Контакты

Урок в музыкальной школе. Открытый урок преподавателя дши

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам. И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.

«Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд...»

В. А Сухомлинский

Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда педагога. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты собственных педагогических воздействий на ученика, во многом зависит способность учителя отрегулировать свою педагогическую деятельность для достижения наибольшего эффекта. От способности анализировать урок во многом зависит профессиональное мастерство преподавателя, производительность его педагогического труда.

Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт.

Поэтому цель данной методической работы:

Повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения,

Методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Самоанализ урока

Самоанализ урока необходимо рассматривать с методической позиции, с профессиональной и с позиции здоровьесбережения учащихся. Это очень актуальный вопрос в настоящее время. Известно, что только 11% выпускников школ выходят во взрослую жизнь здоровыми. В музыкальной школе положение усугубляется неправильными посадками за инструментом и напряжением игрового аппарата детей (форсированием голоса) в моменты интенсивных репетиций. Поэтому вопросам посадки, постановки игрового аппарата, его координации, движениям в процессе занятий, логичной смены и чередования видов деятельности должно уделяться особое внимание.

Ниже приведен образец самоанализа урока по общим принципам российской педагогики, адаптированные к уроку в музыкальной школе.

Модель самоанализа группового занятия.

  1. Место данного урока в системе уроков по общей теме. Как реализована триединая задача педагогики: обучение, развитие и воспитание? Не упущено ли чего? Основная цель урока? Была ли она оглашена в начале урока, подведены ли её итоги?
  2. Все ли дети были включены в практическую деятельность? Нашлось ли время для физминутки, отдыха у младших школьников? Всегда ли дети были активны, если пассивны, то почему? Не связано ли это со скукой, перегрузкой, монотонностью ведения урока, невниманием к ним педагога, большой по количеству детей группой, необычной обстановкой, слишком темпераментным энергичным педагогом?
  3. Насколько рационально был выстроен урок? Учтены ли психологические особенности внимания детей: трудное чередуется с легким, новое с известным, от простого к сложному и т.д.
  4. Характеристика класса, мотив отбора материала для данного урока, общение детей друг с другом и педагогом.
  5. Достаточно ли свободно владеет педагог музыкальным инструментом (голосом) для необходимых показов. Всегда ли это эффективно и оправдано? Не давит ли педагог ученика своими профессиональными умениями?
  6. Успешно ли был реализован план урока? Пришлось ли сменить темп урока, заменить задания с тем, что бы удержать внимание детей, «топтаться» на одном месте, излишне заниматься вопросами дисциплины и порядка и т.д.
  7. Использовались ли на уроке межпредметные связи с музыкальным инструментом, эстетикой, сольфеджио и хором? Смог ли педагог увязать в единое целое необходимость этой связи?
  8. Было ли что-то неожиданное на уроке? Как вышел из положения педагог?
  9. Индивидуальный подход. Как учитывались особенности сильных и слабых учащихся? Чувствовалась ли граница между ними? Помогают ли сильные слабым и педагогу в этом вопросе? Эффективно ли использует педагог способности «подвинутых» учащихся?
  10. Общая культура педагога, его умение выстроить непринужденную творческую обстановку на уроке. Эстетика подачи материала на доске и в наглядных пособиях.
  11. Состояние удовлетворенности уроком, чего не хватило для удовлетворения? Меры, намеченные по устранению указанных недостатков.
  12. Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Модель самоанализа индивидуального занятия.

