Контакты

Что дети изучают в музыкальной школе.

1. Прослушивание программы

И.С.Бах ХТК II том Прелюдия и Фуга Соль-мажор.

Л.Бетховен Соната №14 III часть.

К.Черни Этюд До мажор.

Ф. Шуберт Экспромт Ми бемоль мажор.

Л.Жуманова Восточный танец.

Краткая оценка исполнения

2. И.С.Бах. Прелюдия и фуга Соль-мажор

1) Проверка домашнего задания:

Движение к основным, опорным звукам.

2) Способы и приемы:

- «замахи» пальцев на нижние основные звуки, добиваясь освобождения запястья от излишнего напряжения

Способ вычленения. Оставлять нужные основные звуки, вертикальное мышление

Игра пунктиром в основные звуки

Беззвучное исполнение второстепенных звуков (качание клавиш, не нажимая их)

При взятии повторяющегося звука, не отпускать больше данную клавишу и не давать ей полностью подняться во все время исполнения фигуры, а нажимать ее с половины, из полуподнятого положения, остальными пальцами играть «зацепившись» рукой за «повторяемую» клавишу, образующую как бы точку опоры игрового рычага.

3. Работа над произведением. Л.Бетховен Соната №14 III часть. Арпеджио в правой руке.

Способы и приемы:

Собрать арпеджио в правой руке в аккорды;

Медленная работа над артикуляцией пальцев, уделяя особое внимание вертикальности удара большого пальца и точности указательного;

Чередование акцентов первого и пятого пальцев укрепляют положение руки;

Специально поработать над средними пальцами, они важны для полнозвучия аккордов.

Арпеджио следует играть, ускоряя темп, изыскивая всевозможные оттенки. Гибкая кисть способствует изменению оттенков звучания: прикасаться к клавишам слегка, извлекать звук энергично. Эти поиски развивают технику, помогают одинаково свободно и легко исполнять арпеджио самого различного характера.

Чередование двух звуков в левой руке.

Добиваться звуковой и ритмической ровности путем смещения акцентов и смены метрической пульсации;

Увеличение количества звуков на один удар.

Необходимо точно ощущать доли такта, игра должна сопровождаться счетом.

4. Ф.Шуберт. Экспромт Ми бемоль мажор I часть.

Мелкая моторная техника.

Способы и приемы:

Медленная игра, работа над звуком, над его качеством;

Фразировка, найти опорные звуки, добиваться единства движения;

Избавиться от толчков, добавочных взмахов, подбрасываний локтя и запястья, вихляния плеч, головы, туловища;

При увеличении темпа достичь экономность движений: исключить высокий подъем пальцев, большие смещения руки при подкладывании 1-го пальца, поворотах, сменах позиции. Каждое лишнее движение – задержка. Чем быстрее темп – тем меньше, ближе должны быть движения;

Преувеличенно акцентировать те ноты, которые подлежат выделению или приходятся на слабые пальцы;

Учитывая сравнительную «грузность» 1-го пальца, его тенденцию «выскакивать» из ровной звуковой линии, играть им ближе, легче, тише, чем другими пальцами.

5. К.Черни. Этюд До мажор.

Л.Жуманова. Восточный танец.

Октавы. Аккорды. Глиссандо.

Способы и приемы работы над октавной техникой:

1. Первое требование – «крепкое» звучание обоих пальцев. Гибкое запястье.

2. Октавы брать чуть сбоку, словно арпеджируя от верхнего звука к нижнему. В быстром темпе этот прием порождает легкое колебательное движение предплечья и кисти от 5-го пальца к 1-му и обратно.

3. Ориентироваться на черные клавиши;

4. Применять в игре не только 5-ый палец, но и 4-ый (а если возможно, то и 3-ий);

5. Большую пользу приносит «техническая» фразировка.

Способы и приемы работы над аккордами:

1. Совершенное одновременное взятие всех звуков аккорда. Аккорд берется рукой, летящей сверху вниз не отвесно, а несколько сбоку, в направлении от 5-го пальца к 1-му, причем рука начинает «полет» в мягко-собранном положении, со свободно сближенными пальцами, раскрывающимися и крепко становящимися на свои места лишь в самый момент соприкосновения с клавиатурой.

