Контакты

Какие бывают упражнения для осанки детям? Нарушение осанки у детей.

Хорошая, - это не только красиво, эстетично и модно.

Прямая спина свидетельствует об отменном здоровье, а вот искривления должны вызвать заслуженные опасения.

Ведь сутулость провоцирует нарушения функционирования внутренних органов.

Ребёнок с искривлённой спиной чаще болеет простудами и бронхитами, страдает от запоров и гастрита. Подобные проблемы грозят неправильным развитием сердца или лёгких. Ещё до посещения врача родитель сможет определить наличие у малыша нарушения осанки.

  • Частая утомляемость, неуклюжесть.
  • Отказ от подвижных игр.
  • Головные боли, . Боль в конечностях после прогулки.
  • Расположение на стуле с упором на руки.
  • Нежелание долго пребывать в одном положении.
  • Хруст суставов при движении.

Если вы наблюдаете у ребёнка один или несколько из этих симптомов следует обратиться к врачу.

Только лечащий врач подберёт медикаменты и процедуры сообразно виду и степени нарушения осанки. В ход идут , оздоровительная гимнастика.

Формирование правильной осанки у детей

Даже если у ребёнка не выявлены какие-либо нарушения, позаботиться о здоровье стоит уже сейчас.

Для приобретения красивой, правильной осанки следует выполнять такой несложный комплекс упражнений:

  1. Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, руки расположите на поясе . На вдохе разведите локти до того момента пока лопатки не соприкоснуться. На выдохе вернитесь в начальное положение. Повторять упражнение нужно не менее пяти раз.
  2. Разведите в сторону руки . Выполняйте движения назад по кругу не менее десяти раз. Дыхание при этом может быть произвольным.
  3. Поставьте ноги шире, кисти прижмите к плечам . На выходе выполните наклон вперёд, на вдохе вернитесь в начальную позицию. При выполнении упражнения спина должна оставаться прямой. Осуществите не менее пяти наклонов.
  4. Соедините руки за спиной . Произведите пять-шесть наклонов в стороны.
  5. Возьмите в руки гимнастическую палку, вытяните руки перед собой . На выдохе выполните приседание, на вдохе возвращайтесь в начальную позицию. Спина должна оставаться прямой. Необходимо осуществить четыре-пять подходов.
  6. Зажав палку в руках, на вдохе потянитесь вперёд и вверх . На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите четыре-пять раз.
  7. Лягте на спину, положите руки вдоль туловища . Попеременно поднимайте вверх ноги. Выполнить упражнение необходимо три-четыре раза.
  8. Лягте на живот, руки расположите на поясе . Поднимайте тело вверх на вдохе, опускайте на выдохе. Осуществите три-четыре подхода.
  9. Расположив руки на талии выполняйте прыжки в высоту . Чередуйте эти подскоки с ходьбой.
  10. В заключении выполните разведение рук в положении стоя . На выдохе широко разводите руки, на вдохе - соединяйте.

Упражнения для укрепления мышц спины

Также необходимо подключить упражнения, которые способствуют укреплению мышц спины.

Такой комплекс поможет и при формировании осанки, и в предотвращения различных заболеваний.

Время выполнения каждого упражнения варьируется от тридцати секунд до трёх минут.

