Контакты

Расстановка по Хеллингеру… Или очень быстрый способ избавиться от своих проблем. Семейные расстановки по Хеллингеру: что это за метод

Системные расстановки - это сравнительно новая, но уже хорошо зарекомендовавшая свою эффективность, методика профессиональной помощи. Эта методика позволяет найти решения личных внутренних проблем отдельного человека и семьи вцелом, найти и устранить подсознательный конфликт, являющийся причиной хронического или психосоматического заболевания . Также, метод системных расстановок позволяет диагностировать проблемы взаимоотношений и взаимодействия в рабочих коллективах и любых других группах людей . Основа метода - это общее, коллективное подсознание, открытое еще Карлом Густавом Юнгом. Берт Хеллингер (основатель метода) называет этот феномен "знающим полем".

В настоящее время никто не будет отрицать тот факт, согласно которому поступками и мотивами человека управляют в том числе и различные неосознанные (подсознательные) сценарии. Метод системных семейных расстановок позволяет увидеть эти сценарии, проработать их, чтобы выйти из тех тупиков и ловушек, из которых мы не можем выйти осознанно.

Хеллингер, создавая метод семейных расстановок, основывался на изучении и синтезе различных школ психотерапии. В частности, он успешно использовал выводы школы психоанализа, гипнотерапии, «первичной терапии», традиционной семейной терапии и других направлений. Также, в основу метода легли собственные уникальные открытия ученого.

Одним из открытий Берта Хеллингера является осознание того факта, что внутри этой семейно-родовой системы существуют и действуют определенные законы . По этим законам существует, развивается и живет любая семейная система (Ваша тоже). Понимая эти законы, мы можем объяснить, на первый взгляд, необъяснимые поступки людей и события. Также, зная их, мы можем исправлять ситуацию в своей жизни. Подробнее о четырех главных законах семейной системы читайте ниже. Методы исправления ситуации и "разрешающие фразы" Вы можете увидеть в приведенных видеороликах и прочитать в книгах Берта Хеллингера.

Что такое системные нарушения и системная терапия в психологии? Как проводятся расстановки (видео):

Как проводит расстановки сам Берт Хеллингер (видео с его семинара)

Расстановка проводится по принципам системно-феноменологического подхода и представляет собой уникальный метод быстрой терапии , ориентированной на решение существующей проблемы. Она позволяет не только провести диагностику любой сложной жизненной ситуации, но и найти причины ее возникновения - увидеть, что же, на самом деле, происходит в глубине Души. А зная причину существующей проблемы, можно ее устранить…

4 закона, которые используются во время расстановок

Эти законы хорошо объясняет на своем семинаре ЭЛИНА ЗИЦЕР, семейный системный психолог, расстановщик:

Более глубоко и подробно о том, что происходит в душе человека во время расстановок.

Просто посмотрев это видео можно понять причины проблем в своей жизни:

Почему ребенок постоянно болеет?

Наглядная иллюстрация по теории законов, открытых Бертом Хеллингером:

Что такое расстановки в классическом формате Б. Хеллингера? Какие виды расстановок бывают? Откуда расстановки появились? Какие методики были родоначальниками. Чем отличаются расстановки по Хеллингеру от метода психодрамы?

Интервью с основателем метода - Бертом Хеллингером

Метод семейных расстановок - как он появился? Что такое расстановки? Как они делаются? Примеры из расстановок (почему ребенок не хотел учиться, как влияют прошлые связи родителей на поведение детей и что нужно сделать родителям, чтобы освободить своих детей от этого влияния, как влияют аборты на ныне живущих детей и что можно сделать, чтобы этого влияния небыло).

Духовные аспекты семейных (системных) расстановок, совесть, порядки любви. Где применяются расстановки? Как удается любовь между мужчиной и женщиной?

