женой - то бишь, одной из многочисленных обитательниц гарема. Томириду такая участь для нее и ее страны, естественно, не устроила. Она снарядила войско во главе со своим сыном. Кир легко обманул противника. Выслал небольшой отряд с обозом вина и еды. Массагеты захватили его, напились и были вырезаны. Но после этого разгневанная царица подняла все силы и явилась на поле брани сама. Персов разгромили. А голову убитого Кира Томирида велела бросить в бурдюк с кровью, сказав: «Ты всегда жаждал крови, так напейся же ею».

Смерть царя вызвала в Персии раздрай и смуты, верх в них одержал царь Дарий. Восстания он усмирил. Мятежников тысячами сажал на кол. Восстановил армию, реорганизовал систему управления. Укрепив державу, персы снова зашагали от победы к победе. Они поглотили все страны от Египта до Индии. Большинство греческих городов-государств без войны согласились признать себя подданными Дария. Он уже видел себя властителем мира. Но оставались непокоренными северные страны. Печальный опыт Кира Дарий учел, от наступления на Среднюю Азию воздержался. Он принялся готовить большой поход на Балканы и в Скифию.

Для этого он мобилизовал войска всех подвластных народов, греки предоставили флот. Геродот писал, что собралось 700 тыс. воинов и 600 кораблей. Наверняка эти цифры преувеличены, но ясно, что Дарий повел на север невиданные полчища. Чтобы переправить их из Азии в Европу, греческий инженер Мандрокл построил через Босфор мост из кораблей, сцепленных друг с другом. А возле пролива воздвигли две мраморных стелы с длинным перечнем народов, выступивших в поход: персы, мидийцы, вавилоняне, сирийцы, финикийцы, лидийцы, фригийцы, египтяне…

Во Фракии многие племена не рискнули сражаться против накатившейся на них лавины. Вожди приходили к Дарию и отдавались под его власть. А тех, кто пытался обороняться, быстро сломили. Ополчение фракийцев царь тоже присоединил к своей армии. Греческий флот подошел к Дунаю, опять был наведен мост из кораблей, и в 510 г. до н. э. персы вступили в Скифию.

Но тут они попали в совершенно иные условия. Скифы о нашествии узнали заранее, как следует подготовились. Эвакуировали на север, в славянские леса, свои стада, жен и детей. А войско возглавили царь Идантирс и царевичи Скопасис и Таксакис. Боя они не приняли, начали отступать от персов. Далеко не отрывались, но и догнать себя не позволяли, двигались на один день впереди неприятелей. Увели их за собой от побережья, от греческих городов, где Дарий мог бы пополнить запасы продовольствия, и заманили в глубины степей. Скифы сжигали траву, засыпали колодцы. А когда персы начинали голодать и сомневаться, не повернуть ли назад, их подпитывали надеждой, что они вот-вот нагонят скифов. Оставляли стадо скота, позволяли захватить его - и враги, приободрившись, шли дальше. Но и в покое их не оставляли, нападали по ночам на отряды охранения, обстреливали.

Дарий негодовал, злился, слал Идантирсу письма, требовал не убегать, а сражаться или выразить покорность. Царь скифов насмешливо отвечал, что он не убегает, а кочует, как привык кочевать, и прислал «подарок» из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. При правильной расшифровке это означало: «Если вы не скроетесь в небо, как птицы, или в землю, как мыши, или в воду, как лягушки, то все погибнете от наших стрел». Наконец, Дарий осознал, что забрался слишком далеко. Он остановился и решил закрепить за собой «завоеванную» землю, построить укрепления. Но вскоре понял, что сделать этого не получится. Скифы уже не скрывались, против персов маячило все их войско, массы пехоты и конницы.

