Контакты

Основы быстрого чтения. Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Скорочтение - мощнейший двигатель развития интеллекта. Человек, обладающий этим навыком, читает 1-7 книг в неделю, тратя в разы меньше времени.

Скорочтение включает: скорость, понимание, и запоминание прочитанного. С таким навыком можно быстро изучить интересующий предмет, область, специализацию, науку.

Чем больше человек читает полезной литературы, тем более образованным и интеллектуальным становится. Со скорочтением, интеллект развивается практически без ограничений. Его развитие похоже на езду на автомобиле по сравнению со скоростью пешехода. Когда мозг работает в турбо-режиме, некогда обдумывать и проговаривать слова, понимание приходит мгновенно. Мозг больше не тратит время на проговаривание и посторонние мысли.

Упражнения онлайн

Таблицы Шульте

Развивают периферийное зрение, поиск нужного элемента по тексту, память, концентрацию, скорость мышления. Это самое популярное упражнение для развития скорочтения. Нажмите на кнопку старт и ищите цифры от 1 до 16, смотря только в центр таблицы.

Красно-черные таблицы Горбова-Шульте

Сначала найдите черную минимальную цифру, потом красную максимальную, потом следующую черную минимальную и следующую красную максимальную. Например, для таблицы размером 5х5: 1 и 12, 2 и 11, 3 и 10 и так далее.

Анаграммы

Разгадывайте слова на время, учитесь видеть слово целиком.

Поиск букв

Чем быстрее будете находить буквы, тем быстрее будете ориентироваться в тексте.

Поиск цифр

Тренируемся в поиске цифр по аналогии с Поиском букв:

Чтение пристрелкой

Курс школы для развития скорочтения

Чтобы быстрее и легче достичь необходимой скорости рекомендую записаться на курс Скорочтение за 30 дней. В этом курсе будем работать:

  1. с классическими упражнениями
  2. синхронизировать полушария мозга для ускорения работы мозга
  3. использовать разработанные лично мной техники ускоренного увеличения скорости чтения
  4. разбирать психологию скорочтения
  5. разбирать вопросы других участников курса.

Отзывы о курсе

Курсы школы для развития интеллекта

Интерактивные развивающие курсы

В дополнение к курсу Скорочтение за 30 дней отлично подойдут интерактивные курсы brainapps на развитие скорочтения, памяти, внимания. За 490 рублей в месяц или 1400 в год получаете 4 браузерных программы для тренировки скорочтения, памяти, внимания и кучу игр для фитнеса мозга.

Например, среди упражнений есть игра "Найдите все слова". В этой игре на экране будет показано 256 букв, из них составлены только 3 слова, которые нужно найти. Это упражнение тренирует глаза на быстрый поиск нужных слов в тексте, что заметно ускоряет скорочтение. Другие упражнения из этого курса тренируют другие навыки Важные для быстрого чтения.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Итог

Для быстрого развития интеллекта практикуйте скорочтение. Скорочтение поможет развить интеллект, и превратит мозг в суперкомпьютер, сделав из простого человека гения.

В этой статье я рассказал про 5 классических упражнений для развития скорочтения. Эти упражнения увеличат скорость чтения в 2 раза за 2-4 недели.

Уже много столетий люди обладают таким навыком как скорочтение . У людей всегда существовала тяга к знаниям не меньше ее и в наше время. А так как в наше век жизнь стала более стремительна, то вопрос скоростного чтения и запоминания прочитанной информации стоит очень остро.

Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения,

Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников.

Читателю следует иметь в виду при изучении быстрого чтения

Каждый текст требует определенной скорости чтения, своей методики обработки информации в соответствии с прошлым опытом читающего человека. Важно иметь в виду то, что скорость работы мозга определяет темп обработки информации.

