Контакты

Центральное и периферическое зрение. Строение глаза Возможность ориентироваться в пространстве обеспечивает какое зрение

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.

Причина трудностей , испытываемых слепыми в ориентировочной деятельности, что при слепоте, во-первых, сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и соответственно пространственных представлений, а во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно.

Указанные причины затрудняют формирование навыков пространственной ориентировки и в ряде случаев делают невозможной ее автоматизацию. Зрячие во многих случаях определяют свое местоположение, оценивают обстановку и преодолевают препятствия автоматически. В то же время слепые производят аналогичные операции под непрерывным контролем сознания. Самое незначительное препятствие - выбоина на тротуаре, лужа, любое изменение даже хорошо знакомой местности, - которое зрячий преодолевает не задумываясь, требует от слепого большого внимания и наблюдательности.

Выпадение или глубокие нарушения функций зрения, играющего в пространственной ориентировке нормально видящих ведущую роль, приводит к тому, что у слепых ведущими становятся другие анализаторы

Пространство, в котором приходится ориентироваться слепым, обычно различается по протяженности, заполненности и т.п., что и определяет ведущую роль того или иного анализатора.

Для удобства анализа процесса ориентации слепых В.С. Сверлов , разработал классификацию ориентировки по характеру пространства:

1 . Ориентировка в предмето-познавательном пространстве, к которой относятся:

а) ориентация в малом пространстве, недоступном осязанию даже одним пальцем. В этом случае ведущим является инструментальное осязание при помощи иглы, ногтя и т.п. Иногда используется язык (вдевание нитки в иголку, обследование внутреннего строения цветка и пр.);

б) ориентировка в пространстве, умещающемся под одним или несколькими осязающими пальцами;

в) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной одновременного охвата кистями рук. В двух последних видах ведущим является активное осязание.

2 . Ориентировка в рабочем пространстве. Здесь выделяется:

а) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной действия рук (ориентировка в бытовых, учебных, производственных операциях);

б) ориентировка в пространстве несколько превышающем зону действия рук, благодаря стереотипным перемещениям тела (ориентировка и пространстве, непосредственно примыкающем к рабочему месту). Эти виды ориентации осуществляются главным образом на основе чувственного осязания

3 . Ориентировка в большом пространстве. Сюда входят:


а) ориентация и закрытых помещениях, где ведущими в зависимости от ряда условии (характер помещения, цели ориентировки и т.д.) могут выступать как двигательная, так и слуховая чувствительность);

б) ориентировка в открытом пространстве или ориентировка на местности, осуществляющиеся при помощи слуха

Роль органов чувств в ориентировке слепых

Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий.

Нарушения функции зрения ограничивают возможность отражения пространства, однако в большинстве случаев частичнозрячие, не говоря уже о слабовидящих, продолжают ориентироваться визуально. Только наиболее серьезные функциональные нарушения зрения, наблюдаемые у частичнозрячих, вносят в этот процесс определенную специфику: становится невозможной или весьма затрудняется ориентировка в предметно-познавательном пространстве, резко сужаются границы раздельного видения в большом пространстве.

Необходимость рассматривания объектов под большим углом зрения затрудняет их визуальную локализацию в пространстве, а в последующем и решение основных задач - выбор и сохранение направления и обнаружение цели. Несмотря на возникающие трудности, частичнозрячие даже при отсутствии форменного зрения продолжают ориентироваться в большом пространстве визуально. Уже наличие светоощущения дает слепому возможность ориентироваться в помещении по оконным проемам, осветительным приборам и другим источникам света, которые он различает на темном фоне. При ориентировке на местности чередование светлых и темных пятен сигнализирует слепому о наличии препятствий.

При отсутствии навыков визуальной ориентировки некоторые формы патологии зрения могут неблагоприятно влиять на этот процесс, дезориентируя слепого. Такие случаи наблюдаются при:

1. заболеваниях сетчатки, вызывающих так называемую “куриную слепоту”, при которой человек в сумеречном освещении становится временно абсолютно слепым;

2. при деформациях поля зрения, когда больной видит окружающее его пространство лишь частично; при нарушениях цветного зрения.

При помощи активного и инструментального осязания слепые не только воспринимают отдельные предметы, но и устанавливают их пространственные отношения, локализуют их в пространстве. Благодаря этому слепые часто очень точно ориентируются в рабочем пространстве, например на парте или столе, легко обнаруживая необходимые им предметы.

Слух в пространственной ориентировке слепых играет исключительно важную роль. Это связано с тем, что при полной или частичной утрате зрения он становится ведущим видом чувствительности при дистантном восприятии объектов.

Благодаря слуховым ощущениям и восприятиям слепые способны локализовать в пространстве являющиеся источниками звука невидимые объекты, определить направление его распространения, судить по распространению и качеству звука о величине и заполненности замкнутого пространства.

Примером слуховой ориентации может служить ориентировка слепых на улице. В процессе этой ориентировки они определяют направление и скорость движения транспорта, судят о величине и заполненности пространства, определяют качество дорожного покрытия, наличие уступов и иных неровностей и т.д.

Часто в процессе ориентировки слепые используют отраженный звук. Воспринимая издаваемые ими при передвижении звуки, слепые довольно точно определяют направление и степень удаленности предмета, экранирующего звук. Например, для того чтобы определить, нет ли на пути препятствия, слепые хлопают в ладоши, щелкают пальцами, постукивают тростью. Подобные звуки, отражаясь от стен домов, крупных предметов, возвращаются к своему источнику в несколько измененном виде и позволяют судить о величине помещения, наличии мягкой мебели, определять местонахождение дверного проема или арки в стене дома и т. п.

Обоняние в ориентировочной практике слепых используется довольно часто, поскольку так же, как и слух, может дистантно сигнализировать о наличии того или иного объекта. При осложнении слепоты глухотой его роль значительно увеличивается, так как обоняние становится единственным видом дистантной чувствительности. При помощи обоняния слепые определяют местонахождение объектов, обладающих специфическими запахами. Запахи, постоянно присущие тому или иному неподвижному объекту, служат слепым ориентирами при передвижении в пространстве.

Топографические представления - это представления о местности, возникающие на основе восприятия и локализации объектов в пространстве. Топографические представления являются сложной совокупностью образов памяти, в которых отражается форма, величина), удаленность объектов и направление, в котором они расположены но отношению к какой-либо точке отсчета.

Формирование топографических представлений, происходит в результате отражательной, условнорефлекторной деятельности мозга. В совокупной, интегративной деятельности многих анализаторных систем при восприятии пространства ведущая роль принадлежит двигательному анализатору.

Опыт пространственной ориентации слепых и экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что у них имеются топографические представления..

Топографические представления выступают в двух видах, различающихся по уровню обобщенности.

Ф.Н. Шемякин выделил представления типа “карта - путь” и “карта ~ обозрение”.

Для топографических представлений типа “карта - путь” характерны конкретность и постепенность прослеживания пространственных отношений. Ориентация и пространстве на основе этих представлений имеет сукцессивный характер; в ходе ориентации воспроизводятся и сравниваются с данными восприятия представления о всех ориентирах, находящихся между отправным и конечным пунктами.

Представления типа “карта - обозрение” характеризуются одномоментностью мысленного охвата пространственных отношений, свойственных тому или иному замкнутому пространству. При ориентировке, основанной на представлениях тина “карта - обозрение”, одномоментно, симультанно воспроизводится вся совокупность пространственных отношений в виде плана определенной местности.

Наличие у слепых тех же видов топографических представлений, что и у зрячих, еще раз показывает, что в основе ориентации в пространстве лежит работа не одного зрительного анализатора, а активное практическое отражение пространственных отношений в результате интегративной деятельности всех анализаторных систем.

Глаза позволяют видеть не только те предметы, которые находятся непосредственно прямо перед собой, но и по сторонам. Это называется периферическим зрением.