  1. Место урока в общей системе занятий (тематический урок - с проработкой каких-то технических или художественных приемов, по определенной теме, жанру или отдельному произведению разбор программы, или текущая работа с репертуаром);
  2. Краткая характеристика способностей и потенциала учащегося;
  3. Исполнительский репертуар урока: целесообразность и доступность, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика.
  4. Необходимость выбранных приемов, методов работы над каждым произведением. Разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, использование аудиотехники, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство.
  5. Постановка конкретных проблем и задач в процессе работы (желательно по каждому произведению, если их было несколько). Оценка педагогом достигнутой цели,
  6. Развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии.
  7. Как сложились профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить)? Состоялось ли сотрудничество педагога и ученика на уроке? Есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Понятно ли ему, что надо делать дома?
  8. Запись домашнего задания. Сопровождалось ли оно пояснениями, закреплением усвоенного на уроке? Конкретно ли задание, нет ли в нём общих фраз, ни к чему не обязывающих?
  9. Самоанализ недостатков (недоработок) урока. Самооценка. Перспективы дальнейшей работы.

Факторы, влияющие на успешность проведения уроков

Сколько бы ни готовился педагог к своему открытому занятию или к посещению его урока администратором школы, он вряд ли получится полноценным и эффективным, если педагог не будет работать над собой. Для достижения успеха урока, нужно знать, из чего он складывается, в чем его суть, предназначение, каковы последствия и результаты. Каждый успешный урок приближает конечную цель педагогической работы преподавателя: воспитание эстетически развитой личности, грамотного слушателя и ценителя музыки. И это достигается не одним уроком, а целенаправленно выстроенной системой обучения, развития и воспитания. Итак, что нужно знать педагогу?

Факторы, влияющие на качество преподавания:

1) система теоретических и практических знаний, исполнительская база педагога;

2) умения изучать и учитывать реальные творческие возможности учащихся, осуществлять индивидуальный подход, формировать и развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению, управлять процессом обучения, коммуникабельность, креативность, творчество.

Факторы, влияющие на качество знаний (и/или исполнительский уровень учащегося):

1) методика преподавания, его уровень,

2) владение музыкальным инструментом, имидж педагога,

3) наличие и качество учебников, нотных сборников, методических пособий,

4) индивидуальные особенности учащихся (интерес, мотивы, склонности, состояние здоровья, игрового и голосового аппарата, возраст, пол, темперамент и т.д.),

5) внешние влияния (семья, среда, средства информации, общеобразовательная школа и т.д.),

6) сложившаяся система оценивания учащихся у педагога,

7) посещаемость, уровень домашней подготовки,

8) уровень воспитательной работы на уроке, в школе, в классе по специальности.

Виды общения между педагогом и учеником

От того, как сложены взаимоотношения в музыкальной школе ученика и педагога зависит половина успеха.

Виды общения

Краткая характеристика

стихийное

учащиеся не заинтересованы преподавателем и предметом, невнимательные в ходе урока, запоминание случайное, неосознанное, практические навыки слабые

преподаватель занимает главенствующее положение, делает много замечаний, исправляет, поучает, торопит с ответами (подпевает, подыгрывает, подсказывает), быстрый темп урока, громкая (одноообразная) речь, насыщенность материала, за практическими навыками проследить сложно - детей почти не слышно

партнерское

осуществляются по принципу «дети - те же взрослые, только с меньшими разумом и знаниями». На уроке идет спокойная беседа, включающая в себя и рассказ, и показ, и опрос. Практические навыки хорошие, учащиеся имеют возможность научиться, показать свой уровень, быть услышанными и понятыми

профессиональное

учащиеся максимально активны, ими руководит стремление лучше разобраться в материале, научиться большему и с более высоким качеством, инициативны, сами формируют учебные проблемы и решают их самостоятельно. Практические навыки отличные: уровень профессиональной ориентации

Видов общения и взаимодействия педагога с учащимися существует гораздо больше. Вышеуказанные охватывают лишь самые основные моменты педагогического общения.

Заключение

Необходимость анализа (самоанализа) - одно из обязательных условий успешности преподавателя. От того, насколько критично и аналитически подходит он к результатам своей деятельности, зависит его мастерство как учителя, наставника, воспитателя, человека, «сеющего разумное, доброе, вечное». Преподавателю музыкальной школы в оценке своей работы ошибаться нельзя - он формирует внутренний мир ребенка, вовлекает детей в мир прекрасного, воспитывает ценителя и умного слушателя музыки, закладывает основы исполнительства и музыкальной культуры.

