Контакты

Чем различаются понятия человек индивидуальность и личность. Чем отличается понятия индивид и индивидуальность

13.02.2014 Татьяна Каушанская 39 комментариев

Сейчас я работаю над своим трансформационным тренингом и углубилась в понятие человек и личность. Одновременно с этим у меня был один интересный опыт, о котором я вам расскажу в своем видео в конце статьи. Если лень читать статью, переходите сразу к видео.

Раскрывая в тренинге вопрос о том, что означает понятие человек, я решила проверить в поисковике, сколько человек ищут ответ на этот вопрос. Оказалось, что 63 000 тысячи человек ищут ответ на вопрос: «Что такое человек?»

В связи с этим у вас может возникнуть встречный вопрос: Какое отношение имеет понятие «что такое человек» к саморазвитию и личностному росту ?

Дело в том, что основа саморазвития встроена в само это слово: само–развитие . В своем тренинге я как раз раскрываю эту тему. Существуют три ментальных яда, которые ведут человека к страданиям – это гнев, привязанность и неведение.

Ключевое слово для данной статьи – это неведение. Из-за того, что мы не понимаем ни себя, ни мир вокруг себя, мы страдаем. Само-развитие человека заключается в том, чтобы избавится от этих трех ментальных ядов. Этим мы и будем заниматься на тренинге.

А пока в данной статье мы ликвидируем часть нашего неведения. И разберем, что означает понятие человек. Вернее разберем понятие человек и личность. А в суть человека мы углубимся в следующий раз.

Что нам дает знание о себе? Это знание полностью меняет наше отношение, как к себе, так и к миру. Так как человек – это часть природы, понимая себя, мы выходим на новый уровень осознания себя и мира вокруг себя. Это позволяет нам быть более осознанными и в контакте со своим Высшим аспектом (Высшим Я), то есть, с собой настоящим, а не с собой обусловленным стереотипами и установками общества.

Также я обнаружила, что 7 000 тысяч человек ищут ответ на вопрос: «Что такое личность?» Поэтому уместно будет объяснить разницу между понятием человек и личность.

Итак, понятие человек и личность: в чем разница?

На заре нашей цивилизации, не смотря на то, что все люди имели разные тела, в ощущениях у них не было разделения на личности. Они ощущали себя единым целым.

По мере развития общества, росло и ощущение себя, как отдельного от других тела. Сначала это было только на уровне ощущений. Потом это перешло на уровень ума. Люди начали не только чувствовать, что они разные, но также начали понимать, что они разные.

Вместе с этим рос и эгоизм. То есть ощущение и понимание моё, не моё. Поскольку эгоизм только зарождался, для того, чтобы люди не поубивали друг друга, был создан закон и придуманы правила поведения в обществе.

Каждый человек в обществе был назван отдельной личностью. Хотя на самом деле это иллюзия. На самом глубоком уровне мы все - единое сознание.

Сами подумайте, животное ведь не считает себя отдельной личностью. Это было одно из правил общества называть каждого человека индивидуальностью, личностью.

До того, как у человека начал расти эгоизм и появилось сначала ощущение, а потом понимание себя, как отдельного от других, человек был просто "живое существо", просто еще одно проявление природы.

На сегодняшний день нет единого взгляда на природу человека. Но я приверженец новых взглядов ученых квантовой физики и системного подхода к природе. Суть системного подхода в том, что весь мир – это фрактал. Мы живем в голографической Вселенной. Это значит, что всё едино и создано по одному принципу, «по образу и подобию», как сказано в Библии.

Из Википедии:

Личность - это понятие, выработанное для рассмотрения человека как субъекта социальной и культурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений и общения.

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Если личность – это условно придуманное социальное лицо, тогда человек выражен психикой. А что входит в понятие "человек", какова природа человека, поговорим в следующий раз.

Если подытожить.

Человек - это сознание, проявленное в виде психики/души в конкретном теле. То есть происходит идентификация себя НЕ с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями, а с сознанием/душой. Ответ на вопрос "Я - это кто?", будет: "Я - это душа, проявленная в этом теле".

