Контакты

Причины ухудшения зрения у детей и подростков. Нарушения зрения у школьников Причины развития заболеваний глаз в школьном возрасте

Презентация на тему: Основные причины ухудшения зрения школьника




















1 из 19

Презентация на тему: Основные причины ухудшения зрения школьника

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Зрение … - одно из важнейших чувств человека и животного, органом которого является глаз; способность видеть (С.И.Ожегов«Толковый словарь русского языка»); - главное связующее звено между человеком и окружающим миром;- глагол «зреть» - видеть, распознавать, постигать, понимать (О.И.Даль «Толковый словарь русского языка»)

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Проблема Проблема ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста стоит на одном из первых мест в связи с внедрением в жизнь новых обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды, зрительные нагрузки, оказывают на нее негативное воздействие и приводят к ухудшению зрения.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Глаз – это оптическая система, которая пребывает в подвижности для наведения фокуса на объект. Вспомните бинокль, у которого есть колесико для настройки резкости. У глаз тоже есть такое «колесико», это цилиарная мышца, которая двигает назад и вперед хрусталик, для лучшей фокусировки изображения на сетчатке глаза. Лучи света проходят через зрачоки хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы поступают в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Как и любая мышца нашего организма, цилиарная мышца может испытывать усталость при длительном перенапряжении и тогда глаз теряет способность реагировать на смену фокусного расстояния. Строго говоря, спазм аккомодации – это результат тяжелого зрительного переутомления. Если аккомодационные мышцы не расслабляются, то ребенок начинает плохо видеть вдаль.

№ слайда 7

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения Врожденные или приобретенные заболевания;Неправильный режим дня;Бедное полезными веществами питание;Дефицит движения;Чрезмерные учебные нагрузки;Неограниченный просмотр телепередач, компьютер;Неправильная осанка;Недостатки в освещенности рабочего места.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Анкета «Гигиена зрения». Хорошо ли Вы видите? Да 13 человекНет 6 человекНе знаю 3 человекаПри какой деятельности особенно устают Ваши глаза? Когда Вы Читаете 8 человекПишите 8 человекРаботаете с мелкими деталями 4 человекаИграете на ПК 7 человекРисуете 2 человекаКак быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания? Быстро 2 человекаНе очень 11 человекСовсем не устают9 человекЧто Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз? Гимнастику для глаз 6 человекОтдыхаете 16 человекЗанимаетесь ли вы спортом? - Да9 человек - Нет 13 человекЧасто ли Вы гуляете? - Один раз в день обязательно.7 человек - Гуляю от случая к случаю, как получится.8 человек - Гуляю только по выходным.7 человекЗнаете ли Вы, как сохранить зрение? - Да11 человек - Нет11 человек

№ слайда 10

Описание слайда:

Результаты исследования На момент поступления в школу, согласно данным ежегодных медицинских осмотров, нарушение зрения имели лишь 8,3 % учеников 1 «Б» класса. К третьему классу прослеживается увеличение количества детей с нарушением зрения – 40 %.Анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволил выделить следующие факторы риска:Неправильный режим дня (дети мало гуляют, занимаются спортом – 9 человек);Среди способов сохранения зрения дети выделяют, в основном, только медикаментозные средства, в частности, употребление витаминов;Для снятия напряжения с глаз дети отдыхают – 16 человек, 6 человек используют гимнастику для глаз.

№ слайда 11

Описание слайда:

Гигиена зрения 1. Телевизор.Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте – до 1,5 – 3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 2. Компьютер.Рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет – около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.3. Чтение.При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева.

№ слайда 12

Описание слайда:

Гигиена зрения 4. Неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о перекосе сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Обратите внимание на то, что ребенок должен достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), должен хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (лучше плаванием, а не шахматами).5. Бедное полезными веществами питание.Фаворит всех офтальмологов –морковь. Надо только помнить, что без жиров каротин не усваивается, а значит, нужно морковочку тушить, или делать салатики с маслом или сметаной. Кроме морковки рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

№ слайда 16

Описание слайда:

Гимнастика для глаз. Упражнения для мышц глаз:а) и. п. - сидя. Зажмуриваться. б - 8 раз; б) и. п. - то же. Часто моргать 30 - 40 с; в) и. п. - то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 - 40 с. Упражнения для тренировки наружных мышц глаз1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 - 12 раз (голова неподвижна) . 2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 - 10 раз. 3. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. 8 – 10 раз4. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 - 6 раз.5. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся". 6.. Частые моргания в течение 15- 30 с. Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза (Э. С. Аветисов). Упражнения «Метка на стекле»Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3- 5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 - 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 - 15 дней. Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня- 5 мин, а в остальные дни - 7 мин.

