Контакты

Составление плана обучения пациентов технике кашля. «Сестринский процесс в уходе за пациентами при нарушении функций органов дыхания

Обучение пациента только тогда может быть эффективным, когда знает и понимает значимость каждого этапа обучения. Процесс обучения, как и сестринский процесс , состоит из пяти этапов.

Этапы обучение пациента:

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения пациента.

3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения пациента медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки - интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере,
психологической сфере, эмоциональной сфере.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.

Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента .
Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен
(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение
лучше отложить.
Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:
демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, определение ЧДД , использование костылей, инъекции , измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой
обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения пациента, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

Как быстро вылечить бронхит и избавиться от надоедливого кашля — эти вопросы волнуют многих, особенно в весенне-осенний период, когда организм ослаблен и нуждается в витаминах. Многие не стараются искать быстрые способы избавления от кашля, а применяют различные методики, чтобы почувствовать хоть какое-то облегчение, пусть даже ненадолго.

Всем известно, что лекарственные препараты иногда не оказывают особого действия. Сильный кашель трудно вылечить с помощью таблеток и сиропов, и кажется, что у мокроты уже выработался стойкий иммунитет к лекарствам. Если вы все же надеетесь найти медикаментозный препарат, способный быстро избавить вас от кашля, то вынуждены вас разочаровать, на сегодняшний день не существует никаких эффективных лекарственных средств, позволяющих оперативно устранить данную проблему.

Даже ведущие эксперты в области медицины не раз озвучивали, что абсолютно все аптечные препараты действуют по принципу плацебо. Но это не повод опускать руки, все же есть некоторые методики, способные облегчить состояние человека в период болезни. Вылечить бронхит и избавиться от надоедливого кашля вполне реально, если выполнять некоторые дыхательные упражнения.

Эффективные способы устранения кашля

Во время кашля наш организм теряет много диоксида углерода, крайне необходимого для поддержки нормального состояния дыхательных путей. Недостаточное количество CO2 вызывает раздражение нервных клеток и их рецепторов, что провоцирует возникновение кашля, в это же время происходит снижение уровня кислорода не только в мозге, но и во всем организме в целом. Постоянный сильный кашель способен вызвать патологические эффекты, накапливание и усиление которых, в свою очередь, провоцирует еще больше приступов. Как разорвать эту цепочку, вылечить бронхит или любые другие болезни дыхательных путей?

Эффективные упражнения при сильном или хроническом кашле

Изначально необходимо научиться кашлять через нос, не удивляйтесь, но это действительно так, рот в это время должен быть закрыт. Также нужно учиться кашлять ртом, зажав при этом нос пальцами. Эти два простых упражнения позволяют нормализовать в организме концентрацию диоксида углерода и успокоить раздраженные рецепторы.

Также необходимо научиться вдыхать меньшее количество воздуха с целью повышения в дыхательных путях уровня CO2 и обогащения клеток организма кислородом. Такие манипуляции могут вызвать некоторые неприятные ощущения, но, тем не менее, это надежный способ быстро устранить кашель.

Обратите внимание! Применение данных техник требуют предварительной консультации с лечащим врачом!

Как только у вас возникнет ощущение, что приближается приступ, нужно найти удобное место, присесть, расслабиться и выпрямить спину, а затем выполнить несколько простых упражнений, которые помогут нормализовать дыхание. Сделайте хороший вдох, закройте рот и зажмите пальцами нос, ненадолго задержав дыхание. Первый короткий вдох необходимо делать носом, подключая мышцы живота и диафрагму, после чего нужно плавно выдохнуть. Затем повторите упражнение до того момента, как почувствуете облегчение. Основная задача данной техники — это поддержка умеренного кислородного голодания, то есть на протяжении всего времени вы должны испытывать желание вдохнуть большее количество воздуха. Небольшая задержка дыхания позволит обогатить клетки организма кислородом и увеличить уровень диоксида углерода в дыхательных путях.

Чтобы остановить кашель достаточно выполнять такие упражнения в течение всего лишь двух минут, это действительно наиболее действенный способ облегчить свое состояние. Эти техники позволяют подавить даже ночные приступы, а чтобы почувствовать максимальное облегчение, нужно следить за положением своего тела, когда вы ложитесь спать. Чтобы подавить желание кашлять в ночное время, необходимо лечь на левый бок либо на живот, только не на спину.