Генерального сражения не было, скифы к нему не стремились. Они знали, что поставили врага в безвыходное положение. И когда Дарий повернул армию обратно, на нее обрушились со всех сторон, истребляя и налетая днем и ночью. А конный корпус Скопасиса ринулся наперерез к Дунаю. Там ожидали Дария греки с кораблями. Скифы посоветовали им разрушить переправу и тем самым избавиться от владычества персов. Но эллины схитрили, развели только часть моста. А Скопасис повернул навстречу Дарию, беря его в кольцо.

Правда, скифы ошиблись. Они рассуждали с точки зрения собственной логики - враги должны отступать по местам, где сохранились трава и вода. Но у Дария логика была другая. Не считаясь с потерями людей и падежом коней, он шел по старым следам. Здесь все было выжжено и вытоптано, зато нельзя было заблудиться. Из-за этого он смог вырваться. Вблизи Дуная он отвлек преследование, бросил в лагере 80 тыс. воинов, а сам с личной гвардией ночью бежал к переправе. Греки быстро навели мост, и царь улизнул. По данному поводу у скифов родилась пословица: «Если эллины - свободные люди, то нет людей их трусливее; если эллины рабы - то нет рабов их преданнее».

Закончилась война полным триумфом скифов - преследуя остатки неприятеля, они двинулись через Дунай и дошли до Дарданелл. Хотели наступать и на саму Персию. Для этого направили посольство в Спарту, чтобы ударить вместе. Но тут уж помешала случайность. Переговоры сопровождались пирами, а пить скифы умели куда круче греков. Спартанский царь Клеомен свалился в белой горячке, и союз не состоялся. Тем не менее, разгром Дария в Скифии оказал решающее влияние на весь ход дальнейшей истории. Престиж Персии был подорван, в ней заполыхали восстания. Изменились и настроения греческих государств, они отложились от Дария. Впоследствии греки приписали себе главную заслугу в спасении мира от персидской агрессии, в учебники истории вошли битвы при Марафоне, Фермопилах, Саламине, Платеях. Но войска, которые посылали на Грецию Дарий и его сын Ксеркс, были уже совсем не теми армиями, когда-то крушившими державу за державой. Весь цвет лучших персидских воинов навеки остался в скифских степях…

ГОУ ЛНР «Селезневская школа №18»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ИСТОРИИ

« НАШЕСТВИЕ ПЕРСИДСКИХ ВОЙСК НА ЭЛЛАДУ»

(5 класс)

Подготовила: Склярова Оксана Сергеевна

учитель истории

Селезневской школы №18

2016

Урок «Нашествие персидских войск на Элладу».

Цель : Завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов, показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов на примере Фермопильского сражения и Саламинской битвы,продолжить формирование умений правильно показывать по карте исторические объекты, читать картосхемы, составлять рассказ.

Оборудование: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История древнего мира» § 35 . таблица Саламинское сражение, фрагмент фильма «Саламинский бой»

Ход урока.

    Организационный момент .

II . Актуализация знаний учащихся по теме «Победа греков над греками в Марафонской битве»:

1.Почему в начале V в. до н.э. Дарий Первый решил завоевать Элладу? (так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам.)

2.Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого? Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария.

3.Как повели себя греки, когда к ним приехали персидские послы?

(Афиняне сбросили послов со скалы, спартанцы сбросили их в колодец.)

4.К каким городам обратились афиняне за помощью? (Афиняне обратились за помощью в Спарту и Платеи).

5.Как повели себя жители Спарты? Спартанцы обещали помочь попозже

6.Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах? На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело

7.Какую помощь оказали жители города Платеи? Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов.

8.Как называлось боевое построение греков перед битвой? . Они построились фалангой и сражались как обезумевшие.

9.Когда произошла Марафонская битва? (Марафонская битва произошла в 490г. до н.э.).

10. Чем она закончилась? (Марафонская битва закончилась победой греков)

11.Какое значение имела победа греков при Марафоне? (Греки впервые одержали победу над персами, и персы перестали считаться непобедимыми).

12.Что в наши дни напоминает о Марафонской битве? (Марафонский бег,42 км 195 м)

    Подготовка к повторительно- обобщающему уроку .