Принципы скорочтения:

  • Визуализируйте четкие цели перед чтением. Решите что вы хотите сделать с текстом. Какой метод чтения текста вы будете использовать запомнить наизусть просмотреть, найти какой либо факт, внимательно прочитать, ...
  • Мысленно соединяйте прочитанные знания с полученными ранее знаниями. Систематизируйте Прочитал - продумал - решил что следует делать в будущем. Представил в уме - решил для себя как нужно применять на практике полученные знания.
  • Гибко меняйте скорость чтения . На мусор не обращайте внимания.
  • Перечитывайте важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Работайте на пике интереса . Читать неинтересные тексты нельзя.
  • Активно перерабатывайте информацию . Читайте с записной книжкой.
  • Придумывайте вопросы автору текста . Пишите автору письма, пишите заметки.
  • Устали? - Отвлекитесь . Меняйте периодически виды работ.
  • Если нет применения знаниям - значит, напрасно читал.

В детстве все начинали с чтения вслух, привычка проговаривать про себя текст укоренилась и является существенным ограничителем скорости - предел речевого канала составляет примерно 150 слов (900 знаков) в минуту. Обычно при чтении в поле зрения попадает одно-два слова, средняя ширина поля обычного читателя зрения составляет 10-12 символов. Главная из этих причин - низкая пропускная способность речевого канала, который участвует в традиционном чтении.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Как увеличить скорость чтения в домашних условиях

При обучении скорочтению в первую очередь пытаются отключить речевой канал.

Каждый день каждому из нас необходимо поглощать большое количество новой информации. В нашем подсознании спрятана способность – чтение по диагонали. Поэтому стали появляться различные методики скорочтения. Скоростное чтение и запоминание.

Суть такой техники заключается в быстром прочтении любого текста. Представим что человек посещал курсы и научился быстро читать. Со стороны не понятно, как он это делает - и про него говорят, что читает он по диагонали. Стоит окинуть его взглядом, как запоминаются все подробности.

Для того чтобы осуществить новый подход к читаемому материалу, вам необходимо освоить некоторые движения глаз. П В процессе чтения исключительно используется горизонтальная составляющая и в редких случаях - вертикальная. Читатель обычно сосредоточивается на какой-то одной строке и имеет лишь очень смутное представление о других строках, расположенных выше и ниже читаемой. Читая книгу, вы напрасно потеряете много минут или часов

Вы научитесь одним взглядом охватывать целые "острова" информации, вместо того чтобы концентрировать свое внимание лишь на том, что написано в одной печатной строке. Такая техника чтения поможет значительно быстрее воспринимать информацию, чем это возможно при использовании обычного метода чтения по диагонали восприятия информации каждого читателя имеет вертикальную и горизонтальную составляющие.

Разместите мандарин в позиции чуть выше и позади вашей головы. Представьте, что мандарин завис в нескольких сантиметрах над вашей головой. Опустите свою руку и полностью расслабьте плечи. Представьте, что этот волшебный мандарин всегда остается там, независимо от того, как двигается ваша голова.

Закройте глаза и почувствовайте, как гораздо более спокойно и бдительно вы себя чувствуете.

Поддерживайте это чувство, откройте глаза. Убедитесь, что ваша книга расположена правильно и начните читать еще раз в течение 20 секунд.

Снова запишите количество строк, которое вы успели прочесть.Представьте, как открывается ваше поле зрения.

Необходимо создать совершенное состояние разума, используя «технику мандарина». Это метод, заставляет ваш мозг работать таким образом, что вы сможете читать быстро, несмотря ни на что.

Никогда не читайте «вслепую». Всегда имейте цель.

Вытяните руку перед собой и возьмите воображаемый мандарин. Представьте себе цвет, текстуру корки и возможно даже сладкий, резкий запах. Затем переложите его в руках и почувствуйте вес.

Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500: 60 = 107 минут.Речь идет об оптимальном чтение в темпе разговорной речи.

По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов. Разные люди обладают разным темпераментом. Большинство из них являются холериками и сангвиниками

  1. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание.
  2. Умения надо довести сначала до автоматизма, до уровня навыка.
  3. Сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.
  4. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

Вы должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

По другому это называется подавлением артикуляции или скрытого произношения. Один из способов подавления проговаривания - постепенное увеличение скорости чтения.