Вышеперечисленные упражнения включены в систему Бутейко, которая известна всем еще со времен Советского Союза. Такие дыхательные методики являются эффективными не только для лечения затянувшегося, но и хронического кашля и это подтверждено многими пациентами, которые столкнулись с серьезными заболеваниями (бронхит, астма, фиброз, туберкулез, рак легких, синдром приобретенного иммунодефицита). Практически все больные, регулярно страдающие от кашля, подтвердили, что такие упражнения действительно им помогли. Несмотря на это, система Бутейко не раз подвергалась критике, поэтому ваше право, верить в эффективность данной методики или нет, но лучше самостоятельно выполнить упражнения и ощутить результат.

Безусловно, даже у человека, не имеющего высшего медицинского образования, может возникнуть вопрос — как происходит вывод из организма мокроты, если препятствовать процессу откашливания? Необходимо понимать, что методика Бутейко позволяет нормализовать кислородный баланс в организме, тем самым происходит устранение причины кашля и, соответственно, уменьшение количества вырабатываемой организмом мокроты. А ускорить выздоровление можно при помощи дополнительных упражнений.

Эффективная методика избавления от бронхита. Упражнения в борьбе с астмой

Эта комплекс позволит укрепить не только тело, но и восстановить здоровье. Лучше не начинать практиковать в период простудных или более тяжелых заболеваний. Но можно все же выполнить несколько упражнений, которые помогут расслабить позвоночник, а также грудную клетку, ускорив тем самым процесс отхождения мокроты.

Самое простое упражнение и, пожалуй, самое приятное — это «ролики» (перекаты лежа на спине в разные стороны и вперед-назад), двигаться нужно не спеша и при этом следить, чтобы спина была максимально округлой. Но выполнять такое упражнение рекомендуется только тем, у кого нет никаких проблем с позвоночником. С помощью данного массажа удастся не только уменьшить кашель, но и оздоровить полностью весь организм, поскольку в процессе перекатов оказывается давление на нервные корешки спинного мозга, которые отвечают за нормальное функционирование всех органов и систем. «Ролики» позволяют улучшить самочувствие и помогут просыпаться по утрам в хорошем настроении.

Всего несколько упражнений помогут вашему организму избавиться от тяжелых недугов:

  • прогибы. Выполняя прогибы тела назад, происходит раскрытие грудной клетки, наблюдается улучшение работы легких и сердца. Прогибая верхний отдел позвоночника во время приступа астмы, происходит облегчение процесса выдоха. Напротив, если трудно сделать вдох, то необходимо наклониться вперед и прогнуться в области поясницы (если таковые движения не противопоказаны);
  • позы «перевернутые». Чтобы обеспечить хороший отток слизи из легких, нужно стать на голову или на плечи, причем в последнем случае вы сможете также улучшить кровообращение и активизировать иммунную систему;
  • «верблюд». Такая поза позволяет освободить носовой проход, очистить глотку и легкие, а также активизировать лицевые ткани;
  • «лев». При помощи данного упражнения удается активизировать ткани гортани, бронхиол и трахеи, избавиться от тонзиллита, уменьшить воспаление в горле, а также укрепить хрящи щитовидной железы;
  • «рыба». Эта поза помогает восстановить дыхание, а также улучшить работу всех дыхательных органов (глотки, гортани, носового прохода).

Для достижения максимального эффекта упражнения необходимо делать комплексно, не забывая при этом о расслабляющих методиках, к примеру, о позе «трупа». Если вы всерьез обеспокоены своим здоровьем, советуем поближе познакомиться с упражнениями, иногда это единственный способ решить проблему, когда никакие медикаментозные или любые другие средства уже не помогают избавиться от недуга.

Для оценки возможности пациента удовлетворять потребность в нормальном дыхании (обеспечение достаточным количеством кислорода) сестра должна уметь собрать как субъективную информацию, так и провести объективное обследование пациента.

Дыхание характеризуется частотой (в норме16 – 20 дыхательных движений в мин), глубиной (в норме – не глубокое, но и не поверхностное, можно сказать – удовлетворительно поверхностное ) и ритмом ( в норме ритмичное ).

Наиболее частыми признаками, свидетельствующими о недостаточном обеспечении организма человека кислородом, являются одышка, кашель, кровохарканье, боль в грудной клетке, тахикардия.

Одышка (диспноэ) – нарушение частоты, глубины и ритма дыхания. Это субъективное ощущение затруднения дыхания. Пациент говорит, что ему «не хватает воздуха», «нечем дышать». Следует обязательно уточнить, при каких обстоятельствах появляется одышка.

