Контакты

Школьные викторины по истории. Историческая викторина о России

Викторина по истории гимназии №7 города Торжка

«Знаешь ли ты историю родной школы?»

(90-летнему юбилею школы посвящается)

1.Год рождения нашей школы?

1956

1962

1920

2.Ведомственная принадлежность школы.

Муниципальная

Земская

Железнодорожная

3. В каком здании она располагалась?

В здании музея А.С.Пушкина

В здании СОШ №1

В здании педагогического училища

4.Кто был первым директором школы?

Михайловская М.А.

Резников З.М.

Гусев М.И.

5.Сколько ступеней обучения было в школе в первые годы деятельности?

Одна

Две

Три

6.В каком году школа стала средней № 19?

1930

1936

1941

7.Какую награду получила школа в 1939 году за достигнутые успехи в учебе и общественной жизни?

Орден Трудового Красного Знамени

Переходящее Красное Знамя

Орден Красной Звезды

8.Кого из выпускников школы-участников войны вы знаете?

Костин М.И., Тормахов Д.Д., Чуфарин Е.М.

Арсеньев А.А, Лавров Г.Н., Лукьянов В.Н.

Рябов С.В., Печенкин А.В., Битков С.А

9.Кто из выпускников школы 1941 года стал Героем России?

М.И.Костин

Чуфарин Е.М.

Тормохов Д.Д

10.Кто из выпускников школы стал Почетным гражданином города Торжка?

Еремеев Г.А.

Костин М.И.

Кротов А.Н.

11.Когда школа стала называться средней № 58?

1950

1953

1961

12.С какого года школа называется «Средняя школа №35 станции Торжок Октябрьской железной дороги»?

1957

1961

1962

13.В каком году школа переехала в новое здание, в котором она находится и поныне?

1970

1962

1965

14.В каком году директором школы стала Букарева Е.Н.?

1960

1958

1965

15.В каком году школа передана из системы МПС в муниципальное подчинение?

1990

1993

1995

16В каком году директором школы стала Петрусенко Т.Н.?

1985

1988

1990

17.Когда наша школа стала называться средней школой №7?

1995

2000

2002

18.В каком году наша школа стала гимназией?

2000

2002

2005

19.Какой эксперимент проходил в нашей школе с 1997 по 2000 год?

По введению профильного обучения

По созданию социокультурного центра

По созданию адаптивной школы

20.Кто из наших учителей учился в нашей школе?

Семенова Р.А.

Комарова В.А.

Малиновская Л.Н.

21.Кто из учителей является учителем школы во втором поколении?

Старинская Т.Ф.

Сидоренко Н.М.

Комракова Н.Р.

22.Сколько выпускников школы закончили ее с медалью (на 2009 год)?

23.Кто был первым президентом гимназии?

Фролова Елена

Король Яна

Фокина Мария

24.Победителем какого конкурса стала директор гимназии Петрусенко Т.Н. в 2001 году?

«Учитель года»

«Лучший по профессии»

«Лидер в образовании»

25.В каком году гимназия стала победителем Всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы?

2008

2006

2009

26.В каком году на здании гимназии появилась мемориальная доска, посвященная В.Моисеенко?

2005

2007

2009

27. Участником какой войны был В.Моисеенко?

Великой Отечественной

Афганской

Чеченской

28.Кто из выпускников школы является членом Союза писателей России?

Сафонов Глеб

Сазонов Геннадий

Мельникова Любовь

29.Кто из выпускников школы является членом Союза скульпторов России?

Ферина (Холуева)Татьяна Георгиевна

Магаревич Ольга Ивановна

Третьякова Евгения Викторовна

30.Какое из средних профессиональных образовательных учреждений города возглавляет выпускник нашей школы?

Политехнический колледж

Промышленно-гуманитарный колледж

Педагогический колледж

31.Кто из выпускников нашей школы является доктором медицинских наук, профессором Тверской медицинской академии?

Иванов Олег Петрович

Петрухин Игорь Сергеевич

Шмелев Александр Юрьевич

32.Кто из Глав города Торжка был выпускником школы?

Фролов М.И.

Пушкина Н.С.

Игнатов Е.И.

33.В каком году в гимназии открыт информационный центр?

2009

2008

2010

34.Как называется научное общество гимназистов?

«Исследователь»

«Гнозис»

«Мыслитель»


4-й класс

1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

2. Сделай вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).
Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).
Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

3. Исправить исторические ошибки.

    В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

    Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

    В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

4. Шифрограмма.

Найти спрятавшиеся слова.

КнанговодяНой ляПерун шесзлЕший насокдоМовой жю

5. Соединить определение с его значением.

6. Соединить слова, связанные друг с другом. Объяснить связь.