Личность - это идентификация себя с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями. Ответ на вопрос: "Я - это кто?", будет: "Я - это женщина, мать, жена, учитель".

В видео я расскажу о своем опыте, который доказал мне, что я – это не тело.

Индивид и индивидуальность – два однокоренных слова, которые имеют разное значение. Несмотря на это, их часто путают или неправильно понимают.

Слово индивид происходит от латинского «individuum » и переводится, как неделимое или особь. Исходя из такого происхождения слова, несложно сделать вывод, что индивид – это принадлежность к тому или иному виду. Если говорить еще проще, то индивид – это определенный вид, например, человек, млекопитающее, птица и так далее. Но такое определение не совсем верно, так как термин индивид относится больше к человеку и мало применим к другим живым существам.

По сути, каждый человек является индивидом и эта принадлежность дается ему тем, что он был рожден человеком. Вообще определение данного термина кроется в самом слове, а именно корне «вид», который в данном случае следует понимать буквально.

Очень похожее слово, которое, по сути, состоит из предыдущего, но в то же время оно имеет кардинально иное значение и в какой-то степени несет противоположный смысл. Индивидуальность – это совокупность или набор каких-либо качеств социальных, биологических, которые отличают одного человека от всех других. Если говорить об индивидуальности, то она является категорией отличия, а индивид категорией сходства. Индивидуальность появляется у человека в процессе его жизненного пути и в настоящий момент можно говорить, что некоторые люди такой характеристикой похвастаться не могут, так как не отличаются ничем от своих соплеменников.

Несмотря на то, что индивидуальность может характеризоваться и биологическими отличиями более правильно и логично будет в данном вопросе обращать внимание именно на социальные аспекты личности человека. Именно они могут сделать человека отличным от других, придать ему некую индивидуальность, а такие биологические отличия, как черные волосы или длинный нос еще не делают этого человека отличным от других представителей своего вида.

Сравнение терминов

Итак, несмотря на внешнее сходство в написании и прочтении термины индивид и индивидуальность совершенно разные.

Индивид – это класс и принадлежность к виду. Индивидуальность – это характеристика или признак, которая как раз таки выделяет человека из своего вида. Индивидами являются все люди, а индивидуальность еще нужно приобрести и не у всех это получается. Кроме того индивидуальность говорит о человеке, что он в какой-то степени «выше» других, ведь он не такой как все.

Несмотря на свои отличия понятия индивидуальность, индивид, человек, личность связаны между собой и в какой-то степени проистекают друг от друга . Итак, человек – это автоматически индивид, то при этом чтобы получить индивидуальность он должен выделиться из всех индивидов, например, своими суждениями, взглядом на вещи, наличием точки зрения, мировоззрением. Если индивид имеет таковые, то он получает индивидуальность, а значит, становится личность. По сути человек без индивидуальности не является личностью, но в то же время они не являются синонимами.

Индивидуальность – это признаки, которые отличают человека от других людей, но в некоторой степени они врожденные. Не зря к этому слову можно применить эпитеты яркая, творческая и прочие. Это не приобретенные, а врожденные качества, но при этом их можно и нужно развивать. Личность – это тоже отличие человека от других, но в ней заложена работа, которую человек сам ведет над собой и в этом кроется основное отличие.

Интересным моментом является тот факт, что в психологии есть два применения термину индивидуальность:

  • Индивидуально-психологические различия – здесь индивидуальность рассматривается, как отличие человека от других на уровне психики.
  • Иерархия психологических свойств – здесь индивидуальность является категорией, и она находится на высшей ступени, нежели личность или индивид.

Существует интересное выражение, которое дает отличное понимают этих терминов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

В психологии бытует мнение, что индивидуальность формируется у человека в зависимости от среды его обитания, воспитания, обращения с ребенком, опыта полученного им в детстве. Хотя мнения на это счет могут расходиться и некоторые психологи склоняются к тому, что индивидуальность может сформироваться под влиянием других факторов и не обязательно в детском возрасте, хотя с точки зрения того, что взрослого человека переделать нельзя сложно представить ситуацию в которой человек до определенного возраста жил не имея ярко выраженных индивидуальных особенностей, а затем внезапно их приобрел.