№ слайда 17

Описание слайда:

Массаж для глаз Растираем ладони до ощущения тепла в них!Подушечками большого и указательного пальцев крепко сожмите переносицу в районе уголков глаз, если есть болезненная точка – разминаете, чуточку вдавите пальцы внутрь уголков глаз. Затем медленно оттяните кожу переносицы, крепко сжимая пальцы, оттянутую кожу покатайте вправо - влево и плавно соскользните с оттянутой кожи (3-5 раз).Средним пальцем надавливая точечно (с усилием) пройдите по бровям, начиная от носа, болезненные точки помассируйте.Наложите ладонь руки на лоб, крепко прижмите ладонью другой руки – разомните лоб до красноты.Помассируйте виски круговыми движениями.Наложите основание ладони на веки закрытых глаз и слегка, аккуратно вдавить яблоки глаз внутрь (нежно). Подержать 10 секунд.Поморгать широко открытыми глазами.Растереть уши докрасна, особенно мочки ушей.Ладонями поочередно (левой, правой) погладить затылок – шею сверху вниз, смахивающими движениями (легко и нежно).

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

За период обучения в школе у меня резко ухудшилось зрение, и я стала обращать внимание на то, что многие мои друзья и одноклассники ходят в очках.

В настоящее время в нашей стране увеличилось количество детей, имеющих нарушения зрения.

Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Школьники значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений. У современных детей совершенно не остаётся времени на развлечения, занятия спортом; наблюдается тенденция к снижению двигательной активности и росту численности детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Особую тревогу вызывает рост числа детей с нарушениями зрения в общеобразовательных школах. Близорукость возникает и развивается у школьников чаще после трёх лет обучения. А после 5-6 класса процент детей, нуждающихся в очках, существенно увеличивается.

Эта тема меня очень взволновала, и я решила её изучить. Мы определили цель моей работы, наметили её задачи, составили план и начали сбор материала по данной теме.

    Во-первых, я изучала материал об органе зрения, об основных заболеваниях глаз, о причинах нарушения и профилактике заболеваний.

    Во-вторых, активный поиск вёлся по диагностике нарушений зрения у учащихся нашей школы и класса.

Тема работы: проблемы нарушения зрения у школьников.

Цель: в ыяснение причин снижения зрения у школьников.

Задачи:

1. Найти и изучить информацию о строении и функциях глаза, об особенностях восприятия окружающего мира и основных типах нарушения зрения.

2.Собрать информацию о профилактике заболеваний глаз у школьников, обосновать правила гигиены зрения и первой помощи при травмах глаз.

3. Сделать анализ и выводы по собранному и изученному материалу о нарушениях зрения учащихся нашей школы и класса.

Предмет изучения: глаз - орган зрения.

Объект исследования: учащиеся 1-11 классов.

Гипотеза :современные учащиеся страдают нарушениями зрения, потому что значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений.

Методы исследования:

    анализ, синтез, обобщение, моделирование;

    наблюдение, описание, сравнение.

Проблемы нарушения зрения у школьников

Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть? Конечно, открыть глаза.

Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту? Конечно же, нам помогли глаза - орган зрения.

Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает - смотреть, видеть.

Сегодня я хочу рассказать вам об основных типах нарушения зрения, о том, что нужно сделать, чтобы сохранить зрение, чтобы можно было увидеть окружающий нас мир.

Основные заболевания глаз у детей

Глаз - орган зрения - можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 90% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, о размерах, о цвете предметов, о расстоянии до них и др. Он контролирует двигательную и трудовую деятельность человека; благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль , которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи , стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм . Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи , снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость .

В школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Диагностика нарушений зрения школьников

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

Я провела диагностику среди учащихся нашей школы и выявила закономерность увеличения количества учащихся с нарушениями зрения от класса к классу. Если при поступлении в школу 6,2% учеников имели проблемы со зрением, то к 11-му классу их количество увеличилось до 38,7

Диагностика нарушений зрения учащихся школы № 32

(по данным диспансеризации 2016 года)

Таблица1.

