Контакты

Я памятник себе воздвиг нерукотворный (Пушкин).

В Москве, недалеко от кинотеатра “Россия”, стоит памятник. На Постаменте - “каменный” человек. Слегка наклоненная голова, кудрявые волосы, по-арабски прямой нос. А внизу высечено лишь несколько букв: “А. С. Пушкин”.

Вокруг пульсирует жизнь. Ох уж эти москвичи! Они привыкли не замечать памятник. Все как-то некогда любоваться величием искусства. Но кроме множества памятников в России, есть еще что-то у нашего народа, что не дает ему покоя. Оно скрыто в человеческом сердце. Это огромная благодарность великому поэту. Давайте остановимся и поразмышляем о творчестве Пушкина.

На Тамбовщине есть маленькое село. У него очень короткое название - Болдино, но для русского человека оно много значит. .. Это и осень в багряном уборе, это и множество прекрасных стихов, это частица жизни Пушкина, дорогая нашему сердцу.

В это местечко лучше всего ехать осенью. Такая красота! Тебя отбрасывает лет на сто пятьдесят назад, в ту эпоху, которую мы называем пушкинской.

Небольшой особнячок, в котором жил поэт, утопает в листве. От него тянется тропинка. Если пройти по ней, то можно выйти прямо к пруду. Ветер не колышет его гладь. Поэтому свое отражение хорошо видно. Но лица не узнаешь. Потому что, посетив мир Пушкина, на себя смотришь с другой стороны.

Вдруг оглянешься вокруг: оказывается, ты не один. Вокруг много людей. Все они ходят рядом, задумчиво перешептываются...

Почему же так людно в Болдино? Ответ один: здесь жид. Александр Сергеевич Пушкин. К нему не зарастает народная тропа... Где же тайна вечности сокрыта? О, корни этого уходят глубоко. Но все же попробуем добраться до глубин.

Четырнадцатое декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года. Восстание декабристов. Все передовые люди -на Дворцовой площади. Пушкина нет среди них. Он находится в ссылке. Когда Николай I спросит его, что бы делал поэт, если бы был в Петербурге в день восстания, Пушкин без страха ответит: “Стал бы в ряды мятежников”. Он сердцем всегда там, где идет борьба за свободу. Оружие поэта - перо - дышит пламенем революции. С женой одного из декабристов Пушкин отправляет стихотворение, адресованное всем героям:

Оковы тяжкие падут.

Темницы рухнут -~ и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Тончайшая лирика поэта звала туда, где радостно мыслить, где свободно гуляет ветер по просторным степям. Но как тесно человеку в этом мире, заклейменном царским режимом! Пушкин сравнивал себя с горной рекой,которую душат скалистые берега:

Играет и воет, как зверь молодой.

Завидевши пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной,

И лижет утесы голодной волной.

За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан в Михайлов-ское. В годы ссылки поэт написал свои лучшие стихотворения. Читаешь - и восторгаешься вновь и вновь. Какое ни возьми - " любое в памяти народной осталось. Ведь поэт всегда был душой с народом. И народ любил его.

А однажды утром Пушкин прочел своим друзьям:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил пас обман.

Исчезли юные забавы.

Как сон. как утренний туман.

Это стихотворение царь прочел с негодованием. А Россия? Она полюбила еще больше своего истинного сына. А сыновья остаются в памяти навечно.

На берегу реки очень живописно. Хочется описать всю красоту своим словом, но не получается, А молчать не хочется, надо выплеснуть чувства. И тогда на помощь приходит Пушкин:

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой к цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Наверное, в том, что мы любим Пушкина, ничего странного нет. Ведь нас самих волнует то, что только русским понятно. А Александр Сергеевич - русский патриот. И выразить стихами он смог все то, что накопилось в душе, но не вырывается наружу, что для народа свято:

Ревет ли зверь в лесу глухом.

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом - На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.

И наряду с глобальными темами - камерная лирика, которая будит в нас святые чувства к человеку. Через всю жизнь пронес Пушкин любовь к своей жене - Наталье Николаевне Пушкиной. И не было бы настоящего поэта, если б его страдания за судьбы человеческие не дополнялись личными переживаниями. Мы по нескольку раз перечитываем “Евгения Онегина”, не переставая удивляться той чистоте чувств, которыми насыщен роман. Как нам сейчас недостает настоящей любви! И если хочется поверить, что есть она,- читаем Пушкина:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами.

Сто шестьдесят пять лет назад оборвалась жизнь великого творца русской поэзии. Январь тысяча восемьсот тридцать седьмого года. Местечко у Черной Речки...

Отсюда ранним утром унесли раненого Пушкин;.!. Через несколько дней он умер...

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой.