В свете современных требований к педагогу, не стоит забывать о необходимости непрерывного и систематического повышения квалификации, педагогического мастерства. Можно очень хорошо владеть инструментом, голосом, много знать из истории и теории музыки, быть творческим и увлеченным человеком, но «споткнуться» на том, что не можешь научить тому, чем владеешь сам. Педагогический дар, так же как любой другой, дается не каждому. Поэтому многим из нас приходится учиться, учиться и учиться этой сложной и мудрой науке - педагогике, её правилам, принципам и законам. Конечно, многое приходит с опытом, но без знания и изучения основных педагогических принципов состояться и добиться признания учеников педагогу будет нелегко.

Таким образом, данная методическая работа поможет педагогу в планировании своей педагогической деятельности и установлении эффективного взимотворческого сотрудничества со своими учениками для достижения основных целей музыкального воспитания.

План - конспект открытого урока

по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения

Выполнила: Ильина Ирина Ивановна

преподаватель по классу фортепиано

МБОУДОД «Школы искусств п. Н. Лапсары г. Чебоксары

Тема урока :

« Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения »

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

Закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

Продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

Развивающие :

Развитие слуха,

Координация движений,

Активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:

Воспитывать любовь к музыке,

Воспитывать эстетический вкус,

Воспитывать усидчивость, собранность.

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Прямая и наводящая формы воздействия.

Развитие мышления

Оборудование : фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Портрет К.Рейнеке и А. Пушкина. Ноутбук

Применение педагогических технологий :

Здоровьесберегающая:

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..

Рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

Предварительная подготовка:

Разучивание музыкальных произведений;

Работа над гаммой

Репертуарный план урока :

1. Гамма До мажор

2.М. Крутицкий «Зима»

3. К. Рейнеке «Скерцино»

4.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)

5.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)

6. Г. Галынин пьесы из цикла «В зоопарке» (прослушивание)

План урока:

1.Организационный момент

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

5. Итог урока

6. Домашнее задание

Ход урока:

1 . Организационный момент . Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом

2. Разминка .

Упражнение «Радуга»

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

1 1 2 2 1 1 3

1 1 4 4 1 1 5

Пальчиковая игра: « Волшебный платок»


Педагог:

У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Далее проверяем знание ученицей гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .

3 . Работа с музыкальным материалом .

Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученица: М. Крутицкий «Зима»

Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?

Ученица: Грустный, взволнованный немного.

Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ученица:: Холодную зиму, темный лес.

Педагог : А какая природа зимой?

Ответы ученицы.

Педагог: На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный! То – сверкающий, солнечный, звонкий, то – хмурый, мягкий, тихий…

Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.
И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная красавица, как Снежная королева.


Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит…

Композитор, как и поэт, изображает природу только не словами, а звуками.

Посмотреть слайды с изображением зимы.

Ученица исполняет произведение.

Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ зимы? с помощью каких музыкальных средств выразительности?

Ученица: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот

Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?

Ученица: legato

Педагог: один маленький мальчик сочинил слова на эту мелодию:

Вьюга на дворе

Заметает.

На окне узор

Сверкает.

Все в снегу.

Я замерз.

Подходят слова к этой музыке? Попробуй и ты дома придумать текст к этой пьесе.

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Педагог: Аня, как называется твое следующее произведение?

Ученица: Скерцино.

Педагог: А ты знаешь, что такое скерцино?

Ученица: Да. Так называется небольшое произведение шуточного характера.

Исполнение пьесы ученицей.

Педагог: Эту пьесу написал немецкий композитор и пианист, дирижер Карл Рейнеке. Он жил более ста лет назад. (Показать портрет композитора).

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученица: Веселое, радостное.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Педагог: Аня, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «скерцино»?

(Ответ ученицы).