Класс

Всего детей

Пониженное зрение

(количество)

Итого

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Такую же диагностику я провела среди учащихся моего класса. При поступлении в 1 класс только два ученика имели пониженное зрение. В этом учебном году после проведенного медосмотра количество учащихся, имеющих нарушения зрения, возросло до восьми человек.

Диагностика нарушений зрения учащихся 4-а класса

Таблица 2.

Диаграмма 3

Количество детей, относящихся к районной детской поликлинике, имеющих патологии зрения

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Такая же ситуация складывается и в нашем районе. По данным, собранным в районной детской поликлинике, 27% учащихся начальной школы имеют нарушения зрения. А к 11-му классу их количество увеличивается до 57%.

Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений зрения у школьников

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

Необходимо сказать об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

Правила гигиены зрения

Правила гигиены

Обоснование правил

Необходимо сохранять правильную позу за партой при чтении и письме. Расстояние между книгой и глазами должно быть 30-35 см.

Предупреждение развития близорукости.

При чтении или письме свет должен падать с левой стороны.

Это обеспечивает наилучшую освещенность и отсутствие теней от руки и головы.

Расстояние между книгой и глазами все время меняется. Вследствие этого хрусталик непрерывно меняет свою кривизну. Что вызывает сильное утомление глаза.

При длительном чтении должны быть перерывы через каждые 25-30 минут.

Необходимо смотреть вдаль, профилактика утомления.

Опасные для глаз виды работ необходимо выполнять в очках с простыми стеклами.

Очки ослабляют любой удар и защищают глаза.

Таблица 3.

Памятка для учащихся

1. Достаточная освещенность - обязательное условие для зрительной работы.

2. При чтении, письме вы не должны наклоняться близко к тетради, книге.3. Нельзя читать лежа, а также в транспорте.4. Необходимо делать для глаз специальную гимнастику.5. Для сохранения хорошего зрения необходимо полноценное питание.6. Смотреть телевизор не более 20 минут в день на расстоянии не менее двух метров.7.Работать за компьютером не более 20 минут на расстоянии от экрана монитора не менее 60 сантиметров.

Заключение

Глаз - сложная физиологическая система, способная воспринимать воздействие окружающей среды в виде лучистой энергии.

Работая над данной темой, я выяснила, какие несложные правила нужно соблюдать, чтобы сохранить своё зрение на долгие годы.

Я научилась, как вовремя и как можно раньше распознать различные расстройства органа зрения, как защитить свои глаза от перегрузки. Я больше узнала о строении и функциях, о болезнях нашего органа зрения, их предупреждении и лечении.

Ведь зачастую человек, который недостаточно получает информации о той или иной болезни глаз, расстройства функционирования зрительного органа, может довести всё до крайности, которую возможно можно ещё исправить, в лучшем случае, а в худшем, всё это может привести к полной потере зрения - слепоте.

Врачи могут заменить человеку больное сердце искусственным. А вот глаза заменить нечем. Ученые не могут сделать такой искусственный глаз, который бы видел так же, как настоящий. Потому что наш глаз устроен гораздо сложнее, чем даже современный компьютер.

Берегите глаза, чтобы видеть белизну снега, синь озер, зелень лесов и родные лица! Относитесь к своим глазам бережно и внимательно!

Список литературы

1. Аветисов, Э.С. Близорукость [Текст] / Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1986.- 286 с. ISBN: 5-225-02764-4

2. Глазные болезни [Текст] / Учебник Под ред. Т. И. Ерошевского, А.А.Бочкаревой. - М.: Медицина, 1983.- 414 с. ISBN: 5-225-02764-4

3. Аветисов, Э.С. Охрана зрения у детей [Текст]/ Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1975. - 276 с. ISBN 99930-1-001-7.

4. Аветисов, Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии [Текст] / Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова.- М.: Медицина,1987.- 496с.

5. Гусева, М.Р. Измерения органа зрения у детей при общих заболеваниях [Текст] / М.Р. Гусева. - М.: Клиническая офтальмология, 2001.- 656 с. ISBN: 978-5-9704-2817

6. Нефедовская, Л.Ф. Медико- социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. [Текст] / Л.Ф. Нефедовская, Серия «Социальная педиатрия». - М.:2008.- 240 с.