В детстве все начинали с чтения вслух, привычка проговаривать про себя текст укоренилась и является существенным ограничителем скорости - предел речевого канала составляет примерно 150 слов (900 знаков) в минуту. Обычно при чтении в поле зрения попадает одно-два слова, средняя ширина поля обычного читателя зрения составляет 10-12 символов. Главная из этих причин - низкая пропускная способность речевого канала, который участвует в традиционном чтении

Темп от 120 до 150 слов в минуту. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время, которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость. С увеличением скорости речевой канал не будет успевать пропускать весь объем информации. Привычка читать с проговариванием очень сильна, и велика вероятность того, что читатель вернется к прежней скорости чтения и скрытому проговариванию текста.

От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

В Соединенных Штатах Америки на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.

Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500: 60 = 107 минут.Речь идет об оптимальном чтение в темпе разговорной речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время, которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость.

По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения.

Мифы скорочтения

Миф быстрого чтения

Разоблачение мифа скорочтения

Для быстрого чтения нужно иметь широкий угол зрения , для того чтобы за одну фиксацию взгляда охватить как можно больше текста и, конечно же, быстро обработать воспринятую текстовую информацию. Фокус зрения читателя зависит от того, на сколько знаком ему текст. Чем более незнаком текст, тем фокус зрения уже. Незнакомое слово будет читаться по буквам.

Чем более знаком текст, тем фокус зрения шире - в этом случае, даже, нетренированный читатель воспринимает текст как единую картинку.

Быстрому чтению мешают возвратные движения глаз.

Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз, а это существенно снижает скорость чтения.

Цель чтения не бежать вперед, а найти важную информацию , внимательно прочитать, пережить, прочувствовать, увязать с ранее полученной информацией.

Метод чтения по методу "читаю только вперед" хорош только для того, чтобы локализовать важную информацию, а после того, как важная информация найдена ее внимательно прочитать.

Быстро читающий человек (скорочитатель) должен использовать интегральный и дифференциальный алгоритм чтения. В обычной жизни мы читаем для того, чтобы запомнить один факт или справиться с каким-либо одним затруднением. Мы не читаем тексты для того чтобы запомнить издателя, выходные данные и дату публикации (а это необходимые пункты алгоритма) - обычному читателю это просто не нужно.

Интегральный алгоритм скорочтения способствует не увеличению скорости чтения, а замедлению.

Быстро читающий человек должен читать совершенно молча без проговаривания текста. Проговаривание текста - это серьезное препятствие в освоении навыка скорочтения. Чтение является речевой деятельностью (читайте для большей ясности википедию).

Важную прочитанную информацию нужно обязательно внимательно читать до тех пор, пока не будет изменена структура сознания и не будет понятно, как полученные знания можно применять на практике.

Историки отмечают, что любое дело, за которое брался Теодор Рузвельт, он делал с огромным удовольствием. И с этим же удовольствием он читал. Рузвельт прослыл настоящим книжным червем, ведь он с невероятной скоростью буквально проглатывал книги. Его манера чтения полностью соответствует выражению «читать запоем». Президент успевал во время завтрака прочитать целую книгу. Вечером, если Рузвельта не отвлекали деловые встречи, он мог прочитать еще парочку томов. Такой же любовью пользовались газеты и журналы. Всего президент насчитал несколько десятков тысяч книг, которые он осилил за всю свою жизнь. Среди этого списка были сотни книг на других языках.

Не стоит думать, что Теодор Рузвельт обладал сверхспособностями. Единственная способность, которая позволила ему прочитать так много – это развитие скорочтения. Президент мог просмотреть за минуту 2-3 страницы. Причем он запоминал прочитанное, описывал важные моменты и детали, приводил цитаты.

Естественно, что техника скорочтения не прошла для его карьеры даром, она существенно помогла Рузвельту преумножить собственное влияние. Коммуникация с другими людьми легко удавалась ему, ведь президент мог поддержать любую тему. С учеными он мог спокойно обсуждать сложные научные теории, интеллигенция заслушивалась его рассказами о сюжетах произведений Оскара Уайльда, а с ковбоями он с вдохновением дискутировал на тему особенностей природы пустыни. Помимо чтения Теодор Рузвельт издавал свои труды, которых насчитывается около двух тысяч. Причем средства на издание он выделял сам.