В истории психологии и психиатрии есть несколько знаковых имён: Фрейд, Юнг, Павлов, Роджерс, Гроф... Сегодня в гостях у Андрея Ермошина (ведущего телепередачи "Взрослые игры") человек, который находится в этом ряду первооткрывателей в области психотерапии. Это профессор из Германии, автор метода семейных расстановок, Берт Хеллингер . Собеседники обсуждают духовные измерения его работы, те, почти мистические, явления, которые наблюдаются в практике расстановок. В беседе затронуты и аспекты взаимоотношений мужчины и женщины, почему возникает конфликт, как сделать отношения действительно близкими.

Нужно ли делать расстановку или воспользоваться другим методом? От чего зависит результат?

В самом начале с человеком идёт небольшая консультация по поводу его проблемы, задаются вопросы и выясняется насколько метод расстановки адекватен данной ситуации. Если проблема «странная», её причины не видны в текущей жизни человека, то лучше сделать расстановку. Иногда делается диагностическая расстановка - чтобы посмотреть что происходит в системе. Для того чтобы расстановка лучше прошла, у клиента должна быть сильная потребность и личное глубинное желание устранить проблему. Когда человека кто-то привёл или подталкивает сделать, то делать расстановку не стоит, она просто "зависнет" и будет прервана расстановщиком из-за отсутствия динамики (энергии для изменений), человек сам должен «созреть».

Что такое "разрешающие фразы" в расстановках?

Разрешающие фразы, это фразы направленные на решение ситуации в расстановке, устранение переплетений. Они проявляют то, что есть на самом деле. Например, признание дочерью иерархии и своего места в системе: «Мама, ты - большая, а я - маленькая. Ты - даешь, а я - беру» (также может совершаться какое-либо действие для закрепления, в данном случае может быть поклон). Или: «я поступаю с сыном, также как ты поступал со мной, папа». Еще: «я родился ценой твоей смерти. Я принимаю и сделаю со своей жизнью что-нибудь хорошее, в память о тебе». Разрешающие фразы зависят от контекста, от того что происходит в системе. Чтобы возник терапевтический эффект, необходимо чтобы фраза была не просто сказана, а прочувствована.

  • Вот хорошая статья с ответами на многие вопросы: книгасилы.рф/book/268
  • Книги Берта Хеллингера (их легко найти и скачать в интернете)

Как научиться расстановкам, тонкие духовные моменты, обзор расстановочных методик и принципов

Это удивительное интервью Елены Веселаго (ученицы Б.Хеллингера, расстановщика с огромным стажем и основателя своей школы) затрагивает не только "расстановочные" темы, но и прикладные, изложенные с точки зрения системных принципов. Например: Как психологам эффективнее искать клиентов. "Люди приходят в психологию, когда внутри есть что-то, что требует исцеления." Кто такой расстановщик - шаман или психолог? "Я использую и те и другие методы и не вижу в этом никакого противоречия". О проблемах в некоторых направлениях психотерапии. "Многие забыли про душу".

В настоящее время никто не будет отрицать тот факт, согласно которому поступками и мотивами человека управляют не только его индивидуальные воля и разум. Известно, что на поведение личности накладывают отпечаток в том числе различные неосознанные родовые сценарии. Метод системных семейных расстановок позволяет осознать эти сценарии — и их проработать , чтобы выйти из тех тупиков и ловушек, из которых в своё время не могли выйти наши предки.

Семейный театр

История метода системных расстановок уходит корнями как в транзактный анализ Эрика Бёрна, так и в первичную терапию Артура Янова. Известно, что ещё будучи священником, создатель метода, Берт Хеллингер, впервые задумался об удивительной феноменологии внутрипсихической природы. Задавшись вопросом относительно того, что же важнее, идеалы или же люди, он вскоре сложил с себя религиозный сан и решил посвятить свою жизнь исследованию тайн человеческой души.

Вскоре после окончания курса в Венской Ассоциации психоанализа он обратился к исследованиям в области семейной психотерапии. Они убедительно демонстрировали, что личность нельзя рассматривать как единицу — но лишь как составляющую системы, большей, чем сумма её частей . Вскоре Хеллингер убедился в том, что все члены одной семьи (будь то отцы и дети, братья и сёстры, ныне живущие, или же умершие) связаны между собой невидимыми связями. Эти связи строятся в соответствии с тремя базовыми законами, которые Хеллингер назвал Порядками Любви.