7. Ребусы:

Невская битва

8. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.

– Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав, бояре. (Новгород )
– Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев )
– Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва )

9. Вставив две буквы, вы узнаете, как по-гречески звучит "избранный Богом". (Христос )

10. Кроссворд:

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород )
2. Народное собрание. (Вече )
3. Промежуток времени в 100 лет. (Век )
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска )
5. Обряд принятия христианства. (Крещение )
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало )
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый )

Работа с датами

1. "Лото"

Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату события, а дети – картинку с изображением события. Такую работу можно проводить и в парах.

2. "Уха"

Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик "поймал рыбку", если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.

3. Соединить событие с датой.

4. Заполнить таблицу.

5. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.

6. "Наведи порядок"

Даны два набора карточек – дат и событий. У доски два ученика. Одному надо подобрать к дате событие, другому – наоборот, так как у обоих одна задача – привести в соответствие даты и исторические события.

ВЕХИ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Познавательная историческая викторина о России

Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

Н. Тихонов

Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов пошло название «славяне» и «словены»?
(Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово».)


Славянское племя дреговичей жило на болоте, поляне в полях, а где жили древляне?
(В лесах.)


Территорию современной Московской области заселяли древляне или вятичи?
(Вятичи.)


С каких слов обычно начинались все исторические произведения Древней Руси?
(«В лето...», позже их стали называть летописями.)


Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»?
(Нестору-летописцу, автору первой редакции «Повести временных лет».)


Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)


Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда?
(Олег Вещий.)


Этот князь совершил против Византии грандиозный морской поход, задействовав две тысячи ладей. А в ХХ веке в честь князя назвали бронепалубный крейсер, отвоевавший в трёх войнах. Назовите этого русского князя.
(Олег.)


Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Эта вера получила своё название от слова «народ». Как называлось это верование?
(Язычество. «Народ»
это одно из значений древнеславянского слова «язык».)


Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома? В честь этого бога был назван главный город племени россов Родень (Родня).
(Род.)


В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян.)


Кто годом позже Киева крестил Новгород?
(Добрыня
дядя, воспитатель и воевода Владимира I Святославовича. Прототип былинного Добрыни Никитича.)


Какое имя дали своему сыну, родившемуся в 1053 году, Всеволод Ярославович и его жена, дочь византийского императора Константина?
(Владимир Мономах.)


«Поучение» своим сыновьям написал Ярослав Мудрый или Владимир Мономах?
(Владимир II Мономах. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.)


Какой русский город в 1136 году в результате восстания стал республикой?
(Новгород.)


На раскопках в Киеве или Новгороде было найдено большое количество берестяных грамот?
(В Новгороде.)


Какой город на реке Яхроме в 1154 году основал князь Юрий Долгорукий и назвал его церковным именем своего сына Всеволода?
(Дмитров, Московская обл.)


Сыном какого русского князя был Всеволод III Большое гнездо?
(Юрия Долгорукого.)


Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?
(Своему большому «семейному гнезду»
он имел 12 детей.)


В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси ?
(В 20-м, а точнее
в 1998 году .)


Русские или монголы победили в битве при реке Калке?
(Монголы. На Калке 31.05.1223 года произошло первое сражение русских и половецких войск с монголо-татарскими войсками.)


Рязань или Владимир стал первым русским городом, разорённым ханом Батыем?
(Рязань. Рязань Старая сожжена татаро-монголами в 1237 году.)


Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере?
(
Александр Ярославич Невский. )


Как звали новгородского князя, жившего примерно 700 лет назад и прославившегося своей хитрость и изворотливостью? В качестве подсказки вспомните отчество самой хитрой героини русских народных сказок.
(Патрикей. Лиса Патрикеевна.)


Перед началом какой битвы состоялся поединок Пересвета с Челубеем?
(Куликовской битвы.)


Кто командовал монголо-татарскими войсками в Куликовской битве: Мамай или Тахтамыш?
(Мамай.)


После Куликовской битвы прославился Александр Невский или Дмитрий Донской?
(
Дмитрий Донской .)


Судьбу какой битвы во многом решил Засадный полк воеводы Боброк-Волынского, ударивший в нужный момент?
(Куликовской битвы.)


Назовите хана Золотой Орды, который в 1382 году организовал поход на русские земли и сжёг Москву?
(Тахтамыш.)

Как звали русского царя, сына боярина Фёдора Годунова?
(Борис Годунов.)


В 1485 году именно он присоединил Тверь к Московскому княжеству. Кто?
(Иван III.)


Наиболее заметными русскими царями были Иван IV и Пётр I. А кто из их «коллег» объединял приписываемые им качества?
(Иван III. Современники называли его и Великим и Грозным.)