4 . Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит Г. Галынин «Чижик»

«Зайчик»

«Медведь»

«Лебеди»

«Слон»

5. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание:

Закрепление пьес «Зима» и «Скерцино»

Придумать слова к «Зиме»

Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.


Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере. Это объясняется как субъективными причинами (педагоги в ожидании негативной обратной связи избегают оценивать деятельность своих коллег), так и объективными (отсутствие практики в методике анализа урока, опыта и смелости в подобных вопросах у руководителей школы), что приводит к формализму в показателях (учитывается часто лишь количество посещенных уроков), а не к качественному, продуктивному анализу. Однако освоение современных педагогических технологий позволяет искать и находить новые подходы.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт. Поэтому цель данной методической работы: повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения, а так же методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Материал разработан и основан на концепциях ведущих российских педагогов, а так же собственном опыте работы. Рекомендации, данные в работе, могут служить памяткой и подсказкой для педагогов при анализе урока, что бы в их отзывах фигурировали не общие «размытые» фразы, а конкретные, конструктивные замечания не только по теории и исполнительству, но и по методике проведения занятия, от которой зависит качество усвоения учащимися учебного материала.

-Теоретическое обоснование содержания и анализа урока: основные педагогические принципы его проведения.

-Практика и методика анализа урока в условиях музыкальной школы, адаптация общих педагогических принципов к специфике музыкального образования.

1. Теория анализа

и основные педагогические принципы урока

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств (по определению В.И. Цыбасовой).

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого педагога, дающего урок. В ходе анализа он получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов и методов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты стиля деятельности.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ– показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Задачи посещения уроков могут быть разными. Это и ознакомление с работой преподавателя (работой учащихся своего класса по специальности), и контроль администрации, и оказание методической помощи, и открытое занятие как форма методической учебы, повышения квалификации.

Преподаватель и руководитель, посещающие урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.

Модель общего анализа урока

Рассмотримнекоторые важные моменты и акценты анализа урока, которые сложились в российской педагогической практике. Предлагаю обобщенную модель анализа урока с позиции управленческого подхода к деятельности преподавателя:

-анализ целей урока, постановка и доведение целей урока до учащихся;

-анализ структуры и организации урока. Наличие плана урока и организация его выполнения педагогом. Оборудование урока, использование технических средств обучения (ТСО);

-анализ содержания урока. Соответствие требованиям учебной программы. Организация самостоятельной работы учащихся. Повторение, обобщение;

-анализ методики проведения урока, обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения. Разнообразие приемов и методов работы. Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;

-анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Степень овладения практическими навыками. Накопляемость, объективность выставленных оценок;

-анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;

-общая оценка степени достижения целей урока,. Аргументированная характеристика достоинств урока и его недостатков. Диагностика причин и предложения по их устранению. Рекомендации преподавателю по самообразованию на основании выводов и предложений;

Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с педагогом (доброжелательность, уважительность, тактичность разговора), опираясь на положительные моменты. По окончании анализа урока заполнить и дать педагогу на подпись протокол, удостоверяющий факт анализа данного урока.

Самоанализ урока.

При подготовке к уроку и после него преподавателю важно обдумать и озвучить следующие вопросы.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика реальных возможностей учащихся данного класса

3. Как решались задачи триединой дидактической цели на уроке:

1)образовательные (чему учили?);

2)воспитательные (что воспитали?);

3)развивающие (что развивали?);

Была ли обеспечена их комплексность в сочетании со здоровьесберегающими целями?

4. Почему была выбрана такая структура урока? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на уроке и почему?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Был ли дифференцированный подход к учащимся? Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся?

8. Как обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?

11. Психологическая атмосфера урока (комфортность). В чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом?

12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания? Если не удалось, то почему? Как вы сами оцениваете результаты урока? Наметить перспективы своей деятельности.

Таковы общие педагогические принципы разбора и анализа урока. Посмотрим, какова возможность их реализации в практике Детской музыкальной школы.