  1. Лягте на спину . Выполняйте круговые движения ногами имитируя езду на велосипеде.
  2. Оставаясь в лежачем положении выполняйте махи прямыми ногами в горизонтальной плоскости . Ноги при этом скрещиваются как бы подражая движению ножниц.
  3. Сядьте на пол, подтяните к себе колени и обхватите их руками . Выполняйте катания по полу на спине. Пытайтесь вернуться в начальное положение.
  4. Лягте на спину, руки разместите вдоль тела . Ноги согните в коленях. Оторвите таз от пола на максимально возможное расстояние. Удерживайте его в таком положении пять секунд, аккуратно вернитесь в начальное положение.
  5. Лягте на спину, руки, как и в предыдущем упражнении, расположите вдоль тела . Прямыми ногами попытайтесь достать пола за своей головой. Аккуратно возвращайтесь в начальное положение.
  6. Лёжа на животе возьмите себя за лодыжки . Потянитесь вверх как можно выше.
  7. Лягте на живот . Выполняйте одновременное поднятие рук и ног. Зафиксируйтесь в таком положении на несколько секунд.
  8. Обопритесь об пол коленями и руками . Выполняйте прогибы спины вниз, при этом поднимайте голову, и прогибы вверх (голову следует опустить).
  9. Также родитель может помочь ребёнку выполнить следующее очень эффективное упражнение . Малышу необходимо упереться руками в пол, а взрослому - взять его за лодыжки. Осуществляйте ходьбу на руках на протяжении пары минут.

Этих упражнений вполне достаточно для поддержания отличной осанки у малышей.

Для исправления каких-либо нарушений потребуется более функциональный комплекс.

Исправление спины при искривлении

В качестве составляющей при искривления позвоночника могут быть назначены следующие упражнения:

  1. Лягте на спину, соедините руки на затылке . Разводите локти в стороны на выходе. На вдохе возвращайтесь в исходное положение.
  2. Лягте на спину ровно . Пытайтесь поднять голову и плечи оставляя всё тело неподвижным.
  3. Лёжа на спине попеременно подтягивайте колени к животу на выдохе . На вдохе опускайте ногу в исходное положение. Упражнение следует выполнять три-пять раз.
  4. Лягте на живот, ладони опустить вниз . Попеременно поднимайте ноги, пытайтесь поднять весь корпус. Выполните три-четыре раза.
  5. Лягте на живот, руки разместите под подбородком . Медленно поднимайте голову и плечи. Руки переместите на пояс. При прогибе попытайтесь соединить лопатки. Аккуратно вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение десять раз.
  6. Перейдите из положения лёжа на спине в сидячее положение . Спина должна оставаться в правильном, ровном положении.
  7. Обопритесь на колени и руки . Одновременно выполняйте поднятие правой руки и левой ноги вверх, на вдохе. Повторите упражнение пять раз. Выполните аналогичное упражнение для другой ноги и руки.
  8. Обопритесь на руки и колени . Сгибайте руки до упора грудной клеткой в пол. Выполните движение пять раз.
  9. Выполняйте ходьбу на носках и наружных краях стоп в течении тридцати секунд.

Особенности нагрузок

При выполнении данных комплексов упражнений стоит принимать во внимание возраст ребёнка.

Ведь каждый возрастной период характеризуется различными особенностями и требует индивидуального подхода при разработке системы физических упражнений.

Так стоит отметить, что для дошкольников характерны высокая активность и, в то же время, быстрая утомляемость . Эти особенности объясняются устройством сердечно-сосудистой системы малышей. У детей до шести-семи лет гораздо выше скорость кровообращения нежели у взрослых. Именно поэтому у ребят так просто происходит нарушение сердечных ритмов.

Учитывая такую специфику следует грамотно спланировать упражнения для дошкольника. Не стоит перегружать ребёнка . Также для занятий необходимо выбрать промежуток времени утром или же днём, так как вечерние упражнения могут чересчур перевозбудить малыша. Но учитывайте, что и для отдыха юному спортсмену нужно гораздо меньше времени. После четверть часа отдыха ваше чадо уже может и дальше активно играть и заниматься.

Что же касается детей школьного возраста то, согласно выводам медиков, чем старше ребёнок, тем более интенсивной должна быть его тренировка. К примеру, школьник до десяти лет нуждается в 4,5 часах физической активности в течении суток. При этом организм должен тратить до трёх тысяч килокалорий. Эти показатели для старшеклассников равняются 3-4 часам и четырём тысячам килокалорий соответственно. Для подростков необходимо разработать план непродолжительного, но более сложного занятия.