7. Офтальмология. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Е.И.Сидоренко, коллектив авторов. [Текст] / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 408 с.- ISBN 5-9704-0083-1.

8. Сидоренко, Е.И. Доклад по охране зрения у детей. Проблемы и перспективы детской офтальмологии [Текст] // Вестник офтальмологии. 2006, т.122, №1; с.41-42.

9. Сидоренко, Е.И., Гусева М.Р. Изменения глаз при различных заболеваниях у детей раннего возраста. [Текст] / Е.И. Сидоренко, М.Р. Гусева.- М.: Российская педиатрическая офтальмология. Выпуск №1. 2013.- с.66.

10. Хватова, А.В. Состояние и современные аспекты детской офтальмологии [Текст] / А.В. Хватова. Материалы научно практической конференции «Детская офтальмология: итоги и перспективы». 21-23 ноября 2006 г., М.: 2006.- с.11-23.

Приложение

Гимнастика (комплекс упражнений) для глаз

1. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклон вперед, к крышке парты, выдох. 5-6 раз.

2. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. 4 раза.

3. И. п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). 4-5 раз.

4. И. п. - сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. 6-8 раз.

5. И. п. - сидя, закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

6. Закройте глаза, не жмурясь. Повращайте глазными яблоками по кругу.

7. Глазами «нарисуйте» латинскую букву V.

8. Сильно зажмурьте и откройте глаза.

9.Тремя пальцами помассируйте глазные яблоки (глаза закрыты).

10.Смотрите прямо перед собой.

11.Примерно 30 секунд быстро поморгайте.

12. Не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол. Повторить 5-8 раз. Потом в обратном порядке.

13. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали и диагонали.

С открытыми глазами «написать» буквы или цифры на противоположной стене от минимального размера до максимального. Чем больше размах движения глаз, тем выше эффект упражнения.

Для профилактики зрительных расстройств и восстановления утраченного зрения, укрепления глазодвигательных мышц, снятия зрительного утомления можно использовать тренажер, составленный на основе методики Базарного В.Ф. Для выполнения упражнений нужно просто запустить программу и следить за фигурами.

К концу учебного года многие родители отмечают, что их школьник стал хуже видеть.

«Летидор» обратился к Рано Ибрагимовой, врачу-офтальмологу, специалисту Essilor Academy Россия, чтобы выяснить причины ухудшения зрения и способы предотвратить это.

Важно ли, за какой партой сидит ребенок с плохим зрением?

Многие родители придерживаются мнения о том, что ребенок с плохим зрением обязательно должен сидеть за первой партой, однако это не так. Этот миф был следствием методики неполной коррекции зрения, которая была распространена до недавнего времени.

Она заключалась в том, что ребенку выписывали более слабые очки, чем требовалось. Также не рекомендовалось носить очки постоянно. Считалось, что так детский глаз будет напрягаться и лучше работать.

Но наблюдения показали, что такая методика не только не помогает остановить ухудшение зрения, но и может спровоцировать дальнейшее развитие близорукости.

Полная же коррекция зрения позволяет ребенку четко видеть с разных расстояний, не допускает перенапряжения глазных мышц, а значит предотвращает риск прогрессирования болезни.

Соответственно, с правильно подобранными очками ребенок может сидеть за любой партой.

Другое дело, если ребенок страдает таким заболеванием глаз, которое не поддается коррекции очками или контактными линзами, например, амблиопией (один из глаз не задействован в зрительном процессе – прим. ред.). В этом случае ему лучше сидеть за первой партой.

Тем же, у кого проблем со зрением нет, можно сидеть и в конце класса при условии, что текст на доске не будет мелким и не придется напрягать глаза, чтобы его увидеть.

Почему в середине учебного года зрение вдруг резко изменилось, и один глаз «ушел в минус», другой – «в плюс»?

Резкое изменение рефракции глаз, а значит и силы линзы, необходимой для коррекции зрения, может свидетельствовать о глазном заболевании. Для полного ответа на этот вопрос требуется дополнительная информация.

В школе приходится много читать, может ли от этого ухудшиться зрение?

