Контакты

Сущность человека как проблема философии «Сущность. Проблема сущности человека в истории философии

Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских учений. Представители разных эпох и философских направлений рассматривали вопрос о сущности и предназначении человека как основной вопрос философии:

«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», - писал древнегреческий мудрец Эмпедокл;

«Что такое человек и каково его истинное назначение – это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», - считал русский религиозный мыслитель С.Л. Франк.

Изучением проблемы человека занимается философская антропология .

Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX – ХХ вв. В то же время в развитии философской мысли можно выделить ряд этапов в развитии взглядов на проблему человека.

1.В античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма. Особая заслуга в постановке проблемы человека принадлежит Сократу : он впервые поставил человека, смысл его существования в центр философских размышлений. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души.

2.В средневековой философии сложился теоцентричный подход к проблеме человека. В системе христианского мировоззрения человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала – духовное и телесное. Дух и тело противопоставлялись друг другу как возвышенное, данное свыше, и низменное, земное. Августин Аврелий представлял душу как независимую от тела и именно в ней видел сущность человека. Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, считал, что в человек занимает промежуточное положение между животными и ангелами.

К средневековой философии восходит понимание сущности человека как состоящей из трех частей: тела, души и духа. Телесность означает материально-вещественную сторону человека; душа – это сфера личностных переживаний, мыслей, эмоций; понятие духа первоначально имело религиозный смысл, в более широком значении это сфера общезначимых ценностей и идеалов.

3.В философии Нового времени . человек рассматривается с позиций антропоцентризма. Высшей ценностью бытия провозглашается человеческий разум (декартовское «Мыслю, следовательно, существую»). Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека.. Именно в этот период сложился новый тип отношения человека к природе – установка безграничное господство над ней.

4.В философии марксизма сложился деятельностный подход к пониманию сущности человека. Определяющим условием становления и развития человека признается трудовая деятельность, причем труд рассматривается как коллективная, социальная деятельность. Поэтому труд стал основой формирования социальных качеств человека: мышления, языка, общения, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.

5.В русской философии второй половины XIX – начала ХХ вв. тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой. Русские религиозные философы рассматривают человека как духовный центр мироздания, воплощающий неразрывную связь и постоянное взаимодействие материальной природы и духовного, божественного начала. В мировом процессе человек – не безличный элемент, он обладает творческими способностями, его великая миссия – установить в мире гармонию. В концепции всеединства В.Соловьева сложился идеал Богочеловечества как свободного единства всех людей. В религиозном экзистенциализме Н.Бердяева человек представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной необходимости. Личность – явление духовное, ее суть – свобода и творчество, и в то же время личность существует только в общении с другими людьми. «Человеческая личность – единственная, неповторимая, независимая – есть верховная ценность», - писал Н.Бердяев.

6.Западная философия ХХ в . также выводит на первый план духовное начало в человеке, однако большинство трактовок человека в философии этого периода носит иррациональный характер.

В « философии жизни» Ф.Ницше сложился новый идеал личности – «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти.

В философии экзистенциализма подлинное человеческое бытие сводится к переживанию своего бытия в мире, к осмыслению «своего Я», то есть того, чем человек является для самого себя.

Представители философии психоанализа сущность человека, главный мотив его деятельности видят в сфере бессознательного.

В аналитической философии человек рассматривается, прежде всего, как существо, владеющее языком и реализующее себя через использование языка. Именно использование языка в качестве средства общения приводит к возникновению проблем в человеческом обществе, и в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться.

Представители герменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и окружающей действительностью.

В философии постмодернизма человек рассматривается как существо, бунтующее против однообразного, обыденного, скучного, коллективного, тоталитарного.

Современная философия характеризуется возрастанием интереса к проблеме человека. Основная тенденция современного подхода к проблеме – поиск целостной, интегральной концепции человека. Среди причин повышенного внимания к проблеме человека можно назвать следующие:

Бурное развитие наук, что, с одной стороны, предоставляет новые данные о человеке и его возможностях, а с другой – показывает ограниченность естественнонаучного подхода к изучению человека;

Трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество, что повышает роль человеческой индивидуальности, творческой деятельности;

Демократизация общества и развитие свободы личности;

Появление новых проблем, связанных с развитием человеческой цивилизации, в том числе глобальных проблем, духовный кризис общества, что обострило внимание к вопросам смысла жизни человека и т.д.

«Сущность человека как проблема философии» «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена» . Русский философ А. Ф. Лосев

Сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука — философская антропология

Великая тайна — человек

Великая тайна — человек Концепция философской антропологии: Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными. Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию. Человек — существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других. Человек — центр пересечения двух начал — «порыва» и «духа» . Их единство и образует сущность человека.