Одышка может быть физиологической , если она появляется после физической нагрузки или в стрессовой ситуации и патологической (при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, головного мозга, крови и др.)

В зависимости от затруднения вдоха или выдоха дыхания различают три вида одышки:

    Инспираторная – затруднён вдох. Это бывает, например, при попадании в дыхательные пути инородного тела или любого механического препятствия.

    Экспираторная – затруднён выдох. Такой вид одышки характерен для бронхиальной астмы, когда происходит спазм бронхов и бронхиол.

    Смешанная – затруднён и вдох, и выдох. Такой вид одышки характерен для заболеваний сердца.

Если одышка резко выражена, что заставляет пациента принять вынужденное сидячее положение – такая одышка называется удушьем (асфиксия).

В зависимости от глубины дыхания может увеличиваться или уменьшаться дыхательный объём. Дыхание может быть поверхностным или глубоким.

Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания (тахипноэ ), при этом вдох и выдох становятся короче.

Глубокое дыхание, наоборот, в большинстве случаев связано с патологическим урежением дыхания. (Одно дыхательное движение это вдох + выдох).

При резком нарушении частоты глубины и ритма дыхания возникают патологическое дыхание

ритм

вдох выдох

Нормальное дыхание

Патологические типы дыхания

    Дыхание Чейна – Стокса – характеризуется постепенным нарастанием глубины дыхания

которое, достигнув максимума на 6 – 7 минуте вдоха, а потом в той же последовательности уменьшается и переходит в паузу от нескольких секунд до 1 мин. Наблюдается при заболеваниях мозга, тяжёлых расстройствах кровообращения, при комах и отравлениях наркотиками.

    Дыхание Биота – ритмичные глубокие дыхательные движения чередующиеся через равные промежутки времени остановкой дыхания (от нескольких минут до 30 секунд).

остановка дыхания

    Волнообразное дыхание Грокка – колебания глубины дыхания, как и при дыхании Чейна – Стокса, но вместо дыхательных пауз отмечается слабое поверхностное дыхание.

    «Большое дыхание Куссмауля» – ритм дыхания не нарушен, но значительно изменена глубина дыхания – глубокое и шумное дыхание, один из видов гематогенной одышки. Возникает при диабетической, печёночной и других комах вследствие накопления в крови ядовитых кислых продуктов в результате нарушения обмена веществ. Может возникнуть при кровоизлиянии в мозг (центрогенная одышка).

Запомните !

При появлении у пациента любого из этих типов патологического дыхания следует немедленно вызвать врача! Это может привести к апноэ (остановке дыхания)!

Гастингс – характеризуется редкими, нерегулярными по глубине и частоте вдохами.

Кашель – защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты и инородных тел. кашлевой толчок – это форсированный звучный выдох. Кашель может быть сухим , без выделения мокроты, и влажным , с выделением мокроты.

Существует еще и лающий кашель – самый тяжелый кашель, встречается при коклюше, ларингите, отёке гортани и др.

Мокрота – патологический секрет дыхательных путей. Мокрота может выделяться при кашле в различном количестве и различного качества. По консистенции – густая, жидкая, пенистая; по цвету – прозрачная, жёлто-зелёная, с кровью; по запаху – без запаха, зловонная, гнилостная. Следует знать, что эффективность кашля зависит от нескольких факторов:

    текучести мокроты;

    способности пациента сделать глубокий вдох и сжать лёгкие, чтобы повысить в них давление.

При повреждении нервных центров, мышечной слабости, парезе кишечника, болевом синдроме, наличие интубационной трубки или трахеостомы, а также не смыкании голосовых связок очистка лёгких с помощью кашля не возможна.

Кровохарканье – выделение крови или мокроты с кровью во время кашля.

Боли в грудной клетке возникают, обычно, при вовлечении в патологический процесс лепестков плевры. Следует уточнить у пациента:

    локализацию болей;

    интенсивность и характер боли;

    причину усиления или уменьшения боли (например, пациент лежит на больном боку – так ему легче, так как реже кашель или прижимает больной бок рукой).

Запомните!

Признаками любой (по локализации) боли могут быть:

    выражение лица (гримасы, стиснутые зубы, наморщенный лоб, крепко зажмуренные или широко раскрытые глаза, крепко стиснутые зубы или широко раскрытый рот, прикусывание губ и т.д.);

    телодвижения (беспокойство, неподвижность, напряжение мышц, непрекращающееся движение вперёд - назад, почёсывания, движения, защищающие болезненную часть тела и т.д.);

    социальные взаимодействия (избегание разговоров и социальных контактов, осуществление только тех форм активности, которые облегчают боль, сужение круга интересов).