Центральное и периферическое зрение человека позволяет видеть определенные области пространства, что обеспечивают поля зрения. Поля характеризуются углом обзора в неподвижном состоянии глаз. В зависимости от положения предмета по отношению к сетчатке разные цвета воспринимаются под разными углами.

Центральное зрение – это то, которое обеспечивает центральный отдел сетчатки и позволяет рассматривать мелкие элементы. Острота зрения зависит именно от функционирования этой части сетчатки.

Периферическое зрение – это не только те предметы, на которых фокусируется глаз сбоку от него, но и находящиеся вокруг этого предмета размытые соседние предметы, движущиеся объекты и т.д. Поэтому периферическое зрение так важно: оно обеспечивает ориентацию человека в пространстве, его способность ориентироваться в окружающей обстановке.

Периферическое зрение лучше развито у женщин, а центральное – у мужчин. Угол периферического зрения у человека равен приблизительно 180 0 если рассматривать по горизонтальной плоскости и около 130 0 по вертикальной.

Определение центрального и периферического зрения возможно как простыми, так и сложными методами. Исследование центрального зрения проводится при помощи известных всем таблиц Сивцева с буквами разного размера, располагающихся в столбик. Острота зрения при этом на оба глаза может быть 1 и даже 2, хотя норма считается при прочтении 9 строчек таблицы.

Методы определения периферического зрения

Использование простого метода не требует специальных инструментов и приспособлений. Исследование проводится так: для этого медсестра и пациент закрывают разные глаза, сидя лицом к лицу друг к другу. Медсестра водит рукой справа налево, и пациент должен сказать, когда увидит ее. Поля определяются для каждого глаза по отдельности.

Для других методов определения необходим специальный аппарат, который позволит быстро и без лишних усилий исследовать каждый отдел сетчатки, определить поля зрения, угол обзора. Например, кампиметрия, которая проводится при помощи сферы. Однако такой метод пригоден только для того, чтобы исследовать небольшой отдел периферического зрения.

Наиболее современным методом, позволяющим определить поля зрения, является динамическая периметрия. Это аппарат, в котором располагается картинка, которая имеет различную яркость и размеры. Человек только кладет голову на аппарат, а далее тот сам производит необходимые замеры.

Количественная периметрия используется для определения глаукомы даже на ранней стадии.

Есть еще и визоконтрастопериметрия, которая представляет собой решетки, которые образованы черно-белыми и цветными полосами разного диаметра и размера. При нормальной сетчатке без нарушений решетка воспринимается в первозданном виде. Если имеются нарушения, то происходит нарушение восприятия этих структур.

Исследование поля зрения человека нуждается в некоторой подготовке к процедурам периметрии.

  • При проверке одного глаза необходимо тщательно закрывать второй, чтобы не исказить результаты.
  • Исследование будет объективным, если голова человека будет располагаться напротив нужной метки.
  • Для того, чтобы пациент мог сориентироваться с тем, что ему нужно говорить, ему показывают подвижные метки, рассказывают о том, как будет происходить процедура.
  • Если определяется поле зрения цвета, то необходимо фиксировать тот показатель, при котором четко определяется цвет на метке. Полученные результаты наносят в отдел бланка, где рядом расписаны нормальные показатели. Если выявляются выпадения участков, то их зарисовывают.

Нарушения периферического зрения

За выполнение центрального и периферического зрения отвечают так называемые колбочки и палочки. Первые все направляются в центральный отдел сетчатки, вторые – по ее краям. Нарушение периферического зрения обычно является симптомом патологических процессов вследствие травмы глаза, воспалительных процессов оболочек глаза.

Физиологически различают определенные участки поля зрения, которые выпадают из обзора, их называют скотомами. Они могут возникать из-за начала разрушительного процесса в сетчатке и определяться путем определения предметов в поле зрения. В таком случае говорят о положительной скотоме. Отрицательной она будет в том случае, если для ее определения необходимо исследование при помощи аппарата. Мерцательная скотома то появляется, то исчезает. Обычно ее вызывает спазм сосудов головного мозга. Когда человек закрывает глаза, то он видит круги или другие элементы разного цвета, которые могут выходить за пределы периферического зрения.

Кроме исследования наличия скотомы существует классификация по расположению пятна: периферическая, центральная или парацентральная.

Потеря угла обзора может происходить различными путями:

  1. Тоннельное зрение – это потеря поля зрения вплоть до небольшого центрального участка.
  2. О концентрическом сужении говорят в том случае, когда поля равномерно сужаются со всех сторон, оставляя небольшой показатель в 5-10 0 . Поскольку центральное зрение сохраняется, то и острота зрения может оставаться прежней, однако способность ориентироваться в окружающей обстановке он теряет.
  3. Когда центральное и периферическое зрение теряется симметрично с обеих сторон, то происходит это чаще всего по вине опухоли.
  4. Если страдает такая анатомическая структура, как перекрещивание зрительных путей, или хиазма, то поля зрения потеряются в височной области.
  5. Если поражается зрительный тракт, то на обоих глазах потеря поля произойдет с соответствующей стороны (правой или левой).

Причины потери зрительного поля

Потеря части поля может происходить из-за ряда причин:

  • глаукома или другая патология сетчатки;
  • появление опухоли;
  • отек зрительного нерва и дистрофические изменения в сетчатке.

Глаукома проявляется появлением потемнения в области зрачка, при этом может происходить потеря как центрального, так и периферического зрения. Она приводит к полной потере зрения при прогрессировании патологии, поскольку для него характерно отмирание зрительного нерва. Причиной этого нарушения является повышение внутриглазного давления. Провоцирующим фактором становится также возраст, обычно после 40 лет. При глаукоме зрение нарушается в области носа.

Глаукома обычно начинается с рези в глазах, мелькания мушек, усталости глаз даже при незначительной нагрузке. Далее распространение процесса вызывает затруднения при попытке рассмотреть определенные участки картинки. Процесс может затрагивать один глаз, но чаще поражает оба глаза.

Опухолевые процессы тканей глаза на начальной стадии проявляются выпадением части зрения, до 25%. Кроме того, заподозрить наличие опухоли можно в том случае, если возникает ощущение инородного тела, боль и резь в глазах.

При появлении отека нерва и дистрофических изменений сетчатки потеря периферического зрения человека происходит равномерно и не превышает 5-10 градусов.

Развитие периферического зрения

Не всем понятно назначение тренировки бокового зрения, однако с учетом того, что это определяет активность работы мозга и тренирует внимание, то развивать боковое зрение никому не помешает. Получение косвенной информации об объектах позволяет обработать ее и сохранить в памяти, даже если сразу эта информация и не используется.

Развить центральное и периферическое зрение можно при помощи вспомогательных упражнений:

Центральную часть обзора закрывают, что вынуждает глаз концентрировать внимание на тех объектах, которые находятся на периферии. Периодически объект в центре убирают, чтобы концентрация на боковых объектах происходила по желанию человека.

Второе упражнение тренирует зрение по таблице, в которой вразброс расположены цифры. Их может быть различное количество. В центре таблицы находится красная точка, глядя на которую, нужно подсчитать цифры по порядку. Начинать следует с таблицы с малым количеством цифр, переходя далее к большему. Поиск можно осуществлять по времени, постепенно его сокращая, что будет стимулировать улучшить свой результат.