Правильная осанка важна в любом возрасте . Позаботьтесь о состоянии спины вашего малыша, и он порадует вас крепким здоровьем и завидной выносливостью. И даже если ваш ребёнок уже имеет некоторые дефекты осанки ещё не поздно заняться его здоровьем.

Представленная информация не предназначена для самолечения. Не гарантируется ее точность и применимость в вашем случае. Обращайтесь к врачам-специалистам!

Лечебная физкультура - ЛФК - при нарушениях осанки необходима почти всегда, но её характер зависит от особенностей деформации позвоночника. Эта статья содержит описание базового комплекса упражнений, на основе которого вы с вашим лечащим врачом можете составить программу индивидуальных занятий оздоровительной гимнастикой.

Без предваряющей консультации с доктором тренировки по указанной схеме могут оказаться небезопасными.

Если вы не страдаете от сильного искривления осанки, а просто думаете о профилактике, делайте упражнения смело. В таком случае вреда от них не будет - только польза.

Разминка перед гимнастикой

  1. Поставьте руки на пояс. Держа ноги на ширине плеч, выполняйте наклоны cперва в стороны, потом - вперёд-назад.
  2. Возьмитесь руками за спинку стула, подойдя к нему сзади. Отступая, прогнитесь так, чтобы линия головы и позвоночника была параллельна полу. В аналогичном положении плавно округлите спину. Снова выпрямьте её.
  3. Стоя в начальном исходном положении, до предела наклоните голову, прижимая подбородок к шее. Отведите голову влево, вправо.
  4. Потянитесь руками вверх. Потом выведите их вперёд, слегка согнув при этом колени. Далее - опять же с полусогнутыми ногами - откиньте распрямлённые руки назад. Задерживайтесь в каждой позе на 5 секунд.

Основной комплекс упражнений ЛФК для осанки

Встаньте на пару минут к стене в "контрольную позу" - лопатки, попа, пятки должны касаться стенки.

  1. Ноги на ширине плеч, руки прямые, поднятые. Делайте руками синхронные круговые движения сначала вперёд, после назад.
  2. Сомкните ладони в замок за спиной и наклоняйтесь вперёд, отодвигая замок максимально назад.
  3. Попеременно поднимайте-опускайте правое и левое плечо.
  4. Поднимайте-опускайте оба плеча вместе.
  5. Одну руку отведите за спину, а другую перекиньте через надплечье. Потянитесь, пытаясь соединить пальцы.
  6. Лягте на живот, руки протяните вдоль тела ладонями вверх. Одновременно приподнимайте вверх носки распрямлённых ног и верхнюю часть туловища. Смотрите вперёд.
  7. Лёжа, как в упражнении №7, поставьте ладони на уровне надплечий и поднимайте верх корпуса, выпрямляя руки.
  8. Прижмите ладони внешней стороной к лопаткам. Сводите и раздвигайте лопатки.

После гимнастики опять ненадолго примите "контрольную позу". Когда пойдёте заниматься обыденными делами, старайтесь хотя бы некоторое время сознательно сохранять позвоночник в идеально правильном положении.

Чтобы вспомнить верное положение, можете иногда класть на голову толстую книгу и удерживать её.

Будьте осторожны, не спешите

В начале занятий ЛФК амплитуда движений должна быть наименьшей. Не стремитесь сразу же испытать свой организм на прочность и выжать из него всё, на что он только способен.

Наращивайте продолжительность упражнений помаленьку. В первые недели повторяйте каждое упражнение пятикратно, потом добавьте шестой повтор. Доводите количество повторов до десяти на протяжении нескольких месяцев, а не дней.

Нарушение осанки само по себе не болезнь, но оно нередко приводит к неприятным для всего здоровья последствиям . Подвижность грудной клетки из-за искривления осанки снижается.

А еще ухудшается амортизация позвоночника, работа нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем тоже нарушается.

Заметить искривление могут и сами родители, хотя диагноз, конечно, ставит только врач . Если у малыша сгорбленная спинка, плечи находятся не на одном уровне, если они выпячивают животик — это однозначное искривление, точно патология.