Курение , особенно в течение продолжительного времени и большого количества сигарет, ведёт к развитию хронических обструктивных заболеваний лёгких и раку лёгких. Эти заболевания приводят ухудшению обеспечения организма кислородом, т. е. нарушают потребность в нормальном дыхании.

Эта потребность может быть не удовлетворена и при неблагоприятной окружающей среде (загазованность, запылённость, табачный дым и т. д.).

Оценивая состояние пациента, необходимо обратить внимание на положение пациента в постели (например, вынужденное положение сидя – «ортопноэ»,вынужденное положение на больном боку, ввысоке положение Фаулера) и на цвет кожных покровов и слизистых (цианоз).

Оценивая потребность в нормальном дыхании, необходимо определить частоту, глубину и ритм дыхания.

В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16 – 20 в минуту, причем у женщин она на 2 – 4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении лежа число дыханий обычно уменьшается (до 14 – 16 в мин.), а в вертикальном положении – увеличивается (18 – 20 в мин).

Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном напряжении оно более глубокое.

В тех случаях, когда потребность в дыхании не удовлетворена вследствие какого-то острого заболевания и острой дыхательной недостаточности (ОДН), при оценке состояния пациента можно выявить ряд характерных признаков.

Одним из признаков ОДН является тахипноэ (учащенное дыхание) до 24 и более в мин. Изменяется поведение человека: появляется беспокойство, иногда эйфория, многословие, возбуждение. Многословие порождено страхом. Говорить на фоне учащения дыхания всегда очень трудно. В высокой степени ОДН человек постепенно утрачивает сознание и впадает в кому.

Запомните!

Пациент с острой дыхательной недостаточностью нуждается в экстренной помощи всех членов медицинской бригады!

Изменяется и цвет кожных покровов. Чаще всего развивается цианоз , но ещё более опасной является серая бледность , так называемый « землистый цвет холодной, покрытой липким потом кожи».
    1. Проблемы пациента при нарушении дыхания

Проблемы пациента могут быть связаны с:

    незнанием, неумением, нежеланием или невозможностью занять положение, уменьшающее одышку или боль;

    нежеланием выполнять дыхательные упражнения регулярно;

    неумением использовать плевательницу;

    неумением использовать ингалятор;

    снижением физической активности из-из одышки или боли;

    страхом смерти от удушья;

    необходимостью отказа от курения;

    снижением аппетита из-за мокроты с неприятным запахом;

    непониманием необходимости регулярного приёма назначенных врачом лекарственных средств и др.

    1. Определение целей сестринского ухода

Обсуждая вместе с пациентом план предстоящего ухода в связи с неудовлетворением потребности в нормальном дыхании, следует предусмотреть достижение одной или нескольких целей:

    пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

    у пациента сохранится физическая активность, необходимая для ухода;

    пациент сможет самостоятельно пользоваться ингалятором или плевательницей;

    пациент принимает лекарственные средства в соответствии с назначением врача;пациент;

    пациент бросит курить (уменьшит количество выкуриваемых в день сигарет);

    пациент (родственники) знает приёмы самопомощи при приступе удушья;

    пациент знает меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с отхаркиванием мокроты; и др.

1.4. Сестринский уход

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование 2-3 подушек позволит значительно улучшить дыхание.

Различные виды дренирующего положения улучшают отхождение мокроты, а значит способствуют выздоровлению.

Постуральный дренаж (дренирующее положение) будет стимулировать естественное отхождение мокроты только в случае долгого нахождения пациента в определённом положении. Постуральный дренаж назначается врачом, а выполняется под наблюдением и выполнением сестры. Сестра обязана объяснить пациенту важность такого положения. Существует несколько позиций, применяемых для опорожнения различных сегментов лёгких.

Положения тела для дренирования легочных сегментов

Доли и сегменты лёгкого

Положение тела

Верхние доли

Апикальный

Лежа на спине, голова наклонена вперёд (30°)

Передний

Лёжа на спине без подушки, валик под коленными суставами

Задний

Сидя, наклонившись вперёд, уживота валик

Средние доли

Справа:

латеральный и медиальный

Слева:

верхнеязычковый и нижнеязычковый

Лежа на противоположном боку, голова опущена на 30°, пораженная сторона слегка отклонена назад

20° колени согнуты

Нижние доли

Верхний

Лежа на животе, под таз подложена подушка

Переднебазальный

Лежа на спине, голова опущена на 30°, колени согнуты

Базально-латеральный

Лежа на животе, голова опущена, поражённая сторона слегка приподнята, бёдра на валике

Заднебазальный

Лежа на животе, голова опущена, таз приподнят

Следует сказать, что постуральный дренаж (осушение полостей с помощью положения тела) наиболее эффективен в сочетании с другими методами стимуляции естественного отхождения и искусственного удаления мокроты, выполняемыми другими, специально обученными специалистами. При этом необходимо учитывать, что некоторые из них, например вибрационный массаж, в период пребывания пациента в дренирующем положении значительно улучшает отхождение мокроты.