Первый из этих законов, называющийся законом принадлежности , гласит, что каждый член семейной системы имеет право на принадлежность к ней и приятие в ней. Второй закон, именуемый законом иерархии , обусловлен тем безусловным приорететом, который новая семейная система (молодая семья) имеет над старой (родительской семьёй). Наконец, третий закон, закон баланса, гласит, что в отношениях отдачи и принятия должно существовать равновесие.

Семейные технологии

В условиях нормального функционирования семейной системы согласно вышеописанным законам ныне живущие дают своим детям ту любовь, которой в своё время наделили их родители . Однако, недостаток и нехватка любви могут приводить к такого рода "сбоям" в системе, как парентификация — феномен, описывающий ситуацию, когда дети вынужденно становятся "родителями" для своих собственных отцов и матерей.

Или же, к примеру, нарушение закона принадлежности может привести к тому, что человек на протяжении всей своей жизни вынужден ощущать себя так, как будто бы он выполняет чужие запросы и воспроизводит чужие чувства . К счастью, системные семейные расстановки позволяют пролить свет на семейную ситуацию и трансформировать существующий внутриличностный контекст системы семейных отношений.

Этапы расстановки включают в себя запрос, выбор "заместителей" семейных ролей, непосредственную расстановку участников согласно тому или иному сценарию, а также катартическую переработку полученного опыта. Феномен, за счёт которого в рамках системных семейных расстановок происходят значимые личностные изменения, получил название "морфического поля ". Именно оно влияет на то, что заместители в рамках расстановок чувствуют себя так же, как ранее чувствовали себя их прототипы — что и приводит к значимым изменениям в рамках терапии.

Невзирая на то, что метод Берта Хеллингера так и не получил научного обоснования, его поразительная эффективность способствует привлечению в ряды поклонников системных расстановок всё большего количества людей. Немудрено: ведь это драматическое действо импонирует всем тем, кто жаждет наглядного и эмоционально доступного решения своих семейных проблем.

В России название "Расстановка"® является зарегистрированным товарным знаком для психологических услуг, семинаров и тренингов. Правообладатель — Институт консультирования и системных решений (ИКСР). А словосочетание "Системные расстановки"® является зарегистрированным товарным знаком для любой печатной продукции. Правообладатель — Психологический Фонд "ИМАГО".

Берт Хеллингер и его метод

Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.

В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.

После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.

В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.

В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.

К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.


Метод системной расстановки по Хелингеру.

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.

Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.

Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.

Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.

Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать".

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно.

Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:

Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".

Компенсация в негативном.

Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.

Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.

Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.

В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:

1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

Ребенок и его братья и сестры;

Родители и их братья и сестры;

Бабушки и дедушки;

Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.

Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.

Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.

2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.

Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.

3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.

Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.

Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.

4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.

Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.

Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.

6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.

Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.

8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.

9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:

1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.

2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.

3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.

Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.

Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.

Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".

Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.

Литература:

Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.

Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.

Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.

Системные семейные расстановки – метод психотерапии немецкого философа Берта Хеллингера, в основе которого лежат три закона: закон принадлежности (связи), закон иерархии (порядка) и закон баланса давать-брать (обмена). Техника психологической расстановки по Хеллингеру хороша тем, что:

  • экономит время и деньги клиента, позволяя найти причину проблемы и ее решение в течение одного-двух сеансов, тогда как другие способы могли быть бесполезными;
  • дает возможность заглянуть настолько глубоко в семейную систему клиента, почерпнув информацию о жизни и сценариях прошлых поколений, что иногда результат от терапии поражает даже самих специалистов-расстановщиков.

Центр семейного консультирования «Ольвия» в Москве предлагает более 20 психотерапевтических практик, среди которых семейные, индивидуальные, родовые и многие другие психологические системные расстановки по методу Берта Хеллингера, собранные для вас в одном месте.