2. Предохранять руки от «зажима».

3. Обратить внимание на середину аккордов. Именно на нее должна опираться рука как в «ползучих» аккордах, сцепленных общими звуками.

4. Арпеджированные аккорды брать не «кое-как», а «развертывая» звук за звуком, в очень равномерной и отчетливой последовательности.

5. Выравнивание звучности аккорда достигается путем слуховой тренировки. Внимательно вслушиваться в звучание каждого звука в отдельности.

6. Придавать аккордам различную звуковую окраску. Средство «окраски» аккорда является тонкая градуировка силы звуков, входящих в него.

Глиссандо – специфический вид фортепианной техники:

1. Не допускается тренировка в медленном темпе.

2. При игре меньше наклонять палец, держать его почти вертикально на протяжении всего пассажа, подставлять ребрам клавиш не мякоть пальца, а его ноготь, не погружать палец до дна начальной клавиши.

3. Начинать «скольжение» не снизу, со дна начальной клавиши, а сверху, с воздуха, издалека (то есть раньше, левее начальной клавиши), плавно опускаясь «планируя» на клавиатуру.

4. Употреблять различные пальцы – один третий, второй и третий, второй, третий и четвертый вместе, - держать руку в обычном игровом положении, то есть ладонью вниз, а не вверх; только кисть повернута вправо, к 5-му пальцу и сплющена так, что 1-ые фаланги пальцев оказываются в одной плоскости с пястью, а последние фаланги подогнуты под первые.

6. Слушание музыки (использование технических средств звукозаписи).

И.С.Бах. Прелюдия и фуга. Соль-мажор.

Л.Бетховен. Соната №14 III часть

К.Черни. Этюд. До мажор.

Задание: следить по нотам за движением и развитием музыки.

Невообразимо быстро промчалось лето. Через несколько дней начинается очередной школьный сезон. Самое время учителям музыки пополнить свои методические библиотечки свежими материалами. И наш сайт поможет вам в этом. С этой страницы вы сможете скачать новые разработки уроков музыки, методические материалы по музыкальному воспитанию. Все материалы упакованы в небольшие архивы, бес проблемно и быстро скачиваются по прямой ссылке. Пользуйтесь на здоровье, вооружайтесь новыми знаниями. Успехов вам в вашем далеко не легком труде.

«Мир музыки- прекрасный мир!» Разработка открытого урока для учащихся 2-3 классов. Скачать

«Значение формирования основ православной культуры у школьника в условиях современного образования» скачать работу.

«Угадай мелодию» (музыкально-игровая программа).Разработка позволит научить детей по слуху определять и называть музыкальные произведения. Скачать

«Детские образы в музыке.» Конспект урока содержит материал, который поможет познакомить ребят с композиторами, написавшими музыку для детей. Скачать

«Струнно-смычковая группа инструментов». Работа сформирует представление о симфоническом оркестре. Познакомит с инструментами симфонического оркестра, их тембром, звукоизвлечением. Скачать

«Построение (формы) музыки». Разработка позволит закрепить понимание, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки.Скачать

«Выразительная и изобразительная интонации в музыке.» Урок познакомит с выразительными и изобразительными возможностями, расширит знания о музыкальной интонации. Скачать

«Музыкальные инструменты.»Цель урока: закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о народных инструментах. Скачать

«Русские народные праздники и песни годового календарного круга (разработка урока)». Урок по слушанию музыки для 3-его класса детской музыкальной школы позволит заложить основы культуры слушания русских народных песен. Скачать

«Путешествие через века - от классики до современности (конспект).» Урок приобщит детей к наследию мирового музыкального искусства. Скачать

«Музыкальные средства выразительности (конспект)». Работа познакомит детей с произведениями П. И. Чайковского «На тройке» через слушание и развитие творческой фантазии детей при создании картины зимы. Скачать

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях (конспект)». Цель: обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Скачать

«Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства (разработка урока)». Урок позволит раскрыть значение понятия «дар творчества», сформировать представление о преобразующей силе музыки. Скачать

«Музыкальная азбука (разработка урока).» Цель: обучить правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке. Скачать

План-конспект открытого урока преподавателя фортепианного отделения «Педагогические взгляды Карла Черни». Занятие позволит вспомнить основные педагогические принципы К. Черни. Скачать

Разработка урока по музыке на тему «Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы. Целью урока является развитие и совершенствование методов и приемов эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы.