Положение на больном боку позволит уменьшить болевые ощущения и дыхание станет более глубоким.

Обучение пациента «технике кашля» позволит ему наиболее эффективно откашливать мокроту. Один из способов:

    сделать медленный глубокий вдох;

    задержать дыхание на 2 сек.;

    открыть рот и откашляться во время выдоха.

Обучение определённым дыхательным приёмам также направлено на улучшение удовлетворение потребности пациента в нормальном дыхании. Один из таких приёмов заключается в том, что пациент выдыхает сквозь сжатые губы, при этом выдох удлиняется. При такой технике дыхания пациенты легче откашливают мокроту, так как кашель становится более эффективным.

По назначению врача сестра проводит оксигенотерапию (терапия кислородом). Кислород является необходимым компонентом в процессе дыхания и газообмена, поэтому при кислородной недостаточности он используется как лекарство с целью заместительной терапии.

Запомните!

Как любое лекарство, принятое в избыточной дозе, кислород может стать ядом. Концентрацию, скорость, и продолжительность определяет врач.

Одним из наиболее распространенных методов оксигенотерапии является ингаляции кислорода. Независимо от вида используемого ингалятора и метода подачи кислорода необходимо обязательно увлажнять вдыхаемые кислородные смеси, а в некоторых случаях желательно их ещё согревать (при осуществлении оксигенотерапии через интубационную или трахеостомическую трубу).

Наиболее комфортным для пациента является способ ингаляции через носовую вилкообразную канюлю, поскольку в данном случае пациент имеет возможность говорить, кашлять, пить и есть. Но следует помнить, что если не применяются специальные методы увлажнения, у пациента может быть выраженная сухость носовой полости. Лицевая маска обеспечивает лучшее увлажнение дыхательной смеси, но создаёт значительный дискомфорт и требует перерыва оксигенотерапии для удаления мокроты, приёма пищи, общения.

Дискомфорт, создаваемый лицевой маской, проявляется значительной отрыжкой, поскольку пациент «закладывает» дыхательную смесь. Возникающая в результате оксигенотерапии через лицевую маску, является грозным симптомом, так как может послужить аспирации рвотными массами и, и как следствие - асфиксии (остановки дыхания).

По-прежнему используется способ оксигенотерапии через носовой катетер, имеющий те же преимущества, что и носовая канюля, но создающий определённый дискомфорт пациенту.

Пациент должен чётко представлять себе цели лекарственной терапии, которую сестра осуществляет по назначению врача.

    1. Оценка сестринского ухода

В процессе реализации плана ухода сестра осуществляет текущую и итоговую оценку эффективности сестринского вмешательства. Если вмешательства, направленные на увеличение возможности пациента удовлетворить его потребность в нормальном дыхании оказались малы или неэффективны, следует изменить характер вмешательств, согласовав их с лечащим врачом.

Энергичный кашель или чихание создает нагрузку на спину. Это давление настолько интенсивно, что может спровоцировать грыжу ослабленного спинного диска. Поэтому перед приступом кашля или чиха необходимо правильно поставить спину:

  • Наклонитесь немного назад, положив руку за спиной для поддержки
  • Согните ноги в коленях немного
  • Лучше всего встаньте спиной к стене, чтобы поддержать спину

Кашляя, люди совершают, как правило, одни и те же ошибки. Например, набирают слишком много воздуха в грудную клетку, а после из всех сил кашляют. Это не только не правильно, но и опасно. Избыток воздуха создает давление в легких. Это может стать причиной их разрыва, скачков артериального давления и проблем с сердцем. Для правильно распределения воздуха положите руки на живот и контролируйте его движение. Надавливайте на живот сверху вниз, стараясь кашлять «в пол».

Существует так называемый не эффективный кашель, когда продолжительный приступ происходит без выделения мокроты. Такой кашель необходимо подавлять. Сделать это можно сглотнув слюну, попив воды или задержав воздух.