    1. Сейчас мы проведём игру «Кто первый?». Я задаю вопросы, а кто первым и правильно ответит на вопрос, получает изображение колобка с улыбкой.

    Что означает слово полис? (Небольшое самостоятельное государство в Греции).

    Кого называют илотами? (Рабов в Спарте).

    Что такое демократия? (Власть народа).

    Что обозначает слово ареопаг? (Совет знати в Афинах).

    Кого называли гражданами? (Свободных афинян).

    Работа с картой.

Вам известно и не ново:

Карта – важная основа.

Битвы, действия и страны

Вам укажут неустанно.

Если есть у вас желание,

Приступаем. Все внимание.

    Покажите на карте территорию Древней Греции и её части. Назовите их. (Северная, Средняя, Южная Греции).

    Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес).

    Где находится город Афины? (В Аттике).

    Где находится Спарта? (В Южной Греции, область Лаконика).

    В каком месте греки впервые одержали победу над персами? (В Марафоне).

Обобщение учителя.

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами.

Но как вы думаете, можно ли было исключить опасность нового нападения противника?

Конечно, нет. Так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в поданных «царя царей».

Поэтому Сегодня мы познакомимся с новыми событиями из греко-персидских войск.

и тема урока Нашествие персидских войск на Элладу»

Проблемное задание для учащихся:

IV . Знакомство с темой.

План:

    Подготовка эллинов к новой войне.

    Бой в Фермопильском ущелье.

    Саламинское сражение.

1. Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл – вождь демоса .( Обратите внимание на рис. на с. 165 внизу). Под его руководством греки начали готовиться к войне с персами. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков.

Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а море высечь кнутами. Другие мастера построили новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег. Учитель рассказывает о переправе персов через пролив Геллеспонт, ( Учащиеся работают с картой ).

(см. карту) Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. (Самостоятельное чтение учащимися раздела «Бой в Фермопильском ущелье» стр.166-167)

    Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (Царь Леонид)

    На чьей стороне - греков или персов - было военное превосход ство?

    В чем заключается подвиг 300 спартанцев?

    Каковы итоги этого сражения?

Ответы детей: Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции. Серьёзное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. Объединённое греческое войско возглавил спартанский царь Леонид. Греки заняли Фермопильское ущелье и преградили путь персам. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали. Персы понесли большие потери. Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско. Все попытки персов овладеть Фермопильским ущельем кончались неудачей. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал обходную тропу. Ксеркс обрадовался и послал своих воинов в тыл грекам – защитникам Фермопил. Эллины заметили идущий вражеский отряд. Царь Леонид приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход греческих отрядов. 300 спартанцев в бою с персами проявили мужество и героизм. Спартанцы с царём Леонидом сражались до тех пор, пока не погибли все.

Учитель: Подвиг трехсот спартанцев спас греческое войско от разгрома, но не смог спасти страну от разорения.

Спартанцы приказали отвести войска к Коринфскому перешейку, отделяющему Среднюю Грецию от Пелопонесса. Здесь, от моря до моря они стали строить оборонительную стену.

Аттика была отдана персам без боя. Персидская конница вытаптывала ячменные и пшеничные поля, воины рубили оливковые деревья и виноградники, жгли деревни. Фемистокл в этот страшный для родины час говорил афинянам: «Все взрослое население должно взойти на военные корабли. А женщин, стариков и детей необходимо перевезти на остров Саламин под защиту военного флота. Исход войны будет решен в морском сражении».(См карту)

Афиняне поступили так, как советовал Фемистокл.

Когда персы вошли в Афины, город был пуст. По приказу Ксеркса Афины предали огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин.

Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около 400 кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.

И вот, на палубе одной из триер происходил военный совет. Командующий объединенным войском был спартанец, он заявил, что приказывает плыть к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Фемистокл стал возражать командующему, убеждая дать бой в Саламинском проливе.