Системные расстановки помогают сделать жизнь человека счастливой, а именно:

  • осознать скрытые причины конфликтов между супругами, «отцами и детьми» и обрести гармонию в отношениях;
  • определить и устранить причины заболеваний (улучшить самочувствие, избавиться от симптомов, выздороветь);
  • решить проблемы в личной жизни (избавиться от одиночества и построить счастливые отношения с партнером);
  • выявить и устранить причины страха перед деньгами и разрешить себе стать богатым и успешным;
  • выбрать наиболее подходящего партнёра по бизнесу или проект для инвестиции средств;
  • понять и устранить причины повторяющихся в жизни негативных событий (сценариев);
  • определить своё призвание, понять, чем лучше всего заниматься в жизни;
  • выбрать оптимальное решение в сложной ситуации, условиях недостатка информации и многое другое.

Специалисты Центра «Ольвия» не только проводят ежедневные сеансы расстановок, которые проходят в дружелюбной атмосфере взаимопонимания, поддержки и сочувствия, – мы создали для вас специальный тренинг, направленный на обучение системным расстановкам по Хеллингеру по весьма демократичной для Москвы цене.

Групповые системные расстановки – интересный и часто непредсказуемый процесс, который можно разделить на несколько этапов:

  • беседу с клиентом, в ходе которой выясняется суть проблемы, его взаимоотношения с семьей, а также необходимые, по мнению специалиста, семейные подробности;
  • выбор заместителей членов семьи среди других участников сеанса. Именно на этом этапе возникает феномен замещающего восприятия, когда участники начинают взаимодействовать между собой, как те люди, которых они замещают в расстановке;
  • работа по устранению причин проблемы. Для устранения нарушений законов семейных систем используются перестановки фигур и проговаривание разрешающих фраз, идёт признание действительного положения вещей.

Несколько примеров из системных семейных расстановок:

  • во время расстановок частей личности для девушки была выявлена часть, которая испытывала внутреннюю вину, печалилась и не хотела жить. Оказалось, что таким образом девушка вспоминает своих старших абортированных братьев и сестёр. «Они ничего не получили, как же я могу быть счастливой?» Внутреннее ощущение вины в том, что если бы они родились, то девушка, скорее всего, не появилась бы на свет, т.е. её рождение стоило жизни старшим братьям и сёстрам. Нежелание жить, стремление к смерти – компенсация, попытка искупить свою вину. После разговора с братьями и сестрами в расстановке, девушка осознала, что им не нужна её жертва, что им достаточно только памяти и уважения. К ней сразу вернулось ощущение радости и полноты жизни;
  • запрос – муж ушёл к другой. В расстановке следующая картина: папа с мамой клиентки идут в разных направлениях, дочь пытается удержать родителей вместе, муж отстраняется от этой ситуации. В последующей беседе выясняется, что её родители хотят разойтись, но женщина всеми силами не даёт этого сделать, забыла про мужа и пытается решить проблемы своих родителей. Предложение расстановщика клиентке – определиться с приоритетами: либо посвятить жизнь родителям и решению их проблем, либо сосредоточиться на отношениях с мужем (мужчиной). Выбор может сделать только она сама;
  • девушка пришла на семейную расстановку с вопросом о том, почему у мужчин, которые хорошо раньше зарабатывали, как только начинают с ней встречаться, сразу появляются проблемы с деньгами. Дело оказалось в том, что со стороны девушки не было ответного энергетического потока благодарности и спустя некоторое время мужчины становились обесточенными, подсознательно не хотели приносить деньги ей, т.к. не чувствовали отдачи.

Как и любой другой метод, системные семейные расстановки имеют свои ограничения в применении. Расстановки не панацея от всех бед, хотя сфера их применения очень широка. В некоторых случаях лучше подходят другие инструменты, индивидуальные для каждого человека, и об этом лучше всего поговорить со специалистом.Однако именно системные расстановки по методу Хеллингера позволяют выявить скрытые причины конфликтов в семейных системах, определить негативные влияния родовых сценариев.