В 1547 г. русским царём стал Иван IV Грозный. А какая у него была фамилия?
(Фамилии на Руси стали даваться знатным людям лишь с XVI-XVII вв., а остальным
с XVIII в. Поэтому у царя в то время не могло быть фамилии.)


Кто был русским царём в годы Ливонской войны: Иван Грозный или Борис Годунов?
(Иван Грозный.)


Быть просто царём Ивану Грозному показалось мало. К титулу он добавил ещё и это слово в знак полной независимости от ордынских ханов. Назовите это слово.
(Самодержец.)


Какой город был столицей ханства: Астрахань или Смоленск?
(Астрахань, 1459-1556 гг. Астраханское ханство присоединено к России.)


В 1583 году Иван Грозный пожаловал этому купцу деревню Большие Соли за заслуги в освоении Сибири. Назовите этого купца.
(Семён Строганов.)


Сколько в истории России было князей и царей по имени Иван?
(Шесть.)


В каком городе погиб сын Ивана Грозного царевич Дмитрий?
(Углич.)


2 октября 1612 года ополчение К.М. Минина и Д.М. Пожарского наголову разбило войско польского полководца Я. Струся. В каком крылатом народном выражении закрепилось торжество этой победы?
(В выражении: «Праздновать труса».)


Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России?
(Михаил Романов.)


Какое имя принял в монашестве Фёдор Никитич Романов отец основателя царской династии?
(Филарет.)


Какой металл дал название московскому бунту 1662 года?
(Медь
«Медный бунт». Восстание вызвано ростом налогов в годы русско-польской войны 1654-67 гг. и выпуском обесцененных медных денег.)


Церковный раскол в России произошёл при патриархе Никоне или Филарете?
(При Никоне.)


До какого военно-исторического музея-заповедника из Тулы можно доехать троллейбусами от Московского или Рижского вокзалов.
(Куликово поле.)


Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.
(Софья.)


На каком озере в конце XVII века была построена «потешная» учебная флотилия Петра I ?
(На Плещеевом, или Переславском, в Ярославской области.)


Назовите государство, войска которого были разбиты русскими под Полтавой ?
(Швеция. В 1709 году русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.)


В каком веке Россия стала именоваться империей ?
(В 18-м веке.
В 1721 году Пётр I объявил Российское государство Российской империей.)

Какое имя носил антиорден, изготовленный в единственном экземпляре по приказу Петра I для гетмана Мазепы?
(Иуда.)


Какие знаменательные события произошли в судьбе литовской крестьянки Марты Сковронской в 1703, 1712 и 1724 гг.?
(Плен, венчание с Петром I и коронация, ведь речь идёт об императрице Екатерине I, второй жене Петра Великого .)

В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя.
(Пётр.)


Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость?
(Алексей.)


Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл стали называться первые гвардейские полки Петра I?
(Семёновский и Преображенский.)


Какое сражение произошло раньше: Бородинское или Полтавское?
(Полтавское. Произошло в 1709 году, во время Северной войны 1700-21 годов. Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII.)


Этот приказ, отданный Петром I после Нарвской конфузии, закрепил за ним «титул» Антихриста. Какой именно?
(Приказ перелить колокола на пушки.)


Какой город был разрушен самими русскими, построившими его, после неудачного сражения с турками на реке Прут? Таковы были условия мирного договора от 12.07.1711 г.
(Таганрог. Затем Екатерина II восстанавливала город, приумножая его красоту, тем более что Пётр I фундаменты крепости и строений разрушать не велел.)


До Петра I в России не существовало флота. А тот, что был при нём создан, предстояло ещё долго обучать. Поэтому молодому флоту было очень трудно противостоять опытным шведским морякам. И всё же русским удалось, используя опыт сухопутных сражений, найти путь к победе. Какой?
(Абордаж.)


Какой бой Пётр I назвал «Морской Полтавой»?
(
Гангутский бой со шведами в 1714 году во время Северной войны. Сражение у Гангута стало первой крупной победой русского флота .)


Как звали дьяка, учителя Петра I, участника развлечений молодого царя, названного за это «всешутейным патриархом»?
(Зотов Никита Моисеевич, глава Ближней канцелярии, Печатного приказа.)


Первый русский император Пётр I ложился спать в 9 часов вечера, а просыпался в 2 часа ночи. Всё остальное время он работал. Сколько часов продолжался его рабочий день?
(24
5 = 19 часов.)


Пётр I за свою жизнь освоил 14 ремёсел, но особенно он любил токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих ему токарных станков, а ещё 38 утеряны. Сколько всего токарных станков было у царя-труженика?
(12 + 38 = 50 станков.)