И чаще имеется ввиду (около 30%) сколиоз — боковое искривление ПС (позвоночного столба). Комплекс упражнений при искривлении осанки у детей представим в статье.

Что включает в себя понятие?

Голова держится прямо, физиологичные изгибы позвоночного столба проявляются равномерно, лопаточки и плечики на одной линии — это и есть правильная осанка. Гиперважно, чтобы формировалась она с детства, когда еще довольно гибкая костная система.

Если есть какое-то отклонение в правильности осанки, с ним реально и обязательно нужно бороться . Она, патология, повлечет и недуги в работе органов ЖКТ, дыхания, сосудов и нервов.

У деток может начать болеть спина, поясница, голова. Организм является единой системой, и проблемы в одном органе или системе «тянут» за собой патопроцессы в других органах.

Причины развития

У ребеночка опорно-двигательный аппарат продолжает формироваться. Система костей еще настолько гибка, что из-за неправильных движений или сидения она может деформироваться.

Формируется сама осанка медленно, но при этом постепенно система окостеневает, так, кости могут затвердеть в неверном положении.

Нарушенная осанка — это, в основном, касается позвоночника. Сутулая спинка, плоская спина, вялая осанка, так часто говорят об искривлении. Причин, провоцирующих эту патологию, несколько.

Причины искривления у детей дошкольного возраста:


У ребят школьного возраста к провокаторам нарушения осанки добавляются еще и слабые или асимметрично развитые мышцы , плохое освещение за рабочим столом, где он делает уроки.

У подростков может наблюдаться усиленный рост, отчего тоже нередко страдает осанка.

Ребенок много сидит за столом либо гаджетами в неестественной позе , у него плохое зрение, и это тоже не дает ему возможности нормально делать уроки — это главные факторы нарушенной осанки ребят-школьников.

Об основных причинах нарушения осанки у детей в этом видео:

Классификация и разновидности

Различают несколько видов нарушения осанки. Наиболее известны всем родителям лордоз, кифоз и сколиоз. Но знаете ли вы, что именно обозначают эти слова?

Виды искривления:

  1. Лордоз — при нем позвоночный столб прогибается вперед.
  2. Сколиоз — ПС искривлен в сторону, бывает левосторонний, а еще правосторонний и S-образный.
  3. Кифоз — это изгиб позвоночника сзади.

У ребенка встречаются следующие проявления искривлений:

  • сутулость — уплощается поясничный лордоз, а еще углубляется грудной кифоз, головка согнута, плечики приведены, лопаточки крыловидные;
  • плоская спина — уплощены все физио-изгибы позвоночного столба;
  • круглая спина — значительно выраженная сутулость;
  • кругловогнутая спина — увеличенные физиологические позвоночные изгибы;
  • плосковогнутая спина — кифоз грудного отдела уплощен, но лордоз нормальный/поясничный;
  • сколиотическая осанка — она нарушенная фронтально, боковое искривление.

Нарушение осанки, конечно, не болезнь, но оно как риск, и он с большой вероятностью проявится, и приведет к проблемам в работе органов и систем.

Симптомы и признаки

Заметить проблему несложно — ребеночек сутулится, плечики и лопаточки не находятся на одной линии, он выпячивает животик вперед. Все это говорит о формирующихся нарушениях, которые нужно исправлять.

Тревожные следующие симптомы :

  1. Асимметрия позвоночника.
  2. Ребенок лежит на животике, и у него разная длина ножек.
  3. Он сутулится за столом.
  4. Ребенок часто простужается — да, и это тоже может быть следствием искривления.

Сначала ребенок не жалуется ни на боль, ни на неудобство, но со временем жалобы однозначно появятся.

А вот ждать этого не стоит — как только вы увидели, что ребенок сутулится, что живот у него выпячен вперед, что одно плечо выше другого, а голова наклонена вперед, нужно принимать меры. Пока еще ситуацию можно исправить.