Мы предлагаем вам несколько способов, которые помогут развить скорочтение и научиться быстро читать . Если вы хотите так же проглатывать книги, научиться читать как Теодор Рузвельт, то можете немедленно приступать к упражнениям.

  1. Когда дети учатся читать, они вслух произносят каждое слово. С годами эта привычка исчезает, но многие продолжают мысленно проговаривать предложения. Естественно, что темп речи снижается – чтение по скорости не превышает обычную речь. У мысленного проговаривания слов есть свое название – субвокализация. Некоторые люди даже могут шевелить губами во время чтения. От этой привычки достаточно сложно избавиться. Для начала старайтесь отключиться от проговаривания слов, увеличьте темп чтения. Если это не работает, то можно произносить звуки «А-Е-И-О-У», пока читаете. Или считать в уме. Эта методика позволяет научиться читать глазами, а не ртом. Тогда вы сможете существенно повысить скорость чтения.
  2. Многие люди в процессе чтения возвращаются назад, прочитывают слова по нескольку раз. Посмотрите, нет ли у вас такой особенности. Вы можете не осознавать этого, но постоянно в предложении возвращаетесь на 2-3 слова назад. У людей, которые обладают такой привычкой, в процессе чтения активно бегают глаза. Это значит, что они заново перечитывают одну и ту же строчку. Избавиться от этого поможет карандаш или палец. Просто водите по строчкам. Еще один нюанс – нужно водить быстрее, чем вы читаете. Это поможет избежать повторного прочтения, возвращения к предыдущим словам и предложениям.
  3. Техника скорочтения заключается в том, чтобы сразу прочитывать несколько слов, а не переходить от одного к другому. За это отвечает периферическое зрение. Ваш мозг в состоянии прочитать сразу несколько слов, не стоит его в этом ограничивать. Чтобы натренировать периферическое зрение необходимо выполнять специальное упражнение. Начертите две вертикальные параллельные линии в середине страницы. Расстояние между линиями должно быть около 7-8 см. Смотрите строго в область между линиями. Ваши глаза не должны двигаться за пределы этих границ. Но периферическое зрение способно захватить текст, расположенный за линиями. Если вы обладаете этим умением, то и темп чтения существенно возрастет. В тренировке скорочтения вам могут помочь газеты. Верстка газет включает колонки, ширина которых составляет около 5 см. С помощью газеты вы легко научитесь воспринимать текст блоками. Нужно стараться читать не каждое слово, а целую строчку. Если вы сможете овладеть этим навыком, то будете читать газетные новости за считанные секунды.
  4. Используйте веб-приложения. Сегодня существует довольно много бесплатных приложений, которые помогают тренировать глаза и научиться скорочтению. Они позволяются избавиться от привычки возвращаться к прочитанному, тренируют мозг воспринимать несколько слов целиком. Хорошее приложение – Spreeder. Пользователю нужно выбрать текст для чтения и загрузить его в приложение. Программа будет показывать по одному слову из этого отрывка. Скорость появления слов и их количество можно задать самостоятельно. Spreeder легко поможет вам избавиться от субвокализации и от привычки перечитывать слова.
  5. Человеческий мозг способен воспринимать информацию, даже если вы читаете в обратном порядке. Данная особенность используется для чтения «по диагонали». Эта техника скорочтения позволяет увеличить темп, но сохранить в голове всю информацию. Первую строчку текста нужно читать как обычно, а вторую уже просмотреть по диагонали к началу третьей. И так весь текст. При этом нельзя проговаривать слова, субвокализация здесь исключена. Обратите внимание, что при таком чтении информация будет запоминаться так же хорошо, как и при простом чтении. Эта удивительная особенность мозга позволяет проще справиться с многостраничными томами.
  6. В каждой статье, книге или тексте есть моменты, которые требуют повышенного внимания, а есть вещи, которые можно просто бегло просмотреть. Это знал и Рузвельт. Например, он писал своему сыну Кермиту, что романы Диккенса – это смесь второразрядных мелочей с действительно стоящими мыслями. Рузвельт меньше внимания уделял тому, что не считал важным, зато внимательно вчитывался в поистине серьезные мысли и описания. Эта методика может быть использована не только при прочтении Диккенса. Канцеляризмы и служебные слова можно пропустить, суть текста будет ясна и без них. Такая техника чтения сократит время на ознакомление с документом, но смысл при этом не потеряется.