для администрации музыкальной школы

В музыкальной школе занятия носят несколько специфический характер в первую очередь потому, что основаны не только на теории, но в большей степени на творчестве и импровизации. Урок в музыкальной школе не может быть математически точно выстроен и проведен. В нем всегда найдется место творческому отклонению от общего замысла урока, не нарушающего, впрочем, основной цели занятия. Однако, общие педагогические принципы проведения и анализа урока в целом применимы и к творческому уроку. Необходимо помнить важное педагогическое правило: эффективность урока будет только тогда, когда он методически продуман и подвергнут анализу.

Перед посещением теоретического (группового) урока необходима предварительная работа: знакомство с учебной программой, календарно-тематическими планами по теме, настрой преподавателя на присутствие на уроке постороннего. В зависимости от цели посещения можно поинтересоваться, в каком классе (с каким учеником) целесообразней посетить урок.

Основной анализ, как правило, охватывает несколько важных моментов, которые нужно учесть при написании протокола посещения урока:

-проверка домашнего задания учащихся: опрос, учет полученных знаний, поощрение, порицание, аргументированная оценка, вывод и обобщение;

-объяснение новой темы, понятий: глубина подачи материала, соответствие календарному плану, изложение: доступное, грамотное, сжатое или развернутое, умение проиллюстрировать материал голосом, на инструменте (отметить качество), индивидуальная работа с учащимися;

-эффективность и разнообразие закрепления материала и организация самостоятельной работы учащихся: умение охватить вниманием группу в целом и использование индивидуальных методов работы, способность педагога выбрать оптимальные приемы, способствующие активизации обучения, развитие гармонического, мелодического и ритмического слуха учащихся, их умения самостоятельно мыслить, связать предмет со смежными (специальными) дисциплинами, культура записей в тетрадях учащихся, постановка конкретных задач, вопросов и доведение до правильных конкретных ответов, акцент педагога на точном интонировании по сольфеджио и хору, включение игровых моментов и ассоциативного мышления у младших школьников;

-воспитательный аспект урока: тон, настроение, темп урока, эмоциональная окраска, художественные приемы, эстетика преподнесения материала; «живое, не сухое», использование дополнительной литературы и первоисточников как со стороны педагога, так и со стороны детей, внимание преподавателя к интересам, вопросам каждого ребенка, терпение и выдержка при ответах слабоуспевающих и плохо интонирующих учащихся. Занятия эстетического цикла предпочтительней строить в форме беседы, разговора, диалога, нежели в порядке монолога преподавателя или череды вопросов-ответов;

-применение на уроке технических средств обучения, наглядности: умение пользоваться аудио-, видеоаппаратурой без искажения восприятия музыки, качество иллюстраций, раздаточного материала, портретов, работы со школьной доской: аккуратность, лаконичность, грамотность записей;

-обобщение урока, задание на дом (оценки с обязательным объяснением, выводы по усвоению основных понятий, конкретность и продуманность домашнего задания, конечная цель которого – в закреплении темы, задание групповое или индивидуально каждому (по способностям и возможностям), запись в дневниках;

Таким образом, урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим, что и нужно зафиксировать в конечном итоге при посещении занятия, если оно, конечно, отвечает этим требованиям.

Анализ индивидуального урока (по виду искусства) , урока, как правило, творческого, ориентированного не на среднего ученика, как в группе, а на одного единственного, с учетом только его способностей, творческих возможностей и психики. Поэтому здесь необходим анализ исполнительской культуры ученика. Анализу подвергаются:

-место урока в общей системе занятий (разбор программы, подготовка к концерту, текущая работа, отработка отдельных технических, художественных задач и т.д.);

-количество произведений в программе учащегося, сколько охвачено работой на уроке, распределение внимания на каждое из них, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика;

-качество выбранной программы: сложность, актуальность, целесообразность и доступность репертуара;