Главная > Документ

Б) острота зрения в) характер зрения г) глубина зрения д) одновременное зрение23. Возможность ориентироваться в окружающем пространстве обеспечивает а) центральное зрение б) периферическое зрение в) цветоощущение г) светоощущение24. Обеспечивает различение формы мелких деталей и отвечает за опознание предмета а) периферическое зрение б) поле взора в) цветовое зрение г) центральное зрение д) альтернирующее зрение25. Способность человека выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени - это а) характер зрительного утомления б) зрительная продуктивность в) зрительная работоспособность г) чрезмерное напряжение зрения26. Все многообразие цветовых оттенков может быть получено смешением трех цветов спектра а) красного, зеленого, желтого б) красного, синего, оранжевого в) синего, красного, зеленого г) красного, черного, зеленого д) зеленого, фиолетового, красного27. Тяжелая форма расстройства цветового зрения, характеризующаяся полной потерей способности различать цвета а) дихромазия б) ахромазия в) гемералопия г) альбинизм28. Впервые расстройство цветового зрения описал человек, который им страдал а) Луи Брайль б) Джон Дальтон в) Ольга Скороходова г) Валентин Гаюи29. Пространство, воспринимаемое одним глазом при его неподвижном положении и фиксированной голове а) сужение поля видения б) поле взора в) трубочное зрение г) поле зрения д) фрагментарное восприятие30. Суксцессивное узнавание слабовидящими школьниками изображений и предметов обусловлено а) нарушением цветоразличительных функций б) снижением остроты зрения в) изменением границ поля зрения г) нарушением бинокулярного зрения31. За периферическое зрение отвечает а) роговица б) целиарное тело в) палочковый аппарат г) зрительный нерв д) хрусталик32. Процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов а) афакия б) агнозия в) активация г) аккомодация д) анизометрия33. Рецепторная часть зрительного анализатора - а) зрительный нерв б) хиазма в) подкорковый зрительный нерв г) сетчатка д) желтое пятно34. Аккомодация глаз регулируется а) правильно устремленным взором б) схождением на сетчатке параллельных лучей в) центральной нервной системой г) правильной установкой зрительных осей35. При каком характере зрения восприятие изображений стереоскопическое а) одновременном б) монокулярном в) альтернирующем г) бинокулярном д) глубинном36. Конъюнктива, роговица, радужная оболочка, состояние хрусталика исследуются а) мускулотренером б) щелевой лампой в) скиаскопической линейкой г) стационарным неэлектрическим периметром37. Существуют проекционные, табличные, компьютерные, предметные методы исследования а) взора зрения б) поля зрения в) глубины зрения г) характера зрения д) остроты зрения38. При классификации по остроте зрения слепые с остаточным зрением на лучше видящем глазу это дети с Visus ОИ: а) от 0 до 0,04; б) от 0 до 0,5; в) от 0,01 до 0,04; г) от 0,1 до 0,2; д) от 0,05 до 0,239. Парциальная слепота – а) полная б) частичная в) одного глаза г) полученная в результате травмы40.. Миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия - нарушения зрения, связанные с а) нарушением глазодвигательной функции глаза б) нарушением функций поля зрения в) недостаточным удовлетворением зрительной потребности г) расстройством оптических механизмов зрения д) нарушением бинокулярного характера зрения41.. Астигматизм - это а) главный фокус оптической системы глаза - между сетчаткой и хрусталиком а) сочетание в одном и том же глазу разных видов рефракции б) главный фокус оптической системы глаза - позади сетчатки в) повышенное внутриглазное давление г) неодинаковая по виду и степени рефракция правого и левого глаза42. Авторы учебного пособия «Основы тифлопедагогики», развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения а) Б.К.Тупоногов, В.А.Феоктистова б) В.П.Ермаков, Г.А. Якунин в) Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева43.. Альтернирующее косоглазие - а) ограничение подвижности глаз б) глаз отклоняется кнутри, к носу в) отклоняется только один глаз г) косит то один, то другой глаз44. Афакия – дефект зрения, вызванный а) помутнением хрусталика б) отсутствием хрусталика в) подвывихом хрусталика г) изменением кривизны хрусталика45. Симпатическое воспаление вызвано а) инфекцией б) тяжелым простудным заболеванием в) неправильным подбором средств коррекции зрения г) ранением одного из глаз46. Значительное уменьшение в размере глазного яблока – а) экзофтальм б) микрофтальм в) буфтальм г) гидрофтальм47. Вербальное представление о предмете у незрячих формируется а) при осязательном восприятии б) при словесном описании предмета в) сочетанием словесного описания и осязательного восприятия г) восприятием с помощью всех сохранных анализаторов48. Нарушение двигательных и координационных функций у детей с глубокими нарушениями зрения - а) активизация процессов компенсации б) форма аномального развития в) ограничение овладения социальным опытом г) вторичные отклонения д) третичные отклонения49. Дети с полисенсорной патологией а) слепые и слабовидящие с ЗПР б) слепые и слабовидящие с патологией опорно-двигательного аппарата в) слепоглухие г) слепые и слабовидящие олигофрены50. Трудности формирования неречевых средств общения у детей с глубокими нарушениями зрения объясняются а) плохим развитием речи б) отсутствием навыков общения в) плохой координацией движения г) невозможностью подражать действиям и выразительным средствам окружающих д) бедностью словарного запаса51. Вербализм для слепого ребенка а) вторичное отклонение б) первичный дефект в) третичное отклонение г) ветвь восстановительного лечения52. Ощущения от движения, давления, тепла, холода, боли слепые дети получают с помощью а) системы коммуникативных связей б) вербального общения в) слухового восприятия г) тактильного восприятия53. Сенсибилизация - а) снижение чувствительности кожи б) повышенная чувствительность кожи в) отсутствие чувствительности кожи г) патологические изменения кожи54. Гаптика - вид осязания а) пассивного б) активного в) опосредованного г) приборного55. На сколько основных этапов подразделяется осязательное обследование а) 2 б) 4 в) 3 г) 556. Зрительные возможности ученика зависят от а) временных параметров динамики снижения зрительных функций б) поля зрения, цветоощущения, световой чувствительности в) состояния прослеживающих функций глаза г) учета всего комплекса функциональных нарушений д) правил пользования оптической аппаратурой, режима зрительной нагрузки57. Цель коррекционной работы на уроке в классах для детей с нарушением зрения а) формирование сенсорного опыта б) коррекция функций зрения в) формирование основных предметных представлений, адекватных существующим г) создание оптимальных условий учебно- воспитательного процесса. д) ожидаемый эффект компенсации дефекта58. Режим непрерывной зрительной нагрузки на уроке для слепых и слабовидящих детей составляет не более: а) 25 минут б) 15 минут в) 10 минут г) 20 минут59. Необходимы 20-30 минут перерыва слабовидящих детей при непрерывном просмотре телепередач после а) 1 часа б) 45 минут в) 1 – 1,5 часов г) 2 часов60. Ведущая точка отсчета для слепого ребенка при обучении ориентировке в пространстве а) предметы пространственной среды б) голос сопровождающего в) заданная точка отсчета г) собственное тело д) повороты на пути следования61. Автор учебного пособия «Теоретические основы тифлопедагогики» а) Б.К. Тупоногов б) Э.М. Стернинина в) Л.С.Сековец г) Н.Н.Малофеев62. При ходьбе с сопровождающим следует вести слепого а) взяв за руку справа б) положив руку на плечо справа в) взяв под руку слева г) слепой берет под руку сопровождающего левой рукой63. Трость слепого должна быть а) яркого цвета б) белого цвета в) выбирается цвет по вкусу г) цвет не имеет значения64.Опосредованное осязательное восприятие а) обследование предмета двумя руками б) с помощью тифлотехнических средств в) чтение рельефно – точечного шрифта с помощью грифеля г) обследование с использованием остаточного зрения65. Мономануальное осязательное восприятие для незрячего ребенка а) правой рукой б) левой рукой в) двумя руками г) одной (любой) рукой66. Правильное восприятие предмета незрячим ребенком предполагает обследование а) сверху вниз двумя руками б) снизу вверх двумя руками в) справа налево с преимуществом правой руки г) двумя руками с использованием алгоритма осязательного обследования определенной группы предметов67. Наиболее успешный способ формирования самостоятельного выполнения действия незрячим ребенком а) словесное объяснение б) подведение к правильному способу действий путем исключения неверных решений в) выполнение действий с помощью воспитателя, учителя г) практический показ68. Основное условие реабилитации незрячих а) достойное материальное положение б) уровень образования в) создание оптимальных бытовых условий г) включение в деятельность д) наличие хорошего ухода, внимания69.Тип отношений в семье, формирующий у ребенка с дефектом зрения чувство неполноценности а) атмосфера излишней любви и заботы б) чрезмерная строгость, твердость в) эмоциональная отчужденность г) игнорирование трудностей ребенка71. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, - а) сенсорный опыт учащихся б) дифференцированный подход в обучении в) методы обучения г) типы взаимодействия ребенка с открытым миром д) коррекционно-развивающая направленность обучения72. Сенсорная готовность к школьному обучению, развитие зрительно-моторной координации, зрительная память, восприятие изображений сложной формы, восприятие сюжетных изображений а) виды учебной деятельности б) показатели зрительного восприятия в) анализ остроты зрения и мышления г) познавательная деятельность73.Максимальная наполняемость класса слабовидящих до а) 8 б) 10 в) 12 г) 6 человек74. Оптимальный уровень освещенности рабочей поверхности в школах для слабовидящих а) 100-250 люкс б) 250-500 люкс в) не ниже 500 люкс г) 700 люкс75. Позволяет учитывать индивидуальные зрительные, возрастные, психофизические и личностные особенности учащихся в структуре Федерального базисного плана а) инвариантная часть; б) обязательные подгрупповые и индивидуальные занятия; в) государственная итоговая аттестация; г) вариативная часть.76. Учет индивидуальных, психофизических особенностей, осуществление дифференцированного подхода решают на всех этапах учебной деятельности в календарных, тематических, поурочных планах а) образовательные задачи; б) воспитательные задачи; в) развивающие задачи; г) коррекционные задачи77. Коррекция зрения – а) медикаментозное лечение глазных патологий б) исправление аномалий рефракции глаза оптическими линзами в) операционное лечение глазных заболеваний г) улучшение зрения специальными упражнениями д) оксигенотерапия78. Основное условие формирования личности ребенка с нарушением зрения – а) внимание со стороны взрослых б) познавательный интерес в) оптимальные возможности для приобретения широкого социального опыта г) хорошие условия в семье, школе или интернате79. Автор программы «Содержание работы воспитателя с учащимися начальных классов для детей с нарушением зрения» а) Л.И.Солнцева б) В.П.Ермаков в) Л.П.Григорьева г) В.З.Денискина80. Автор книги «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» а) В.П.Ермаков. б) Б.К.Тупоногов в) Л.И.Плаксина г) В.А.Феоктистова