Кашлять нужно осторожно. Сделайте средний вдох, и передвигайте мокроту по бронхам несильными кашлевыми толчками.

Учимся правильно чихать

Чихание - это ответ организма на попавшие в носоглотку микробы и инородные тела. Во время чиха с огромной скоростью вылетает из организма тысячи капель, содержащих микробы.

Главное правило правильного чиха - не закрывайте рот ладонью, так все патогенные микробы останутся на ваших руках. Пользуйтесь одноразовыми салфетками и мойте руки после чихания.

Во-вторых, не сдерживайте чихание. Не мешайте организму избавляться от микробов.

В-третьих, не зажимайте нос. Инфекция может попасть в слуховой проход и вызвать осложнения.

Как правильно сморкаться

При неверном очищение носа, обычный насморк может спровоцировать отит, гайморит, фарингит. Чтобы свести риски к минимуму, придерживайтесь следующих правил:

  • Не используйте носовой платок. Пользуйтесь одноразовыми бумажными салфетками - так микробы не попадут обратно в слизистую носа.
  • Не сморкайтесь двумя ноздрями одновременно. Очищайте сначала одну ноздрю, затем другую. Это снизит давление в носовой полости и не позволит инфекции проникнуть в ухо.
  • Ни в коем случае не глотайте слизь и не выплёвывайте ее через рот. Это разнесет микроб по горлу и всему организму.
  • Пейте много жидкости и находитесь в тепле. Так слизь быстрее покинет нос.
  • Обязательно мойте руки после высмаркивания, чтоб избежать распространения инфекции.

Вопросы для контроля:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Каковы основные функции органов
дыхания?
Какими показателями характеризуется
процесс дыхания?
Каким образом регулируется процесс
дыхания?
Чем стимулируется дыхательный центр?
Объясните механизм первого вдоха
новорожденного ребенка.
Что произойдет в организме при
гипервентиляции? Вдыхании чистого
кислорода?

Функции дыхания

ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КИСЛОРОДОМ
ВЫВЕДЕНИЕ
УГЛЕКИСЛОГО
ГАЗА И ВОДЫ
ОРГАНИЗМА

Характеристика дыхания

ЧАСТОТА
ДЫХАНИЯ
ГЛУБИНА
ДЫХАНИЯ
РИТМ
ТИП
ДЫХАНИЯ
ДЫХАНИЯ

Регуляция дыхания

Дыхательным центром,
расположенным в
продолговатом мозге,
и корой головного мозга.
Стимулятором
дыхательного центра
является углекислый газ.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ОБСЛЕДОВАНИЕ
ОЦЕНКА
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДИАГНОСТИКА
ПЛАНИРОВАНИЕ

1 этап Первичная оценка

Субъективная
информация
1 этап
опрос
осмотр
Объективная
информация
Перкуссия,
пальпация,
аускультация
Лабораторные и
инструментальные
данные

1 этап Первичная оценка: Опрос

одышка,
ЖАЛОБЫ:
кашель,
кровохаркание,
боль
в грудной клетке
тахикардия.

Одышка –

субъективное ощущение
затруднения дыхания,
обычно сопровождается
неприятным ощущением
нехватки воздуха.
Объективными признаками
одышки будут изменение
частоты, глубины и ритма
дыхания, также
продолжительности вдоха
и выдоха.

Виды одышки:

одышка
одышка
физиологическая
патологическая
инспираторная
экспираторная
смешанная

Виды дыхания

Поверхностное
Глубокое
Поверхностное дыхание часто
сопровождается с патологическим
учащением дыхания (тахипное), при
котором вдох и выдох становятся короче.
Глубокое дыхание, наоборот, в
большинстве случаев связано с
патологическим урежение дыхания
(брадипное).

Патологическое нарушение ритма и глубины

Чейна-Стокса
Биота
Куссмауля

Удушье

– резкая одышка с
глубокими вдохом и
выдохом, учащением ЧДД и
мучительным ощущением
стеснения в груди и
нехватки воздуха. Внезапно
развивающиеся приступы
удушья называются астмой.
Астма любого
происхождения (сердечная
или бронхиальная) требует
проведения экстренной
помощи.

Кашель

– это сложный защитнорефлекторный акт,
направленный на
выведение из бронхов и
ВДП мокроты или
инородных тел. Кашлевой
толчок является
форсированным звучным
выдохом.