Осложнения и последствия

Из-за искривления позвоночника тот быстро изнашивается и преждевременно стареет . Организм теряет свою способность к физическим нагрузкам, снижается иммунитет.

Происходят нарушения в работе органов, могут появляться межпозвоночные грыжи, а также радикулит, .

Методы лечения

Правильно говорить не лечение, а коррекция осанки.

Так как искривленный позвоночник — это не болезнь, лечить тут нечего, но вот корректировать придется .

И эта коррекция обычно является немедикаментозной (лечат только, например, туберкулезное поражение позвоночника или травмы опорного аппарата).

Коррекция осанки включает:

  1. Ношение спецконструкций, ортопедических приспособлений — например, корсетов.
  2. Лечебная физкультура — основной и самый полезный способ коррекции осанки.
  3. Массаж — позволяет снимать мышечный спазм, налаживает обменные процессы и микроциркуляцию.
  4. Физиотерапия.
  5. Соблюдение грамотной рабочей позы.

Корригирующие методики должны быть правильными, регулярными, точными. Их назначает специалист и контролирует он же.

Сначала ребенок занимается лечебной физкультурой с доктором, в специальном кабинете, потом, когда занятия будут налажены, движения отработаны, он может заниматься и самостоятельно .

Как делать массаж?

Массаж бывает ручным, с аппликаторами и самомассажем .

В первом случае его делает специалист, при этом ребенок лежит на кушетке личиком вниз, раздетый до пояса.

Самомассаж выполняется щеточкой с длинной ручкой, или жестким полотенцем и другими похожими приспособлениями.

Лечебный массаж обычно включает 3-4 курса в год по 12 процедур. При позвоночных нарушениях массаж должен быть только плавным, мягким, никакие резкие движения не допускаются.

После завершения массажной процедуры ребенок должен чувствовать себя расслабленно , в местах разминания мышц — приятное тепло.

Массаж выполняется в комплексе с лечебной гимнастикой.

Какие упражнения выполнять?

Комплексов ЛФК много, и доктор на занятиях будет варьировать упражнения. Но есть какие-то стандартные методики , которые ребенок может использовать и дома.

Один из таких стандартных комплексов:


Хорошо, если есть возможность заниматься у шведской стенки, на специальных тренажерах.

Все это имеет смысл приобретать для ребенка, так как это прямое вложение в его физическую активность и, главное, здоровье.

Профилактические мероприятия

Начинать профилактику нужно с самого рождения малыша. Делайте с ним гимнастику, буквально с первых дней жизни.

Не торопите малыша поставить на ножки, посадить. Нельзя увлекаться ходунками. Хотя бы до годика он должен спать без подушки.

Голова ребенка должна быть приподнята, плечи развернуты (но не выходят за лопатки), линия живота не должна выходить за линию груди. Стол и стул для школьника должны быть по росту.

С раннего возраста ребенок должен заниматься физкультурой . Отдайте ребенка в спортивную секцию, в хореографический кружок, пусть тело его будет тренированным с детства, и тогда это умение пойдет с ним по жизни.

При любых отклонениях, видимых искривлениях ведите ребенка к доктору, и следуйте всем указаниям специалиста.

И помните, что пример неправильной осанки — это чаще всего родители, которые не так сидят, стоят, ходят.

Особенно это важно в плане рабочей позы: обратите внимание, как вы сами сидите за компьютером, как едите. И взрослым тоже не поздно еще взяться за свою осанку и, таким образом, избежать неприятных явлений, которые вызывают искривления позвоночника.

Полный комплекс упражнений при нарушении осанки , который вы сможете выполнить, следуя видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!


Рис. 39. Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушениями осанки

1. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, разводя локти в стороны, и опустить вниз (рис. 39, позиция 1). 5-6 раз.

2. И. п. - то же. Руки вверх, потянуться, бросить мяч назад, через стороны руки вниз (рис. 39, позиция 2). 3-4 раза.