Сурдопедагог

1. Повреждение и аномалия развития ушной раковины, вплоть до полного отсутствия влекут за собой: а) существенное нарушение слуха б) имеют в основном лишь косметическое значение в) нарушение звуковосприятия г) несущественное нарушение слуха2. Барабанная перепонка отделяет наружный слуховой проход: а) от среднего уха б) от внутреннего уха в) от наружного уха г) от средненаружного3. Выключение слуховой области коры одного полушария ведёт: а) к двустороннему понижению слуха б) к полному нарушению коркового анализа и синтеза звуковых раздражителей в) к двустороннему понижению слуха, но главным образом на противоположное ухо г) к частичному понижению слуха4. При потере слуха в 50-65 дБ разговорная речь воспринимается на расстоянии: а) 4 - 5 метров б) 1- 2 метров в) 0,25 – 1 метра г) у ушной раковины5. При потере слуха более 60-90 дБ разговорная речь воспринимается на расстоянии: а) 4 - 5 метров б) 1 - 2 метра в) 0,25 – 1 м. г) у ушной раковины6. Наружное ухо состоит из: а) ушной раковины и наружного слухового прохода б) барабанной перепонки в) барабанной полости г) слуховой трубы7. При выключении сенсорного центра речи: а) не нарушается анализ и синтез сложных звуковых комплексов б) не нарушается понимание речи в) восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи не сохраняется, но различение невозможно г) нарушается понимание речи9. Укажите особые категории людей с недостатками слуха: а) глухие б) тугоухие в) позднооглохшие г) слепоглухие10. Врожденные потери слуха: а) неблагополучная беременность, акушерская патология б) гинетическая глухота в) травмы, кровоизлияния, опухоли г) профессиональные заболевания уха11. По месту ношения слуховые аппараты различают: а) внутриушные б) головные в) наушные г) все типы аппаратов13. Соотнесите тип слухового аппарата со следующей характеристикой: Отсутствует регулятор громкости, аппарат подстраивается «под восприятие звука пользователя» а) конвенциональный б) автоматический в) программируемый г) полуавтоматический14. Кохлеарная имплантация это: а) вживление в слуховую улитку электродов, принимающих и передающих слуховому нерву акустическую информацию б) подача звукового сигнала, преобразующегося в цифровой формат, усиление и индивидуальное видоизменение сигнала в) программа работы слухового аппарата в изменяющейся звуковой среде с занесением в память с помощью компьютера г) усиление и видоизменение сигнала15. Относительно глухих людей, их места в обществе существуют концепции: а) биолого-медицинская и социокультурная б) биологическая в) социальная г) генетическая д) все концепции16. Суть социокультурной концепции относительно глухих: а) Меняется общественный менталитет – растет самосознание глухих, это люди, имеющие право на самобытность б) Глухой человек – отклонение от нормы, которую воплощает слышащий человек. Необходимо привести глухого человека в «норму» в) Глухому человеку нужно восстановить слух г) Глухих людей необходимо отделить от общества слышащих17. Укажите факторы, от которых зависит уровень развития речи (по Р.М. Боскис): а) степень снижения слуха б) время возникновения поражения слуховой функции в) условия, в которых находится ребенок до школы г) индивидуальные особенности ребенка д) все факторы18. По диапазону воспринимаемых глухими звуковых частот к 4 группе глухих принадлежат: а) диапазон 125-250 Гц б) 125-2000 Гц в) 125-500 Гц г) 125-1000 Гц20. Определите, какой взгляд на проблему компенсации глухоты принадлежит С.А. Зыкову: а) Компенсация – синтез биологического и социального факторов б) Коммуникационная система обучения глухих детей словесной речи предполагает усвоение языка как средства общения в) Необходимо привести глухого человека в «норму» г) Все взгляды21. Показатели у глухого ученика сформированности умений использовать слух в восприятии речи это, когда ученик: а) воспринимает текст слухо-зрительно с ЗУА, выполняет задание по тексту б) активно использует слухо-зрительное восприятие в учебном процессе в) пользуется элементами самоконтроля г) использует индивидуальный слуховой аппарат в школе и внеурочное время д) все показатели22. Медицинская классификация нарушений слуха у детей предложена: а) Нейманом Л.В. б) Боскис Р.М. в) Выготским Л.С. г) Рау Ф.Ф.23. По мнению Л.С. Выготского центральным вопросом сурдопедагогики является: а) создание условий для овладения трудовыми навыками б) обучение словесной речи в) формирование мировоззрения и нравственных качеств личности г) развитие неслышащих детей с учетом их своеобразия24. Педагогическое воздействие в работе с глухим ребенком в первую очередь направлено на преодоление и предупреждение дефектов: а) первичных б) вторичных в) третьего порядка г) четвёртого порядка

25. Психическое развитие лиц с недостатками слуха относится к типу онтогенеза:

а) дефицитарномуб) искажённомув) повреждённомуг) задержанному26. Критериями для выделения детей в группы глухих, позднооглохших и слабослышащих по Боским Р.М. являются: а) степень потери слуха б) время возникновения нарушения слуха в) уровень развития речи г) все критерии28. Особенности воображения глухих детей обусловлены: а) замедленным формированием их речи б) неустойчивостью внимания в) прочностью запоминания г) все причины30. Что является первичным дефектом при глухоте: а) нарушения в развитии личности б) нарушения слуха в) нарушение в развитии речи и отставание в нём г) своеобразие развития всех познавательных процессов31. Определите автора следующей концепции: «Использование в качестве материала слуховых занятий смысловых единиц речи – слов, словосочетаний и фраз. При подборе материала для занятий исключена подсказывающая ситуация.» а) Э.И. Леонгард б) Г.А. Зайцева в) П. Губерина г) Кузьмичёва Е.П.32. Г.А Зайцева является автором методической системы: а) Верботональная б) Билингвистическое обучение неслышащих в) «Реабилитация глухих и слабослышащих детей и их интеграция в общество слышащих» г) Биолого-медицинская33. В состав речевого аппарата человека входят: а) головной мозг с подкорковыми узлами и проводящими путями соответствующих нервов б) легкие с бронхами и трахеей (дых. горло) в) гортань, с голосовыми связками г) надставная труба (глотка, нос, рот) д) все компоненты36. Дыхание при речи характеризуется: а) преобладанием фазы выдоха над фазой вдоха б) преобладанием фазы вдоха над фазой выдоха в) равными фазами г) прерыванием фазы выдоха39. Определите акустические признаки, характерные группе гласных звуков: а) тональные звуки б) сонорные звуки в) шумные г) мягкие д) твёрдые40. Выделите основную задачу обучения глухих произношению: а) обеспечить достаточную внятность устной речи б) утвердить устную речь глухого в качестве способа общения с окружающими в) создать базу владения языком г) создать сенсорную базу для усвоения глухими устной речи41. Укажите анализаторы, которые дают возможность глухому воспринимать устную связную речь: а) слуховой б) зрительный в) кожный г) двигательный д) все анализаторы42. Выделить разделы программы обучения произношению: а) средства общения глухих б) чтение с губ в) звуки речи и их сочетания г) все разделы43. Исходные и основные единицы обучения произношению при аналитико-синтетическом методе: а) фонемы б) слоги в) слова и фразы г) тексты45. Соотнесите нормативные требования по произношению количества слогов во фразе на одном выдохе в 6-12 классах: а) 10 – 12 слогов б) 12 – 14 слогов в) 6 – 8 слогов г) 16 и более слогов46. К какому виду дефекта относится характеристика: «Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха.» а) с нарушением силы голоса б) с нарушением нормальной высоты в) с нарушением тембра голоса г) с нарушением силы и высоты47. Определите дефект, связанный с нарушением высоты голоса: а) голос гнусавый б) тихий, слабый в) крикливый г) фальцетный49. Систематическая работа над произношением слова охватывает следующие стороны его фонетического оформления: а) звуко-слоговая структура слова б) ритмическая структура слова в) орфоэпия г) темп произношения д) все стороны работы50. Укажите основные разделы работы над словом (в отличие от видов работы) в процессе обучения произношению в школе глухих: а) работа над словесным ударением б) знакомство с орфоэпическими правилами, применение этих правил в речи в) составление предложений и словосочетаний г) все разделы51. Выделите из перечисленных разделы работы, относящиеся только к работе над произношением фразы: а) слитность произношения б) логическое ударение в) темп произношения г) орфоэпия52. Определите перечисленные виды деятельности, относящиеся к работе над темпом речи: а) повторение за учителем (на основе слухо-зрительного и слухового восприятия) слов в медленном и быстром темпе б) чередование медленного и быстрого произношения слов в) разучивание скороговорок г) все виды деятельности53. Укажите общие направления в обучении произношению звуков речи неслышащих детей: а) формирование первичного умения произносить звук по подражанию б) автоматизация звука с использованием остаточного слуха ребенка в) автоматизация произносительных навыков под контролем педагога г) все направления54. Фонетическая ритмика: а) коррекционная методика обучения и воспитания людей с речевой патологией б) реабилитационная методика воспитания, обучения и лечения детей с речевой патологией в) система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определённого речевого материала г) все методики55. Классификация звуков по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости а) твёрдые – мягкие б) носовые – ротовые в) гласные – согласные г) звонкие - глухие56. Формирование слухо-речевых представлений слабослышащих людей зависит: а) от состояния слуха б) от уровня развития речи в) от индивидуальных особенностей г) от всех факторов57. Выделите один из важнейших и трудных для реализации среди принципов развития слухового восприятия: а) принцип поэтапного формирования умений различать на слух речь и её элементы б) принцип интеграции речевого материала в) использование речи как средства развития речевого слуха г) принцип выработки слухового самоконтроля58. Укажите, к какому из указанных принципов развития слухового восприятия относится характеристика: «Последовательный переход от грубых слуховых дифференцировок к более тонким и точным.» а) принцип развивающих упражнений б) принцип связи развития слухового восприятия с произношением в) принцип поэтапного формирования умений г) принцип коррекции произношения59. Укажите цели развития слухового восприятия неречевыми звуками: а) общее развитие детей, их мыслительной деятельности б) адаптация детей с нарушением слуха в среде слышащих в) выработка слухового внимания к звукам окружающей среды г) все цели60. Соотнесите периоду формирования речевого слуха у детей содержание обучения: «Интенсивное развитие слухового восприятия с формированием навыка восприятия речи на слух. Длительная слуховая тренировка с использованием ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры), накопление слухового словаря.» а) первоначальный период (0-1 кл) б) основной (2-5 кл) в) период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом (6-12 кл) г) дошкольный период61. Укажите требования к учителю и ученику, без которых эффективность индивидуального занятия не может быть достигнута: а) учет состояния слуховой функции б) дозировка слуховой нагрузки в) использование ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры) г) использование разных видов восприятия речи62. Определите первый этап постепенного включения нового материала в слуховой словарь глухих детей (по Е.П.Кузьмичевой): а) незнакомый речевой материал предлагается детям для различения на слух без предварительного объяснения б) речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом на слух а) в знакомый речевой материал постепенно вводится материал, звуковой образ которого детям незнаком г) речевой материал предлагается слухо-зрительно63. Отберите из перечисленных видов работ на индивидуальном занятии, относящиеся к развитию слухового восприятия: а) различие материала разговорного характера с использованием звукоусиливающей аппаратуры б) упражнения для голоса, губ, языка в) работа со схематическим профилем звука г) упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок64. Укажите формы организации учебной деятельности, относящиеся к работе по развитию слухового восприятия неслышащих детей: а) индивидуальное занятие б) фронтальное занятие в) музыкально-ритмическое занятие г) общеобразовательный урок д) все формы организации

  1. Методика преподавания русского языка как родного в средней школе: лингвометодический аспект

    Программа

    Издание содержит программу, методические рекомендации по изучению лингвометодического аспекта методики преподавания русского языка как родного в средней школе, а также рекомендации по прохождению студентами педагогической практики.

  2. Спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе» (для филологов-бакалавров III курса)

    Программа

    В профессиональную подготовку студентов-бакалавров филологического факультета, будущих преподавателей русского языка в школе, входит спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе, рассчитанный на 36 часов аудиторных занятий.

  3. 032700. 62. 01 Отечественная филология: русский язык и литература аннотации рабочих программ учебных дисциплин

    Литература

    Цель – формирование у студентов через основные культурно-исторические эпохи единого представления об историческом пути российской цивилизации, воспитание принципов гражданственности и чувства патриотизма, развитие у них профессионального

  4. Программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Актуальные проблемы содержания и преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования»

    Программа

    Структура и содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и литературе. Методика подготовки учащихся к работе с материалами ЕГЭ по русскому языку и литературе.

  5. Http://glaza.by/, Москва
    22.01.14 06:15

    В этой статье мы уделим особое внимание центральному и периферическому зрению.

