Контакты

Поиск причины заболевания.

Аюрведа с санскрита переводится как «наука о жизни» и вбирает в себя древнее индийское знание (веду). Эта веда составляет основу индийской медицины, которая до сих пор считается самой древней лечебно-профилактической традицией.

В отличие от других вед, здесь нет обращений к Богу или описаний ритуальных поклонений. Аюрведа рассматривает человека комплексно - как целостный организм, неотделимый от всей остальной природы. Гармония, равновесие и взаимодействие - вот основы философии аюрведы.

Конституция тела по аюрведе

По мнению аюрведы, все, что существует во Вселенной (в том числе человек и то, что он ест), состоит из пяти первичных стихий . Важнейшими являются Пространство и Воздух. На сколько мы способны задерживать дыхание? На минуту, максимум - две. А вот без Воды человек выдерживает уже два-три дня. Следующая стихия в этом рейтинге - Огонь, который, согласно аюрведе, отвечает за пищеварение и обмен веществ. Последним элементом является Земля, то есть еда. Без еды можно выдержать почти месяц.

Вы от природы худощавы или имеете склонность к лишнему весу? Фигура зависит от времени, в которое вы родились, а конкретнее от того, какая доша (биоэнергия) доминировала в природе в тот момент.

Аюрведа различает семь так называемых конституций тела (индивидуальных типов строения организма): три главных, «чистых» типа - вата, пита и капха, и четыре смешанных. Тип конституции выражается определенными характерными признаками.

Люди с доминирующей вата-доши обычно худощавые, даже костлявые, порой всю жизнь безрезультатно пытаются пополнеть. Такие люди гиперактивны , часто страдают от бессонницы.

Они должны избегать сырых продуктов, избытка движения, частых путешествий и... болтливости. В ежедневном рационе людей типа вата должны присутствовать жирная и теплая пища, молочные продукты и сладкие фрукты. Такая еда возвращает людей типа вата, в которых доминирует стихия Воздуха, на землю.

У людей с преимуществом доши пита (доминирует стихия Огня) ярко выражены лидерские качества. Они активны, привлекательны, интеллигентны, совершенны и бывают порывистыми.

Им противопоказаны острая, жирная пища и тонизирующие напитки, такие как кофе или черный чай. Пита должна особенно избегать гнева , злости и раздражительности, потому что это выбивает ее из равновесия.

В свою очередь, люди с доминирующей капха доши (управляющие стихии - Земля и Вода) всегда счастливые, ленивые, много улыбаются и делают все медленно. Часто люди этого типа страдают от ожирения и малоподвижности.

На основе того, к какому индивидуальному типу вы относитесь, специалист по аюрведе подберет вам соответствующую диету.

Питание по аюрведе

Аюрведическая диета основана на нескольких общих принципах.

Во-первых , важно достичь равновесия в организме, применяя принцип противоположности. Если вы очень активны, ваши мысли легко перескакивают с темы на тему, не ешьте острой возбуждающей пищи и не пейте тонизирующих напитков.

Во-вторых , согласно аюрведическому знанию, здоровой является исключительно свежеприготовленная еда, как можно меньше подвергавшаяся термической обработке. Никаких супов на всю неделю - только свежая пища заключает в себе много жизненной энергии, которая необходима для исправного функционирования, и содержит необходимое количество белка или витаминов .

Внимательно следите за содержанием витаминов и минеральных веществ в рационе, больше терпения и интереса проявляйте к вдохновляющему процессу приготовления пищи. Помните, что еда, размороженная и приготовленная в микроволновой печи, теряет все возможные энергетические ценности для организма.

Важно учитывать, что для каждой трапезы есть свое время: аюрведический завтрак едят до 8.30, обед - между 12:00 а 13.30, а ужин - до 19:00.

Аюрведа различает три типа пищи, которые добавляют или отбирают у нас энергию. Ешьте больше овощей, фруктов и зерна (в том числе важнейших для аюрведы пшеницы и риса), потому что это легкая пища , заряжающая энергией и проясняющая ум. Не злоупотребляйте кофе, сладостями и острыми приправами, потому что хоть они и дают кратковременную «энергетическую встряску», но, в конце концов, приводят к тому, что вы чувствуете себя усталыми раньше времени. Избегайте тяжелой пищи, потому что организм потратит очень много энергии на ее переваривание.

К тяжелой еде относится мясо, грибы, яйца, консервы, продукты глубокой заморозки, лук и чеснок. Кроме того, лук и чеснок согласно аюрведе являются лекарствами, а ведь никому не придет в голову есть лекарства каждый день.

