Контакты

Учебные пособия и их роль в образовательном процессе. Некоторые правила написания учебных пособий

"Основы геополитики"

А.В. Шалак

Основы геополитики: теория, методология, практика: Учебно-методический комплекс. - Иркутск, Изд-во БГУ, 2014. - 100 с.

Учебное издание включает программу, краткий курс лекций по основам геополитики, материалы для подготовки и проведения семинарских занятий, а также контрольные вопросы и тестовые задания для проверки знаний

"Основы теории международных отношений"

Ю.П. Вахрушев

Основы теории международных отношений: Учеб.-метод. комплекс. – 3-е изд., перераб. и доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. – 102 с.

Предназначен для студентов, магистрантов и аспирантов всех форм обучения факультетов мировой экономики, конституционного и международного права, а также для всех, кто интересуется внешнеполитической деятельностью.

Обобщаются и систематизируются наиболее устоявшиеся положения и выводы, имеющиеся в научной и учебно-методической литературе, в области международных отношений. Оно призвано помочь в формировании представлений о сущности международных отношений, об их развитии в прошлом и настоящем, о наиболее актуальных проблемах мировой политики.

"История"

Составитель канд. ист. наук, доц. Т.А. Яковлева

История: Учебное пособие для студентов факультета по освоению обра-зовательных программ в сокращенные сроки / сост. Т.А. Яковлева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 157 с.

Учебное пособие по дисциплине «История» составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров и специалистов.

Содержит учебную программу, методические указания и учебные материалы по изучению курса. Предназначено для студентов факультета по освоению образовательных программ в сокращенные сроки всех специальностей.

"История государственного управления России. Хрестоматия"

Составители: В.М. Левченко, А.А. Распопина

История государственного управления России: Хрестоматия / сост. В.М. Левченко, А.А. Распопина. - Иркутск: Издательство БГУЭП. 2014. - 246 с.

Для студентов всех форм обучения специальностей, изучающих курс отечественной истории и истории государственного управления.

"История"

А.М. Курышов

История: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / А.М. Курышов. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 106 с.

Учебное пособие по дисциплине «История» составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров и специалистов.Содержит конспекты лекций и справочные материалы по курсу.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов – бакалавров заочной формы обучения, может быть использовано для подготовки к экзамену по курсу Истории.

"История России в вопросах и ответах"

Сост. Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева.

История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост. Н.Н. Быко-ва, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 240 с.

Учебное пособие содержит ответы и разъяснения наиболее актуальных вопросов по истории России в соответствии с федеральным образовательным стандартом для высшей школы и рабочей программой по курсу отечественной истории. Может быть использовано для самостоятельной работы студентов.

Предназначен для студентов всех форм обучения всех специальностей, изучающих курс отечественной истории.

"Политология"

Н.Н. Быкова

Быкова Н.Н. Политология: учеб.-метод. комплекс / Н.Н. Быкова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 79 с.

Учебно-методический комплекс

Включает наиболее важные темы учебного курса в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта. Призван помочь студентам овладеть определенным минимумом политических знаний и тем самым внести вклад в формирование у современных специалистов более широкого кругозора и уровня политической культуры.

Предназначен для студентов университета экономических специаль- ностей заочной формы обучения.

"История: учебное пособие"

Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева

Учебное пособие составлено на основе ФГОС третьего поколения и предназначено для студентов - бакалавров очной формы обучения. Содержит информацию из ФГОС, конспекты лекций, материалы для практических занятий, тесты текущего и промежуточного контроля, экзаменационные вопросы.

"Курс лекций по Отечественной истории"

Курышов А.М.

Учебное пособие преджназначено для студентов всех специальностей.

"История"

Быкова Н.Н., Курышов А.М., Распопина А.А., Яковлева Т.А.

История: учебное пособие / Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 500 с.

Учебное пособие содержит конспекты лекций, материалы для практических занятий, примеры тестов текущего и промежуточного контроля, экзаменационные вопросы.

"История экономики: От эпохи палеолита до XX в."

Майдачевский Д.Я.

Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - 136 с.

Для студентов, аспирантов и магистрантов, изучающих экономическую историю, историю экономических учений и экономическую теорию.

"История России для иностранных студентов"

сост. А. А. Распопина, Т. А. Яковлева

История России: учеб. пособие для иностр. студентов / сост. А. А. Распопи-на, Т. А. Яковлева. – 2-е изд. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 125 с.

Учебное пособие по дисциплине «История» составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит учебную программу, методические указания и учебные материалы по изучению курса.

Предназначено для иностранных студентов бакалавриата и специалитета.