Виды кашля, виды мокроты

По своему характеру кашель может быть
сухим (без выделения мокроты) и влажным
(с выделением мокроты).
Мокрота может различаться:
По консистенции (густая, жидкая пенистая),
По цвету (прозрачная, желто-зеленая,
розовая, ржавая),
По запаху (без запаха, зловонная,
гнилостная).

Кровохаркание

– выделение крови или мокроты с кровью
во время кашля.
Чаще при кровохаркании в мокроте
обнаруживаются прожилки крови, могут
быть сгустки, может вся мокрота
окрашиваться кровью («ржавая» мокрота
при пневмонии).

Боли в грудной клетке

появляются у больного при
вовлечении в патологический
процесс листков плевры. Они
появляются или усиливаются на
высоте глубокого вдоха и при
кашле. Больные занимают
вынужденное положение - лежа на
больном боку.
Следует уточнить у пациента:
локализацию боли;
интенсивность и характер боли;
причину усиления или уменьшения
боли (например, лежит на больном
боку, прижимает больной бок
рукой)

Курение

особенно в течение
продолжительного
времени, большого
количества сигарет,
вызывает ХОБЛ и рак
легкого, эти
заболевания вызывают
гипоксию органов и
тканей организма.

Осмотр

Положение пациента
(вынужденное – ортопное,
высокое Фаулера; лежа на
больном боку),
Цвет кожных покровов и
слизистых оболочек
(цианоз, бледность).

Нормальные показатели дыхания

ДД ритмичны
ЧДД 16-20 в минуту, у женщин на 2-4 ДД
больше
Поверхностное дыхание
Типы дыхания:
◦ грудной (в основном у женщин,
участвуют межреберные мышцы),
◦ брюшной (в основном у мужчин,
участвует диафрагма)
◦ смешанный

Наблюдение за дыханием

надо проводить
незаметно для больного, т.к. он может
произвольно менять частоту, ритм и
глубину дыхания

Острая дыхательная недостаточность (крах потребности)

характерные признаки: одышка до 24 в
минуту и более; беспокойство, эйфория,
многословие (страх смерти). Говорить на
фоне ОДН трудно, при высокой степени
ОДН человек постепенно теряет сознание и
впадает в кому. Цвет кожи – цианоз,
опаснее – серая бледность, холодный
липкий пот, тахикардия, тахиаритмия или
брадикардия, АД вначале повышается
(гипертензия), а затем понижается
(гипотензия).
Пациент с ОДН нуждается в экстренной
помощи!

2 этап Диагностика

- одышка вследствие заболевания сердца (лѐгких);
- малопродуктивный кашель вследствие повышенной вязкости мокроты
(вследствие снижения кашлевого рефлекса, вследствие незнания
пациентом необходимости стимуляции откашливания и др.);
- риск развития застойной пневмонии вследствие длительного
положения на спине (вследствие снижения иммунитета, вследствие
неэффективного очищения дыхательных путей);
- кашель с выделением зловонной мокроты;
- болезненный кашель вследствие воспаления плевры
(послеоперационной раны);
- кровохарканье, легочное кровотечение;
-удушье вследствие заболеваний органов дыхания (сердечнососудистой системы);
- курение;
- дефицит знаний о заболевании и способах лечения и профилактики
желания участвовать в реабилитации,
нежелание выполнять дыхательные упражнения регулярно,
дефицит знаний о культуре кашля,
неумение пользоваться ингалятором,
неумение занять положение, облегчающее одышку (боль), дренаж
положением

2 этап Диагностика

Проблемы пациента
(сестринские
диагнозы)
одышка
экспираторная,
инспираторная,
смешанная
удушье
кашель (сухой,
влажный)
кровохаркание
боли в грудной
клетке
легочное
кровотечение
лихорадка
Причины проблем пациента
(с чем связаны проблемы пациента)
незнание, неумение использовать ингалятор
неумение использовать плевательницу
незнание и невозможность занять дренажное
положение
затруднение отхождения мокроты
невозможность занять положение уменьшающее
одышку или боль в грудной клетке
страх смерти от удушья
необходимость отказа от курения
аспирация мокротой или инородным телом
отрицательными факторами окружающей среды
(загазованность, запыленность, табачный дым,
переохлаждение и т.д.)
связанные
с
хроническим
характером
заболевания

3 этап Цели сестринского ухода

пациент будет знать и сможет занять положение,
облегчающее дыхание;
у пациента восстановится (сохранится) физическая
активность, необходимая для самообслуживания;
пациент сможет самостоятельно пользоваться
ингалятором (плевательницей);
пациент будет принимать ЛС в соответствии с
назначениями врача;
пациент бросит курить (уменьшит количество
выкуриваемых сигарет);
пациент будет знать приемы самопомощи при приступе
удушья;
пациент сумеет принять меры, уменьшающие
дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;
пациент будет выполнять всю программу лечения;
пациент будет осуществлять профилактику
инфицирования ДП и др.