Кто и когда ввёл в России нумерацию годов от Рождества Христова , которой мы пользуемся ныне?
(
Пётр I, в 1700 году. )


В царствование какой российской императрицы для свадьбы придворного шута был построен Ледяной дом?
(Анны Иоанновны, российской императрицы с 1730 года, племянницы Петра I.)

Назовите отчество русской императрицы Елизаветы?
(Петровна.)

Какой русский учёный в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?
(Михаил Ломоносов.)


Название какой бухты стало частью титула Алексея Орлова, выигравшего морское сражение?
(Бухта Чесма, граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.)


Название какого мифического зверя получили пушки, введённые в русской армии графом Шуваловым?
(Единорог
артиллерийское гладкоствольное орудие. Единороги-гаубицы сопровождали пехоту в бою, существовали до середины 19 века, до введения нарезных орудий.)


Оду на его рождение написал Ломоносов, а гороскоп составил великий математик Эйлер. Правда, кажется всех невзгод не предусмотрел. О ком речь?
(Иван VI Антонович.)


В 1771 году предписанием властей Москву «закрыли», и лихие люди разбойничали в городе среди белого дня. Ни полиции, ни войска не было. Что же произошло?
(Эпидемия чумы.)


Какое добавление к фамилии получил за победы над турками генерал-фельдмаршал Румянцев Пётр Александрович?
(Задунайский. В русско-турецкой войне 1768-74 одержал победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. Впервые применил дивизионные каре в сочетании с рассыпным строем стрелков, что означало отход от линейной тактики.)


Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье?
(Екатерина II.)


Какая императрица основала сатирический журнал «Всякая всячина»?
(Екатерина II.)


Кем по родству Павел I приходился Екатерине II?
(Сыном.)


Какую знаменитую фразу, ставшую крылатой, произнесла императрица Екатерина II по поводу самовольного штурма крепости Туртукай А.В. Суворовым, который был под командованием П.А. Румянцева?
(«Победителей не судят».)


Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году?
(Павел I.)


Суворов писал Павлу I, что, наводя рухнувший Чёртов мост, брёвна скрепляли... Чем же?
(Офицерскими шарфами.)


Какой титул получил Григорий Александрович Потёмкин после присоединения Крыма к России?
(Титул светлейшего князя Таврического.)


После победы при Чесме в 1770 г., когда был уничтожен турецкий флот, в России выпустили медаль, на одной из сторон которой был изображён тонущий корабль и надпись, состоящая из одного трёхбуквенного глагола прошедшего времени. Какого?
(«Был».)


Какой город (ныне Украинский) прославил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов победами над турецкими захватчиками в русско-турецкой войне 1770-1790 гг.?
(Измаил, Одесская область. В этом городе находится музей А.В. Суворова, в том числе диорама «Штурм крепости Измаил».)


Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков.
(Емельян Пугачёв.)


На Болотной или на Красной площади Москвы был казнён Емельян Пугачёв?
(На Болотной площади.)


Во времена Екатерины II, в 18-м веке, Россия делилась на Великороссию, Малороссию, Желтороссию и Белороссию. Чем они стали ныне?
(Великороссия
собственно Россия, её Европейская часть, Малороссия это Украина, Белороссия стала Белоруссией, Желтороссия это ранее Маньчжурия, а сейчас северо-восточная часть Китая.)


В какой войне Суворов получил свой первый боевой опыт?
(В Семилетней.)


В 19-м веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая?
(Кутузов-Голенищев.)


Название какого русского города звучит в почётном княжеском титуле фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова?
(Города Смоленска
князь Смоленский.)


В Отечественной войне 1812 года участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружён луком и стрелами?
(Амур.)


Назовите приток Днепра, сыгравший в ноябре 1812 года роковую роль в судьбе армии Наполеона.
(Березина, река в Белоруссии. При переправе с боями через неё наполеоновская армия потеряла около 50 тыс. человек, большую часть артиллерии и обозов и перестала существовать как организованная сила.)


Назовите героя Отечественной войны 1812 года, военного губернатора Санкт-Петербурга, смертельно раненного на Сенатской площади декабристом Каховским.
(Милорадович Михаил Андреевич .)


В каком веке правил русский император Николай I?
(В 19-м.)


В 1796 году будущий император Николай I удостоился ордена Андрея Первозванного. По какому поводу?
(По поводу своего рождения.)


В начале царствования какого русского императора произошло восстание декабристов?
(Николая I, 1825 год.)


При каком российском императоре в Москве появились первые железнодорожные вокзалы и был построен Большой Кремлёвский дворец?
(Николай I.)

Какой император сменил на российском престоле Николая I ?
(Александр II.)