Узнайте подробнее о том, какие виды расстановок проходят в Центре «Ольвия» и что подойдет именно вам, по телефонам, указанным в разделе «

Как часто мы слышим не совсем понятные термины. Например, "расстановки по Хеллингеру" - что это такое? Начнем с того, что автор этого метода Берт Хеллингер - известный немецкий психолог, философ, педагог и практик. Его труды относительно молоды и направлены на решение человеческих проблем.

Что изучал Хеллингер?

Ученый сформулировал некоторые законы и закономерности, которые приводят к нежелательным событиям, конфликтам между супругами или коллегами. Хеллингер долго трудился над такими вопросами: «Как происходит перенимание чувств? Как влияет совесть (личная или семейная) на образ жизни личности? Существует ли система, управляющая отношениями?» На самом деле это лишь часть тем из целого списка учений Берта.

На сегодняшний день его расстановки становятся все более востребованными. С помощью этого метода большое количество людей смогли найти истоки своих неприятностей и искоренить их. Многие практикующие психотерапевты все чаще используют расстановки по Хеллингеру в своей работе с группами, семейными парами или индивидуально с личностью.

«Расстановка» - это место индивидуума в пространстве. Сам метод напоминает игру в шахматы. То есть каждому участнику присваивается определенная роль, которая отображает его подсознательный образ в ситуации, требующей проработку. Это может быть не только семейная ситуация, но и проблемы в коллективе, неудачи в бизнесе.

Метод расстановки по Берту Хеллингеру. Начало сеанса

Итак, к психотерапевту приходит мужчина с насущной проблемой. Для начала специалист ведет небольшую беседу с ним, в ходе которой решается, нужна ли ему расстановка или все гораздо проще. Ведь можно человека направить обычным житейским советом - и его жизнь войдет в привычное русло. Но когда ситуация осложнена, то с клиентом ведется более детальный разговор.

Для начала выделяется сама проблема. Например, в данном случае - мужчина пьет, жена его ежедневно «пилит» и считает, что все семейные проблемы связаны с алкоголизмом. Мужчина, в свою очередь, так не думает. Ведь до женитьбы он не употреблял так много спиртного.

Психотерапевт просит клиента рассказать о своем образе жизни. Расстановки по Хеллингеру требуют системного рассматривания проблемы. То есть важно понять, чем занят каждый из супругов целый день, какие у них отношениям в целом, из-за чего происходят конфликты. Наконец, являются личности сами собой в семейной жизни или играют чьи-то роли.

Специалист отдельно рассматривает родителей мужа и его жены. Как они вели себя друг с другом в семье? Если выяснится, что со стороны мужчины отец и мать жили душа в душу и проблем с алкоголизмом не было, то уделяется наибольшее внимание родственникам жены.

Предварительно разобравшись на первой беседе, специалист рекомендует мужчине прийти на следующий прием со своей супругой. Ведь корень зла скорее всего в ней, и избавиться от него без ее участия невозможно.

Ведь у той не сложилась семейная жизнь, и она все время задавала своей дочери установку: «Смотри, все мужчины одинаковые. Твой отец такой же, как и все. Выпивает, приносит домой копейки». С навязанными мыслями дочь подрастает и невольно замечает только негативные черты в окружающих мужчинах.

Все же девушка начинает встречаться с симпатичным ей парнем. Вскоре наша героиня выходит за него замуж, но через некоторое время ей кажется, что муж совсем не «ее человек». Что бы он ни сделал, все ей видится негативным.

Казалось бы, избранник не так плох, его положительные черты перевешивают недостатки. Но женщина продолжает сохранять внутреннюю агрессивность и на энергетическом уровне посылает ему негатив. Мужчина ловит этот сигнал, осознает, что партнерша его презирает, и постепенно начинает искать утешение в алкоголе. Это помогает ему забыться на некоторое время, однако проблема остается.

Следующие действия

Метод расстановок по Хеллингеру включает в себя проигрывание ролей. Психотерапевт предлагает семейной паре проиграть определенную ситуацию. Например, он просит женщину описать, как она ведет себя на рабочем месте. Пациентка комментирует свое служебное поведение, общение с коллегами, и обнаруживается, что на работе она «белая и пушистая».