Вред для зрения во время чтения состоит в том, что глаза фокусируются на одном расстоянии. Если это происходит в течение длительного времени, то может возникнуть спазм аккомодационных мышц глаз и, как следствие, может появиться сначала ложная близорукость, а со временем при регулярном перенапряжении глаз и фактическое ухудшение зрения.

Поэтому при чтении нужно периодически делать небольшие перерывы и переводить взгляд на предметы, расположенные вдали.

Чтобы избежать переутомления глаз, текст в книге не должен быть мелким, а освещение должно быть достаточным, чтобы не приходилось напрягать глаза.

Какое освещение считается полезным для глаз?

Самый лучший свет для зрения - естественный дневной. В детском возрасте он играет важную роль в физиологическом развитии сетчатки глаза.

Однако одним дневным светом не обойтись, поскольку мы, как правило, не ложимся спать с наступлением темноты. Решить вопрос освещенности просто.

Существует норма: 200 люменов на квадратный метр.

Световой поток одной лампочки накаливания мощностью 60 Вт - 730 люменов. Таким образом, чтобы в помещении площадью 10 квадратных метров было достаточное освещение, нужно как минимум 2 000 люменов, или три такие лампочки.

Также важно правильно организовать освещение рабочего места. Старайтесь совмещать верхнее освещение с местным.

Освещение должно быть равномерным, желательно одной цветовой температуры, настольная лампа не должна слепить глаза и создавать блики или тени на рабочей поверхности.

Без компьютера и планшета современному школьнику не обойтись. Как правильно использовать гаджеты, чтобы сохранить хорошее зрение?

Все гаджеты, кроме книг с электронными чернилами, излучают лучи видимого спектра, благодаря чему мы видим изображение на экране. В том числе они излучают вредный для глаз сине-фиолетовый свет. Его длительное воздействие приводит к возникновению симптомов зрительного переутомления: сухости, рези, ощущению песка в глазах, головным болям и болям в надбровных дугах.

Кроме того, важно, чтобы линзы беспрепятственно пропускали полезный сине-голубой свет. Он положительно влияет на наше настроение, бодрость и работоспособность.

Еще одна опасность гаджетов состоит в том, что при пользовании ими наши глаза фокусируются на одном расстоянии. Это может привести к спазму аккомодации (способности глаза хорошо видеть на разном расстоянии – ред.) и, как следствие, к временной близорукости. Если перенапряжение глаз будет единичным, то зрение восстановится само собой. Однако если это будет происходить регулярно, есть большая вероятность развития близорукости.

Чтобы избежать ухудшения зрения, детям в возрасте 10–12 лет можно непрерывно использовать гаджеты в течение 20 минут, 13–14 лет - 25 минут, 15–16 лет - 30 минут, но суммарно не более 1,5–2 часов в день.

Между этими сеансами рекомендуется делать десятиминутные перерывы, во время которых полезно сделать небольшую гимнастику для глаз: посмотреть вдаль, затем в разные стороны, поморгать, закрыть глаза и легко помассировать веки пальцами. Это позволит глазам отдохнуть.

Какой вид спорта полезен для зрения?

Для зрения полезны виды спорта, в которых глазам приходится постоянно фокусироваться на разных расстояниях (чем больше различается минимальное и максимальное, тем лучше).

К таким видам спорта относятся бадминтон, большой теннис, волейбол и другие.

Смена фокусировки взгляда с близкого на дальнее расстояние помогает тренировать аккомодационные мышцы, положительно влияет на зрение.

Помогает ли черника сохранить или улучшить зрение?

Черника - кладезь полезных для глаз веществ. Во-первых, важны антоцианы, которые защищают сосуды глаз от ломкости и приводят внутриглазное давление в норму. Во-вторых, в чернике содержатся каротиноиды, способствующие обновлению сетчатки, улучшению глазного кровообращения, устранению сухости глаз, повышению остроты зрения и сохранения четкости зрения в ночное время.

Черника сохраняет свои свойства и в сушеном, и с замороженном виде, так что употреблять ее можно круглый год.

Однако не стоит надеяться на чудодейственный эффект: это профилактика, а не лечение.

Середина учебного года. Первое, с чем столкнутся родители школьника - это существенная нагрузка на глаза ребенка. Постоянное напряжение глазных мышц учащегося приводит к нарушению кровообращения в органах зрения и преждевременной утомляемости.