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

У памятника на Пушкинской всегда много людей. Они пришли не просто к памятнику, они пришли к поэту Пушкину, потому что он каждым день приходит к ним. Народная тропа к поэту не зарастает.


Сравнительный анализ произведений разных авторов

Сценарный план урока литературы в 9 классе по программе В.Я. Коровиной.
Технология учебно-исследовательской деятельности
по сравнительному анализу произведений разных авторов.

Тема урока: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Сравнительный анализ произведений разных авторов.
Цель урока: - создать условия для исследовательской деятельности обучающихся;
- научить сравнительному анализу текстов художественной литературы;
- развивать основные виды речевой деятельности;
- воспитывать чувство патриотизма, формировать гражданское сознание.
Планируемый
результат обучения,
в том числе
формирование УУД

Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы, самостоятельно организовывать деятельность.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать произведение, понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения; определение композиции стихотворения, изобразительно-выразительных средств, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Познавательные УУД: осуществлять запись информации различными способами; осуществлять анализ и синтез в научном поиске; обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: использовать языковые ресурсы для решения задач учебного поиска; формулировать, аргументировать собственное мнение, учитывать и координировать в сотрудничестве мнения других.

Личностные УУД: способность к самооценке, ориентация в нравственном пространстве общества, осознание чувства гражданственности, обретение собственной позиции в оценке произведений искусства.

Регулятивные УУД: планировать деятельность, проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве, осуществлять контроль, оценивать результаты.

Основные понятия: идея произведения, ода, исторический комментарий, изобразительно-выразительные средства, композиция, перевод, переложение, позиция автора.
Межпредметные связи: русский язык, история, мировая художественная культура.
Ресурсы: тексты произведений, учебник, мультимедийное оборудование

Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Оргмомент Познавательные УУД: планирование работы, сбор информации для урока. Установление тематических рамок содержания работы; мотивация учебной деятельности; создание эмоционального компонента. Восприятие информации; сообщение о подготовительном этапе к уроку: собрана информация, подготовлена выставка книг, проведен соцопрос, выполнено домашнее задание.
Целеполагание
и мотивация
Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя, учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Контроль за речевой деятельностью обучающихся; внесение корректив в ответы. Оценка подготовительного этапа к исследованию. Формулирование познавательной цели;
определение методов информационного поиска;
направления исследовательской работы; сообщение о подготовительном этапе к уроку:
-собрана информация;
-подготовлена выставка книг;
-проведен соцопрос;
-выполнено домашнее задание.
Актуализация знаний Коммуникативные: устная речь, аргументация мнения, формулирование выводов Определение правил работы в группах. Демонстрация фильма о Горацие. Демонстрация слайдов о поэтах. Подведение итогов социологического опроса, демонстрация схем и диаграмм, формулирование выводов по результатам соцопроса. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Чтение наизусть стихотворений.
Выявление причин
затруднения и
постановка цели
деятельности
(постановка
учебной задачи)
Регулятивные:поиск средств осуществления цели учебной деятельности. Познавательные: соотносить объекты и линии сравнения. Организация работы обучающихся в группах, инструктаж. Контроль за временем. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Работа с таблицей. Распределение задания внутри групп самими обучающимися.
Построение
проекта выхода
из затруднения
(«открытие» детьми
нового знания)
Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. Регулятивные: осуществление действий по созданию общего проекта. Направляет работу, контролирует логичность и целесообразность выбора линий сравнения. Оформление результатов исследовательской работы в таблице, создание синквейнов. Формулируют выводы по каждой линии сравнения. Выстраивают работу в группах.
Реализация
построенного
проекта
Коммуникативные: общение, устная речевая деятельность. Познавательные: выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений. Организует сообщения обучающихся. Построение осознанного произвольного речевого высказывания в устной форме; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного сотрудничества в поиске информации.
Первичное
закрепление
во внешней речи
Коммуникативные: готовность выслушать других, аргументация точки зрения. Познавательные: умение оформлять информацию в требуемой форме, установление аналогии и причинно-следственных связей. Корректирование собственных затруднений, участие в коллективном обсуждении полученного результата работы.
Самостоятельная
работа
c самопроверкой
по эталону
Регулятивные: соотнесение результатов своей деятельности с целью занятия, оценка успешности работы группы и самооценка, понимание причин неуспеха. Коммуникативные: уместное использование оценочной лексики. Демонстрирует образец таблицы на экране. Оценивание работы по сравнительному анализу. Оценивание качества и уровня исследовательской работы.
Включение
в систему знаний
и повторение
Регулятивные: формулирование выводов. Коммуникативные: умение формулировать гипотезу дальнейшего научного поиска. Комментирование домашнего задания. Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности, постановка целей последующей деятельности.