Назовите императора, единственного из правивших после Елизаветы Петровны, москвича по рождению?
(Александр II.)


Какой российский император отменил крепостное право в Малороссии?
(Александр II.)


Назовите российского императора, чьей женой стала Алиса фон Гессен-Дармштадт?
(Николай II.)


Назовите российского императора, четвёртую дочь которого звали Анастасия?
(Николай II.)


По какой номинации знаменитое Синопское сражение 1853 года (когда русская эскадра вице-адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру Осман-паши) считается последним?
(Это
последнее сражение эпохи парусного флота .)


На каком горном перевале в 1877 году русско-болгарские войска отразили упорные атаки турецких войск Сулейман-паши, а потом пять месяцев удерживали его до перехода русской армии в наступление?
(Перевал Шипка в Болгарии, в горах Стара-Планина, высота 1185 метров. Близ Шипки
памятник-музей русским и болгарским воинам, павшим в боях за освобождение Болгарии.)


Раскопки этого села в устье Волхова начались в конце XIX века, а сейчас его в учебниках называют «матерью городов русских», отняв это почётное звание у Киева.
(Ныне село Старая Ладога. Ладога
древнерусский город в Новгородской земле. В 1704 году город был перенесён к устью реки Волхов, Новая Ладога.)


Как звали третьего сына Павла Первого?
(Николай I.)


Какой русский царь получил в народе прозвище «Палкин»?
(Николай I.)


С эскадрой какого государства сражался крейсер «Варяг»?
(Японии.)


После какого сражения в русско-японской войне 1905 года Россия была вынуждена начать мирные переговоры?
(После Цусимского сражения. В Корейском проливе, около островов Цусима.)


Какая страна победила в русско-японской войне 1904-1905 годов?
(Япония.)


Южный Сахалин по Портсмутскому миру 1905 года Россия уступила Японии. Как после этого прозвали С.Ю. Витте в правой печати?
(Граф Полусахалинский.)


Какое название в русской истории получило 9 января 1905 года?
(«Кровавое воскресенье».)


При дворе какого русского императора имел большое влияние Григорий Распутин?
(Николая II.)


Какой месяц года дал название русской буржуазной революции 1917 года?
(Февраль
Февральская революция, свернувшая самодержавие.)


Назовите имя брата, в чью пользу весной 1917 года отрёкся от престола император Николай II ?
(Михаил. Но великий князь Михаил не принял короны.)


На какой станции произошло знаменитое отречение от престола? Вам она известна с детства, потому что именно здесь была обнаружена пропажа некой собачки у дамы, сдавшей багаж.
(Станция Дно.)


После того как 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, началась «борьба с немецким засильем». А как она началась в Петербурге?
(Петербург был переименован в Петроград и был таковым 10 лет.)


На каких двух войнах будущий маршал и президент Финляндии Карл Маннергейм сражался на стороне России?
(Русско-японская 1903-05 гг. и Первая мировая войны.)


Какая страна, кроме Великобритании и России, входила в Антанту?
(Франция.)


В Первую мировую войну Италия была союзником или противником России?
(Союзником.)


И жена Николая II, и четыре её дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую?
(Сестра милосердия.)


В дни празднования 300-летия Дома Романовых по Невскому проследовал кортеж. Все серебряные подковы лошадей держались лишь на одном гвозде. С какой целью животных так подковали?
(Чтобы подковы «на счастье» мог подбирать простой народ.)


Как называется вокзал в Петербурге, близ которого в апреле 1917 года выступал на броневике В.И. Ленин?
(Финляндский вокзал.)


Кто в 1919 году был назначен комиссаром 25-й стрелковой дивизии Чапаева?
(Фурманов Дмитрий Андреевич.)


Назовите современное государство, на территории которого погиб Василий Иванович Чапаев?
(Казахстан.)


Командующий Антон Иванович Деникин упразднил награды в Добровольческой армии. По какой причине?
(Негоже награждать русских, убивающих своих соотечественников.)


Назовите последнее воинское звание Александра Колчака.
(Адмирал.)


Какой шахтёр «подарил» свою фамилию всем советским ударникам труда и новаторам?
(А.Г. Стаханов
зачинатель движения работников СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Стахановское движение возникло в 1935 году в угольной промышленности Донбасса, затем стахановцы появились и во многих других отраслях промышленности.)


Нападение Советского Союза на какую страну стало поводом для исключения его из Лиги наций?
(Финляндия. В декабре 1939 года после начала советско-финляндской войны 1939-40 гг.)

Иосиф Сталин был сыном сапожника или портного?
(Сапожника.)


В 30-е или 40-е годы Сталиным был выдвинут лозунг «Кадры решают всё»?
(В 30-е годы прошлого века.)