Столько вопросов возникает у родителей! Как влияет компьютер на зрение ребенка? Как правильно выбрать настольную лампу? А правда ли утверждение о негативном влиянии на здоровье школьника энергосберегающих ламп? Как часто надо обследоваться у офтальмолога? Существует ли детская оздоровительная гимнастика для глаз? Попробуем ответить на самые важные из них.

Наиболее частой формой нарушений зрения в детском возрасте является близорукость.

По статистике в начальных классах близорукостью страдают около 10% детей, к окончанию школы показатель достигает 30%.

Миопия (близорукость) возникает из-за перенапряжения глаз ребенка, когда взгляд долгое время сосредоточен на близких предметах: учебнике, тетради, альбоме для рисования. Ни для кого не секрет, что наши дети подолгу сидят у телевизора и компьютера, фокусируя свой взгляд на одном расстоянии, что существенно увеличивает нагрузку на глаза. Дополнительные занятия, недостаток сна, малоподвижный образ жизни - все это способствует ухудшению зрения у школьника.

Если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно у него появились проблемы со зрением. Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременное обращение к врачу сохранит зрение школьнику и предотвратит его дальнейшее ухудшение.

Для профилактики глазных заболеваний у детей рекомендуется запомнить несколько простых правил:

длительный просмотр телепередач или занятия на компьютере более получаса отрицательно влияют на зрение детей. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2 до 5 метров. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном

исключить чтение в положении лежа. Книгу (тетрадь) следует располагать от глаз на расстоянии, равном длине предплечья (от локтевого сгиба до кончика пальцев). Ребенок должен заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света располагается слева и сверху от него. Специалисты в области гигиены и безопасности труда отметили, что энергосберегающая лампа дает освещение ярко-белого цвета, что представляет собой не только дополнительную нагрузку для глаз, но и способствует быстрой усталости глазных мышц. Особенно отчетливо это влияние проявляется при воздействии на органы зрения младших школьников. Кроме того, энергосберегающая лампа при работе постоянно мерцает. Такое мерцание хотя и незаметно для человеческого глаза, но оказывает на зрение негативное влияние, оцениваемое современными офтальмологами как фактор, постепенно ухудшающий зрение. Рекомендуется использовать наряду с общим комнатным освещением настольное освещение рабочего места ребенка светом желтого оттенка со средней степенью яркости, который обеспечивает стандартная лампа накаливания мощностью в 60-100 ватт. Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением

гуляйте побольше на свежем воздухе. Ещё один весомый аргумент в пользу регулярных прогулок представили учёные из Кембриджского университета. В результате их исследований выяснился факт, что у тех детей, которые мало гуляют, повышается риск приобретения миопии (близорукости). Они проанализировали образ жизни и качество зрения 10 тысяч детей и подростков и выяснили, что дети, страдающие близорукостью, гуляли в неделю в среднем на 3-7 часов меньше детей с нормальным зрением и доказали, что каждый дополнительный час прогулок в неделю снижает риск возникновения близорукости на два процента. И это неудивительно: как признаются сами ученые, во время прогулок появляются естественные факторы, положительно влияющие на детское зрение, такие, как солнечный свет и возможность разглядывать удалённые предметы

для того чтобы зрение ребенка было хорошим, очень важно обеспечить его правильным и рациональным питанием. Рацион вашей семьи должен быть сбалансированным. В пище должно быть мало жиров, но достаточно разнообразных злаков, плодов и овощей, содержащих витамины, полезные минеральные вещества и клетчатку. Врачи рекомендуют для сохранения здоровья и укрепления зрения питаться часто, но малыми порциями

Витамины, укрепляющие зрение:

ВИТАМИН С - киви, апельсины, лимоны, свекла, лук, зеленый горошек, белокочанная капуста, печень, картофель, помидоры, яблоки, грейпфрут. Улучшают кровообращение глаз. Овощи желательно употреблять в сыром виде.

ВИТАМИН А – печень, морковь, шпинат, тыква, папайя, зеленая листовая капуста, брокколи, дыня, помидоры, авокадо, абрикос, спаржа, зеленый горошек, фасоль, персик. Данные продукты в рационе предупреждают куриную слепоту и улучшают сумеречное зрение. В день достаточно выпить один стакан свежевыжатого морковного сока со сливками или несколькими каплями масла.