3 этап Планирование ухода

Сестринский диагноз: приступ удушья на фоне
бронхиальной астмы
Цель: устранение удушья (время
индивидуально)
Характер сестринского вмешательства:
◦ немедленно вызвать врача
◦ придать пациенту полусидящее положение с упором
на руки, расстегнуть стесняющую одежду
◦ обеспечить ингаляцию кислородом, доступ свежего
воздуха
◦ обеспечить пациенту горячую ножную ванну
◦ применить карманный ингалятор с бронхолитиками
(«Астмопент», «Беротек», «Сальбутомол»)
◦ обеспечить наблюдение за состоянием пациента
(дыхание, пульс, АД, цвет кожных покровов)

Методы СВ
оказание доврачебной помощи
выполнение врачебных назначений
создание комфортных условий для пациента с
целью удовлетворения его основных
потребностей
оказание психологической поддержки и
помощи пациенту и его семье
выполнение манипуляций
осуществление мероприятий по профилактике
осложнений и укреплению здоровья
организация обучения, проведение бесед и
консультирования пациента и членов его семьи

4 этап Сестринские вмешательства

положение в постели, облегчающее
дыхание: положение пациента в
постели с приподнятым изголовьем
кровати или использование двух-трех
подушек позволит значительно
улучшить дыхание.
положение в постели, облегчающее
отхождение мокроты: есть несколько
поз для опорожнения различных
сегментов легких; постуральный
дренаж будет эффективным только в
случае длительного пребывания
пациента заданном положении.

Постуральный дренаж

Обучение пациента технике

кашля даст ему возможность наиболее
эффективно выводить мокроту.
Один из способов: сделать медленный
глубокий вдох; задержать дыхание на 2 с;
открыть рот и откашляться во время
выдоха.
Другой из этих приемов заключается в том,
пациент выдыхает через сложенные
трубочкой губы, при этом выдох
удлиняется. При такой технике дыхания
пациенты легче откашливают мокроту, т.е.
кашель становится более продуктивным.

Оксигенотерапия

По назначению врача м\с проводит
оксигенотерапию. Лечение кислородом
применяют при различных заболеваниях
органов дыхания и ССС. Длительное вдыхание
кислородно-воздушной смеси устраняет
гипоксии тканей и органов

Сестринские вмешательства

применение обильного, теплого, щелочного питья
выполнение простейших физиопроцедур
обучение пациента технике применения или применение
карманного ингалятора
применение противокашлевых, отхаркивающих,
бронхолитических препаратов
проведение динамического наблюдения за состоянием
пациента
проведение массажа грудной клетки
проведение визуального осмотра мокроты
проветривать помещение
обучение приемам релаксации
обучение правилам сбора мокроты для анализа
проведение туалета ротовой полости
применение пеногасителей
наложение венозных жгутов на конечности
проведение СЛР

5 этап Оценка результатов СУ

Во время реализации плана ухода м\с
осуществляет текущую и итоговую оценку
эффективности СУ. Если СВ, направленные
на расширение возможностей пациента
удовлетворить потребность в нормальном
дыхании оказались недостаточны и
неэффективны, следует изменить характер
СВ, согласовав их с лечащим врачом.

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент не
понимает
опасности
курения
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент
1. провести
беседу
о
вреде
продемонст
курения,
обеспечить
рирует
необходимой литературой
знания об 2. Обучить приемам отказа от
вреде
курения
курения
3. Привлечь специалистов для
проведения
иглорефлексотерапии,
аутотренинга
4. Рекомендовать занятия спортом,
хобби

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент
испытывает
страх
удушья при
приступе
бронхиальн
ой астмы
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент не
боится
приступов
удушья,
готов
купировать
приступы
1. Провести беседу о правильном
поведении во время приступа
2. Научить пациента пользоваться
карманным ингалятором
3. Научить применять отвлекающие
процедуры
4. Обеспечить
психологическую
поддержку пациента
5. Проконтролировать
уровень
владения приемами самопомощи
при приступе
6. Обеспечить
консультацию
клинического психолога

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Лекция
Учебник
Заполнить
карту
сестринского ухода по
проблеме: риск развития
пневмонии из-за
ограничения подвижности
Понравилась статья? Поделитесь ей