    В чем их различия? Как определяется их качество? В чем отличия периферического и центрального зрения у людей и животных и как вообще видят животные? И как улучшить периферическое зрение...

    Это и еще очень-очень многое будет рассмотрено в данной статье.

    Центральное и периферическое зрение. Интересная информация.

    Это самый важный элемент зрительной функции человека.

    Оно получило свое название, т.к. обеспечивается центральным участком сетчатки и центральной ямкой. Дает человеку возможность различать формы и мелкие детали предметов, поэтому его второе название - форменное зрение.

    Даже если оно незначительно снизится, человек сразу же это ощутит.

    Основная характеристика центрального зрения – это острота зрения.
    Ее исследование имеет большое значение в оценке всего зрительного аппарата человека, для отслеживания разнообразных патологических процессов в органах зрения .

    Под остротой зрения понимают способность глаза человека различать две точки в пространстве, расположенные близко друг к другу, на определенном расстоянии от человека.

    Также обратим внимание на такое понятие, как угол зрения, который представляет собой угол, образующийся между двумя крайними точками рассматриваемого предмета и узловой точкой глаза.

    Получается, что чем больше угол зрения, тем ниже его острота.

    Теперь о периферическом зрении.

    Оно обеспечивает ориентацию человека в пространстве, дает возможность видеть во тьме и полутьме.

    Как разобраться, что такое центральное, а что такое периферическое зрение?

    Поверните голову вправо, словите глазами какой-либо предмет, к примеру, картину на стене, и зафиксируйте взгляд на каком-либо отдельном ее элементе. Его вы видите хорошо, четко, не так ли?

    Это благодаря центральному зрению. Но кроме данного объекта, который вы так хорошо видите, в поле зрения попадает также большое количество различных вещей. Это, к примеру, дверь в другую комнату, шкаф, который стоит рядом с выбранной вами картиной, собака, сидящая на полу чуть подальше. Вы видите все эти предметы нечетко, но все же видите, имеете возможность улавливать их движение и реагировать на него.

    Это и есть периферическое зрение.

    Оба глаза человека, не двигаясь, способны охватывать 180 градусов по горизонтальному меридиану и чуть меньше – где-то 130 градусов по вертикальному.

    Как мы уже заметили, острота периферического зрения меньше в сравнении с центральным. Это объясняется тем, что количество колбочек, от центра к периферическим отделам сетчатки , значительно уменьшается.

    Периферическое зрение характеризуется так называемым полем зрения.

    Это пространство, которое воспринимается неподвижным взглядом.



    Периферическое зрение имеет неоценимое значение для человека.

    Именно благодаря нему возможно свободное привычное передвижение в окружающем человека пространстве, ориентирование в окружающей нас среде.

    Если периферическое зрение по каким-то причинам утрачивается, то даже при полном сохранении центрального зрения, индивид не может самостоятельно передвигаться, он будет натыкаться на каждый предмет на своем пути, утратится способность охватывать взглядом крупные предметы.

    А какое зрение считается хорошим?

    Теперь рассмотрим следующие вопросы: как измеряется качество центрального и периферического зрения, а также, какие показатели считаются нормальными.

    Сначала о центральном зрении.

    Мы привыкли, что если человек видит хорошо, про него говорят «единица на оба глаза».

    Что это значит? Что каждый глаз по отдельности может различать в пространстве две близкорасположенные точки, которые дают на сетчатке изображение под углом в одну минуту. Вот и получается единица на оба глаза.

    Кстати, это лишь нижняя норма. Встречаются люди, у которых зрение 1,2, 2 и более.

    У нас чаще всего для определения остроты зрения используется таблица Головина-Сивцева, та самая, где в верхней части красуются известные всем буквы Ш Б. Человек садится напротив таблицы на расстоянии 5 метров и закрывает поочередно то правый, то левый глаз. Врач указывает на буквы в таблице, а пациент произносит их вслух.

    Нормальным считается зрение человека, который одним глазом видит десятую строчку.

    Периферическое зрение.

    Оно характеризуется полем зрения. Его изменение является ранним, а иногда и единственным признаком некоторых глазных недугов.

    Динамика изменения поля зрения позволяет оценить ход заболевания, а также эффективность его лечения. Кроме того, благодаря исследованию данного параметра выявляются нетипичные процессы в головном мозге.

    Изучение поля зрения – это определение его границ, выявление внутри них дефектов зрительной функции.

    Для достижения данных целей используются различные методы.

    Самый простой из них – контрольный.

    Позволяет быстро, буквально за несколько минут, без применения каких-либо приборов, определить поле зрения человека.

    Сущность данного метода – сравнение периферического зрения медика (которое должно быть нормальным) с периферическим зрением пациента.

    Выглядит это так. Врач и пациент садятся друг напротив друга на расстоянии одного метра, каждый из них закрывает один глаз (закрываются разноименные глаза), а открытые глаза выступают точкой фиксации. Затем врач начинает медленно перемещать кисть своей руки, которая находится сбоку, вне поля зрения, и постепенно приближать ее к центру поля зрения. Пациент должен указать момент, когда увидит ее. Исследование повторяется со всех сторон.

    С помощью данного метода лишь грубо оценивается периферийное зрение человека.

    Есть и более сложные методы, которые дают глубокие результаты, например кампиметрия и периметрия.


    Границы поля зрения могут различаться от человека к человеку, зависят, в том числе, от уровня интеллекта, особенностей строения лица пациента.

    Нормальные показатели для белого цвета кожи следующие: кверху – 50⁰ , кнаружи – 90⁰ , кверху кнаружи – 70⁰ , кверху кнутри – 60⁰ , книзу кнаружи – 90⁰ , книзу – 60⁰ , книзу кнутри – 50⁰ , кнутри – 50⁰ .

    Восприятие цвета в центральном и периферическом зрении.

    Опытным путем установлено, что человеческие глаза могут различать до 150 000 оттенков и цветовых тонов.

    Данная способность оказывает влияние на различные стороны жизни человека.

    Цветное зрение обогащает картину мира, дает индивиду больше полезной информации, оказывает влияние на его психофизическое состояние.

    Цвета активно используются везде – в живописи, промышленности, в научных исследованиях…

    За цветное зрение отвечают так называемые колбочки, светочувствительные клетки, которые находятся в глазу человека. А вот палочки ответственны уже за ночное зрение. В сетчатке глаза расположено три вида колбочек, каждый из которых максимально чувствителен к синему, зеленому и красному участкам спектра.

    Конечно же, картинка, которую мы получаем благодаря центральному зрению, лучше насыщена цветами в сравнении с результатом периферического зрения. Периферическое зрение лучше улавливает более яркие цвета, красный, к примеру, или черный.

    Женщины и мужчины, оказывается, видят по-разному!

    Интересно, но женщины и мужчины видят несколько по-разному.

    Из-за определенных различий в строении глаз представительницы прекрасного пола способны различать больше цветов и оттенков, нежели сильная часть человечества.


    Кроме того, ученые доказали, что у мужчин лучше развито центральное зрение, а у женщин – периферическое.

    Объясняется это характером деятельности людей различного пола в древние времена.

    Мужчины ходили на охоту, где важно было четко сконцентрироваться на каком-то одном объекте, ничего кроме него не видеть. А женщины следили за жильем, должны были быстро замечать малейшие изменения, нарушения привычного течения бытовой жизни (к примеру, быстро заметить заползшую в пещеру змею).

    Существуют статистические подтверждения данного утверждения. К примеру, в 1997 году, в Великобритании в результате ДТП пострадало 4132 ребенка, из них – 60% мальчиков и 40% девочек.

    Кроме того, страховые компании отмечают, что женщины намного реже, нежели мужчины, попадают на автомобилях в аварии, которые связаны с боковыми ударами на перекрестках. Зато параллельная парковка дается прекрасным дамам сложнее.