Ориентация на ключевые слова

Перед началом чтения стоит просмотреть оглавление. Тогда вы сразу будете знать, о чем идет речь в каждой из глав. Это поможет вам лучше ориентироваться в прочитанном тексте. Мозг будет осознавать, на какие ключевые слова необходимо обратить внимание, поэтому чтение пройдет быстрее.

Мы ежедневно сталкиваемся с многобуквенными изданиями, документами и книгами, которые необходимо прочитать быстро и понять их суть. Но есть настоящие шедевры мира литературы, где не только смысл, но и построение предложений, лексика и средства художественной выразительности представляют собой произведение искусства. Такие книги нужно читать вдумчиво, смаковать каждое слово. Ведь именно от подобной литературы можно получить истинное удовольствие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Уже ходили на курсы скорочтения? Читали учебники, но без толку? Расширили угол зрения, но читаете с прежней скоростью? Вам необходимо развить навык быстрого чтения.

Интересные книги читают, гениальные –
перечитывают.
(Автор неизвестен)

Главная суть метода быстрого чтения заключается в подавлении внутреннего проговаривания и попыткой охватить весь текст за меньший промежуток времени.

В последнее время появилось много доступных и простых методик развития навыка скорочтения. Некоторые методики буквально воспринимают слово "читать за меньший промежуток времени", превращая процесс чтения в процесс перелистывания книги.

Читателю, который развивает навык быстрого чтения следует иметь в виду, что некоторые места текста можно читать быстро (пропускать), а некоторые места текста углубленно читать. Искусство скорочитателя как раз и заключается в том, чтобы переключаться из одного режима чтения в другой.

У скорочитателя хорошо работает воображение (читатель как бы предугадывает будущее содержание текста), а так же хорошо налажена связь сознания с подсознанием. Благодаря этой связи, опытный читатель динамически и вовремя переходит с одного вида чтения на другой.

Как развить навык быстрого чтения в домашних условиях

Предположим, что вы уже прочитали несколько книг по теме скорочтения. Вы освоили основные принципы быстрого чтения (работали с таблицами Шульте, пробовали подавить проговаривание во время чтения, освоили алгоритмы быстрого чтения), но не достигли нужной скорости обработки информации.

Возможно, вы за техничиескими приемами забыли самое главное - то, что невозможно добиться техническими приемами, а именно, вы читаете без особой практической цели или читаете на сниженном энергетическом потенциале. Дело в том, что перед чтением необходимо не просто настроится на чтение, но так же и осознать цель чтения.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Правильно поставленные цели и быстрое чтение:

    Я знаю как пишется процедура в системе программирования. Мне необходимо вспомнить синтаксис.

Чем более корректно поставлена цель чтения, тем более вероятно то, что вы или быстрее отбракуете текст, или найдете в нем нужную толику информации. Лучше всего, скорочтение подходит для чтения текстов, где желаемая информация сосредоточена в одном - двух абзацах.

Некорректно поставленные цели:

    У этой книги красивое название, наверное и содержание ее такое же красивое

Эти цели не конкретизируют степень практического использования текста. Поэтому, развивая скорость чтения вы можете не достичь желаемого результата, и это произойдет по той причине, что вы просто не осознаете цель.

Человеку, развивающему навык скорочтения следует понимать:

Каждый текст требует определенной скорости чтения, а так же своей стратегии обработки информации в соответствии с ранее полученным опытом.