3. И. п. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку (рис, 39, позиция 3). Следить за сохранением правильной осанки. 4-6 раз.

4. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, смотреть вперед. Наклоны вправо и влево (рис. 39, позиция 4).

5. И. п. - лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить («ножницы»), не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать (рис. 39, позиция 5). 8-10 раз.

6. И. п. - лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Дыхательное упражнение. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе - опускались (рис. 39, позиция 6). 3-4 раза.

7. И. п. - лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении, считая до 5-10 (рис. 39, позиция 7). 3-4 раза.

8. И. п. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, считая до 3-5 (рис. 39, позиция 8). По 4-6 раз каждой ногой.

9. И. п. - лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища с одновременным выпрямлением рук в стороны - вдох; вернуться в и. п. - выдох (рис. 39, позиция 9). 3-4 раза.
10. Лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). По 8-10 раз каждой ногой (рис. 39, позиция 10).

Отдых лежа на спине, спокойное дыхание в произвольном темпе - 20-30 с.
11. И. п.- лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь и сближая лопатки; лечь, расслабляя мышцы (рис. 39, позиция 3-4 раза.
12. И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти -«мост» (рис. 39, позиция 12). 2-3 раза в медленном темпе.
13. И. п.- лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, руки в стороны, вверх, потянуться, руки в стороны и вниз (рис. 39, позиция 13). 4-5 раз.
14. И. п.- стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 с. То же другой рукой и ногой (рис. 39, позиция 14). 3-4 раза в медленном темпе.
15. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак; поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Через стороны руки вниз (рис. 39, позиция 15). 4-5 раз в медленном темпе.
16. И. п. - основная стойка, палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой (рис. 39, позиция 16). 6-8 раз в медленном темпе.
17. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, наклон в сторону, смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же в другую сторону (рис. 39,. позиция 17). По 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

При выполнении упражнений надо следить, чтобы дети правильно дышали, не задерживая дыхание. После выполнения упражнений рекомендуется походить по комнате обычным шагом, сохраняя правильную осанку; дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5-6 -полный выдох). Продолжительность ходьбы 2-3 мин.

Осанка - это привычное положение тела стоящего человека. Нормальная осанка заключается в гармоничном строении тела, симметрии отдельных его частей, и все это представляет собой важное биомеханическое условие прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания). Однако, надо отметить, что современное поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, вследствие чего осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой не только выглядит непривлекательно, как правило, такой ребенок мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, а также часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки нельзя назвать болезнью, однако ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, также он легко подвержен заболеваниям органов дыхания, пищеварения и развитию астено-невротических состояний.
Различают два вида нарушения осанки:
а) В сагиттальной плоскости - сутулость (увеличен грудной кифоз), тотальный кифоз , круглая спина (резко увеличен грудной кифоз и почти нет поясничного лордоза), кругло-вогнутая спина(увеличен грудной кифоз, увеличен поясничный лордоз), а также плоская спина (сглажены все физиологические изгибы позвоночника).
б) Во фронтальной плоскости - так называемая асимметричная осанка, при которой наблюдается выраженная асимметрия между правой и левой половиной тела (сколиоз). При этом позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, которая своей вершиной обращена вправо или влево. Также отмечается неравномерность прямоугольников талии, одно плечо и лопатка опущены.
При нарушенной осанке у детей наблюдается сниженная жизненная емкость легких, а также значительно затруднена работа сердца, органов пищеварения, нередко беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление. Во многих случаях у детей с нарушенной осанкой развивается близорукость.
Для того, чтобы исправить дефекты осанки, необходимо принять меры, которые способствуют улучшению физического развития ребенка: режим дня, соблюдение гигиенических условий. Необходимо следить за питанием ребенка с нарушенной осанкой. Так, в ежедневный рацион ребенка должны входить следующие продукты: мясо, рыба, птица, молоко, сыр, злаки, овощи и фрукты, мед. Особенно полезны для строения костей, позвонков и межпозвоночных дисков и позвонков: яблоки, груши, клубника, малина, тыква, орехи (фундук), чечевица, салат, виноград. Дело в том, что в этих продуктах содержатся такие питательные вещества и витамины, как фруктоза, витамины С, В - каротин, Fe, Mn, белки животные, магний, Ca, K, глюкоза, фитоэкстроген, лецитин. А вот потребление жиров должно быть ограничено.
Также немаловажное значение имеет целенаправленное использование средств физического воспитания, то есть занятия ЛФК при нарушении осанки у детей, массаж для детей с нарушенной осанкой. Очень важно как можно раньше начать (и систематически проводить) закаливание. Если все эти действия начать вовремя, то они помогут предотвратить развитие неправильной осанки у ребенка.
Лечебная гимнастика для детей с нарушенной осанкой тоже играет большую роль в формировании правильной осанки. Физические упражнения для детей при нарушении осанки способствуют укреплению всего организма, а именно - улучшают обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения.