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам. И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Г. СМОЛЕНСКА»

Урок как основная форма работы с учащимися в ДМШ.

Преподаватель

г. Смоленск

1 .Введение.

2. Урок – основная форма организации занятий.

4. Домашние занятия ученика.

5. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

6. Типы уроков.

7. Заключение.

8. Список используемой литературы.

Педагогическая работа – сложный процесс, а в сфере культуры и искусства в еще большей мере, чем в других областях. Круг задач, стоящих здесь перед педагогом, особенно широк.

Задачи педагога весьма глубоки и чрезвычайно многообразны. Это – воспитание учащихся, развитие их музыкальных способностей, всесторонность музыкальной подготовки.

Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания учащихся. Педагог должен привить ребенку любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всем их многообразии, глубине, красоте.

Урок по специальности являет собой основную форму работы с учащимся. На уроке педагог дает необходимые ученику знания и навыки, направляет его развитие и воспитание. Каждый урок – это своего рода звено в цепи занятий. Общее назначение урока можно определить как проверку состояния работы ученика на данный момент и обеспечение ее успешности в дальнейшем. На уроках как бы подводится итог домашних занятий за предшествующий небольшой период и дается толчок для последующей работы.

Развитие ученика протекает постепенно, и педагогу необходимо отдавать себе отчет в важности каждого урока. Педагог заботится о качестве, систематичности занятий, о том, чтобы они были интересны для ученика. Работа в классе требует от педагога большой внутренней собранности, За которой кроется целенаправленность его мыслей. Действий, чувствуется его воля, активность, побуждающие ученика мыслить и работать в нужном направлении. Подлинный интерес преподавателя к занятиям отражается в характере ведения урока, в его тонусе.

При обучении игре на музыкальном инструменте педагог не составляет точного плана занятий с указанием тематики каждого урока. Индивидуального плана урока вполне достаточно, чтобы на его основе строить обучение. Подготовка к уроку заключается в просмотре музыкальной литературы, различных редакций того или иного произведения. Весь репертуар учащегося должен «быть в пальцах» у педагога. Учителю надо быть в курсе выходящей литературы, необходимо знакомиться с новыми произведениями. Все это заставляет преподавателя много работать для того, чтобы уроки были успешными.

Форма урока должна строиться в соответствии с характером, способностями, индивидуальными особенностями психики ученика. Следует приветствовать и желание родителей присутствовать на уроках (особенно на первых). Их активное участие в процессе обучения детей является необходимым условием для создания комфортных условий на уроке и организации плодотворных занятий дома. Именно родители должны стимулировать интерес детей к познанию, чтению книг, посещению концертов.

Работа над разучиваемыми произведениями представляет собой главное содержание самостоятельных занятий ученика и в то же время основной материал урока.

В моем классе обучаются дети с разными музыкальными способностями. Чтобы добиться положительного обучающего результата в обучении необходимо владеть техникой педагогической работы:

· уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение в самых различных ситуациях;

· уметь целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть проверить итоги домашней работы ученика, дать ему четкие запоминающиеся указания и успеть оказать необходимую помощь на самом уроке.

На уроке нужно не только дать необходимые ученику знания, умения и навыки, но и направлять его развитие и воспитание. Учебная и воспитательная работа неотделимы друг от друга, и должны непрерывно воспитывать в учениках сознательность, настойчивость и находчивость в работе, твердую дисциплину в сочетании с инициативностью.