Такие случаи происходят только после серьезных перемен в жизни человека, например, травматического опыта или под влиянием сильного воздействия. Зато обратный процесс вполне реален. Человек мог обладать определенной индивидуальностью, но под влиянием окружающих людей или враждебной среды он может отказаться от этих особенностей и стать как все.

Вывод

Термины индивид и индивидуальность относятся к области психологии и имеют сходное звучание, но разный смысл. Несмотря на отличия в трактовке эти два термина плотно связаны и индивидуальность не возможна без существования индивида.

Индивидуальность – это качественная характеристика, а индивид – это понятие или определение, это принадлежность к роду людей. Индивид – это термин, который относится, как к людям, так и животным. А индивидуальность применима только к людям.

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика ” как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика ” определяется отношением человека к внешней среде. “Эндопсихиа” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности, необходимо остановиться на структуре личности, когда она рассматривается как “сверхчувственное” системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа подсистем личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная подсистема : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная подсистема , когда сферой ее определения и существования становится “пространство межиндивидных связей”. Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная подсистема . Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Разумеется, что личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения: ее индивидуальности, представленности в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

Если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, необходимо проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека . Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно - для индивида - интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы - важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей , выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), они могут рассматриваться как мировоззрение.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим (“Это мое, это не твое!”).

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”. Образ “Я” - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ “Я” включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент : представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент : самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В- третьих - поведенческий (волевой ): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ “Я” - устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ “Я” и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. “Я-образ” - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я-образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или “текущим Я” субъекта.

“Я-образ” - это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения “Я-образа” - “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического “Я” свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого “Я-образа” важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его “фантастическим Я”. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и.т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Слишком высокая или слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Для того, чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.


Билеты для экзамена по обществознанию

Аверин Андрей

Билет № 1.


  1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

  2. Инфляция, ее виды. Как инфляция влияет на развитие экономики?

  3. Классификация прав и свобод граждан.
Вопрос 1.

«Человек» - понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира.

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт: разума, воли, интересов и т.д.

Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль.
«Личность» - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Вне общества индивид не может стать личностью.
Вопрос 2.

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.

Виды инфляции

По характеру протекания:


  • открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;

  • скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен

  • умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);

  • галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100-150% в год);

  • гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам

  • сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;

  • несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Последствия инфляции

Для сферы производства:


  • снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

  • обесценение всего фонда накопления;

  • обесценение кредитов;

  • стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов:

  • перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

  • отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

  • обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;

  • определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

  • снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений:

  • владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;

  • потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

  • поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;

  • кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы:

  • деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Вопрос 3.


  1. ^ Гражданские (личные) права – принадлежат человеку как биосоциальному существу (ст. 19-25; 27-29; 45-54; 60; 62)
Право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на свободу совести, на свободу слова; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.

2. ^ Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны (ст. 30-33; 63)

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создавать союзы и объединения; направлять личные и коллективные обращения в органы власти и др.

3. ^ Экономические права – обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34-37)

Право быть собственником; право наследования; право на труд; на свободный выбор профессии и рода занятий; на отдых; на защиту от безработицы и др.


  1. ^ Социальные права – обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни (ст. 38-43)
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; на жилище; на образование; на медицинскую помощь; на защиту материнства и детства; на благоприятную среду и др.

5. Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности (ст. 26; 44)

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям; на свободу творчества; на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями т.д.)

Билет № 2.


  1. Расскажите о типологии обществ по способу производства.

  2. Что такое социальный конфликт и каковы его стадии?

  3. Президент РФ, его статус и деятельность.
Вопрос 1.

Типология обществ по способу производства:


  1. Общество охотников и собирателей.
Самый древний. Оно состояло из локальных родственных групп, отделенных друг от друга огромными пространствами. Существовало сотни тысяч лет.