-грамотность в работе над каждым произведением. Технические задачи: внимание к игровому аппарату ученика, координация движения рук, разнообразие приемов и упражнений для повышения технического уровня, отработки отдельных позиций, пассажей и пр., внимание к точности штрихов, авторской аппликатуры, педализация, меховедение, движение смычка, соблюдение темпов, мелизмов, правильная терминология. Выполнение художественных задач: звукоизвлечение, прикосновение, стиль, эпоха автора произведения, жанр, построение и форма, сюжет, кульминация, динамика, образы, аналогии и т.п.;

-разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, дирижирование, жестикуляция, использование аудио и видеозаписей лучших исполнителей данного произведения, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство;

-постановка конкретных проблем и задач в процессе работы. Недопустимы многократные проигрывания нотного текста на уроке без предварительного определения цели. Оценка педагогом достигнутой цели, усложнение задачи или закрепление навыка. Результативность данного вида работы;

-развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии. Не мешает ли педагог во время исполнения замечаниями, частыми остановками, дает ли настроиться, успокоиться, раскрыться и т.д.;

-начало урока–конец: есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Стал ли он лучше понимать и исполнять хоть одно произведение или часть его? Понятно ли ему, что надо делать дома?

-запись домашнего задания (так ученику легче ориентироваться в продвижении к намеченной цели). Запись в дневнике учащегося обязательна по каждому произведению. Важно: закрепляются ли при записи домашнего задания задачи – что делать, и приемы – как делать? Конкретно ли задание, нет ли общих фраз, ни к чему не обязывающих? В порядке самостоятельности и контроля за пониманием текущих задач в старших классах некоторые учащиеся могут записать задание сами после урока;

-эффективность воспитательной работы на уроке. Профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить), что преобладает: похвала или порицания?

Подчеркну особые моменты, настраивающие и воспитывающие в ребенке любовь к музыке:

художественная подача произведений (обсуждение программных пьес, придумывание названия для непрограммных),

эмоциональный и душевный контакт педагога с учеником,

доброжелательность, оптимизм, воодушевление педагога, преобладание с его стороны похвалы, слов поддержки,

темперамент педагога, умение пользоваться динамикой речи,

основа урока: диалог. Дает ли педагог высказываться ученику, не диктует ли свою волю?

терпеливость и терпимость к недостаткам ученика. Умение выслушать игру и найти хоть каплю хорошего в исполнении.

Модель аспектного анализа урока (по системам Л. Занкова, В. Давыдова)

Иногда администратор приходит на урок к педагогу для выявления отдельных направлений его педагогической деятельности с целью контроля или оказания методической помощи по некоторым вопросам: например, помочь в налаживании контакта с классом, в умении распределить по времени материал урока, подсказать уместность и целесообразность отдельных методов работы, понаблюдать за деятельностью отдельных учащихся и т.д. В таком случае можно говорить об аспектном анализе урока, которым необходимо владеть каждому руководителю.

Психолого-педагогический анализ урока проводится со следующих позиций:

-содержание урока;

-насыщенность урока. Значимость темы, мера трудности и сложности;

-композиция урока. Структура, логика, цельность;

-работа над формированием профессиональных умений и навыков: слушать и слышать, думать и задумываться;

-материал, рассчитанный на развитие творчества детей, чувств, использование собственного опыта знаний и исполнительства;

-использование наглядности как усилителя учебного материала;

-практическое применение знаний; обобщения, закрепления;

-педагогическая техника.

-энергетическая сила педагога (голос, мимика, настроение, убедительность речи, умение внушать, вести за собой);

-умение создать у детей настрой к уроку;

-поддержание активности восприятия учебного материала (исполнительского репертуара) в течение урока;

-умение ставить задачи, держать паузу после формулировки вопроса или задачи, что бы не мешать думать и решать проблему; вслушиваться в ответы детей, находить в них позитив;

-культура слушания и исполнения музыки;

-коммуникативные качества.