Комплекс лечебной гимнастики при нарушении осанки у детей дошкольного возраста:
1. Ходьба обычная - 10-15 секунд. При этом необходимо следить за правильностью осанки ребенка (напоминайте ему об этом).
2. Ходьба на носках, руки на поясе - 10 секунд.
3. Ходьба с высоко поднятыми коленями, руки на поясе - 15 секунд.
4. И. П. - ноги на ширине плеч. Поднять прямые руки вверх, потянуться - вдох, опустить вниз - выдох. Повторить 4-6 раз. При этом надо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок прогибался в поясничном отделе.
5. И.П. - ноги вместе, в руках гимнастическая палка. Палку взять руками за концы спереди, руки внизу. Отставить правую ногу назад - поднять руки вверх, вернуться в исходное положение - руки вниз. Повторить то же самое с левой ноги. Следить за прогибанием ребенка в поясничном отделе. Повторить 6-8 раз.
6. И.П. - ноги вместе, палку взять руками за концы сзади, руки внизу. Потянуться на носки - отвести руки с палкой как можно дальше от поясницы, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
7. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять левую руку и согнуть в колене правую ногу, подтянуть ее к животу. Затем - правую руку и левую ногу. После этого - обе руки вместе с обеими ногами. Повторить 4-6 раз.
8. И.П. - лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги вверх во время выдоха. При этом надо следить за тем, чтобы нога ребенка в колене не сгибалась.
9. Упражнение - "Ласточка". И.П. - лежа на животе. Оторвать от пола грудь, руки, ноги - удерживать такое положение 3-4 секунды. Повторить 4-5 раз.
10. Упражнение "Бокс". И.П. - лежа на животе. Выполнять движения руками, имитируя боксерские, при этом удерживая напряженным верхний плечевой пояс. Повторить 7-8 раз.
11. И.П. - стоя на коленях, ступни вместе, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны, левую ногу отвести в сторону. Повторить то же самое с правой ногой. Выполнить 4-6 раз. Следить за осанкой ребенка.
12. Спокойная ходьба - 30 секунд.