Какой город был главной целью немецкого плана наступления «Тайфун»?
(Москва.)


В августе 1941 года бомбардировщики какой страны совершили 10 налётов на Берлин?
(СССР. Это несмотря на то, что немцам до Москвы было менее 400 км.)


Как назывался город, в битве за который была разгромлена армия Паулюса?
( Сталинград .)


Какое прозвище получили от немцев советские лётчицы, совершавшие ночные вылеты на лёгких бомбардировщиках Пе-2?
(Ночные ведьмы.)


Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
(Молотов В.М.)


Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
(Иосиф Сталин.)


Как расшифровывается аббревиатура «КВ» название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?
(Клим Ворошилов, военачальник, государственный деятель Советского Союза.)


Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (можно и догадаться)?
(«Папашей».)


Перед Второй мировой войной большая часть миномётов в европейских армиях имела калибр 81,4 мм. Как обосновали советские конструкторы предложение о разработке отечественных миномётов калибром 82 мм?
(Этот миномёт сможет стрелять трофейными минами, а миномёты противника не смогут использовать его снаряды.)


Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-1 52 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?
(За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)


Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград» ?
(Челябинск, Южный Урал.)


О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?
(Ленинграда. «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», обе 1942 год.)


Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск ?
( Ленинград , ныне Санкт-Петербург.)


Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?
(Сталинград.)


Как по фамилии сержанта называется Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в течение нескольких месяцев?
(Дом Павлова.)


На собственные сбережения Мария Октябрьская «построила» танк «Боевая подруга» и успешно воевала в нём в этом качестве. В каком?
(В качестве водителя.)


13 августа 1942 года этот юный разведчик на шоссе Луга Псков подорвал машину генерал-майора инженерных войск фон Виртца и доставил в партизанский штаб портфель с важнейшими документами. Назовите фамилию этого юного партизана.
(Леонид Голиков, 1926-1943 гг., Герой Советского Союза посмертно.)


Про котёнка Василия с улицы Лизюкова знают все, а в честь кого названа эта известная улица города Воронежа?
(В честь генерала А.И. Лизюкова, командующего танковой армией, освобождавшей Воронеж от фашистов. Герой Советского Союза, пал смертью храбрых.)


Болгария во Второй мировой войне была союзником СССР или Германии?
(Германии.)


Назовите столицы трёх государств, расположенных на Дунае и освобождённые Советской Армией от фашистских оккупантов?
(Будапешт
Венгрия, Бухарест Румыния, Вена Австрия.)


В какой стране и в каком её городе стоит известный памятник «Алёша», сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов?
(В Болгарии, в Пловдиве.)


Маршалом каких войск был Иван Никитович Кожедуб?
(Маршал авиации, 1985 г. Трижды Герой Советского Союза, 1944 - дважды, 1945. В Великую Отечественную войну служил в истребительной авиации, был командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Участвовал в 120 воздушных боях, в которых сбил 62 вражеских самолёта.)


На какой реке 25 апреля 1945 года произошла встреча войск союзников?
(На Эльбе.)


Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?
(
Парад Победы .)


Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как?
(Пик Победы, 7439 м.)


Назовите сумму порядковых номеров месяцев начала и окончания Великой Отечественной Войны.
(11, ведь это были июнь и май.)


В июле 1945 года на этой конференции Советский Союз подтвердил своё согласие вступить в войну с Японией. Начался последний этап Второй мировой. Что это была за конференция?
(Потсдамская конференция, близ Берлина.)


Пост министра обороны в своё время занимал Жуков или Конев?
(Жуков Г.К., пост министра обороны СССР занимал с 1955 года по октябрь 1957 года.)


Родион Малиновский был министром обороны или министром иностранных дел?
(Министром обороны СССР с 1957 года.)


На заседании какой организации Никита Хрущёв стучал по столу ботинком?
(ООН. )


В какой стране были размещены советские ракеты, ставшие причиной Карибского кризиса?
(На Кубе.)

Ещё вопросы викторины: 1

Предварительный просмотр:

Игра - викторина для начальных классов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.

Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).

Оборудование:

1. Репродукции картин:

2. Карточки с именами богатырей

3. Наборы предметов для археологической странички.

4. Наборы карточек с датами.

5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.

Ход занятия .

Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.

Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.

Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.

СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА

Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

В брюхе - баня, в носу решет,

На голове – пупок.

Одна рука, и та на спине.

(чайник)

По дороге я шёл,

две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(штаны)

Два - ста ухаста,

Два - ста рогаста,

Четыре - ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

(корова)

Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомого встречу –

Соскочу - привечу.

(шапка)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(подушка)

СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)

3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)

4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)

5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)

6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).

Выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и,конечно, же........

а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

2.Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.

СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.

Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».

Задания на карточках.

1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).

2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)

СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.

Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».

Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).

2. Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)

3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)

4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана (передник)

5. Как называлась народная юбка (понёва)

6. Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)

7. Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)

8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. (лапти)

9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).

Знаете ли вы, что :

Украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,

драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ

Нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень

длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК

Нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,

застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.

называлась ФЕРЕЗЕЯ

Бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое

почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.

МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами

В 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.

СТРАНИЧКА ПЯТАЯ - ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Хронографией называли в Европе запись исторических событий.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:

Как это называлось на Руси? (летопись)! балл

Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла

Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.

1. Крещение Руси 988

2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237

3. Куликовская битва 1380

4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480

5. Основание Москвы 1147

6. Основание Санкт - Петербурга 1703

7. Поход Ермака Тимофеевича 1581

8. Первая русская печатная книга 1564

9. Начало династии Романовых (Михаил Романов) 1613

10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721

11. Начало Великой Отечественной войны 1941

12. Окончание Великой Отечественной войны 1945

СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.

ЗАДАНИЕ командам:

Каждая команда получает набор предметов (монетка.бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)

Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических

исследований древнерусского города.

Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.

СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ

Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне

Пока команды работают,

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


Задачи:

  • актуализировать приобретенные знания, умения и навыки по курсу “Введение в историю”;
  • прививать интерес к науке – истории, к прошлому своего народа, Родины;
  • формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов.

Подготовкой к викторине является решение организационных вопросов: дети сами определяют, кто в какой команде будет выступать, выбирают капитана команды.

“Домашней заготовкой” является задание творческого характера, связанное с программой курса “Введение в историю”: придумать название своей команде как самостоятельному государству со своей государственной символикой (герб, девиз команды-государства); начертить карту своего “государства”, отразив на ней особенности природных условий, дав названия географическим и историческим объектам, используя условные знаки.

На урок приглашаются родители учащихся, из числа которых выбирается жюри.

Оформлением класса становятся плакаты-карты трех команд, украшенные гербами и девизами. На доску выносится название викторины “Знаешь ли ты историю?”.Команды размещаются за специально приготовленными столами, на которых лежат чистые листы бумаги и ручки. Все задания ребята получают по ходу викторины. За отдельным столом располагается жюри. Сбоку от жюри ставится стол, за которым будут выполнять задание капитаны (блицтурнир).

Результаты конкурсов оцениваются по 5-балльной системе. Время на выполнение заданий не превышает трех минут, кроме выполнения домашнего задания – представления команд-государств, отгадывания кроссвордов и блицтурнира капитанов.

Ход урока-викторины

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы проводим игру-викторину “Знаешь ли ты историю?”. Мы с вами не только изучали, какие бывают исторические науки и как они помогают узнать прошлое человечества, но и много читали исторических рассказов, в том числе книгу Н. Головина “Моя первая русская история”, ходили на экскурсии, связанные с историей нашей страны, города, науки и техники. Ваши знания помогут вам успешно выполнить задания викторины. У нас в классе сегодня присутствуют гости – ваши родители, которые по достоинству оценят не только ваши познания в истории, но и ваше умение работать в единой сплоченной команде, умение быть внимательными и чуткими друг к другу.

Желаю всем командам удачи!

2. Представление жюри и ознакомление с условиями викторины.

3. Интеллектуальная разминка (беседа). Звучит музыкальный отрывок из оперы М. Глинки “Иван Сусанин” “Славься”.

– Кто из вас знает, из какого музыкального произведения этот отрывок, кто его написал? Как называется эта торжественная песня?
– К кому обращены слова: “Славься!”? (К России, ее народу, героически защищавшему родину от польских захватчиков.)
– Как вы думаете, почему именно эту музыку хотели сделать гимном России?
– Приведите примеры мужества и героизма народов России в защите Отечества.
– Для чего надо знать историю?
– Читая исторические рассказы, узнавая прошлое нашей страны, какие чувства вы испытывали?
– Александр Сергеевич Пушкин написал: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!” И сегодня мы с вами еще раз вспомним героическое прошлое нашего народа.

4. Представление команд (“домашнее задание”).

Один из членов команды рассказывает о своем вымышленном государстве, расшифровывая легенду карты, объясняя символику герба и девиз своей команды-государства, раскрывает особенности занятий населения и законы, по которым живут и работают свободные граждане этого государства. Жюри учитывает полноту ответа и богатство фантазии ребят.

5. Конкурс капитанов. Блицтурнир.

Учитывается скорость и правильность выполнения заданий. Каждый капитан получает тест на отдельном листе, выполняет его за отдельным от команды столом.