Воспитание игровых навыков неотделимо от воспитания характера ученика в целом: ученик, небрежно разбирающий текст, обычно проявляет небрежность и в целом ряде моментов своего поведения, на которые я при удобном случае воздействую. Ритм в игре ученика самым тесным образом связан с основными чертами его характера: отсутствие четкого метро-ритма всегда указывает на известную расхлябанность характера; наоборот, четкость ритма соответствует способности к ясным волевым действиям, а ритмическая выдержка тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледность, эмоциональная вялость игры ученика часто совпадает с такими свойствами его характера, как замкнутость, необщительность, которая тоже находится в сфере возможного воздействия.

Развитие ученика протекает постепенно, и педагог отдает себе отчёт в важности каждого урока. Этим определяется постоянная обязательная забота о качестве, систематичности занятий, и, конечно, о том, чтобы они были интересны для ребенка. Над чем бы ни велась работа в классе, она требует большой внутренней собранности, целенаправленности мыслей, действий, чувств, воли, активности, побуждающие учащегося мыслить в нужном направлении, вообще работать.

Отказываясь от авторитарного учебно-воспитательного процесса, необходимо создавать в классе непринужденную обстановку и взаимное сотрудничество, равноправное общение с учеником, оказывая ему доверие, любовь, веру в его возможности. В большинстве своем дети бесхитростны, откровенны, добры. Общаясь с ребенком я учиться у него, знать, чем живет каждый ученик класса, его увлечения, обстановку в семье и в общеобразовательной школе, его положение в коллективе . Это помогает понять очень многое в характере и поведении учеников и положительно воздействовать на становление личности каждого ребенка.

Характер проведения урока зависит, конечно, от индивидуальных черт ученика. Есть ученики, располагающие к творческой работе, и такие, которые располагают лишь к добросовестной внимательности: но это не значит, что в последних не следует постепенно пробуждать творческую инициативу.

В большинстве случаев в начале урока нужно спокойно, неторопливо прослушать материал - одних пьес целиком, других – отрывками. Лишь после того, как материал проверен, замечены какие-то положительные моменты, сдвиги по сравнению с предыдущим уроком, а наряду с этим и неудачи, неисправленные ошибки, - лишь тогда становится ясно, над чем стоит поработать в первую очередь. Эти короткие минуты позволяют выявить главное, чего непременно нужно добиться сегодня же, наметить то, над чем желательно поработать, если хватит времени, и какую часть материала можно отложить до следующего урока. Завершается прослушивание оценкой проделанной учеником домашней работы, высказанной в таком тоне, который наилучшим образом его настроит.

Разумеется, это не стандартное начало урока. Например, если сразу понимаешь, что ученик плохо работал дома, можно не слушать его исполнение всей пьесы до конца; в какой-либо вещи прослушивать лишь тот отрывок, над которым велась работа в прошлый раз; проверять способы, которыми ученик пользовался дома.

Итак, проверка домашней работы ученика позволяет наметить и содержание предстоящего урока, и последовательность заданий, и преимущественные формы работы. Работа над разучиваемыми произведениями и в связи с этим над приобретением, развитием пианистических навыков представляет собой главное содержание самостоятельных занятий ученика и в то же время основной материал урока.

После прослушивания материала хорошо начать работу с относительно несложного задания, мобилизующего внимание ученика. (Например, с разбора несложного текста, совершенствования какого-либо элемента техники или отрывка пьесы, особо нравившейся ученику). Далее следует тщательная и длительная работа над самым важным и трудным для ученика сочинением. Следующий момент - «полусамостоятельная» работа ученика над одной из пьес и проверка способов изучения, которыми он пользовался дома. И наконец, когда внимание ученика уже иссякает, какая-либо форма музицирования. Кроме того, в урок включается чтение нот с листа, игра различных упражнений. На протяжении насыщенного интенсивной работой урока, необходимо давать ученику некоторую разрядку: сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. После этого вновь можно возвратиться к настойчивой работе.

Это лишь один из многих примеров целесообразного построения урока, показывающий, что не только его содержание, но и внутренняя динамика, последовательность различных заданий и форм работы, определяют степень его эффективности и влияние на домашнюю работу ученика.