1. Оргмомент.

Сегодня мы работаем в группах. Вы сами определили функции каждого участника группы. Выполнили домашнее задание. Получили рабочую папку с материалами для работы.

2. Целеполагание и мотивация.
Представление темы урока.
Просмотр фильма о Горации.

Что делает человека бессмертным? Героические поступки? Богатство? Чины? А в чем поэты, люди искусства, видели свое бессмертие?

Один из них жил в первом веке до нашей эры, участвовал в сражениях, но предпочел жизнь свою посвятить литературе. Другой тоже воевал, был и губернатором, и сенатором, награды имел государственные, но счастье нашел в творческой деятельности. А третий не был ни воином, ни политиком. Он сразу ощутил себя поэтом.

Между первым и третьим пролегло почти два тысячелетия, но дело, которому они посвятили себя, стирает преграды веков. Ведь мы говорим о поэзии, о ее вечности, о ее бессмертии.

Как давно вы услышали тему урока?

Почему тема была заявлена уже на первом уроке?

Как мы готовились к этому уроку?

Каковы результаты соцопроса?

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

1.Как вы понимаете значение слова «памятник»?

2.Каким людям установлены памятники в нашем городе?

3.Какие архитектурные сооружения в Судже носят названия памятников?

4.Нужно ли устанавливать памятники на могилах родственников?

5.Какой памятник можно назвать вечным?

Демонстрация презентации результатов соцопроса. Один из учащихся комментирует результаты опроса.

В опросе участвовало 26 обучающихся 11 классов. Большинство из них понимают значение слова «памятник» как скульптурное сооружение в честь кого-либо или какого-либо события. Названы памятники Ленину, Щепкину. Архитектурные памятники верно назвали только несколько опрошенных. Наибольшее затруднение вызвал пятый вопрос. 13 человек отказались отвечать на него, только двое ответили правильно.

Из результатов опроса мы видим, что тема памяти волнует людей. Каждый человек задумывается о том, что жизнь человеческая не может быть бесконечной. Как можно сохранить имя свое и после смерти? Как и чем наполнить душу свою бессмертную, чтобы она стала бессмертной не только в христианском смысле?

Какую же цель мы ставим перед собой на уроке и добиваемся ее выполнения?
(Цель: В результате сравнительного анализа стихотворений понять, что открыл миру Гораций? Что заставило Ломоносова и Державина обратиться к нему? Почему Пушкин тоже развивает идеи древнеримского поэта?)

Мною предложен способ достижения цели. Вы должны были его понять из формулировок домашнего задания. Составление и заполнение таблицы – один из видов оформления научных исследований, и мы на сегодняшнем уроке будем совершенствовать это универсальное учебное действие.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сама таблица перед вами. В первой линии сравнения допущены фактические ошибки. Проверяем домашнее задание первой группы, находим фактические ошибки в предложенном историческом комментарии.

Домашнее задание второй группы. Толкование непонятных слов и выражений.

Авфид – река в Италии, на родине Горация.
Алцейская лира – лира Алцея (Алкея). 6 век до н.э.
Дельфийский лавр – лавр из города Дельфы, из храма Аполлона.
Стихи эольски – стихи эолийского племени (Сапфо и Алкея) считались образцом в древнегреческой лирике.
Аквилон – северный ветер.
Давнус –легендарный царь Апулии, родины Горация.
Мельпомена – муза трагедии.
Фелица – героиня оды Державина. Имя заимствовано из сказки Екатерины 11. Ода «Фелица» посвящена Екатерине.
Александрийский столп – памятник Александру 1 на Дворцовой площади в честь победы над Наполеоном.

Мы с вами на предыдущем уроке познакомились с текстами произведений. Пусть они прозвучат сегодня в вашем исполнении. (Выразительное чтение наизусть.)

Тексты исследуемых произведений.

Гораций «К Мельпомене»
(1 век до н.э.)
перевод Ломоносова (1747)
Державин «Памятник» (1795) Пушкин
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» (1836)
Exegi monumentum

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид,
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной прстоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Третья группа определяла линии сравнения этих произведений. Какие линии они нам предлагают и почему? Идея, композиция, средства выразительности, авторская позиция, образы стихотворения.

4. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Как правильно выстроить предложенные линии? Давайте определим последовательность этих линий. (На доске карточки расположить вертикально в нужной последовательности.)

Итак, работая в группах, в сотрудничестве мы приступаем к заполнению таблицы.

5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Распределение работы самими обучающимися в группах: руководитель, секретарь, помощники.

Группы используют словари литературоведческих терминов.

6. Реализация проекта.