Что меняется, когда она переступает порог дома? Почему одним своим внешним видом муж вызывает раздражение у женщины? Супруги проигрывают ссору сцены перед психотерапевтом. Жена говорит мужу свою обычную фразу: «Перестал бы пить, и все бы наладилось».

С этого момента специалист просит пару остановиться. Системно-семейные расстановки по Хеллингеру требуют вовремя сконцентрироваться на важном моменте. В случае этой пары - это время пришло.

Психотерапевт говорит семейной паре: «Давайте попытаемся понять источник проблемы, которая вынуждает одного из вас пить». Далее вычеркиваются все причины, способствующие этому. Например, исключаются: большие денежные проблемы, конфликты на рабочем месте у мужчины, проблемы со здоровьем. Что остается?

Пациент откровенно признается, что его угнетает вечное недовольство супруги, которая постоянно к чему-то придирается или, наоборот, молчит и избегает супружеской близости. В таком случае партнер страдает от нехватки женской энергии.

Часто из-за отсутствия любви к партнеру или из чувства обиды представительницы женского пола таким образом наказывают избранника. Свою энергию они активно сублимируют в заботу о детях или загружают себя домашними обязанностями. В то время как супруг старается получить какой-то позитивный настрой, употребляя спиртное. Возникает замкнутый круг.

В дальнейшем расстановки по Хеллингеру подразумевают глубинную проработку проблемы. В данном случае психотерапевт попробует внушить женщине мысль о необходимости искоренить установку, которую невольно задала ее мать.

Своим поведением жена провоцирует мужчину на распитие спиртных напитков, собственно, заставляет играть роль ее отца-алкоголика. Если наряду с этим у женщины все же есть некая обида на супруга, то в процессе сеанса предлагается избавиться от нее. "Важно освобождать себя от негатива", - подчеркивает Берт Хеллингер. Семейные расстановки предлагают немало техник на этот счет.

На самом деле весь процесс не так прост, как кажется на первый взгляд. В истории этой семейной пары специалисту предстоит наделить героев новыми «ролями», причем так, чтобы между ними происходил равномерный обмен энергиями.

Воздействие эгрегора на человека

После сеанса расстановки можно удивиться: «Как получилось, что я стал играть не свою роль в жизни? Почему я говорил чужими мыслями?» На самом деле мало кто задумывается над тем, действительно ли он занимается тем, чем хочет, и живет ли так, как сам этого желает.

В большинстве случаев выясняется, что ежедневные мысли, чувства и действия позаимствованы нами от окружающих людей: собственной семьи, коллектива и социума в целом. Другими словами, определенное энергоинформационное пространство (эгрегор) оказывает свое прямое влияние на личность.

Каждое общество (коллектив) подчиняется определенной системе ценностей. Влияние эгрегора может быть как положительным, так и отрицательным. Каждый вырабатывает свою систему ценностей. Например, церковный эгрегор стремится оказать влияние на людей посредством проповедей.

А любая террористическая организация создает свой эгрегор, манипулируя сознанием участников определенной теорией. Иногда более сильные личности могут создавать свои эгрегоры и оказывать влияние на окружающих. Такой индивидуум должен быть наиболее энергоемким, так как его задача - руководить и воздействовать, то есть управлять многими энергетическими потоками. Об эгрегорах подробно написано в одном из трудов Берта под названием «Расстановки по Хеллингеру». Книга повествует о том, что зачастую корень проблемы может находиться в жизненных ценностях, передающихся по роду.

Житейские истории

Семейный род - это система, у которой есть свои определенные задачи. А члены семьи (мать, отец, сын, дочь) - элементы, которые должны выполнять свои функции. Что происходит, если кто-то выбивается из системы? Например, сын не пожелал стать военным вопреки семейной династии. А отец очень хотел этого.

В таком случае функция сына может перераспределиться между другими членами семьи или же переиграться: дочь выходит замуж за офицера. Отец безумно счастлив, старается установить прочный контакт с зятем и делится планами на будущее о продолжении военной традиции.