Человек — биосоциальная система Прочитайте внимательно п. 2 § 8. Как соотносятся между собой понятия «человек» , «индивид» , «личность» , «индивидуальность» ? Объясните, что такое «человеческая субъективность» ? Дайте полное определение понятию «человек» .

Субъект- активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимой деятельности. Субъектностъ — аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Человеческая субъективность — присущий человеку мир мысли, воли, чувств.

Определение «человек» Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Человек — биосоциальная система

Социальная сущность деятельности 1. деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д. 2. деятельность — взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром. 3. деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Мышление и деятельность. Мышление и язык Проанализируем цепочку: Мышление Деятельность

Точного определения мышления нет! Давайте его выведем!!! Мышление (общее) — высший этап обработкиинформациичеловеком, процесс установления человеком связей междуобъектамиили явлениями окружающего мира.

Мышление и деятельность. Мышление и язык « Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется» С. Л. Рубинштейн

Мышление и язык В основаниях всякой осмысленной деятельности лежит мыслительная и языковая структура: «вопрос и ответ» , предполагающая умение человека вести диалог. Языковое общение является сложным видом социальной коммуникации. В ней выделяются фонетические и словарно-синтаксические аспекты, сочетание которых обеспечивает полнозвучную устную и выразительную письменную речь.

Мозговой штурм Присуще человеку. Мышление Сознание Отклоняющееся поведение Творец и изобретатель Целенаправленная деятельность (во благо и во вред) Моральное поведение Самооценка самоконтроль

Присуще животным. Инстинкты Обусловленное поведение (предсказуемое) Приспособление к природным условиям

Дом задание § 8, задания 1,

Сущность человека как проблема философии

Среди сущностных определений человека есть немало знаменовавших целые эпохи в истории философской мысли˸ ʼʼчеловек - разумное животноеʼʼ, ʼʼчеловек - политическое животноеʼʼ, ʼʼчеловек - животное, делающее орудия трудаʼʼ, ʼʼчеловек религиозныйʼʼ, ʼʼчеловек разумныйʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Немецкий философ Макс Шелер (1874-1928 гг.) писал˸ ʼʼЧеловек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные ᴇᴦο определения вряд ли могут считаться удачнымиʼʼ. Человек является объектом исследования многих наук. Среди них - биология, физиология, психология, генетика, антропология, этнология. Так, в центре антропологии (учения о человеке) стоит проблема происхождения, становления человека современного типа, в центре психологии - закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, в центре генетики - законы наследственности и изменчивости организмов. Вместе с тем человек является и основным предметом философского знания. ʼʼЧеловек есть мера всех вещейʼʼ, - говорил древнегреческий философ Протагор.
Размещено на реф.рф
Что это за мера? В чем и как она проявляется? Данные вопросы обсуждаются около 2,5 тыс. лет и вызывают горячие споры. Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек воспринимается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала природы и общества, как творец духовного мира. Когда Аристотель различал растительную, животную и человеческую души, то он показывал место человека в природной иерархии и ᴇᴦο зависимость от более низших материальных состояний. Возникают вопросы˸ почему сущностных характеристик человека так много? Почему они столь различны, хотя и имеют в виду один и тот же объект - человека? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА - ЧЕЛОВЕК

Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. С научной точки зрения человек, как вы знаете, - это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает уникальной способностью мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека, ᴇᴦο духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь будучи включенным в социальные отношения. Данные истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального. Нет ничего более очевидного и вместе с тем более сложного, чем человек. Современного человека от ᴇᴦο далеких предков отделяют сотни тысячелетий. Поэтому неудивительно, что многое из жизни рода человеческого на заре ᴇᴦο возникновения остается непознанным, таинственным, загадочным. Да и наш современник не дает оснований принимать ᴇᴦο за существо предсказуемое и открытое. Даже люди, умудренные жизнью, нередко осознают недостаточность своего знания ʼʼбратьев по разумуʼʼ, так как люди знакомые и незнакомые каждый день преподносят что-то непонятное, неожиданное в своем поведении и образе мыслей.

Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Более того, хорошо известен следующий афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя». Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности. И тому подтверждение - наш урок.

«Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.

Великая тайна - человек

«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует. Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт:

«Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.

Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии? - Связаны ли между собой эти две науки? Почему? - К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?

Концепция философской антропологии:

Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.



Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

Их единство и образует сущность человека.

2. Человек - биосоциальная система

Прочитайте внимательно п. 2 § 8. - Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

Какие два начала сочетаются в человеке? - Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? - Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.

Дайте полное определение понятию «человек». - Таким образом, мы выяснили, что:

Человек

Понравилась статья? Поделитесь ей