ВИТАМИН Е – подсолнечное и соевое масло, миндаль, маргарин, грецкие орехи, арахис, сливочное масло, яйца, молоко. Улучшает кровообращение в области глаз.

ВИТАМИН В1 – орехи, полированный рис, мед.

ВИТАМИН В2 – полированный рис и пшеничные зерна, молоко. Улучшает светочувствительность сетчатки глаз. Дневная потребность – 1 стакан молока.

ВИТАМИН В6 - капуста, пшеничные зерна, яичные желтки, рыба всех сортов.

ВИТАМИН В12 - виноград и чистый виноградный сок, яичный желток, черника, финики, чернослив, абрикосы. Улучшает светочувствительность сетчатки.

Для профилактики нарушения зрения у школьника необходимо регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).

Основной комплекс упражнений для укрепления зрения:

Упражнение 1. Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо - налево, и вертикали: вверх-вниз.

Упражнение 2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательская работа: Нарушение зрения у школьников. Причины и профилактика. Выполнила: Ярова Гульнара. 9 б класс МОБУ СОШ с. Амзя

2 слайд

Описание слайда:

Задачи исследования: В процессе изучения различной литературы, узнать, как устроен глаз человека; Изучить какую роль играет глаз в жизни человека; Рассмотреть дефекты зрения; Установить основные причины ухудшения зрения; Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз; Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения; Сделать выводы; Оформить текст научной работы.

3 слайд

Описание слайда:

Методы исследования: Анализ различной литературы и материалов сети Internet; Опрос школьников. Проверка освещенности школьных кабинетов.Анализ результатов. Анализ результатов медицинских осмотров 2010-2014 годов;

4 слайд

Описание слайда:

Актуальность выбранной темы состоит в том, что забота о зрении имеет большое значение в жизни человека, учит понять, почему надо беречь зрение, выполнять упражнения для сохранения здоровья глаз, сделать их необходимыми для себя, сообщать эти правила другим. Объект изучения - глаз. Предмет изучения – глаз как оптический инструмент. Цель научной работы: Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения. А для этого необходимо понимать, как устроены органы зрения, и что можно делать для сохранения их здоровья. Новизна работы состоит в возможности научиться чему-то новому... Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителями биологии и физики при изучении тем, при проведении занимательных уроков по охране здоровья.

5 слайд

Описание слайда:

Что такое глаз? Глаз - сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения: Врожденные или приобретенные заболевания; Неправильный режим дня; Дефицит движения,вредные привычки; Чрезмерные учебные нагрузки; Неограниченный просмотр телепередач, компьютер; Неправильная осанка;

8 слайд

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения: Недостаток витаминов А, В, C, D и Е Недостаток освещения Засоренность организма

9 слайд

Описание слайда:

Близорукость по Гельмгольцу Симптомы близорукости: быстрая утомляемость глаз; повышенная чувствительность глаз к свету; частые головные боли; расплывчатость объектов, находящихся на большом расстоянии. Причины возникновения близорукости: Возрастные изменения зрения; Наследственность; Работа, требующая пристального внимания; Работа за компьютером; Изменение зрения в результате травм.

10 слайд

Описание слайда:

Дальнозоркость по Гельмгольцу Симптомы дальнозоркости: размытые близко расположенные предметы; быстрая утомляемость глаз; развивающееся косоглазие; воспаление глаз. Причины возникновения дальнозоркости: Наследственность; Возрастные изменения; Травмы головы,в частности, глаз; Длительная работа с мелкими предметами; Постоянное напряжение зрения.

11 слайд

Описание слайда:

Анкета «Гигиена зрения». Хорошо ли Вы видите? Да 30 человек Нет 13 человек Не знаю 7 человек При какой деятельности особенно устают Ваши глаза? Когда Вы Читаете 15 человек Пишите 10 человек Работаете с мелкими деталями 6 человек Играете на ПК 15человек Рисуете 4 человека Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания? Быстро 21 человек Не очень 20 человек Совсем не устают 9 человек Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз? Гимнастику для глаз 12 человек Отдыхаете 38 человек Занимаетесь ли вы спортом? - Да 26 человек - Нет 24 человек Часто ли Вы гуляете? - Один раз в день обязательно. 18 человек - Гуляю от случая к случаю, как получится. 15 человек - Гуляю только по выходным. 17 человек Знаете ли Вы, как сохранить зрение? - Да 21 человек - Нет 29 человек