-интерес к детям, их мыслям и чувствам;

-взаимоуважение педагога и учащихся, стремление к общению;

-реакция на ошибки детей, внимание ко всем детям, дает возможность высказать каждому свою точку зрения, поддерживает, одобряет; на уроке идет диалог, сотрудничество;

-педагог не «вытягивает» ученика подсказками, создает у него чувство, что его принимают и понимают любого;

-поведение детей на уроке: спокойное, смелое, непосредственное или наоборот.

-педагог умеет отдавать инициативу детям, создавая ощущение методического соавторства.

Не обязательно искать в ходе урока все вышеизложенные положения, достаточно некоторых, самых заметных, характеризующих стиль педагога.

Оценка профессионально-педагогической деятельности преподавателя складывается из ряда факторов:

-профессиональные возможности и способности педагога: свободное владение инструментом, теоретическим материалом, вокальные данные, хороший слух и слуховой контроль;

-разнообразие форм и методов обучения: словесный, наглядный, практический и т.д.;

-использование в работе передовых методик, новых программ, экспериментальных курсов;

-кругозор, эрудиция, интеллект в музыкальной и эстетической области;

-грамотность в подаче материала, в орфографии основных музыкальных имен и понятий, использование правильной терминологии;

-развитие мотивации учащихся, побуждение их любознательности и интереса к предмету,

-профессиональная ориентация,

-связь преподаваемого предмета со смежными дисциплинами, соединение теории с практикой;

-умение надолго удерживать внимание детей, используя разнообразные приемы;

-расчет времени в процессе урока, владение дисциплиной в классе без окриков и дерганий учащихся; разумная строгость;

-умение распределять внимание на всех учащихся, не сосредотачиваясь на сильных;

-учет психологии возраста и пола детей, контроль за оптимальным темпом и динамикой урока, не напрягая учащихся;

-исполнительский и эстетический вкус, культура поведения, выразительная грамотная речь;

Открытый урок по специальности «Фортепиано» в третьем классе школы искусств

Тема:
Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю урок с обучающимся третьего класса школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического плана. Материал может быть полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.
Предмет: "Фортепиано", музыкальный инструмент вокального отделения
Класс: третий
Тип занятия:
Форма урока: индивидуальная
Цель урока.
Задачи урока:


образовательные:



развивающие:

2) развивать игровые навыки;


5) развивать чувство ритма;


воспитательные:





Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений
Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6);
Гаммы, арпеджио, аккорды (C - dur, a - moll);
Карл Черни, этюд №2 ор 821;
Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль).
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи - 1мин.
2. Основная часть урока - 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса - 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания - 5 мин.
в) Игра упражнений и гамм - 8 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями - 20 мин.
3. Закрепление материала - 5 мин.
4. Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание - 3 мин.
Рефлексия. Подведение итогов - 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,

- метод анализа и синтеза.
Ход урока
1. Организационный этап

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)

Приём работы: объяснительно - показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2) показ обучающимся гамм C - dur, a - moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
- анализ проведённой работы,

- похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности (например: а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина - непонимание обучающимся длины временнОго звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина - слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность в гаммах, причина - отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст. Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно - средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы в ансамбле:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона(№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10 ор 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок.
Методическая литература
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991
Нотная литература
1. Коровицын В. - Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс»2008
2. К Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821
3. Ш. Ганон. Пианист - виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт - Петербург, 2002

Самоанализ открытого урока по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров преподавателя Седовой Веры Олеговны с обучающимся третьего класса