Однако нельзя сводить урок с детьми лишь к игре - он обязательно должен включать моменты интенсивной работы, требующие значительных усилий ученика. Само собой разумеется, что чем старше ученик, тем большая часть урока должна быть отведена работе. Важно своевременно заметить признаки усталости ученика, падение интереса и вовремя дать ему некоторую разрядку или даже закончить урок.

Дети нуждаются в частом поощрении, в оценке проделанной работы (лучше в словесной форме, чем посредством балла). Особого внимания требует эмоциональный мир подростка. Переходному возрасту свойственны порой замкнутость, застенчивость, за которыми скрываются сомнение, колебание настроений, повышенная ранимость. Проявляя такт и деликатность к такого рода переживаниям, не навязывая своего участия, можно завоевать доверие подростка, незаметно вызвать на откровение. Поощрять стремление ученика проявить свой вкус при выборе репертуара, в трактовке изучаемой музыки.

В своей работе я использую различные типы уроков, например целостные «тематические» уроки, сконцентрированные вокруг какого-то единого стержня. Приведу примеры тематических уроков:

1. Разбор нотного текста. Учу детей методу разбора, осмыслению авторских указаний, охвату музыкальных комплексов мелодических построений, аккордов и т. д.). На уроке переодически переключаю внимание ученика от тщательной работы к исполнению. Когда в программе имеется пьеса, которой он уже более или менее свободно владеет, даю ему соответствующую установку: « а теперь сыграй эту пьесу так, чтобы мы услышали, какая это замечательная музыка, и оба получили удовольствие». Очень хорошо если при этом присутствуют хотя бы товарищи ученика. Здесь нужно проявить выдержку и не вмешиваться в исполнение, даже если оно не вполне удовлетворяет. Очень важно воспитывать умение доводить исполнение до конца без поправок и запинок. Неуместная «добросовестность» приводит порой к тому, что и при публичном выступлении ученик останавливается, чтобы тут же исправить какую-либо неудачу. В сознании ученика должны быть чётко разграничены изучение , проходящее под неусьпным контролем «требовательного слуха», когда любая неточность должна быть замечена и тут же исправлена, и исполнение , когда пьеса должна быть доведена до конца и лишь после этого продолжена работа над деталями. Чем чаще мы создаём и поддерживаем на уроках обстановку ответственного исполнения, тем большего ученик достигнет в приобретении эстрадного самочувствия. К сожалению, ученики лишь в течение короткого периода держат в памяти и руках основательно подготовленную пьесу. Обычно, как только пьеса сыграна на вечере или экзамене, она немедленно забывается.

2. Мелодия, как тема урока. Выявление мелодической сущности различных произведений и сопровождающих линий. В отношении одной из пьес (наиболее понятной и доступной ученику) ограничиваюсь показом на инструменте, чего и как ученику следует добиваться, завершая показ примерно следующими словами: «Этого ты сможешь, конечно, добиться самостоятельно». Такое доверие обязывает ученика, повышает его готовность приложить все силы для достижения успеха. Такую форму воздействия применяю обычно со старшими сообразительными, особо восприимчивыми учениками. С начинающими учениками такие приёмы применяю в несложных пьесах. Возможно, на первых порах детям немногого удастся добиться самостоятельно, тем не менее, если неуклонно продолжать пользоваться этой формой воздействия, она рано или поздно оправдает себя. Тогда высвободится время для продолжительной работы над трудными заданиями, а в отношении более простых можно положиться на самостоятельную работу ученика.

Большое значение на домашнюю работу ученика оказывает удачно проведённый конец урока: подведение урока, подчёркивание важнейшего задания, и, наконец, запись в дневнике. Конечная цель всякого урока в специальном классе заключает в себе следующие моменты:

1. Ученик должен обогатить свои исполнительские знания;

2. Он должен унести с собой ясное представление о содержании и форме своей дальнейшей работы;

3. Его образная память должна обогатиться доброкачественными игровыми образами, а его двигательная память – следами от точных и гармоничных игровых движений;

4. Он должен получить «эмоциональную зарядку» к дальнейшей работе.