Оформление результатов исследовательской работы в таблице.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ОБЪЕКТЫ СРАВНЕНИЯ
Линия сравнения Гораций
(пер. Ломоносова)
«К Мельпомене»
Державин
«Памятник»
Пушкин
«Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…»
Дата создания.
Краткая характеристика эпохи (важные события в жизни страны, правители, судьба поэта
Гораций – 1 век до н.э.
Ломоносов -1747г.
Отец – вольноотпущенный раб. Гораций – участник гражданской войны на стороне Брута. Автор «Науки поэзии». Перевел с греческого Алкея, Анакреонта, Сапфо. Признан в Италии классиком литературы.
18 в. (1795г.)
Статс-секретарь при Екатерине Второй, сенатор, губернатор. Член Верховного Совета при Павле, министр юстиции при Александре. Кавалер нескольких орденов.
19в.(1836г.)
Один из первых выпускников Царскосельского Лицея, открытого Александром Первым. При жизни удостоен славы великого поэта. Реформатор русского литературного языка. Сочувствовал дворянам, восставшим против правительства (1825г.)
Жанр Ода (сам Гораций называл лирическим стихотворением Ода эпохи классицизма. За образец взята ода Горация. Ода. Торжественное, лиричное и философское произведение
Идея Поэтическое творчество- это памятник, «знак бессмертия». Поэзия бессмертна, она могущественнее сил природы. Поэтическое творчество бессмертно, если исполнено Божьего веления, пробуждает добрые чувства.
Композиция.
1.Вступление.
2.Главная часть.
3.Заключение.
1.Воздвиг необычный памятник («знак бессмертия»).
2. Заслуги (перевел греческую поэзию).
3.Обращение к музе.
(Лавровый венец.)
1.Воздвиг вечный памятник.
2.Заслуги (простой слог, правдивость).
3.Обращение к музе. (Будь бессмертной.)
1.Воздвиг «нерукотворный памятник».
2. Добро, милосердие, свободолюбие в творчестве дарят бессмертие.
3.Обращение к Музе. (Будь послушна Божьему веленью.)
Центральный образ стихотворения
(создание синквейнов)
ПАМЯТНИК
высокий, крепкий
не умру, воздвигнул буду возрастать, звенеть, внес,
«Возгордися праведной заслугой, муза!»
Алцейская лира.
ПАМЯТНИК
чудесный, вечный
не умру, будет помнить, дерзнул, беседовать, говорить
«О муза! Возгордись заслугой справедливой…»
Забавный русский слог и истина.
ПАМЯТНИК
нерукотворный, священный
не умру, восславил, призывал, пробуждал, переживет
«Веленью Божию, о муза, будь послушна…»
«Душа в заветной лире…»
Средства выразительности:
-эпитеты;
-метафоры;
-олицетворения;
-оксюморон;
Великий, праведной.
Смерть оставит велику часть мою…
Возгордися праведной заслугой, муза.
Звенеть Алцейской лирой.
Чудесный, вечный.
Полет времени.
О муза! Возгордись…
Нерукотворный, непокорная, заветная, гордый, дикой, добрые, жестокий.
Слух пройдет.
Веленью Божию, о муза, будь послушна..
Особенности лексики Слова высокого стиля:
владеет, велика часть, Отечество, знак бессмертия.
Слова высокого стиля:
сокрушит, тлен, возрастет, доколь, безвестность, возгордись.
Слова высокого стиля:
воздвиг, нерукотворный, вознесся, душа, заветный, славен, пиит, восславил, падшие, веленье, хвала, приемли.
Особенности синтаксиса Сложные конструкции, обращение. Ряды однородных членов,
обращение.
Ряды однородных членов, обращение, обособленные члены предложения.
Многосоюзие.
Авторская позиция Заслугу свою видит в том, что открыл новое в поэзии, перевел греческие стихи.
Гордится Римом.
Восхищается Родиной, славянами. Считает, что творчество подарит ему бессмертие за правдивость и «забавный русский слог». Уверен в бессмертии как истинный христианин. «Душа в заветной лире» нетленна. Нерукотворный памятник поэзии – исполнение воли Бога.
Отношение к авторской позиции и к ее художественному воплощению. Вызывает интерес у многих поэтов как аксиома бессмертия. Первым представил поэтическое творчество как вечный памятник. Впервые идея Горация «пересажена на русскую почву». Учит любви к Отечеству. Звучит легко и возвышенно, завораживает, пленяет мыслью и чувствами.
Созданы законы поэтического бессмертия для всех поэтов земли.
Значимость произведения в контексте творчества автора и мировом литературном процессеы Наследие Горация вызвало огромное количество подражаний. В русской литературе к ней обращались 32 поэта. Во многих вузах по творчеству Горация осваивают латинский язык. Создал первое русское переложение оды Горация.
«Он пел и славил Русь святую. Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» (К. Рылеев о Державине)
В творчестве Пушкина тема поэта и поэзии – одна из ведущих тем. Данное стихотворение является завещанием и манифестом поэта, оно развивает идею стихотворения «Пророк». Строки этого стихотворения высечены на цоколе первого памятника поэту в Москве.