Трудноперевариваемую пищу могут себе позволить люди, которые занимаются физическим трудом и быстрее сжигают дополнительную энергию. Все остальные любители жирных отбивных и грибных супов-пюре могут довести себя до приступов неконтролируемой агрессии, а в результате - депрессии.

Конечно, в довольно прохладном климате средней полосы России не рекомендуется есть все время только овощи, фрукты и хлеб. Раз или два в неделю можно побаловать себя пикантным блюдом или домашними сладостями.

Аюрведические методы

Аюрведическая медицина использует в основном силу специй для лечения и профилактики различных заболеваний. Например, имбирь способен согреть нас зимой и помогает при боли в суставах, кориандр тонизирует лучше кофе и избавляет от похмелья, а обжаренный фенхель освежает полость рта после еды.

Куркума добавляется почти во все индийские блюда, потому что очищает кровь, увеличивает выносливость, предотвращает рак, помогает пищеварению и очень хорошо действует на кожу.

Аюрведа - наука о жизни / shutterstock.com

Для женского организма очень полезна вытяжка из корней спаржи - она облегчает протекание беременности, уравновешивая баланс вата и помогая циркуляции крови в репродуктивных органах.

Аюрведа использует огромное количество методов, которые возобновляют натуральное равновесие в организме и лечат различные заболевания. Кроме диеты и специй, главные инструменты аюрведы, которые позволяют сохранить здоровье и молодость - это йога , дыхательные упражнения, медитация и аюрведический массаж . Есть также специальные секреты красоты - например, как сделать кожу идеально чистой и гладкой.

Как есть по аюрведе

Аюрведа рекомендует пить много воды, но только перед едой или в промежутках между трапезами, и пользоваться косметическими средствами, основанными на природных ингредиентах. Полезно также делать регулярную очистку организма. Именно несвойственная вашему типу доши диета и усвоенные с неправильной пищей токсины отвечают за плохое состояние кожи.

Мы несовершенны, и в быстром темпе современной жизни часто грешим против собственной природы, курим, злоупотребляем алкоголем, обедаем в ресторанах быстрого питания, пьем кофе и колу...

Есть аюрведический способ минимизировать вред нездорового образа жизни.

Если в течение шести дней в неделю вы засоряете свой организм, забываете пить воду и питаетесь нездоровой пищей, то на седьмой устройте себе очистку. Ешьте только легкую пищу, овощи и фрукты или вовсе объявите голодовку.

Однако есть исключения: людям типа пита нельзя голодать, потому что это вызовет у них острые головные боли.

Если накануне вы выпили много алкоголя и это привело к расстройству желудочно-кишечного тракта, ешьте больше продуктов, вызывающих щелочные реакции: мясистые овощи, салат. Вы курите сигареты? Введите в ежедневный рацион фрукты, которые имеют очищающее свойства, например, дыню или манго, и попробуйте бросить курить .

Важно, чтобы еда готовилась с любовью, а трапеза проходила размеренно. Во время приема пищи не смотрите телевизор, не читайте газет, не просматривайте блог или почту. Кроме того, ни в коем случае не переедайте! По аюрведе, после еды желудок должен быть наполнен на одну треть едой, на одну треть - водой, а на одну треть - оставаться пустым.

Помните, что вы есть не только то, что вы едите, но и то, что вы чувствуете и думаете. Поскольку все мы являемся частью природы и всей Вселенной, старайтесь оставаться в согласии с собой и с окружающим миром.

Светлана ПОЛИКАРПОВА

АЮРВЕДА -- НАУКА О ЖИЗНИ

Слово "Аюрведа" -- санскритского происхождения и в переводе означает "наука о жизни".

Рассматривая человека как микрокосм, Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком здоровья, счастья, гармонии и любви.

Аюрведа -- самый древний из всех известных трактатов по биологии, гигиене, медицине и питанию. Она родилась в Индии 5 000 лет назад и впервые была записана в Ведах -- древнейших Священных писаниях на нашей планете. Таким образом, Индия -- родина не только йоги, мантр, медитации и вегетарианства, но и науки о здоровье человека.

Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления. Методы лечения, предлагаемые ею, многообразны и многофункциональны: использование трав и кореньев, очищение организма с помощью специальных диет и лечебного голодания, массаж, правильное питание и разумный образ жизни, йога и медитация и многие, многие другие.

Выполняя аюрведические правила и предписания, каждый человек может на своём опыте убедиться в их эффективности.