Одна из наибольших трудностей индивидуальных занятий, это умение быстро и гибко переключаться от одного урока к другому. Непростительно, если, например отголоски раздражения, вызванные предыдущим учеником, переходят на следующего. Верный и постоянный помощник - сам ученик: его заинтересованность. Активность, увлечённость - всё это надёжные показатели удачно проведённого урока.

Пути и способы развития самостоятельности учащегося направлены на углубление его умения мыслить, заниматься, на стимулирование его инициативы и определяются всем комплексом его индивидуальных данных и условий занятий. От того насколько плодотворна работа в этом направлении, зависит успешность занятий учащегося. В то же время достижение им даже высокого уровня самостоятельности не может позволить педагогу ослабить руководство всей работой. Он всегда останется учителем, ведущим занятия в определенном, продуманном направлении.

Список использованной литературы.

1. «Методика обучения игре на фортепиано» – М.: 1978. 2.Тимакин пианиста. Методическое пособие. Издание 2-е. М.: Советский композитор. 1989.

3. Щапов урок в музыкальной школе и училище – М.: Классика-XXI 2004.

4.Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано» - М., «Музыка», 1982г.

Данный мастер-класс был проведён в рамках Недели открытых дверей Кежемского районного центра детского творчества г. Кодинска Красноярского края.

В Кежемском ЦДТ работает детская музыкальная школа-студия, одним из учебных предметов в которой является «сольфеджио» (фото 1).

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

Тема: Воспитание чувства метроритма на уроках сольфеджио.
Цель: Передача педагогом-мастером своего опыта через демонстрацию последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
Участники: Воспитанники музыкальной школы-студии, педагоги ЦДТ, учителя музыки общеобразовательных школ.
Методические средства: Методическое сообщение, прямой показ, комментированный показ.
Оборудование для педагога-мастера: Фортепиано, школьная доска, схема деления длительностей.
Оборудование для участников: Раздаточные листы А, В, С (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 ), листок нотной бумаги, простой карандаш, резинка.
Продолжительность: 45 минут.
Форма проведения: Урок в музыкальной школе-студии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Ритмические группы с шестнадцатыми.
Цель: Воспитание чувства метроритма.
Задачи: образовательная Закрепить ритмические обороты, пройденные в 3-классе, правила основного деления длительностей, навыки тактирования в двух-, трёх- и четырёх дольных метрах; сформировать навык чтения ритмических партитур; продолжить формирование певческих навыков, проконтролировать степень усвоения соотношения длительностей.
развивающая Способствовать развитию познавательного интереса, формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении.
воспитательная Воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ответственность.
Возраст обучающихся: 11-13 лет, 4 год обучения в музыкальной школе-студии ЦДТ.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы: Групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Беседа, практическая работа.
План урока: 1. Организационный момент (1-2 минуты).
2. Введение в тему: методическое сообщение с показом (15-20 минут).
3. Подготовка к практической работе (3 минуты).
4. Практическая работа №1: ритмический диктант (6 минут).
5. Практическая работа №2 математические примеры на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей (8-10 минут).
6. Итог урока (3-5 минут).

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

Педагог приветствует участников, сообщает о порядке работы в режиме мастер-класса, проверяет готовность к уроку, наличие необходимых материалов.

II. Введение в тему урока, методическое сообщение с показом

– Итальянское слово «solfeggio» происходит от слова «solfo» , что значит – ноты, музыкальные знаки, гамма. Так называют уроки, на которых занимаются развитием слуха: поют по нотам мелодии, пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды. На уроках сольфеджио детям прививается любовь к народной музыке, творчеству русских и зарубежных композиторов, развиваются их музыкальные данные: слух, ритм, память.

Развивать чувство метроритма можно в каждом виде работы, но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

В младших классах – это простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии, повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом или записанного на доске, либо на ритмических карточках.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.