    Также женщины лучше видят в темноте, в близком широком поле замечают больше мелких деталей, если сравнивать с мужчинами.

    В то же время, глаза последних хорошо приспособлены к слежению за объектом на дальнем расстоянии.

    Если учесть и другие физиологические особенности женщин и мужчин, сформируется следующий совет – в течение долгой поездки лучше всего чередоваться следующим образом – женщине отдать день, а мужчине – ночь.

    И еще несколько интересных фактов.

    У прекрасных дам глаза устают медленнее, нежели у мужчин.

    Кроме того, женские глаза лучше подходят для наблюдения за предметами на близком расстоянии, поэтому они, к примеру, могут гораздо быстрее и ловчее мужчин вдеть нитку в ушко иголки.

    Люди, животные и их зрение.

    С самого детства людей занимает вопрос – а как видят животные, наши любимые кошки и собаки, парящие в высоте птицы, плавающие в море существа?

    Ученые долгое время занимались изучением строения глаз птиц, животных и рыб, чтобы мы смогли, наконец, узнать интересующие нас ответы.

    Начнем с наших любимых домашних питомцев – собак и кошек.

    То, как они видят мир, значительно отличается от того, как видит мир человек. Происходит это по нескольким причинам.

    Первое.

    Острота зрения у данных животных значительно ниже, нежели у человека. Собака, к примеру, обладает зрением примерно 0,3, а кошки вообще 0,1. В то же время, данные животные имеют невероятно широкое поле зрения, значительно шире, чем у человека.

    Вывод можно сделать такой: глаза животных максимально адаптированы для панорамного зрения.

    Это обусловлено и строением сетчатки, и анатомическим расположением органов.

    Второе.

    Животные гораздо лучше человека видят в темноте.

    Интересно и то, что собаки и кошки ночью видят даже лучше, чем днем. Все благодаря особенному строению сетчатки, наличию специального светоотражающего слоя.


    Третье.

    Наши домашние питомцы, в отличие от человека, лучше различают движущиеся, нежели статичные предметы.

    При этом животные обладают уникальной способностью определять расстояние, на котором находится тот или иной объект.

    Четвертое.

    Существуют различия в восприятии цветов. И это при том, что строение роговицы и хрусталика у животных и человека практически не отличается.

    Человек различает гораздо больше цветов, нежели собаки и кошки.

    И связано это с особенностями строения глаз . К примеру, в глазах собаки имеется меньше «колбочек», ответственных за цветовосприятие, нежели у человека. Поэтому и цветов они различают меньше.

    Раньше вообще существовала теория, что зрение у животных, кошек и собак, черно-белое.

    Теперь о других животных и птицах.

    Обезьяны, к примеру, видят втрое лучше человека.

    Необычайной остротой зрения обладают орлы, грифы, соколы. Последний может хорошо рассмотреть цель, размером до 10 см, на расстоянии около 1,5 км. А гриф способен различать грызунов небольшого размера, которые находятся за 5 км от него.

    Рекордсмен именно в панорамном зрении – вальдшнеп. Оно у него практически круговое!

    А вот всем нам привычный голубь имеет угол обзора приблизительно в 340 градусов.

    Глубоководные рыбы хорошо видят в абсолютной темноте, морские коньки и хамелеоны вообще могут одновременно смотреть в разных направлениях, и все потому, что их глаза двигаются независимо друг от друга.

    Как меняется наше зрение в процессе жизни?

    А как меняется наше зрение, как центральное, так и периферическое, в процессе жизни? С каким зрением мы рождаемся, и с каким приходим к старости? Давайте уделим данным вопросам внимание.

    В разные периоды жизни у людей различная острота зрения.

    Когда человек рождается на свет, он обладает низкой остротой зрения. В четырехмесячном возрасте этот показатель составляет примерно 0,06, к году вырастает до 0,1–0,3, и лишь к пяти годам (в некоторых случаях требуется до 15 лет) зрение становится нормальным.

    Со временем ситуация меняется. Это связано с тем, что глаза, как и любые другие органы, претерпевают определенные возрастные изменения, их активность постепенно снижается.



    Считается, что ухудшение остроты зрения является неизбежным или почти неизбежным явлением в старости.

    Выделим следующие моменты.

    * С возрастом уменьшаются размеры зрачков из-за ослабевания мышц, которые ответственны за их регуляцию. Как следствие, ухудшается реакция зрачков на световой поток.

    Это значит, что чем старше становится человек, тем больше ему необходимо света для чтения и других видов деятельности.

    Кроме того, в пожилом возрасте очень болезненно воспринимаются перепады яркости освещения.

    * Также с возрастом глаза хуже распознают цвета, понижается контрастность и яркость изображения. Это является следствием снижения количества клеток сетчатки, которые отвечают за восприятие цветов, оттенков, контрастности и яркости.

    Окружающий мир пожилого человека будто выцветает, становится тусклым.


    Что же происходит с периферическим зрением?

    Оно также становится хуже с возрастом – ухудшается боковой обзор, сужаются поля зрения.

    Это очень важно знать и учитывать, особенно людям, которые продолжают вести активный образ жизни, водить автомобиль и т.д.

    Значительное ухудшение именно периферического зрения происходит после 65 лет.

    Вывод можно сделать следующий.

    Снижение центрального и периферического зрения с возрастом – это нормально, ведь глаза, как и любой другой орган человеческого организма, подвержены старению.

    С плохим зрением не быть мне…

    Многие из нас уже с самого детства знали, кем хотят быть во взрослой жизни.

    Кто-то мечтал стать пилотом, кто-то – автомехаником, кто-то – фотографом.

    Каждому хотелось бы делать в жизни именно то, что нравится – не больше, не меньше. И каково бывает удивление и разочарование, когда при получении медицинской справки для поступления в то или иное учебное заведение, оказывается, что долгожданная профессия вашей не станет, и все по причине плохого зрения.

    Некоторые даже не задумываются, что оно может стать настоящим препятствием для реализации планов на будущее.

    Итак, давайте же разберемся, какие профессии требуют хорошего зрения.

    Их оказывается не так и мало.

    К примеру, именно острота зрения необходима ювелирам, часовщикам, лицам, занятым в точном мелком приборостроении в электротехнической, радиотехнической промышленности, в оптико-механическом производстве, а также имеющим профессию типографического профиля (это может быть наборщик, корректировщик и т.д.).

    Бесспорно, острым должно быть зрение фотографа, швеи, обувщика.

    Во всех вышеперечисленных случаях важно скорее качество центрального зрения, но есть профессии, где играет роль еще и периферическое.

    К примеру, пилот летательных аппаратов. Никто не поспорит, что его периферическое зрение должно быть на высоте, также как и центральное.

    Аналогична и профессия водителя. Хорошо развитое периферическое зрение позволит избежать множества опасных и неприятных, в том числе, аварийных ситуаций на дороге.

    Кроме того, отличным зрением (и центральным, и периферическим) должны обладать автомеханики. Это одно из важных требований к кандидатам при приеме на работу на данную должность.

    Не стоит также забывать о спортсменах. К примеру, у футболистов, хоккеистов, гандболистов периферическое зрение приближается к идеальному.

    Также есть профессии, где очень важно правильно различать цвета (сохранности цветового зрения).

    Это, к примеру, дизайнеры, швеи, обувщики, работники радиотехнической отрасли промышленности.

    Тренируем периферическое зрение. Пару упражнений.

    Наверняка вы слышали о курсах скорочтения.

    Организаторы обязуются за пару месяцев и не за такую уж большую сумму денег научить вас проглатывать книги одну за одной, причем отлично запоминая их содержание.Так вот, львиная доля времени на курсах отводится именно развитию периферического зрения. Впоследствии человеку не нужно будет водить глазами по строкам в книге, он сразу сможет видеть страницу целиком.