"История политических и правовых учений"

Составитель канд. филос. наук, доц. Ю.П. Вахрушев

История политических и правовых учений: Учебное пособие / Сост. Ю.П. Вахрушев. - 6-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 170 с.

Учебно-методический комплекс включает в себя программу, курс лекций, а также планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список учебной литературы. Предназначен для студентов и магистрантов юридических факультетов всех форм обучения.

"История экономической мысли: Взгляд через века"

Е.В. Рощупкина

История экономической мысли: взгляд через века: Учебно-методический комплекс. 2-е изд., доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – с.

Учебное пособие представляет собой систематическое изложение истории познания экономики, начиная с момента зарождения экономических идей до наших дней. В основу курса заложена концепция развития экономической мысли от досистемного этапа к первым теоретическим системам политической экономии, а затем к формированию и развитию современных течений мировой экономической мысли. При этом особенностью содержательного характера курса является сочетание естественного для истории хронологического подхода с проблемно-тематическим, а именно: рассмотрением научных школ и концепций с точки зрения эволюции представлений о предмете экономических исследований. Каждый раздел и тема курса помимо комментария учебного материала содержит контрольные вопросы, список первоисточников и дополнительной литературы.

Комплекс предназначен для студентов экономических специальностей, магистрантов, аспирантов, а также всем, кто интересуется экономической историей.

"Политология"

Шалак А.В.

Последовательно излагаются основы политологии как науки, история наиболее значимых политологических идей, анализируются основные понятия политологии, а также политические и избирательные технологии. Обращается особое внимание на экономическую составляющую политических решений. Вопросы для повторения, тесты и библиографический список дают возможность углубить знания в процессе самостоятельной работы.

Для студентов всех специальностей, а также тех, кто интересуется проблемами политической сферы общественной жизни.

Для чего нужны учебные пособия

Учебное пособие тем и отличается от учебника, что оно дает возможность изучить не только теоретическую основу курса, некие правила и нормы предмета, но показывает, как их применять на практике, являясь, своего рода, самоучителем по дисциплине.

Чаще всего учебные пособия рассматривают не целый предмет, а какую-либо его часть. Углубленный разбор вопроса при этом, дает возможность досконально изучить материал. Учебные пособия несут информацию, которая предоставляет не только знания о предмете, но помогает применять эти знания в практической среде, четко, структурировано и ясно объясняя суть.

Для студентов учебные пособия играют очень важную роль не только в обучении, они являются незаменимыми помощниками при подготовке и написании научных работ, которые необходимо наполнять качественным текстовым материалом.

Как воспользоваться учебными пособиями

На нашем сайте мы предлагаем вам в помощь раздел «Учебные пособия», который состоит из целого кладезя полезной информации. Эти пособия пригодятся:

  • Для написания курсовых и других студенческих работ;
  • Для изучения предмета самостоятельно;
  • Для успешной подготовки к экзамену;
  • В качестве дополнительного материала при прохождении курса дисциплины.
  • Для составления отчета по производственной и преддипломной практике.

Скачать любую информацию вы сможете совершенно бесплатно – мы делимся тем, чем поделились с нами!

Просим вас! Если в закромах вашего рабочего стола хранится информация подобного рода, будь то лекции в цифровом варианте, или методические указания по прохождению практики на предприятии – поделитесь, не скупитесь, закачайте сюда!

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90 ; в РФ - ГОСТ 7.60–2003).

Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.

Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:

 временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;

 являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.

Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.

В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):

1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.

2. Введение включает следующие аспекты:

· цель (назначение) издания, соответствие учебной программе

· читательский адрес

· вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по дисциплине, актуальность, степень новизны, особенности авторской концепции

· общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).

4. Тематические разделы должны содержать выводы, обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.

5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.

6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:

  • основные итоги и выводы,
  • характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем,
  • рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета,
  • перспективы развития дисциплины (отрасли науки).

7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.

8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1 авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).

Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

Критерии экспертной оценки рукописи

Требования к структуре и содержанию рецензии

Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе.

Рецензия состоит из трех частей:

· общей части;

· постраничного разбора ("постраничных замечаний");

· заключения.

  1. Первая (общая) часть рецензии содержит оценку рукописи по следующим критериям:

1 – соответствия требованиям образовательного стандарта,

2 – соответствия современным научным представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных образовательных программ,

3 – соответствия содержания учебного и учебно-методического материала целям учебной дисциплины,

4 – соответствия требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных материалов,

5 – корректности в аспекте межпредметных связей,

6 – наличия конкретных целей и задач в логике компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат,

7 – соответствия внутренним стандартам качества учебного заведения,

8 – степени инновационности, новизны, наличия оригинальной авторской концепции,

9 – корректности использования специальной терминологии и обозначений,

10 – четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты использования литературы, наличия ссылок на источники,

11 – степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного материала,

12 – целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций, их качества,

13 – наличия логических и стилистических ошибок.