7. Первичное закрепление во внешней речи.

Обучающиеся заполняют таблицу в каждой группе, комментируя, обобщая, делая выводы по каждой линии сравнения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель ориентируется на готовый продукт работы, но приветствует творческий подход и нестандартность мышления. Одно из заданий выполняется в технологии синквейна, если обучающиеся подготовлены к этому. Каждая группа работает с одним произведением.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Готовый учебный продукт (таблица сравнительного анализа) воспроизводится на доске. Обучающиеся сравнивают результаты своей деятельности и образец и делают выводы.

Гораций (Квинт Гораций Флакк) родился в 65 году до н.э. в Венузуи, на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб. Получил образование в Риме, участвовал в гражданской войне, начавшейся после убийства Цезаря. Командовал легионом в армии Брута.

После поражения и амнистии посвящает себя поэзии. Создает политические стихи, сатиры, оды, послания. Главным в произведении он считал идейность. Любимый поэт многих государственных деятелей Европы и России. Ода «Памятник» привлекала внимание многих поэтов. Первый перевод с латинского в России сделал Ломоносов.

Ломоносов (Гораций): поэт воздвигнул «знак бессмертия», ни бурный Аквилон, ни века не могут его разрушить; посмертная слава будет возрастать, пока великий Рим владеет миром. Свою заслугу видит в том, что греческие стихи внес в Италию.Ода переведена в 1747году.

Державин: воздвиг вечный памятник; слава возрастет, «доколь славянов род вселенна будет чтить»; заслуги видит в простоте и правдивости слога. Державин на основе текста Горация создал свое произведение. Стихотворение написано в 1795 году. Первоначальное название «К Музе. Подражание Горацию».

Белинский писал: «Хотя мысль этого превосходного стихотворения взята Державиным из Горация, но он умел выразить в такой оригинальной, одному ему свойственной форме, так хорошо применить ее к себе, что честь этой мысли принадлежит ему, как и Горацию».

Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» в 1836 году. Это и исповедь, и завещание, и манифест поэта. Эпиграф указывает на прямое продолжение традиций Горация. Для поэта главное в творчестве само творчество, «чувства добрые», свобода и «милость к падшим» возводят поэта в ранг пророка и учителя. Заключительная строфа – это духовная программа Пушкина: нужно подчиняться только Божьему велению.

10. Рефлексия деятельности (итог урока).

Что вы можете сказать о нашей работе на сегодняшнем уроке? Что понравилось в работе? Какой элемент урока стал самым ярким? Что можно было бы сделать по-другому?

Какие жизненные уроки мы извлекли?

Дополнительный демонстрационный материал:

Cтихотворение Пушкина в исполнении Владимира Яхонтова (видеоклип).



Домашнее задание рассчитано на то, что вы еще раз вернетесь к тексту стихотворений. Предлагаю три задания на выбор. Каждый из вас самостоятельно решит, что интереснее для дальнейших размышлений над строками стихотворений.

Домашнее задание.

1. Найти опечатку в тексте стихотворения Горация (пер. Ломоносова). Как эта опечатка изменяет смысл стихотворения?

2. Проанализируйте статью учебника литературы для 8 класса средней школы под редакцией А.Г. Алексина (1986), посвященную стихотворению А.С. Пушкина. С какими выводами автора статьи вы не согласны и почему?

3. К оде Горация обращались многие русские поэты (более 30). Почему идеи древнеримского поэта вызвали такой интерес у многих читателей и писателей?

Выберите одно из заданий и выполните его письменно.

Оценки за урок выставляют группы. Учитель предлагает и свои критерии оценивания, и баллы, используя таблицу наблюдений за работой обучающихся.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Exegi monumentum.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

“ВЕЛЕНЬЮ БОЖИЮ, О МУЗА, БУДЬ ПОСЛУШНА...”

(Александр Пушкин)

10 февраля наша страна отметила 180-ую годовщину со дня трагической гибели самого лучшего своего поэта Александра Сергеевича Пушкина. “Пушкин – это наше всё”, – сказано было о нем, и этим всё было выражено. Сегодня мы посвящаем памятной дате наше небольшое исследование, рассказ о том, как поэт, преодолев наносное юношеское безверие, пришел к Богу, укрепился в вере православной и какой небывалой силой наполнило это его бессмертные произведения...