  1. Общество огородников.
Огородничество – переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям.

  1. Общество скотоводства.
Основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.

  1. Земледельческое общество.
Определяющий фактор развития – сельское хозяйство.

  1. Индустриальное общество.
Развитие промышленности (движущая пружина – развитие машинного производства с корпорацией и фирмой).

^ Социальный конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы.

Оппоненты - это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта - это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта. Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др.

Между субъектами конфликт различают агонистические (примиримые) антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и наоборот - деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также по форме их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.

Конфликты могут возникать как по горизонтали - внутри социальных и политических структур, так и по вертикали - между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

¦ конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными
субъектами конфликта возникших противоречий;

¦ эскалация (нарастание) конфликта;

¦ исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;

¦ постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра
нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений
относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обост
рении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде

1) успеха,

2) компромисса,

3) выхода из конфликта,

4) поражения.

Президент Российской Федерации - глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Президент обладает неприкосновенностью.

Билет № 3.


  1. Понятие «антропогенез». Как протекал процесс антропогенеза?

  2. Охарактеризуйте главные факторы производства.

  3. Охарактеризуйте избирательный процесс в России. Превидите классификацию выборов.
Вопрос 1.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез .

Существует несколько теорий происхождения человека:


  1. Религиозная теория – божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

  2. Теория палеовизита – человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

  3. Естественно-научные (материалистические) теории

  • Теория Ч.Дарвина – человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

  • Теория Ф.Энгельса – главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.
Вопрос 2.

Факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.


Фактор производства

Доход

с фактора производства


Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ).

Зарплата

Земля (все виды природных ресурсов)

Рента

Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства

Производства;

2) финансовый (денежный) – деньги для покупки факторов

Производства (инвестиции).


Процент

Предпринимательские способности

  • умение правильно соединить факторы производства и организовать производство;

  • умение принимать решения и брать ответственность на себя;

  • умение идти на риск;

  • быть восприимчивым к нововведениям

Прибыль

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов - информацию .

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены.

1. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

2. Компоненты избирательной системы:

1. избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.


  • в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);

  • в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу
2. избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

  • подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

  • выдвижение и регистрация кандидатов;

  • предвыборная агитация и финансирование выборов;

  • голосование и подведение итогов выборов.
3. процедура отзыва депутатов .

3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть:


  • равным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов) – неравное;

  • всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое;

  • тайное –открытое;

  • непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата);
Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов .
Выборы различаются:

  1. по объекту:

  • президентские

  • парламентские

  • местного самоуправления

  1. по масштабу:

  • федеральные

  • региональные

  • местные

  1. по срокам:

  • очередные

  • досрочные

  • повторные.

Билет № 4.


  1. Что такое брак? Каковы условия и порядок заключения брака?

  2. Чем отличаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

  3. Каковы признаки Конституции? В чем ее отличие от других нормативно-правовых актов?

Вопрос 1.

Семейный кодекс вступил в действие 1 марта 1996 года. Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью. Браком принято считать семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брак заключается в органах ЗАГСа. Права и обязанности возникают со дня государственной регистрации брака в органах ЗАГСа. Основанием для регистрации брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. По истечении 1 месяца заключение брака производится в присутствие лиц, которые вступают в брак.

Условия заключения брака:


  1. Взаимное согласие

  2. Достижение брачного возраста (18 лет). Также, при наличии уважительных причин, разрешается заключать брак в 16 лет и не запрещается органам власти в субъектах РФ снижать этот возраст по своему усмотрению.
Ст. 14 семейного кодекса не допускает заключения брака в случаях:

  1. Если лицо уже состоит в браке

  2. Между близкими родственниками

  3. Между усыновителем и усыновленным

  4. Если лицо признают недееспособным

Вопрос 2.

Эволюция – постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом.

Революция – относительно быстрые и глубокие качественные изменения, коренной переворот в жизни общества.

Конституция - (от лат. constitutio - установление, устройство) - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина .

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Понравилась статья? Поделитесь ей