Вторая часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:

· подробный перечень замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т.д.);

· указание на отдельные места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.

В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине __________.. для специальностей (направлений)…____________.

Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет, и по какой причине.

Реквизиты рецензии:

  • название вида документа (рецензия);
  • точное название рукописи, на которую дается рецензия;
  • фамилия, и. о. автора;
  • содержание рецензии
  • фамилия, и. о. рецензента, его ученая степень, звание, должность, наименование организации;
  • подпись рецензента;
  • дата;
  • фамилия, должность и подпись лица, удостоверяющего подпись рецензента;
  • дата удостоверения подписи;
  • печать.

Коллективная рецензия дополнительно содержит:

  • дату и номер протокола заседания научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), на котором проходило обсуждение рукописи;
  • фамилии сотрудников научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), принимавших участие в обсуждении рукописи;
  • рекомендацию к публикации, данную коллективом, с подписью руководителя научного коллектива.

Инструкция

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предмету, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется . Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом.

Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помните, что большее значение здесь имеет не количество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это , что весь материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия.

Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную программу. Старайтесь сложными, длинными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную , обязательно дайте в сносках или в скобках расшифровку используемых понятий.

Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.

Включите в каждую тему кроме теоретической информации практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите . Особенно это важно, если учебно- предназначено или младших курсов.

Дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы. Кроме того постарайтесь дать к каждой теме перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебники, но и оригинальные труды исследователей.

Начинающему педагогу, как и любому творческому профессионалу, следует готовить предварительный план занятия, й недели или полугодия заранее. Нужно это для того, чтобы не «пересидеть» на каком-то предмете большее количество часов. И помочь педагогу в этом может документ, сводящий вместе все учебные дисциплины и количество часов, отведенное на каждую из них. Этот документ называется учебным план ом.

Вам понадобится

  • - методические пособия,
  • - консультации с преподавателями вашего учебного заведения,
  • - справочники и пособия по организации учебного процесса

Инструкция

Сформулируйте основные цели педагогического процесса в вашем учебном заведении. Обоснуйте закономерность подбора учебных дисциплин. Уделите несколько слов каждому предмету, раскройте его особенность. Разъясните, данные предметы выбраны и в связи между собой они находятся. Какую общую задачу они выполняют, как работают на развитие , как полноценной личности. Подробно разъясните, почему ваш учебный план отводит n-ое количество часов на каждый предмет, чем это обусловлено? Эта часть учебного план а в педагогической пояснительной запиской или обоснованием. Главная ее цель - формирование общего представления о целях, которые преследует учебное в образовательном и воспитательном процессах.

Приступайте к составлению «сетки часов», как ее называют преподаватели. Эта часть учебного план а является функциональным распределением перечисленных в первой части основных предметов и факультативов на учебный год с указанием общего количества часов, отведенных на тот или иной предмет. Также в сетке указывается количество часов, отведенных на проверочные и контрольные . Удобнее всего оформлять этот материал в форме таблицы. Сделайте номинальное перечисление всех предметов, запишите их в столбик. Список должен быть максимально полным, если ваша задача - составить сводный учебный план для всего учебного заведения.

Посвятите вторую часть таблицы распределению предметов на общее количество академических часов. Включите туда следующие графы: общее количество заплан ированных часов, лекционные занятия, практические (лабораторные работы); консультации и индивидуальные занятия; контрольные, проверочные работы и зачеты; часы для самостоятельной работы. В последней графе укажите способы итоговой проверки / - , зачет.

Обратите внимание

В сетке часов предметы следует распределить блоками - гуманитарные предметы, предметы естественно-математического направления, дополнительные и развивающие дисциплины. Каждый такой блок должен заканчиваться графой «Итого», в который вам необходимо указать общее количество часов, отведенных на каждый вид учебной деятельности.

Полезный совет

Оформляйте сетку часов в соответствии с требованиями вашего руководства. В школе, училищах и вузах обычно оформляется стандартная «шапка». В ней указывается полное название учебного заведения (большими буквами в центре документа), ниже - отступается место для подтверждающих подписей и печатей директора или завуча. Далее разместите в центре заголовок - «Учебный план», укажите временной период, например, «2011-2012 учебный год». Далее должна следовать сама таблица.

Учебное пособие – это печатное издание, разработанное для помощи студентам в изучении какого-либо предмета. От обычной научной литературы учебные пособия отличаются тем, что не только содержат теоретический материал, но и включают разнообразные практические задания и вопросы. Многие преподаватели, читающие лекционные курсы, часто сталкиваются с необходимостью написания учебных пособий для более качественного усвоения студентами пройденного материала.