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения (по мнению учеников) 36% компьютер, 15% телевизор, 5% вредные привычки 30% недостаточное освещение, 5% нехватка витаминов 4% переутомляемость, 5% неправильное питание

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

При выполнении домашнего задания вы используете: 46% учеников, при выполнении домашнего задания, пользуются только верхним освещением 54% учеников пользуются комбинированным освещением (с использованием настольной лампы)

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Как правильно подобрать освещение стола? Свет на рабочем столе должен быть не слишком ярким, чтобы не ослеплять, но и не слишком темным, чтобы в процессе работы глаза не напрягались. Желательно, чтобы освещение было равномерным, исключая дискомфорт при переводе взгляда от более яркого предмета к более темному. Наиболее целесообразно комбинированное освещение. Свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Используя смешанное освещение (дневное и искусственное) в комнате, обратите внимание на то, чтобы световые потоки не воспринимались глазом как раздельные. Отсутствие перепадов в свете – будет идеальным для здоровья. Если Вы проводит много времени за компьютером, учтите, что местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана компьютера и увеличивать освещенность экрана. Исключите из поля зрения во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. Стараясь правильно расположить источники света на рабочем столе, помните, что немаловажную роль играет используемый вид ламп.

22 слайд

Описание слайда:

Правила по охране зрения: Не трите глаза грязными руками; Умывайтесь ежедневно с мылом; Не смотрите близко телевизор (не менее 3м) и долго (более часа); Не играйте в компьютерные игры более 15-20 минут; Не читайте в транспорте; Не читайте, не рисуйте лежа в постели; Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева; Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей; Ешьте продукты,богатые витаминами; Гуляйте чаще на свежем воздухе.

23 слайд

Описание слайда:

Гимнастика для глаз Упражнения, которые способствуют снятию напряжения мышц глаза и улучшают кровообращение: Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть их (5-6 раз с интервалом 30 сек); Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза); Вращать глазами по кругу по 2-3 сек (3-4 раза); Быстро-быстро моргать (1 мин); Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 раза).

24 слайд

Описание слайда:

Растираем ладони до ощущения тепла в них! Подушечками большого и указательного пальцев крепко сожмите переносицу в районе уголков глаз, если есть болезненная точка – разминаете, чуточку вдавите пальцы внутрь уголков глаз. Затем медленно оттяните кожу переносицы, крепко сжимая пальцы, оттянутую кожу покатайте вправо - влево и плавно соскользните с оттянутой кожи (3-5 раз). Средним пальцем надавливая точечно (с усилием) пройдите по бровям, начиная от носа, болезненные точки помассируйте. Наложите ладонь руки на лоб, крепко прижмите ладонью другой руки – разомните лоб до красноты. Помассируйте виски круговыми движениями. Наложите основание ладони на веки закрытых глаз и слегка, аккуратно вдавить яблоки глаз внутрь (нежно). Подержать 10 секунд. Поморгать широко открытыми глазами. Растереть уши докрасна, особенно мочки ушей. Ладонями поочередно (левой, правой) погладить затылок – шею сверху вниз, смахивающими движениями (легко и нежно).

25 слайд

Описание слайда:

1. Телевизор. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте – до 1,5 – 3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 2. Компьютер. Рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет – около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз. 3. Чтение. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева.

26 слайд

Описание слайда:

Название витамина, минерала Для чего служит Симптомы при недостатке Где содержится А Необходим для нормальной работы сетчатки Ухудшение зрения при плохом освещении Печень, желток, молоко, сливки, сливочное масло, морковь, томаты, абрикосы, семечки подсолнуха С Поддерживает тонус мышц Снижение тонуса глазных мышц, кровоизлияния в глазах, быстрая утомляемость глаз Белокачанная капуста, картофель (особенно осенью), красный и зеленый перец, морковь, помидоры, листовые овощи, яблоки, черная смородина В 1 Тиамин Способствует нормальной работе нервной ткани Повышенная нервозность, снижение умственной и физической работоспособности Мясо, печень, почки, дрожжи, орехи, цельное зерно (кукуруза, рожь, пшеница), мед, овощи

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделитесь ей