Двенадцатилетний Пушкин, кудрявый низкорослый ленивец, поступивший в Царскосельский лицей по большому семейному блату, подарком для педагогов-воспитателей новооткрывшегося учебного заведения не стал. Занимался он без особой охоты, так что экзамены первого года сдал кое-как. Резко изменился Саша к 1813 году, когда стал писать стихи, но и это изменение Француза (такое прозвище получил он за безукоризненное знание французского языка) радости лицейскому начальству не принесло. Замкнутый в проявлении своих лучших душевных свойств, он как бы нарочно выпячивал свои едкость и насмешливость (ему славно удавались эпиграммы), и вдруг проснувшиеся дон-жуанство и склонность к гусарским пирушкам.
Но, наверно, и всё это было бы не таким уж и страшным злом, если бы сюда не примешивалось вольтерьянское издевательское ёрничанье над святынями религии, которое Пушкин-лицеист не только не скрывал, но и в стихах, охотно читавшихся на пирушках, непременно подчеркивал. Он даже начал писать сатирическую поэму “Монах” (правда, не закончил ее), по атеистической силе не уступавшей, пожалуй, известнейшим вещам самого Вольтера. Вот вам, для представления, лишь один образец описания жизни монаха-чернеца:

Ни жив ни мёртв сидит под образами
Чернец, молясь обеими руками.
И вдруг, бела, как вновь напавший снег
Москвы-реки на каменистый брег,
Как лёгка тень, в глазах явилась юбка...

Слухи о кощунственной пушкинской поэме непременно дошли до тог-дашнего директора лицея Энгельгардта. Стали известны ему и немало-численные встречи начинающего поэта с девушками несерьезного поведения, показывающие, что у Пушкина наметился явный разрыв с православной нравственностью. Это лицейского руководителя обеспокоило, и как-то в поры-ве гнева он высказался о вольтерьянце-лицеисте весьма обескураживающе: “...сердце Пушкина холодно и пусто, в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце...”

Высказывание Энгельгардта мгновенно разлетелось по лицею и нанесло Пушкину, возможно, первый осознанный и весомый удар по его самолюбию, а точнее по совести, запрятавшейся к тому времени где-то в отдаленной глубине души, заваленной и отгороженной модными шалостями и вседоз-воленностями, которые воспринимались тогда многими современниками как естественные проявления человеческой свободы.

Позднее, анализируя и свои свободолюбивые произведения, и прои-зведения подобноро рода других писателей, и русских, и зарубежных, великий поэт придёт к пониманию главной причины того, что вольтерьянство тор-жественно прошло по Западу и стало завоевывать мир. Отдельным господам (сами они себя считали “просвещенными”, а на деле были склонными к потере нравственных тормозов, были переполнены гордыней переделать по своему усмотрению мир Божий), так вот, господам этим показалось, что вся беда земной жизни в том, что нет свободы, а ее нет потому, что человек жёстко связан религиозными путами. Убери религию и Бога, и свободный человек сделает нынешнюю безобразную жизнь самим совершенством, то есть тем раем, какой описан в Библии.

Ошибочность этого взгляда показала сама Французская революция, утопившая страну в крови и репрессиях и вместо желанных свободы, равенства и братства принёсшая народу еще более страшные мучения. Это Пушкин понял с гениальной ясностью и глубиной. Неумным “вольтерь-янством”, безбожием и безнравственностью он потом объяснял все неудачи и писателей (Байрона, Радищева), и государств (Франции, России).
“В Радищеве, – писал поэт, – отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидрота и Реналя; но всё в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво в кривом зеркале”.

А вот известное высказывание Александра Сергеевича о революционном пути развития в России: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмыс-ленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка”.

В отходе, отказе от вольтерьянства, революционности, безверия, в возвращении к спокойной, разумной религиозной жизни видел поздний Пушкин решение всех житейских проблем. И даже само сопротивление ате-истическому просвещению считал важнейшим достижением как в жизни наро-дной, так и в жизни писательской. Скажем, в заслугу Байрону гений наш ставил не его сатиричность и ироничность, а то, что скептицизм был у него поверх-ностным, неглубоким: “Вера внутренняя превышала в душе его скеп-тицизм, высказанный им местами в своих творениях. Скептицизм сей был временным своенравием ума, идущего вопреки убеждению внутреннему, вере душевной”. То есть временное “своенравие ума” заключалось во временной уступке набирающей силу моде.

Впрочем, вот это вот сопротивление безверию и безнравственности Пушкин и в себе ценил превыше всего. И что самое удивительное, уже в юношеском возрасте понимал, что и атеизм его, и эпиграммная желчность, и революционность, и искривленная, “демократическая”, как бы мы теперь сказали, свободолюбивость не что-нибудь, а всего лишь “легкомысленные увлечения” модными веяниями времени.
Эта тема ясно прослеживается уже в стихотворении “Безверие”, на-писанном в ответ на известностное высказывание о поэте директора лицея. Пушкину было тогда всего 18 лет, но свой отход от Бога он смог проана-лизировать так тщательно и всесторонне, что подчас человеку и в более зрелом возрасте такое не под силу. Он сумел отметить главное – что он

С первых лет
Безумно погасил отрадный сердцу свет.