Инструкция

Независимо от предмета и курса любое учебное пособие должно отвечать ряду требований. Прежде всего оно должно соответствовать существующей учебной программе того курса, для которого готовится пособие . Поэтому, прежде чем приступать к созданию пособия, определите основные цели изучаемого курса в подготовке . Обозначьте задачи обучения и воспитания, которые должны быть решены в процессе преподавания. Впоследствии эти сведения вы должны сформулировать во "Введении" вашего пособия.

Составьте четкую структуру учебного пособия. Помните, что изложенный в нем теоретический материал должен соответствовать учебной программе курса, разработанной на основе государственного образовательного стандарта. Очень важно, чтобы последовательность изложения в учебном пособии соответствовала последовательности лекционного курса и темам программы. В противном случае у студентов могут возникать трудности с поиском и усвоением необходимых сведений.

Работая над теоретическим материалом каждой главы, помните, что информация должна быть изложена максимально доступным, . Желательно избегать чрезмерного злоупотребления специальными терминами и предложениями. Важно, чтобы после ознакомления с текстом, у студентов оставалась ясное понимание прочитанного. Все используемые специальные или иностранные термины должны иметь расшифровку и пояснения.

Учебное пособие предполагает не только изложение теоретического материала, но и помощь учащимся в подготовке к практическим занятиям. Поэтому каждую тему вашего учебного пособия вы должны сопроводить перечнем вопросов для самопроверки и списком научных трудов, отражающих данную проблематику. Желательно также включить в каждую главу возможные темы и докладов. При этом каждая теоретическая тема (глава) в конце должна содержать четко сформулированные выводы из изложенного материала.

Каждое учебное пособие должно быть оформлено с соблюдением всех требований, принятых в научной и типографике. Проследите за правильностью и полнотой всех , приложений и схем, включенных в пособие . Особое внимание уделите общему списку , помещенному в конце пособия. Каждое издание в нем должно содержать полные данные о его авторах, названии, дате выхода и издательстве. Эти сведения будут очень полезны студентам при самостоятельной работе с курсом.

Полезный совет

Графики и схемы значительно облегчают восприятие и усвоение теоретического материала. Не пренебрегайте возможностями, которые представляют таблицы, схемы и рисунки. Они не только украсят вашу работу, но и помогут студентам лучше понять изложенные сведения.

Сегодня сложно найти таких людей, у которых нет дома персонального компьютера или ноутбука. Но, к сожалению, не все могут им правильно пользоваться, а также работать с программами. Если вам нужно кого-то этому обучить, стоит написать учебную программу для пользователей.

Вам понадобится

  • - Компьютер;
  • - выход в интернет;
  • - программное обеспечение.

Инструкция

Составьте план своей обучающей программы. Отразите в ней самые важные аспекты. Важно понимать на данном этапе, для кого будет она предназначена? Если для , то им будет достаточно базовых знаний по пользованию компьютером, технике безопасности и некоторым языкам программирования. На данный момент они еще не умеют создавать сайты в сети. Но будет вполне вероятно через некоторое время. Для желающих начать свой информационный бизнес в сети нужно все расставить по своим местам от А до Я: HTML язык, CSS, Photoshop и другие программы. Так что, сделайте тщательный план.

Подберите программы для создания уроков. Все зависит от того, будет ли ваше учебное пособие в письменном или устном виде. Может, вы изберете самый прогрессивный вариант – с голосовым . Решать вам. Тем не менее, вам понадобится Word (для текста) и Power Point () от Microsoft Office. Для записи видео пользуйтесь программой Camtasia Studio. Все это можно легко найти в свободном доступе.

При составлении пособия опирайтесь на существующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем дисциплины. Ваше методическое пособие должно использовать достоинства учебников и компенсировать их недостатки.

Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно- идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интересующий его раздел.

Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегодняшний день накопилось достаточно. А вот качественных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает.

Укажите как можно больше источников информации, к которым может обратиться специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и продемонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач.

Обязательно выделите в отдельную главу методические приемы, позволяющие проводить междисциплинарные (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением материала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Каждый учитель-предметник сталкивается с необходимостью разработать рабочую программу по своей учебной дисциплине. Конечно, существуют типовые программы, но педагогу приходится иметь дело с конкретными учащимися, уровень знаний, умений и навыков которых может быть в чем-то выше или ниже среднестатистических показателей. Рабочая программа составляется на основе типовой, но с учетом конкретных условий.

Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Поля постоянные:

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

Понравилась статья? Поделитесь ей