    Поэтому если вы ставите перед собой задачу в короткие сроки отлично развить периферическое зрение, можно записаться на курсы скорочтения, и уже в ближайшее время вы заметите значительные изменения и улучшения.

    Но не все хотят тратить время на подобные мероприятия.

    Для тех, кто хочет дома в спокойной обстановке улучшить свое периферическое зрение, приведем несколько упражнений.

    Упражнение №1.

    Станьте возле окна и зафиксируйте взгляд на каком-либо предмете на улице. Это может быть спутниковая антенна на соседнем доме, чей-то балкон, или горка на детской площадке.

    Зафиксировали? Теперь, не двигая глазами и головой, назовите предметы, которые находятся возле избранного вами объекта.


    Упражнение №2.

    Откройте книгу, которую вы читаете в данный момент.

    Выберите какое-нибудь слово на одной из страниц и зафиксируйте свой взгляд на нем. Теперь, не двигая зрачками, попробуйте прочитать слова вокруг того, на котором вы зафиксировали взгляд.

    Упражнение №3.

    Для него вам понадобится газета.

    В ней необходимо найти самую узкую колонку, а затем взять красную ручку и по центру колонки, сверху вниз, начертить прямую тонкую линию. Теперь, скользя взглядом лишь по красной черте, не поворачивая зрачки вправо и влево, пытайтесь прочитать содержимое колонки.

    Не переживайте, если вы не сможете сделать это в первый раз.

    Когда у вас получится с узкой колонкой, выберите более широкую и т.д.

    В скором времени вы сможете охватывать взглядом целые страницы книг, журналов.

    Светлана Птица
    Методическая разработка «Ориентация в пространстве»

    Введение

    Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образом располагаться среди других предметов мира .

    Древнейшие зарисовки местности на камнях, костях, кусках дерева говорят о том, что человек уже на ранней ступени развития стремился определить место своего положения относительно окружающих предметов . В средние века в монастырях начали изготовлять географические карты, на которых восток обозначался вверху, поскольку святые места (например, для христиан Иерусалим в Палестине) по отношению к Европе находились на востоке. Тогда и возник термин «ориентирование » , который происходит от латинского «oriens» или французского «orient» , означающих «восток» . Предполагают, что это понятие связано с тем периодом, когда люди пользовались для определения направлений видимым местом восхода Солнца. Ориентация человека в пространстве включает различение и восприятие пространства ; понимание различных пространственных отношений – положений, расстояний, величин, форм, направлений. Ориентация в пространстве осуществляется с участием зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, тактильного анализаторов, ощущения от которых опосредуются мышлением и речью. В более узком значении понятие «пространственная ориентация » означает ориентировку на местности . Под пространственной ориентировкой понимают : определение «точки стояния» – местоположения субъекта по отношению к окружающим объектам (я справа от Миши) ; определение местоположения предмета (объекта) по отношению к субъекту (дом слева от меня) ; определение относительно друг друга (стол напротив шкафа) . Активное передвижение – необходимый компонент пространственной ориентировки , так как человек ориентируется в пространстве ради того , чтобы успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой. Поэтому, ориентируясь на местности , необходимо уметь выбрать маршрут передвижения, придерживаться его и обнаружить в конце передвижения цель. Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой- либо системой отсчета. В раннем детстве ребенок ориентируется на основе «чувственной» системы отсчета – по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте он осваивает словесную систему отсчета – по основным пространственным направлениям .

    Словесная система отсчета связана с различением основных парных пространственных направлений , которые соотносятся с определенными частями тела человека : вверху – где голова, внизу – где ноги, спереди – где лицо, сзади – где спина. При этом раньше ребенок выделяет верхне-нижнее направление, что связано с приобретением вертикального положения тела в раннем возрасте. Дифференцировка других направлений происходит несколько позднее : сначала осваивается передне-заднее направление, позднее направление справа-слева. Выделив три группы направлений, ребенок может ошибаться в точности различения направлений внутри каждой группы. Овладевая «чувственной» системой отсчета ребенок учится различать части собственного тела, определять их пространственное положение , указывать направления «от себя» , двигаться в указанном направлении. Переход от «чувственной» системы к словесной происходит постепенно : сначала ребенок практически соотносит объекты с «чувственной» системой отсчета (прислоняется спиной к предмету, касается его рукой, затем движение к объекту заменяется поворотом корпуса к нему, указательным жестом, кивком; затем ребёнок в сторону объекта обращает только взгляд и постепенно учится использовать специальные пространственные термины (наречия и предлоги) . Таким образом, происходит процесс свертывания (интериоризации) практических действий и перевод их во внутренний план. Процесс отражения (осознания) ребенком пространственных отношений между предметами окружающего мира проходит 3 этапа.

    1 этап. 1-2 год жизни. Отражаемое ребёнком пространство дискретно , т. е. предметы воспринимаются как «отдельности» , вне пространственных связей и отношений , изолированно. У детей в этот период наблюдается отсутствие страха высоты. Две картинки, на которых нарисованы одинаковые предметы, но расположенные по-разному, воспринимаются малышом как абсолютно идентичные.

    2 этап. 2-3 год жизни. Отдельные предметы начинают восприниматься ребёнком в пространственных взаимосвязях при условии их пространственной близости , т. е. пространство воспринимается как состоящее из «отдельных непрерывностей» . Как следствие, ребенок сам располагает предметы близко друг к другу в процессе, например, рисования или раскладывания игрушек на полочке, чтобы воспринимать их пространственную общность , связь.

    3 этап. 3-4 год жизни. Отражение пространства носит более совершенный характер независимо от расстояния между предметами, «отдельные непрерывности» смыкаются, образуя единое неделимое пространство . Осваивая непрерывное пространство , ребенок учится ориентироваться «на себе» , на внешних объектах, «от себя» (точка отсчета фиксируется на ребёнка, «от других объектов» (точка отсчета фиксируется на внешних предметах, объектах, по отношению к которым определяется местоположение ребёнка). На этой основе он учится определять пространственную размещенность объектов относительно друг друга и пользоваться различными моделями.

    «Ориентировка в пространстве » вопросов

    II младшая группа. Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать : впереди – сзади (позади, вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево) . Различать правую и левую руки.

    Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя , двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

    Начинается знакомство с пространственными отношениями : далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко) .

    Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве : слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т. д.) .

    Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу) .

    Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.) ; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

    Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

    Дети учатся читать простейшую информацию , обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз) ; самостоятельно передвигаться в пространстве , ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы) .

    Актуальность

    Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение , и восприятие пространства , и понимание различных пространственных отношении (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

    В более же узком значении выражение “пространственная ориентация” имеет в виду ориентировку на местности . В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится :

    а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например : “Я нахожусь справа от дома” и т. п. ;

    б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве , например : “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

    в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например : “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”.

    При передвижении пространственная ориентация необходима . Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

    Ориентировка эта требует всегда решения трех задач : постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления) ; сохранения направления в движении и достижения цели.

    Хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный) . У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

    Ориентировка в пространстве ” - один из разделов “Программы” по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “, навыки ориентации ” сугубо математическая. Обратимся к исследованиям ученых - психологов и педагогов. Сквозная мысль : овладение пространственным восприятием , представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности - продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность - симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений - музыкально-ритмических, физкультурных.

    Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее : освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве .

    Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве » от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

    Полноценность овладения знаниями о пространстве , способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

    Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

    Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений , выраженных предлогами, наречиями.

    Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления .

    Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений , обобщают опыт ориентации людей в предметно- пространственном окружении .

    Заключение

    Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение) . Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов , как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты) .

    Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством , а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В книге замечательного отечественного психолога Л. С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения.

    Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т. е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы понять, сформировались ли у дошкольника представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить показать , где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, щека, локоть, колено, плечо и т. д.) . Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма) .

    Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов . С появлением в активном словаре дошкольника слов : влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления .

Понравилась статья? Поделитесь ей