Что следует из этих двух строк? То, что вера в Бога – это свет для сердца, без которого нет человеку никакой отрады. И что отказ от этого света и этой отрады – настоящее безумие, ничем не оправданная глупость. И продолжа-ются раз совершенные безумие и глупость только по причине гордого упрямства отошедшего от веры:

Ум ищет божества, а сердце не находит...

Но совесть подвергает его страшным мучениям, и втайне он уже завидует тем, кто озарен Божественным светом.

Счастливцы! – мыслит он, – почто не можно мне
Страстей бунтующих в смиренной тишине,
Забыв о разуме и немощном и строгом,
С единой верою повергнуться пред Богом!”

Он уже начинает догадываться, что истина за верой, а не за безверием, иначе и жизнь вся человеческая становится пустой, глупой и и бессмысленной. У неверующего нет бытия вечного, блаженного, облагороженного бесконе-чным познанием Безупречного Бога. И удивительно ли, что в более позднем возрасте Пушкин делает решительные шаги к православной вере. Это должно было произойти неизбежно, поскольку под наносным модным слоем безверия лежало прочное основание, заложенное в душе поэта в детстве.

Над этой православной закладкой потрудилось немалое количество людей. Предпочтение тут надо, конечно же, отдать домашнему наставнику и воспитателю священнику Мариинского института Александру Ивановичу Беликову, занимавшемуся с младшими Пушкиными по русскому языку, арифметике и Закону Божьему. Затем надобно указать бабушку по матери Марью Алексеевну Ганнибал (это к ней в корзинку с вышивальными нитками и лоскутками забирался маленький Саша и часами слушал ее рассказы, среди которых немало было и библейских историй). Не забудем и любимую пушкинскую няню Арину Родионовну, человека умного, глубоко верующего, чудесного рассказчика и любителя попеть народные песни. Смерть брата Николая, которого Александр любил в семье больше всех, укрепила православные традиции в душе поэта. Он часто бывал на могиле брата, поминал его во время литургий. При этом мы будем иметь в виду, что всё детство Пушкина прошло среди людей дворовых, которые жизни своей без церкви не представляли.

Известный русский философ Семен Франк среди причин, заставивших Пушкина вернуться к вере, справедливо называет его понимание поэзии как Божественной сферы, в которой поэт непрестанно связан с небесными си-лами. И это понимание проявилось в Александре с первых же дней его творчества. Все ранние стихи Пушкина проникнуты образами языческих бо-гов и сюжетов. Но вот очередь дошла и до Библии, и здесь образовывается та нервущаяся нить, которая пройдет через всю жизнь нашего поэта. Великое количество раз русский гений прибегал к мыслям, фразам и историям, вычитанным в Книге Книг, и, по сути, всё творчество его пересыпано пре-мудростями Нового и Ветхого Завета.

Вот лишь один пример из почти бесконечного множества. В одном из стихотворений на рубеже 20-30 годов он замечает:

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю,
Мне время тлеть, тебе цвести.

А это чуть ли не прямое цитирование Екклесиаста: “Всем время и время всяцей вещи под небесем: время рождати и время умирати...”

Такая православная твердыня была в глубине пушкинской души. И понятно, что весь наносной слой, порожденный модными веяниями века, стал распа-даться и сползать, как только на душу поэта начались заметные духовные воздействия. Ну, скажем, такие, как встреча и дружба с поэтом Василием Жуковским. Кстати, это он первым заметил, еще юношеское, пушкинское продвижение к вере и сказал об этом друзьям: “Как Пушкин созрел, и как развилось его религиозное чувство! Он несравненно более верую- щий, чем я”.

А вскоре последовало мощное духовное влияние на Пушкина Николая Михайловича Карамзина, творца “Истории Государства Российского”, жившего в то время в особняке Царского Села, по соседству с поэтом. Рисованное безверие Александра послужило причиной их ссоры, и потом всю жизнь Пушкин не мог себе простить этой размолвки, тем более что писатель вскоре умер...

В день своей 29-ой годовщины поэт написал известное стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” – о никчемности и бессмысленности человеческой жизни. Тут же после опубликования на него откликнулся, и тоже стихами, но уже стихами истинно православными, митрополит Филарет Московский. Начинались они знаменательно:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена...