В рамках одного текста, опытный читатель доложен менять скорость чтения с наиболее высокой - просмотровой скорости, до углубленного и внимательного чтения.

Постулаты динамического чтения:

  • Формулируйте вопросы автору текста . Пишите автору письма, делайте заметки, отмечайте мысли на полях книги.
  • Думайте над тем, что прочитали . Записывайте основные мысли текста в записную книжку, а потом возвращайтесь к написанному для того чтобы еще раз продумать прочитанное. Помните, что для крепкого запоминания, полученную информацию следует повторять через определенное количество времени.
  • Если нет применения полученным знаниям - значит, зря тратили время на чтение.
  • Чувствуйте усталость? - Отвлекитесь . Меняйте виды работ. Лучший отдых - переключение на другой вид деятельности. Отдыхать можно так же попеременным чтением двух книг, например, попеременно читать то оду книгу, то другую.
  • Визуализируйте цели перед чтением конкретного текста. Решите что вы планируете сделать с полученной информацией.
  • Подумайте, какой метод чтения текста вы будете использовать для изучения текста: запомнить наизусть, внимательно прочитать, просмотреть, найти какой либо факт, а может быть составить общее представление о прочитанном.
  • Перечитывайте несколько раз важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Несущественную информацию пропускайте мимо глаз
  • Гибко меняйте скорость чтения . Важный текст следует читать медленно, а незначимый текст пробегать глазами.
  • Читайте на пике интереса . Читать неинтересные или непонятные тексты невозможно.
  • Связывайте полученные знания с приобретенными ранее знаниями. Используйте схему: Прочитал - продумал - решил что следует делать в будущем. Продумал - решил как нужно применять на практике полученные знания.

Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения

Чтение является одним
из основных инструментов жизни,
хорошей жизни.
(Адисон)

  • Онлайн тренинг для расширения угла зрения - вращающиеся цифры
  • Упражнение на расширение угла зрения для тренировки "Быстрого чтения"

Компьютерные эксперименты на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Чтение и ритм

Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:

  • Чтение задом на перед (наоборот)

Расширение угла зрения

Тренировка диагонального чтения

Быстро читать и осмыслять прочитанное - это путь в блестящее будущее для ребенка. На чтении базируются все процессы познания в самой школе и, тем более, после нее. Уровень успеваемости напрямую связан со скоростью чтения у ребенка.

Техника быстрого чтения имеет свои методики, постичь которые можно через специальные упражнения. Чтение - это комплексный процесс работы психики, он включает в себя осмысление прочитанного и техническую правильность, выразительность и быстроту.

Когда можно обучать скорочтению детей

Не зря в начальных классах так много внимания педагоги уделяют проверкам скорости чтения и отсутствию искажений. Каждый год в младших классах проходят тесты по скорочтению. Вот примерные нормы, которых желательно придерживаться:

  1. За первый год в школе малыш должен научиться читать 30 слов в минуту
  2. К окончанию второго года норма увеличивается до 50 слов за минуту
  3. В третьем классе - 70 слов
  4. И к концу четвертого года 100 слов

Эти норма несколько варьируются в зависимости от стандартов самого учебного заведения. Но самое время учить ребенка осваивать скоростное чтение - именно младшая школа. Потому что навык воспринимать информацию, запоминать ее, когда мышление еще не зациклено какими-либо табу - лучшее время, чтобы научиться скоростному чтению. Малыша еще не удивляет, что сказочные животные говорят, а в лесу живут драконы. Для ребенка естественным процессом является придумывание нереальных персонажей, соединение их воедино логически, с точки зрения взрослых, невозможными способами.

Ошибки приводящие к снижению скорости чтения у детей

При попытках научать ребенка читать быстро, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Техника быстрого чтения предусматривает некоторые правила, нарушая их, теряется уровень скорости поглощения информации, который априори должен быть высоким.