Вопросы блицтурнира.

1. Как переводится с греческого слово “история”:
а) раскапывать, б) расследовать, в) рассказывать

2. Кто сказал о героизме русских воинов слова: “Здесь я увидел, что русские непобедимы”:
а) хан Мамай, б) Наполеон, в) Карл XII

3. Какой город назван “городом русской славы”:
а) Киев, б) Рязань, в) Севастополь

4. Как называется наука, изучающая историю родов:
а) геральдика, б) генеалогия, в) геометрия

5. Как называется многочисленный коллектив родственников:
а) племя, б) дружина, в) род

6. В каком году началась Великая Отечественная война:
а) 1941, б) 1812, в) 1939

7. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва”:
а) М.И. Кутузову, б) В.Г. Клочкову, в) Наполеону

8. Герб Москвы – это изображение:
а) медведя, б) льва, в) всадника, поражающего копьем змея

9. Как называется принудительная обязанность побежденного народа платить дань государству-захватчику:
а) оккупация, б) рабство, в) иго

10. Как звали славянских просветителей, создателей славянской письменности:
а) Кирилл и Мефодий, б) Борис и Глеб, в) Петр и Павел

6. Командный конкурс. Отгадывание исторического кроссворда.

Конкурс проводится одновременно с конкурсом капитанов. На его проведение дается время в ходе выполнения задания одной из команд, но не больше 10 минут. Учитываются время, полнота и правильность решения кроссворда.

По горизонтали:

1. Материал, на котором писали в старину (пергамент) .
2. Наука, изучающая историю общества по остаткам древних предметов, открываемых на раскопках (археология) .
3. Наука, изучающая историю родов (генеалогия) .
4. “Второй день рожденья” (именины) .
5. Первый российский император (Пётр) .
6. Ящик для хранения вещей, ценностей, заменявший в старину шкаф (сундук).
7. Самый большой период летоисчисления (эра) .

По вертикали:

8. Наука, изучающая гербы.
9. Запись исторических событий по годам, принятая на Руси.
10. Историческая наука, изучающая старинные монеты.

7. Конкурс “Кто правил на Руси?”.

Вступительное слово учителя:

– Кто такой правитель? Замените это слово другим, сходным по значению. (Князь, государь, царь…)
– Вспомните, за что восхваляли летописцы русских князей. (За то, что те оберегали Русь от вражеских набегов, сохраняли мир.)
– Каждый правитель имел свое прозвище, данное ему народом за его дела.

Команды должны в течение одной минуты на карточке линиями соединить имена русских князей с их прозвищами. (Все прозвища даны в начальной форме).

“Кто правил на Руси?”

7. Конкурс эрудитов – общекомандный.

Проводится в форме беседы, за каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

– Кто сказал эти слова, по какому поводу?

8. Общекомандный конкурс “Продолжи цепочку”. Установить взаимосвязь и продолжить цепочку.

Время выполнения 1 минута.

9. Конкурс эрудитов “След в истории”.

Можно провести (как общекомандный) в форме беседы, а можно для разнообразия в форме индивидуального опроса, выбрав по одному представителю от каждой команды.

– Не все имена остаются в народной памяти, сохраняются историей. Как вы думаете, что должен сделать человек, чтобы его имя, дела остались в истории страны, человечества?

“След в истории”

а) Первым открыл путь человечеству в космос, свой полет сопроводил шутливым: “Поехали!”. (Ю.А. Гагарин.)

б) Ученик А.В. Суворова, талантливый полководец, в одном из боев был ранен в голову и ослеп на один глаз, в преклонном возрасте принял командование русской армией ради спасения России, одержал победу над Наполеоном. (М.И. Кутузов.)

в) Возглавили народное ополчение, отразившее польскую интервенцию и освободившее Москву от поляков; первый скульптурный памятник в Москве, установленный на Красной площади в честь защитников Отечества, изображает этих героев. (К. Минин, Д. Пожарский.)

г) Пешком пришел в Москву из Архангельска, движимый желанием учиться, талантливый ученый, сделал много открытий в разных областях науки и искусстве, создал первый российский университет – Московский государственный, носящий его имя. (М.В. Ломоносов.)

10. Подведение итогов викторины по истории.

Выступление жюри.

11. Заключительное слово учителя:

– Вы показали хорошие знания по истории нашей страны, но вам предстоит еще так много узнать об истории как о науке и о прошлом не только нашей страны, но и всего человечества. Древние говорили, что история – учительница жизни. Как вы понимаете эти слова?
– Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятным настоящее, вы сможете предвидеть будущее развитие человеческого общества.

Понравилась статья? Поделитесь ей