Далее архипастырь советует поэту вспомнить о Боге, вернуться к Нему, раскаяться, и тогда жизнь наполнится радостью и смыслом:
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

На Пушкина этот святейший совет подействовал так, что он почти мгно-венно откликнулся на него своими знаменитыми “Стансами”:

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Да, действительно, душа Пушкина с тех пор “отвергла мрак земных сует”, и не без этого Божественного просветления поэт полностью избавился от духовных сомнений и тех навязчивых уроков атеизма, которые получил от английского философа в 1825 году в Одессе. Разумом он их отверг еще там, на берегу Черного моря, но в сердце всё гнездились остатки безверия. Филарет окончательно их развеял. А царь Николай Первый как бы закрепил успех архипастыря России. Государь вызвал поэта из заключения, из Михайловского, назвал его лучшим поэтом страны, позволил писать обо всем и печатать написанное и в очень ненавязчивой форме посоветовал вплотную приближаться в вечным, Божественным темам, тем более что духовно он уже до них дорос.

Тематика пушкинской Лиры с этих пор заметно обогатилась стихами и драмами, в которых вере в Бога уделено особо трепетное внимание. Чего в этом ряду стоит стихотворение “Чудный сон приснился мне...”, по сути опыт записи чудотворного сна (за полтора года до гибели). Старец с длинной белой бородою, похожий на Ефрема Сирина, предупредил поэта о том, что скоро он “будет удостоен Царствия Небес”... Вскоре Александр Сер-геевич, как бы под впечатлением от этой визуальной встречи, пишет “Мо-литву”, стихотворно и очень близко по словесному и духовному содержанию пересказывая в ней молитву сиринскую. И вы уже, читатель, не найдете среди стихов великого поэта ни едких эпиграмм, ни острой политической сатиры на время и власть имущих, ни воспевания общенародной свободы.

Свобода для поэта превратилась в свободу от грехов, от невежества, от гордыни, от вавилонской жажды переделывания мира. В свободу полного подчинения себя воле Божией – единственно справедливой и благодатной. И он пишет самое лучшее свое стихотворение – “Памятник”.

Веленью Божию, о Муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.

Жанр и композиция. По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»: Exegi monumentum - «я воздвиг памятник». Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.. В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного поэтического «памятника» стало устойчивой литературной традицией, В русскую литературу ее ввел еще Ломоносов, который первым перевел послание Горация. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник». Именно в нем определились основные жанровые особенности таких поэтических «памятников». Окончательно эта жанровая разновидность сформировалась в пушкинском «Памятнике».

Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и державинское, пушкинское стихотворение написано катренами, но с несколько видоизмененным размером. В первых трех строках, как и Державин, Пушкин использует традиционный. одический размер - 6-стопный ямб (александрийский стих), но последняя строка написана 4-стопным ямбом, что делает ее ударной и ставит на ней смысловой акцент.

Основные темы и идеи. Стихотворение Пушкина является. гимном поэзии. Его главная тема - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно." уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. - говорит он о своем литературном «памятнике».. Первая строфа - традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Вторая, строфа у всех поэтов., создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков.: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит». Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, «о и о поэтах всего мира: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит».

Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа, ранее не знакомых с ней, и широкой посмертной славы:

Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой,
И назовет меня веяк сущий в ней. язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно- в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, «чувства добрые», которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств. Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства. Но для Пушкина очевидна возможность гармонического решения: две последние строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву». Не только из-за цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия. Важнее для автора «Капитанской дочки», где очень остро была поставлена проблема милости и милосердия, стало утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.

Последняя строфа - традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом: они возвращают нас к идеям, высказанным еще в программном стихотворении «Пророк». Основная мысль их в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом. Такие идеи были характерны для позднего творчества Пушкина и прозвучали в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа». В них с особой остротой встает проблема поэт и общество, утверждается принципиальная независимость художника от мнений публики. В пушкинском «Памятнике» эта мысль приобретает наиболее емкую формулировку, которая создает гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.

Художественное своеобразие. Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я...», «И назовет меня...», «И гордый внук славян...», «И долго буду тем любезен...», «И милость к падшим..»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус...»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия - «Что чувства добрые я лирой пробуждал...». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.

Значение произведения. Пушкинский «Памятник», продолжающий традиции Ломоносова и Державина, стоит в русской литературе на особом месте. Он не только подвел итог пушкинскому творчеству, но и обозначил тот рубеж, ту высоту поэтического искусства, которая служила ориентиром всем последующим поколениям русских поэтов, Не все они строго следовали жанровой традиции стихотворения-«памятника», как А.А. Фет, но каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его назначения и оценке своих достижений, он вспоминает пушкинские слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,», пытаясь приблизиться к его недостижимой высоте.

Понравилась статья? Поделитесь ей