  1. Скорочтение для детей имеет свои проблемы - одной из главных считается артикуляция или проговаривание слов, а также внутренняя речь . Когда ребенок пытается проговорить всё прочтенное им вслух, либо мысленно, это снижает быстроту поглощения им информации в разы. Поэтому, при желании научить малыша читать достаточно быстро и бегло, чтобы техника быстрого чтения была на высоте, постарайтесь устранить этот фактор. Но в данном случае, мы говорим о детях, уже умеющих довольно бегло читать, без ошибок, то есть 8-10 лет.
  2. Глаз должен видеть не только ту точку, куда направлен взгляд, но и в некотором радиусе вокруг нее. Как правило, дети имеют небольшое поле зрения. Но существует очень мало методик, как ребенку расширить поле зрения.
  3. Следующая ошибка, замедляющая скорость чтения - эффект регрессии. Это самый распространенный недостаток. Методика повышения скорости чтения не позволяет делать обратные движения глаз с целью прочтения уже пройденного повторно. Привычка регрессировать формируется весьма плотно и трудно искореняется, поэтому стоит научить ребенка не делать этой ошибки изначально. Обращайте внимания на возвраты по тексту: это отсутствие внимания или непонимание прочитанного?

Однако, есть исключение - если регрессия возникает в результате переосмысления или возникновения новых идей, то это называется - рецепция и является оправданным действием.

Но, поскольку, цель методики быстрого чтения - развитие скорочтения у детей, то осмысление ранее прочитанного текста лучше проводить после того, как прочтен был весь текст. Иначе, ненужные возвратные движения взгляда считаются недостатком, приводящим к медленному чтению. Освобождение от регрессии повышает скорость чтения в двое или трое.

Кроме перечисленного, восприятию информации при скоростном чтении мешает проблема непонимания смысла текста ребенком. Понимание психологи трактуют как связь между предметом и уже имеющимся багажом знаний. При запоминании текста нужно сначала его лучше понять.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения

Первое важное правило, как научиться скорочтению - ежедневное выполнение нормы. Норму установите своему ребенку сами, согласно его возрасту. В случае постоянства повторения действий, методы скоростного чтения начинают включаться как программа технического переоснащения мозга. То есть, это совсем не удел для избранных, что важно для родителей каждого малыша.

Существует много методик, как охватить больший кусок текста, осмыслив его мгновенно и при этом запомнив. Но для достижения этого результата, необходимо делать некоторые простые упражнения.

Анаграммы

Отлично тренирует мозг расшифровка анаграмм. Ребенку необходимо прочесть название животного, несмотря на то, что состав слова перемешан. Начинать нужно с простых слов. Приведем пример:

ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ

Каждый взрослый легко прочтет эти слова, не каждый даже заметит, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот - отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:

«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».

Кроме хорошего толчка для развития скорочтения, такой текст будет интересен ребенку, потому что он представляет собой загадку. Родители сами могут составлять подобные головоломки из любого текста. На примере такого текста ребенок может увидеть и сам, как неэффективно чтение по словам или по буквам. Следующим уровнем данной методы может служить переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту. Скольжение позволяет совсем не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.

На буксире

Чтобы достичь уровня скользящего чтения, выполняйте с ребенком упражнение «На буксире». Ребенок читает вслух, а следите по тексту пальцем вы сами. Сначала ведите пальцем по строке, а затем постепенно начинайте ускорять скорость движения пальца. Тем самым, вы задаете скорость чтения ребенку, словно тяните его на буксире. При этом он будет стремиться успеть за вами, увеличивая скорость чтения.

Скороговорки

Еще одно полезное для малышей упражнение, повышающее скорость чтения - . Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж едет паровозик», «с-с-с сыпется сахар» и так далее. Предлагайте ребенку произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.