Характеристика на обучающегося
Обучающийся третьего класса девяти лет по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения. На момент проведения урока имеет хороший музыкальный слух и память. Чувство ритма недостаточно развито. Эмоционально отзывается на все проявления музыкального развития. Хорошо принимает критику, видит свои ошибки и не боится критиковать своё исполнение. Есть успехи в обучении. Доброжелателен и коммуникабелен. К занятиям музыкой относится недостаточно серьезно, но за инструментом работает результативно, есть отдача. Старается хорошо разбирать нотный текст, систематически учится читать с листа, внимательно подбирает по слуху знакомые произведения. На концертных площадках не справляется с волнением, так как из - за недостаточной работы дома сценические произведения не доделаны. Правильное отношение к звукоизвлечению ещё не сформировано, приём staccato мало отработан в практических занятиях. Руки недостаточно свободны и организованы в игре на инструменте.
Обучающийся может результативно работать на уроке и дома.
Тема: «Работа над произведениями технического плана в школе искусств»
Форма урока: индивидуальная
Тип занятия: урок - отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана
Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана.
Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
1) расширить музыкальный кругозор обучающегося;
2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
3) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие:
1) развивать образное мышление;
2) развивать игровые навыки;
3) совершенствовать навык игры по нотам;
4) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
5) развивать чувство ритма;
6) развивать инициативу в творчестве;
7) развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
1) воспитывать интерес к предмету и инструменту;
2) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
3) воспитывать ответственность за результаты своего труда;
4) воспитывать контроль за своими действиями;
5) воспитывать культуру поведения за инструментом.
Этапы урока
1. Организационный этап

На этом этапе преподаватель поприветствовал присутствующих и осветил тему и цель занятия, обосновал выбранную тему, аргументировал её актуальность, а именно: данная тема направлена на всестороннее развитие способностей ребёнка, пошаговое раскрытие его возможностей, обучение технике работы с нотным текстом, пробуждение интереса к самостоятельным занятиям за инструментом.
2. Основной этап
Преподаватель использовал следующие методы обучения:
- словесный,
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,
- метод анализа и синтеза.
Гимнастика - непременный атрибут урока на любом отделении школы искусств - на освобождение тела обучающегося от зажимов в шее, кистях и пальцах, в плечевых и локтевых суставах, в корпусе (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Игра упражнений (Ш. Ганон №№1, 3, 5, 6)
Правильная организовать игровые движения - важная задача, стоящая перед преподавателем на всех этапах обучения. От постановки рук, которая продолжается на всём протяжении первой ступени обучения в школе искусств, зависит успех дальнейшего обучения. Зажатыми руками и корпусом тела невозможно свободное самовыражение.
Игра гамм (C - dur, a - moll)
Важным элементом исполнения гамм, аккордов и арпеджио является правильное представление схем (построение, аппликатура) и систематическая отработка навыка исполнения с непременным вниманием к созданию удобства при позиционной смене рук и синхронному звучанию обеих рук. Уделялось внимание также темпу, наиболее оптимальному для возможностей конкретного обучающегося.
Работа над этюдом К. Черни №2 ор 821
Перед обучающимся ставились практические задачи: следить за координацией рук, активно, но без лишних движений артикулировать пальцами, освобождать кисти рук и "прислушиваться" к движениям в суставах, активно брать правой рукой интервалы, синхронизировать работу обеих рук. Обучающийся старался справляться с задачами, работал осознанно и результативно.
Работа над ансамблевой пьесой В. Коровицына « Куклы сеньора Карабаса»
Краткий анализ нотного текста. Перед исполнением пьесы с обучающимся была проведена беседа о ритмических и штриховых особенностях произведения, обусловленных его программным значением.
3.Заключительный этап
Рефлексия. Подведение итогов
Оценивание работы обучающегося.
Проанализировав положительные результаты и недочёты урока, преподаватель поставил обучающемуся оценку "хорошо".
Работа преподавателя и обучающегося оценена положительно.
Домашнее задание дано с учётом совершенствования работы над упражнениями, этюдами и программным произведением.
Вывод. На протяжении всего занятия преподавателем поддерживался интерес обучающегося к изучаемой теме. Прослеживалась взаимосвязь этапов обучения. Обучающийся был внимательным, активным, любознательным. Задачи урока выполнялись творчески. Урок достиг поставленной цели.

Понравилась статья? Поделитесь ей