Педагог поёт первую фразу русской народной песни «Во поле берёза стояла» (рисунок 1), вторую фразу прохлопывают учащиеся, третью - опять педагог, четвёртую - ученики. Для этого упражнения весьма удобно использовать песни, имеющие структуру «пара периодичностей»: «А я по лугу» (рисунок 2), «Пойду ль, выйду ль я», «Вейся, капустка» и др.


Рис. 1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла»


Рис. 2. Русская народная песня «А я по лугу»

– В средних и старших классах развивать и закреплять чувство ритма можно с помощью других упражнений: это двухголосные ритмические партитуры, ритмические каноны, ритмические диктанты.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, а иногда и другие формы метроритмической пульсации (отстукивание долей в ладоши, или карандашом по столу, или отбивание ногой).

Вопрос ученикам:

– Ребята, скажите МЕТР и РИТМ это одинаковые понятия или разные?

Ответы:

– Разные. Метр – это пульс музыки, он бывает двухдольным и трёхдольным. Метр не изменяется на протяжении всего произведения.

– Ритм – это ряд длительностей, в каждом музыкальном произведении свой ритм. Ритм, который использовал Бетховен в Пятой симфонии для Мотива Судьбы невозможно спутать с другим.

– В музыке существует основное и особое деление длительностей. Основное – это деление на два: целая длительность делится на две половинные, половинная – на две четвертные, четвертная – на две восьмые и т.д. Этот принцип деления хорошо представлен в данной «пирамиде» (рисунок 3):


Рис. 3

– Также можно представить данное деление в виде яблока (или торта), которое нарезается равными частями на 2 – половинные, 4 – четвертные, 8 – восьмые (рисунок 4).


Рис. 4

– На начальном этапе обучения, т.е. в младших классах, знакомство с длительностями начинается с четвертных и восьмых. Эти длительности соотносятся с такими понятиями, как шаг и бег. Затем изучаются половинные и целые, и ещё позже более мелкие, шестнадцатые в различных сочетаниях. Как правило, тридцать вторые и шестьдесят четвёртые в школьной практике не применяются.

– Временные соотношения между определёнными длительностями можно продемонстрировать в пении гаммы До мажор:

Учащиеся поют гамму До мажор в разных ритмах. При пении половинными нотами мелодия следует широко, распевно (рисунок 5), четвертные придают напеву устремлённость (рисунок 6), восьмые - игривость (рисунок 7), а шестнадцатые – моторность (рисунок 8).


Рис. 8

– В соответствии с программными требованиями в 4 классе дети уже знакомы с шестнадцатыми в различных комбинациях. Это группа из четырёх шестнадцатых, ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. В начале года дети познакомились ещё с одним ритмом: восьмая с точкой и шестнадцатая. Все эти группы длительностей учащиеся осваивают в пении упражнений и отбивании ритма со счётом вслух.

Учащиеся настраиваются и поют данный пример, пользуясь листом А (Приложение 1). Педагог обращает внимание, что группа из 4-х шестнадцатых занимает одну метрическую долю (рисунок 9):

А также со счётом вслух прохлопывают данный образец, работая по листу В (Приложение 2), (рисунок 10):

Аналогично дети демонстрируют практическое освоение других ритмических групп с шестнадцатыми – восьмая и две шестнадцатые (рисунки 11, 12):


Рис. 12

Две шестнадцатые и восьмая (рисунки 13, 14)


Рис. 14

– Очень нравятся детям примеры, где объединены вокальная и ритмические строки, они требуют более тщательной проработки, но доставляют затем и больше удовлетворения от проделанной работы (рисунок 15):


Рис. 15

– Восьмая с точкой и шестнадцатая – наиболее сложный ритмический рисунок из пройденных, его освоение требует введения дополнительного слога в счёте: раз-и, «на» два –и (рисунки 16, 17):