Расширяем поле зрения

Очень тормозит скорость чтения малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенок не в состоянии одновременно увидеть несколько слов сразу. Его взгляд устремлен на одно единственное слово. Для этого есть хорошие упражнения:

  • Рисуем солнышко в центре листа. По кругу вокруг солнышка нарисуйте . Попросите ребенка смотреть только на солнышко, но назвать остальные фигуры.
  • Нарисуйте таблицу из цифр. Пусть цифры располагаются в 4 столбика и 5 рядов. Напишите цифры не по порядку. Предложите ребенку, указывая пальчиком, назвать все цифры от 1 до максимального числа как можно быстрее.
  • Развиваем фотопамять. Печатаем слова МОРОЖЕНОЕ РУЧЕЙ КОТ ПЕРО РУКА ДИВАН. Предлагаем ребенку посмотреть на слова 20 секунд. Затем задаем вопрос, присутствует ли в числе этих слов слово "..." ?
  • Играем со словами в «находилки». Назовите ребенку номер страницы, начинайте читать. Его задача найти страницу, указанный текст и подстроиться под ваш темп чтения.

Устали глазки?

Ничего сложного нет в таких тренировках, главное - это ежедневная практика. В процессе занятий обязательно делайте простую гимнастику для глаз ребенка:

  1. Закройте глаза. Легко придавите глазные яблоки ладонями.
  2. Под закрытыми веками повращайте глазами по 4 раза в каждую сторону.
  3. Теперь медленно откройте глаза.
  4. Повторите вращения с открытыми глазами.
  5. Задержите взгляд на кончике носа, затем переведите его в небо. Повторите несколько раз.
  6. В конце снова легко надавите ладонями на веки.

Память: как она связана с быстрым чтением и как ее развивать для улучшения скорости чтения

Дети мыслят совсем иначе, нежели взрослые. Дети не столько думают, как воспринимают, впитывают. В их восприятии всё очень связано, все образы, действия, чувства - всё неразрывно связано. Дети могут восхищаться, увидев обыкновенный камень. Их восприятие гораздо ярче, чем у взрослого индивидуума.

Что есть память - это отложившиеся в глубинах сознания образы и связи, аналогии. Человек помнит то, что его особенно тронуло. Именно поэтому мы помним, как пахла папина борода в нашем детстве, но не вспомним формулу бензоата натрия из программы системы образования. Потому что это были неживые воспоминания. Как же развить память у малыша, чтобы его учеба была успешной?

У детей во время обучения скорочтению возникает такая проблема: ребенок читает предложение, прочитав слов 6-7, забывает, с чего начал читать. Для этого развивайте его образное мышление. Ребенок запомнит куда больше слов, если воспринимает их картинками, событиями. Прекрасный метод добиться этого - научиться представлять происходящее на экране внутреннего виденья, словно это мультфильм или кино. Такими «видео» нужно сопровождать в уме прочитываемый материал, тогда не составит труда «перемотать пленку» и вспомнить смысл того, что написано ранее.

Старайтесь задавать ребенку нестандартные вопросы:

  • Нарисуй животное, которое от вех прячется, поэтому его никто не видел.
  • Спой, какие песни поют облака.
  • Какого цвета запах маминых духов?
  • Что будет, если потрогать синий цвет на радуге?

Попросите ребенка описать, что за ассоциации возникают в его мыслях, когда он слышит слова (называйте сначала хорошо ему знакомые слова): груша, книжка, врач, рюкзак, собака, песок, улыбка, скорость и так далее. Когда ребенок хорошо поймет задание и начнет с ним легко справляться, то усложните его - пусть малыш слушает незнакомые слов и попытается провести аналогии с ними.

Еще одно упражнение: наберите целый набор из пуговиц, мелких деталей конструктора, кусочки разных материалов, бумагу и так далее. Говорите ребенку слова, а он пусть из этой импровизированной мозаики попытается сложить то, что он представляет с этим словом.

Полезно играть в «оживление». Пусть ребенок возьмет любой предмет и оживит его, наделив разумом. Что он будет делать, став живым? Пусть малыш сочинит целый рассказ об этом предмете и кем он стал, когда ожил.

Очень важно чтобы процесс быстрого чтения не стал механическим повторением слов, смысл которых непонятен ребенку. Необходимо не только быстро прочесть произведение, но и понять и прочувствовать его. Это и есть полноценный процесс чтения.

Понравилась статья? Поделитесь ей