Комлекс ЛФК для детей при нарушении осанки (школьный возраст):
1. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки поднять вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, при этом разводя локти в стороны, затем опустить руки вниз. Повторить 5-6 раз.
2. И.П. - то же. Руки поднять вверх, потянуться, бросить мяч назад, затем через стороны опустить руки вниз. Повторить 3-4 раза.
3. И.П. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку. При этом следить за сохранением правильной осанки. Сделать 4-6 раз.
4. И.П. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, при этом смотреть вперед. Выполнять наклоны вправо и влево. Сделать по 4-6 наклонов в каждую сторону.
5. И.П. - лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить, при этом не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. Повторить 8-10 раз.
6. И.П. - лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Выполнять дыхательное упражнение. При этом следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе опускались. Повторить 3-4 раза.
7. И.П. - лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 5-10 секунд. Повторить 3-4 раза.
8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Выполнять поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении в течение 3-5 секунд. Сделать по 4-6 раз каждой ногой.
9. И.П. - лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища, при этом одновременно выпрямляя руки в стороны - сделать вдох, затем вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
10. И.П. - лежа на спине. Выполнять поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). Сделать по 10-15 раз каждой ногой. Затем - отдых лежа на спине, при этом спокойное дыхание в произвольном темпе в течение 20-30 секунд.
11. И.П. - лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, при этом прогибаясь и сближая лопатки, затем лечь, расслабляя мышцы. Повторить 3-4 раза.
12. И.П. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти (упражнение "мостик"). Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
13. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, развести руки в стороны, затем вверх, далее - потянуться, руки в стороны и вниз. Повторить 4-5 раз.
14. И.П. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 секунд. То же самое повторить другой рукой и ногой. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
15. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, затем поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Затем опустить через стороны руки вниз. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
16. И.П. - основная стойка, гимнастическая палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
17. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, сделать наклон в сторону, при этом смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же самое повторить в другую сторону. Сделать по 2-3 раза в каждую сторону, темп медленный.
Выполняя упражнения при нарушении осанки у детей необходимо следить за тем, чтобы дети правильно дышали, не задерживали дыхание. После выполнения упражнений следует походить по комнате обычным шагом, при этом сохраняя правильную осанку. Дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5-6 - полный выдох). Продолжительность ходьбы 2-3 минуты.

Лечебные упражнения для исправления осанки у детей:
1. И.П. - лежа на спине, руки за головой. Поднять прямую ногу назад, затем медленно вернуться в исходное положение. То же самое повторить другой ногой. Сделать каждой ногой по 8-10 раз.
2. И.П. - лежа на спине. Голова, туловище, ноги лежат на одной прямой линии, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, при этом сохраняя положение тела, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
3. И.П. - то же самое. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах. Повторить 8-10 раз.
4. И.П. - то же самое. Согнуть ноги, затем разогнуть и медленно опустить. Повторить 8-10 раз.
5. И.П. - лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки положить на пояс, лопатки соединить. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
6. И.П. - то же самое. Кисти рук переводить к плечам или за голову. Повторить 8-10 раз.
7. И.П. - лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в таком положении, приподнять и опустить левую ногу. То же самое повторить, лежа на левом боку. Сделать с каждой стороны по 8-10 раз.
8. И.П. - лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх. Повторить по 8-10 раз каждой ногой.
9. И.П. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
10. И.П. - то же самое. Выполнять поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
11. И.П. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги. Повторить 8-10 раз.
12. И.П. - лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу 3-4 секунды, медленно опустить их в исходное положение. То же самое повторить на левом боку.
13. И.П. - лежа на спине. Выполнять движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. Повторить 15-20 раз.
14. И.П - сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.
15. И.п. - сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Выполнять приподнимание пяток одновременно и поочередно, а затем разведение стоп в стороны. Повторить 8-10 раз.
16. И.П. - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнять перекат с пятки на носок. Повторить 10 раз.
17. И.П. - стоя. Выполнять полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед. Повторить 10-15 раз.
18. Ходьба на носках, на наружных краях стопы - 30 секунд.
19. И.П. - сидя на стуле. Выполнить захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз.
20. И.П. - сидя, колени согнуты (угол 30"). Потрясти ногами в стороны. Повторить 8-10 раз.
21. И.П. - лежа на спине. Выполнять горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами ("Ножницы"). Выполнить 15-20 раз.
22. И.П. - стоя. Завести одну руку за голову, вторую за лопатки. "Попилить" несколько раз, меняя положение рук.
23. И.П. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз (сделать "полумостик"), на выдохе опуститься в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
24. И.П. - сидя. Катать мячи (теннисный, волейбольный) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.
25.И.П. - то же самое. Катать скакалку или палку двумя ногами - 3 минуты.

Понравилась статья? Поделитесь ей