Прчитайте текст на стр. 167 внизу «Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы».

А теперь посмотрим отрывок из фильма «Саламинский бой»

Так закончилась Саламинское сражение. Ксеркс, оставив часть своей армии, покинул Грецию. В 479 году до н.э. у города Платеи оставшаяся персидская армия была разбита. Саламинская битва стала решающей в ходе греко-персидских войн. Греки в тяжёлой борьбе отстояли свою независимость, спасли Родину от врага

Прав ли был Фемистокл? В чем проявился его талант стратега
и оратора? С каким легендарным героем мы можем сравнить Фемистокл
а за его хитроумие? (С Одиссеем).

V . Закрепление изученного на уроке.

Хоть немножечко устали,

Силу знаний показали,

Ну, ещё один шажок,

Закрепим мы урок.

1. Ребята, о каких сражениях в ходе греко-персидских войн мы сегодня говорили? (О битве в Фермопильском ущелье и Саламинском сражении).

А сейчас давайте заполним таблицу и узнаем, в каких сражениях греки победили персов?

Заполнение таблицы «Греко-персидские войны»

Дата

Сражение

Результаты сражения

490г. до н.э.

Марафонская битва

Победа греков

480г. до н.э.

Бой в Фермопильском ущелье

Победа персов

480г. до н.э.

Саламинское сражение

Победа греков

Греки в тяжелой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

IX . Проверка проблемного задания, рефлексия.

Почему Греция, такая маленькая страна, сумела одержать победу над такой огромной державой, как Персия?

Как вы думаете,

VI . Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: П. 35 учебника, выучить термины.

Написать рассказ от имени грека о любой битве (по выбору).

Урок истории в 5 классе

Цели: завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 33.

КАРТОЧКА № 33

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Марафонская битва?»

Для этого вспомни:

— Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

— Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого?

— Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

— Как повели себя жители Спарты?

— Какую помощь оказали жители города Платеи?

— Как построились войска греков? Как они сражались?

Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?

Примерный ответ учащегося

В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одержана победа.

2. Работа с классом.

а) Подготовка к контрольно-обобщающему уроку.

— Дайте определения понятиям «классы», «государство», «эксплуатация», «полис», «демократия», «реформы», «религия», «олигархия».

— Что обозначают слова: ареопаг, архонты, илоты, граждане, Народное собрание, стратег, колония?

б) Проверка умений показывать на карте исторические объекты.

— На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Северная.)

— Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес.)

— Где находится город Афины. (В Аттике.)

— Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония.)

3. Устный ответ ученика по карточке № 33 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

— В каких крупных сражениях с персами смогли победить греки благодаря тщательной подготовке?

IV. Изучение новой темы

План

1) Подготовка эллинов к новой войне.

2) Бой в Фермопильском ущелье.

3) Саламинское сражение.

На доске: тема урока, новые слова: Фемистокл, Фермопильское ущелье, триера, о. Соломин, Ксеркс, Коринфский перешеек .

1. Рассказ учителя.

Фемистокл — вождь демоса. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что флот — опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Тридцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

б) Заполнить таблицу, начатую на прошлом уроке.

«Греко-персидские войны»

3. Рассказ учителя (дополнение к тексту учебника).

а) К Фермопильскому сражению.

Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 000 человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались — в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов.

Леонид знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали.

б) К Саламинскому сражению.

Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на акрополе и все героически погибли.

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

— Почему Греция — небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств — сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

— Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

2. Проверка заполнения таблицы.

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 35 Вигасина или § 29 Михайловского; подготовиться к контрольному тесту по истории Греции: а) повторить § 30, 31 Вигасина, § 26, 27 Михайловского; б) повторить термины; для любознательных: у Фермопильского ущелья поставлен памятник погибшим спартанцам. Это фигура льва. Почему? (Имя Леонид в переводе с греческого означает «лев».)

Понравилась статья? Поделитесь ей