Рис. 16


Рис. 17

III. Подготовка к практической работе

В качестве практической работы ученикам предлагается «Упражнение на пальцах», суть которого состоит в следующем: преподаватель говорит детям, что две его руки – это две доли в размере две четверти. Большой палец загнут внутрь ладони, ученики видят по четыре пальца внешней стороны каждой руки. Если пальцы соединены друг с другом, то это четвертная длительность, и ученики прохлопывают её, считая «раз-и,два-и» (фото 2).
Фото 2
Если пальцы соединены по два, то это две восьмые (фото 3).
Фото 3
Если же все пальцы расположеныпо отдельности, то тогда следует их определять как шестнадцатые (фото 4) .
Фото 4
– Ритмические рисунки, составленные таким образом, позволяют преподавателю составлять любые упражнения для прохлопывания и записи:
Восьмая и две шестнадцатые с двумя восьмыми – на фото 5,
Фото 5
четыре шестнадцатых и две восьмые – на фото 6.
Фото 6
Половинная – на фото 7,
Фото 7
восьмая и две шестнадцатые на обеих долях – на фото 8.
Фото 8
Четверть с точкой и восьмая представлены на фото 9.
Фото 9
Восьмая с точкой и шестнадцатая на обеих долях – на фото 10.
Фото 10

– Можно изобразить и синкопированный ритм: восьмая, четверть, восьмая, или два более мелких: шестнадцатая, восьмая, шестнадцатая.

Ритм, показанный правой рукой, является для учащихся сильной долей, ритм в левой – второй, слабой долей. Сначала упражнение прорабатывается сидя со счётом вслух, когда ошибок нет, можно работать стоя, отбивая ногами двухдольный метр. Таким образом, в данном упражнении отрабатывается взаимодействие метра и ритма, усваиваются новые ритмические группы, улучшается координация рук и ног, а громкий счёт не позволяет допустить ритмическую фальшь. Кроме того, появление ритма каждого последующего такта происходит «в реальном времени», что требует от учащихся сосредоточенности и внимательности. Темп упражнения может варьироваться от медленного до подвижного, в зависимости от уровня группы. Начинать работать над этим упражнением можно с самого раннего периода обучения, когда учащиеся знают четвертные и восьмые. В данном случае на уроке находятся учащиеся старшего класса, поэтому длительности используются следующие: четвертные, восьмые, шестнадцатые в различных сочетаниях.

Ученики «разминаются», хлопают ритмы, показываемые педагогом.

IV. Практическая работа №1: ритмический диктант

Учащиеся 3-5 раз хлопают ритм по показу педагога со счётом вслух, далее повторяют его индивидуально - ногами и руками (фото 2, 5, 6, 7, рисунок 18), чтобы затем записать на листке нотной бумаги.

Фото 2 Фото 5 Фото 6 Фото 7


Рис. 18

V. Практическая работа №2: решение математических примеров на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей

– В этой работе осваиваются числовые соотношения длительностей, в рамках основного деления. Деление длительностей основано на действиях с дробями (рисунок 19).

Участники выполняют задание на листе С (Приложение 3).


Рис. 19

VI. Итог урока

– Числовые соотношения в музыке очень важны, и любое их нарушение может привести к разрушению музыкальной конструкции. Ритм является одним из главных средств музыкальной выразительности, и каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно. Ритмическая фальшь считается самой неприятной и грубой ошибкой.

– Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштейн.

– Наш урок окончен. Спасибо учащимся за работу на уроке, спасибо уважаемым гостям, коллегам за внимание и участие.

Литература:

  1. Калужская Т. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – Москва, 1984.
  2. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. – СПб.: Композитор, 2003.
  3. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем, поём. Сольфеджио для 3 класса детской музыкальной школы. – С-Пб.: Композитор, 2011.
  4. Музыкальный энциклопедический словарь / И.П. Дабаева, О.В. Твердохлебова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  5. Сиротина Т. Ритмическая азбука.- Москва.: Музыка, 2007.
  6. Давыдова Е., Запорожец С.Сольфеджио для 3 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1997.
  7. Давыдова Е. Сольфеджио для 4 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1999.
  8. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями.- СПб.: Композитор, 1993.
Понравилась статья? Поделитесь ей