Метод немецкого психотерапевта глубоко затрагивает проблему старшего и младшего поколений. Всем ли способна помочь расстановка по Хеллингеру? Отзывы об этом разные. Однако большинство согласны с тем, что родовые эгрегоры могут оказывать негативное влияние на потомков.

Например, молодая женщина глубоко несчастлива в браке. Казалось бы, все методы реанимации отношений безрезультатны, в семье царят грубость и насилие. Выход один - развод. Но старшее поколение этой женщины единогласно твердит: «В нашем роду не было разведенных. У нас это не принято и считается позором».

То есть родовой эгрегор этой женщины диктует ей свои устои и требует подчинения. Только полное переосмысление и отказ от роли «жертвы» поможет такой личности принять важное решение и начать новую жизнь.

Агрессия по наследству

Системные расстановки по Хеллингеру помогают многим семейным парам и отдельным личностям глубоко осознать истоки зла. Приведем простой пример проблемы, с которой довольно часто обращаются к психотерапевтам мужчины.

Итак, на прием к психологу пришел условный молодой человек. Он не мог понять своего поведения по отношению к женщинам. После многочисленных разводов он встал перед фактом - избранницы уходят из-за его немотивированной агрессии.

Во всех остальных областях жизни мужчина казался положительным. Во время беседы со специалистом, выяснилось, что мужчина когда-то "бессознательно" настроился на программу мщения. Как это возникло?

Как правило, в подобной ситуации выясняется, что пациент рос в семье, где отец был постоянно унижен и подавлен своей женой. Мальчик не мог оказать сопротивления своей матери, чтобы защитить отца. Таким образом, по мере взросления юноша выработал свой план (программу мщения).

Это привело к тому, что, находясь в отношениях с девушками, он периодически ощущал к ним лютую ненависть. Как только наступал подходящий случай, он вымещал на них свою злобу кулаками. Расстановка Берта Хеллингера должна показать мужчине, что эти чувства не принадлежат ему. Они навеяны и закреплены в сознании из далекого детства. А у клиента иная ситуация, да и у девушек иной характер, нежели у его матери.

И самое главное - он сможет стать счастливым только тогда, когда осознает это и начнет меняться. Это процесс постепенный. Многое зависит от природного темперамента личности. Одному достаточно 2-х сеансов, а другому потребуется несколько. Метод расстановки по Берту Хеллингеру уникален тем, что зная семейные системы (порядки), человек может не только избежать провалов в жизни, но и оградить от них будущее поколение.

Как работает групповой способ?

Речь пойдет о групповых сеансах. Феномен этих занятий заключается в том, что группа людей проживает роли действующих лиц в проблеме клиента. Ситуации могут быть разные: человек не может найти пару, постоянно болеет или испытывает финансовые затруднения, хотя для этого нет веских причин.

Метод расстановок по Хеллингеру сложно разъяснить детально, но происходит это по такому сценарию: между участниками распределяются соответствующие роли. И они начинают ощущать похожие эмоции обратившегося за помощью. Феномен получил термин «замещающее восприятие».

То есть происходит перенос внутренних образов с клиента на всех участников и на пространство, в котором проходит расстановка. Людей, выбранных на конкретные роли, называют «заместителями». Во время сеанса они вслух оценивают свое состояние, пытаясь восстановить проблемную ситуацию.

Системные расстановки по Хеллингеру помогают главному лицу распутать клубок своих конфликтных ситуаций, выстроить правильную иерархию и восстановить энергетический баланс. Работа выстраивается при помощи перемещения "заместителей" в поле расстановки благодаря различным ритуалам.

Сеанс можно считать удачным, если все участники не ощущают дискомфорта. И - самое главное - должно наступить физическое и психологическое облегчение у клиента. Метод расстановки по Берту Хеллингеру заставляет полностью активизировать разные уровни восприятия: эмоциональный, ментальный, аудильный, тактильный.

Что дает этот метод?

