Контакты

Пушкинские Горы. Успенский Святогорский монастырь

Свято-Успенский Святогорский монастырь является православным мужским монастырем, расположенным в Псковской области, а именно в селе Пушкинские Горы. Святогорский монастырь был основан по приказу царя Ивана Грозного в 1569 году и еще издавна входил в состав наиболее почитаемых монастырей на Руси. Монастырь получал безвозмездно огромное количество даров, наиболее ценными из которых был колокол, подаренный царем Иваном Грозным, вес которого достигал 15 пудов, а также Евангелие, пожалованное царем Михаилом Федоровичем. На сегодняшний день можно увидеть немного осколков от колокола, который был отлит по заказу игумена Иннокентия в 1753 году в городе Москва.

Важные изменения ждали обитель в 18 веке, когда российская граница передвинулась к балтийским берегам, а особенно после приказа Екатерины II, согласно которому монастырь стал в ряды третьеразрядных обителей, а все его земли отошли в государственную казну. Начиная с 19 века, Святогорский монастырь был тесно связан с именем Пушкина Александра Сергеевича. Знаменитый поэт, пребывая в Михайловском, часто приходил сюда в непростые моменты своих творческих исканий. При написании драмы «Борис Годунов» Александр Сергеевич стремился наиболее исторически правдиво перенести на страницы характеры своих персонажей, именно поэтому поэт проводил много времени в монастырской библиотеке, изучая летописные источники в светелке одного из «братских» корпусов.

По всему периметру монастырь окружен каменной оградой. В здание монастыря ведет пара ворот, одни из которых Святые, а другие – Пятницкие, которые ранее располагались рядом с утраченной Пятницкой церковью.

Неподалеку от Святых ворот стоит дом наместника, который был выстроен в 1911 году. Названные в честь утраченной церкви Никольские ворота ведут на торговый двор обители. К Анастасиевским воротам тесно примыкает старая каменная светелка, предназначенная для привратника. Каменные лестницы ведут прямо к Успенскому собору, а затем к фамильному кладбищу Пушкиных-Ганнибалов. В 18 столетии к старинному Успенскому собору были пристроены два придела – Одигитриевский и Покровский. Именно в Одигитриевском приделе находился гроб А.С. Пушкина в ночь перед погребением.

В Свято-Успенском монастыре на фамильном кладбище рода Пушкиных-Ганнибалов имеются захоронения членов семьи: деда Пушкина – Осипа Абрамовича, бабушки – Марии Алексеевны, матери – Надежды Осиповны и отца – Сергея Львовича. В 1819 году умер Платон – младший брат поэта, который был похоронен при Успенском соборе.

Именно Святогорский монастырь стал последним приютом великого поэта. Зимой 6 февраля 1837 года после панихиды тело поэта предали земле, неподалеку от алтарной стены. По прошествии четырех лет здесь был установлен большой мраморный памятник, который был заказан вдовой Пушкина петербургскому мастеру монументальных дел Пермогорову А.М.. В 1924 году Святогорский монастырь закрыли.

Как известно, огромное количество монастырей в большей мере пострадали в продолжение Великой Отечественной войны. Успенский собор восстановили только в 1949 году. В этом месте была открыта экспозиция, которая стала посвящением истории монастыря, а также жизни, творчеству, дуэли и похоронам А.С. Пушкина.

В середине 1992 года Святогорская обитель была возвращена в бессрочное пользование Российской Православной церкви. Весной 29 мая при участии Московского Патриарха Алексия II в торжественной обстановке возобновили службы в Свято-Успенском монастыре, а именно в Успенском соборе.

На данный момент собор работает, а прилегающая к нему территория активно используется в сотрудничестве с Пушкинским заповедником, а также епархией. На сегодняшний день при монастыре проживает примерно 25 монахов и послушников, хотя в пушкинское время их число не превышало десяти человек. Монахи работают на монастырских землях, занимаясь сельским хозяйством. При монастыре существует церковная воскресная школа. Согласно благословению церковного наместника, монахи активно принимают паломников. В утреннее и вечернее время, согласно монастырскому уставу, проводятся службы, при этом каждый день монашеская братия молится об упокоении души раба Божьего Александра.

Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора». На основании этой летописной повести псковский епископ Евгений Болховитинов написал книгу «Описание Святогорского монастыря. Обитель и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом А.С.Пушкина в ночь перед погребением. Здесь же находится его могила. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе.

Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских горах — один из почитаемых не только на Псковщине, но и во всей России. Он был основан в 1569 году. Александр Сергеевич Пушкин во время своей михайловской ссылки часто бывал здесь, работал в монастырской библиотеке, собирая материал для трагедии «Борис Годунов». Здесь же, у стен Успенского собора, находится могила поэта.


История Святогорского монастыря

Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 г. в деревне Луговка, что по дороге в Тригорское, блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление»; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия», отмеченное многими чудесами исцеления. По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».










Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Крест

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Кресты

Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор. Он был построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казался приземистым. Толщина стен составляла 1,5-2 м. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 г. возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы. Деревянными были и настоятельские и братские келии, служебные постройки.

В XVIII в. монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 г. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 м — столько же, сколько прожил Пушкин.


Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница у Успенского собора

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

На месте Никольской церкви, сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.


Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Монастырские строения

Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница к Успенскому собору

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков; обыкновенно ходит он в сюртуке, но на ярморках монастырских иногда показывается в русской рубашке и в соломенной шляпе. Но вопрос мой «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» Игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка».

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818 гг.), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна.


Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила Ганнибалов

Могила Пушкина

Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, через день после дуэли с Дантесом. Император Николай I распорядился: «Хоронить подалее от обеих столиц» . В ночь с 3 на 4 февраля из Санкт-Петербурга вывезли гроб с телом Пушкина, который сопровождали друг поэта А.И.Тургенев и дядька Никита Козлов. 5 февраля гроб доставили в Святые горы и поместили в южный придел собора. Утром 6 февраля настоятель монастыря архимандрит Геннадий, столетний старик, отслужил заупокойную службу. И в этот же день тело Александра Сергеевича Пушкина было погребено у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилами своих родных. На его могиле был установлен простой деревянный крест.

Умер он. Песня его умолкла. Погребальный звон колокола над его гробом отозвался в Русской земле печальною вестью: Пушкина нет! Светлая весна скоро зазеленеет и в тающем снеге псковских лесов впервые обнажит холодную безмолвную могилу великого русского поэта… — Н.Полевой, известный журналист XIX века.

Весной 1837 года по распоряжению П.А.Осиповой гроб с телом Пушкина был помещен в подземный кирпичный склеп. В августе 1841 года бывший управляющий Михайловского М.Н.Калашников над склепом установил памятник, выполненный по заказу вдовы Н.Н.Пушкиной петербургским «каменных дел» мастером А.Пермагоровым из лучшего итальянского мрамора.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина

У могилы Пушкина всегда много цветов. Местные старушки даже на этом немного зарабатывают: продают приезжим туристам букеты по 50 рублей. А в Святогорском Свято-Успенском монастыре ежедневно молятся об упокоении души раба Божьего Александра «со сродники».

Пушкинские горы. Памятник А.С.Пушкину близ Святогорского монастыря

Пушкин родился в Москве, умер в Петербурге, а похоронен на Псковщине, в Святогорском монастыре…

Вот выдержка из актов комиссии, расследовавшей злодеяния фашистов на Псковщине:

Могила А.С.Пушкина и площадка вокруг нее была заминирована и проведена подготовка к взрыву всего соборного холма, для чего в специально вырытый тоннель заложили авиабомбы большой мощности. Взрыв был предотвращен стремительным наступлением советских войск.

У Успенского собора взорвали колокольню, а сам собор устоял…



6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина мы съездили на пушкинский праздник поэзии в Пушкинский заповедник, где вдоволь нагулялись по Михайловскому и окрестностям, а так же побывали в Святогорском монастыре на могиле великого русского поэта. Так что ближайшие несколько постов будут посвящены пушкинским местам.

Поехали мы в Пушкинские Горы на рейсовом автобусе, который отходил от псковского автовокзала в 07.28 утра и уже через два часа, т.е. в 09.30, мы были на месте. Бесплатные маршрутки, которые в Пушкинский праздник доставляют всех желающих от автостанции Пушкинских Гор до Михайловского, где традиционно проходят все основные праздничные мероприятия, начинали ходить только с 10 утра и у нас еще оставалось время, что бы дойти до Святогорского монастыря, где находится могила А.С.Пушкина. С рассказа о монастыре я и начну свой фотоотчет о поездке.

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под 1566 годом. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова".

Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом и самого А.С. Пушкина. 6 (18) февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: "Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года".

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Тогда здесь была открыта экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Сегодня Успенский собор - это действующий храм, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Псковской Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».


Монастырь окружен старинной каменной оградой.


Ступени, ведущие к Успенскому собору


Могила А.С.Пушкина


Надпись на памятнике: "Александръ Сергеевичь Пушкинъ. родился въ Москвъ 26 Маiя 1799 года, скончался въ С.-петербургъ 29 Января 1837 года".


Родовое кладбище Ганибаллов-Пушкиных. Здесь похоронены: дед поэта Осип (Иосиф) Абрамович Ганнибал (скончался в 1806 году), бабушка Мария Алексеевна (1818), мать Надежда Осиповна (1836) и отец Сергей Львович (1848). Младший брат Платон, умерший в младенчестве в 1819 году, похоронен в Успенском соборе.


Колокольня Успенского собора


Какое же здесь все основательное!


Мы зашли в Успенский собор. Там шла служба и фотографировать я, конечно, не стала.


Мемориальная табличка напоминает, что гроб с телом поэта, доставленный сюда из Петербурга 5 февраля 1837 года, был установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии.


От собора мы спускались уже по другой, но не менее основательной каменной лестнице.


Если на территорию Успенского собора туристы могут проходить свободно, то остальная территория монастыря - для них закрытая зона.

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под годом 1566. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.


С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Работая над драмой «Борис Годунов», А. С. Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского» корпуса. В ней хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.

Пушкин любил посещать святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую и образную народную речь, запоминал и записывал «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, встречи с юродивыми, рассказы странников о давно минувших событиях - «преданья старины глубокой» - несомненно нашли творческое отображение в образах героев «Бориса Годунова».

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.

В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А. С. Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским Заповедником и Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников.

Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники».



Понравилась статья? Поделитесь ей