В результате индивид получает новый взгляд на свою проблему, приобретая иную модель поведения. Безусловно, самый лучший способ оценить методику - самому принять участие в групповом сеансе. Именно реальный опыт поможет узнать, как это работает на деле.

В наши дни многие уже слышали о таком методе, как расстановки по Хеллингеру. Отзывы отрицательные о нем тоже имеются. Но несмотря на это, популярность этого способа растет. Ведь диапазон сеансов достаточно развернут - это и психотерапия, и медицина, и педагогика, и даже эзотерика.

Вся информация, полученная в ходе сеансов, является конфиденциальной. Для того чтобы принять участие в групповой работе, должны присутствовать мотивация и осознанное желание. На сегодняшний день несложно найти группу расстановки по Хеллингеру. В Москве неустанно растет численность поклонников этого метода, так как он признан профессиональным.


Расстановка с помощью карт Таро

Наконец, мы подошли к той части, которая накладывает эзотерический отпечаток на метод немецкого психотерапевта. Дело в том, что не каждый человек может прийти в группу людей и открыто рассказать о своей проблеме. В таком случае личность может участвовать в групповом сеансе, но по его просьбе проходит скрытая расстановка. То есть клиент сам дозирует открытость информации. Прекрасный выход из этой ситуации - расстановка Берта Хеллингера с помощью карт Таро.

Колода в этом случае служит инструментом для диагностики происходящего процесса. Клиенту задают вопрос: «В чем суть твоей проблемы?» Человек выбирает, не глядя, карту, и описывает то, что увидел на ней. «Заместители» выбираются также, следуя выбранным арканам.

Согласно своей проблеме, клиент с помощью подсказок ведущего показывает каждому участнику, где ему встать и что делать. Следующий этап - эмоциональное проживание ситуации. "Заместители" обмениваются впечатлениями: «Я сейчас подумал, что…», «У меня сложилось ощущение того…»

В этот момент клиент тоже включается в процесс. Он выслушивает мнения всех участников и становится на место того, кто задел его эмоции больше всего. И, уже исходя из новой роли, он произносит слова, которые считает важными.

Расстановка завершается опросом каждого участника. Несмотря на то что проигрывается проблема клиента, "заместители" тоже находятся под пристальным вниманием психотерапевта. Ему важно знать, как тот или иной человек чувствовал себя в чужой роли, что переживал и какие выводы сделал.

Также специалист может оценить по диагностике на картах - в полной ли мере удалось оказать помощь клиенту или система не полностью раскрыла ситуацию? Ведь заказчик сразу не в состоянии объективно оценить сеанс. Для этого ему понадобится время.

Индивидуальная расстановка

Возможно ли самому провести подобный сеанс? Не исключено. Ведь не у каждого есть возможность или желание работать в группе. В этом случае возможна расстановка по Хеллингеру самостоятельно.

Правда, для этого следует вплотную познакомиться с теорией метода Берта Хеллинга. И важно на профессиональном уровне разбираться в интерпретации карт Таро. Итак, проблема обозначена, а роль "заместителей" будут играть карты. Работа делится на три этапа.

Первый - следует выбрать карты: себя и "заместителей". Далее надо разложить остальные карты так, как подсказывает интуиция. Затем поочередно открыть и с каждой собрать информацию, сложив ее в общую картину.

Второй этап - зависит от поставленного вопроса. Если он касается семьи, то выкладывать карты предков следует сверху, потомков - снизу. По необходимости можно брать дополнительные карты, если возникают сомнения. Во время процесса необходимо перемещать "заместителей", как это происходило бы с реальными людьми. Рекомендуется прислушиваться к своим физическим и психологическим ощущениям.

Третий этап - завершение. Это происходит, когда личность испытывает удовлетворение от проигранной ситуации. По результату интерпретации только клиенту решать, проработал ли он свою проблему.

Малопосвященному человеку может показаться, что это был сеанс гадания. Но это далеко не так. Индивидуальный метод расстановки с помощью Таро показан только профессионалам. Остальным рекомендуется прибегать к этому способу под руководством квалифицированного психотерапевта.

Понравилась статья? Поделитесь ей