Аюрведа предлагает не только методы лечения болезней, но и способы, предупреждающие их возникновение.

Являясь самой древней системой медицины на нашей планете, Аюрведа широко применяется в наши дни во всём мире и приобретает всё большую популярность. Количество людей, использующих эту древнюю Науку о жизни, постоянно растёт, Аюрведические центры открыты и функционируют во многих городах и странах мира.

В современную эпоху Аюрведа становится привычной медицинской системой, которая помогает современному человеку выдерживать колоссальные физические и психические нагрузки, противостоять постоянным стрессам, поправить и сохранить здоровье, укрепить иммунную систему, научиться правильно воспринимать окружающий мир.

Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, главный источник всех заболеваний -- не деятельность физического тела, а неправильный образ мыслей и соответствующие этим неправильным мыслям
чувства.

С точки зрения Аюрведы, без гармонии со своим "я" и окружающим миром обрести счастье и долголетие невозможно.

Работа над своим "я" и правильным восприятием мира является одной из основ Аюрведы.

Если человек желает начать использовать аюрведическую методику, ему следует прежде всего научиться "понимать себя" -- не только тип своего тела и индивидуальную конституцию, но, прежде всего, научиться понимать духовную природу своей личности. Это поможет осуществить выбор предлагаемых Аюрведой способов и методов самоисцеления и обрести здоровье, счастье и долголетие.

Аюрведа утверждает, что причиной большинства заболеваний является неправильное питание. Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, питание занимает особо важное место в жизни каждого человека (Человек есть то, что он ест), поскольку оно способно дать не только физическое здоровье, но и возможность овладеть своими чувствами для того, чтобы духовно развиваться и постигать окружающий мир и своё "я".

Ведическая традиция гласит, что человек должен употреблять в пищу только вегетарианские блюда и продукты. Все живые существа, не только люди, но и животные, наделены душой. Убийство любого живого существа, в том числе невинного животного, наказуемо и влечёт за собой тяжёлые кармические последствия. С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но также неотъемлемая часть философии тех, кто стремится обрести любовь, счастье и гармонию с окружающим миром.

ТРИ-ДОША
Аюрведа выделяет три типа жизненной силы, управляющие человеческим организмом, и, в соответствии с этим, разделяет всех людей на три основные группы. Они называются Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода) и Капха (вода и земля). Эти три элемента (вата, питта, капха) -- управляют всеми функциями тела, ума и сознания человека, и причины многих заболевания объясняются нарушением равновесия между ними.

Самой важной дошей считается вата. Без неё ни питта, ни капха не функционируют. Вата управляет дыханием, обеспечивает функции движения мышц, биение сердца, работу желудка.

Питта контролирует переработку пищи, температуру тела, окраску кожи. Она устанавливает равновесие между двумя другими дошами.

Капха является основой для двух других типов дош -- ваты и питты. Эта доша управляет жидкостями в теле, а также смазывает суставы, обеспечивает влажность кожи, даёт телу силу.

Равновесие трёх дош является залогом здоровья и долголетия.
В теле каждого человека присутствуют все три доши, одна или две из которых преобладают. По преобладающей доше можно определить конституционный тип человека. При этом следует отметить, что нижеописанные доши отражают чистый тип конституции человека, тогда как каждый человек представляет собой смешанный тип из комбинации трёх дош.

Тип Вата. Люди с конституционным типом вата -- наиболее худые из всех трёх типов. Они либо долговязы, либо низкорослы. Цвет волос чаще тёмный, волосы вьющиеся, кожа сухая. Маловыносливы, страдают заболеваниями суставов, бессонницей, быстро устают. Аппетит и пищеварение изменчивы. Любят сладкую, кислую и солёную пищу. Отличительные качества людей с типом вата -- энергичность, способность к абстрактному мышлению, творческие способности. Среди таких людей философы, музыканты, поэты, художники.

Тип Питта. Обычно это люди среднего роста, имеющие средний вес. Они сильны, крепки, выносливы. Кожа мягкая, волосы тонкие. У них хороший аппетит, любят сладкую и горькую пищу. Люди типа питта умны, сообразительны и эмоциональны. Хорошо усваивают знания и умеют их правильно применять.

Тип Капха. Люди этого типа отличаются хорошо развитым телом. Физически сильны, выносливы, терпеливы. Кожа мягкая и бледная, волосы густы, тёмные, мягкие. Имеют нормальный аппетит, едят не много. Отдают предпочтение острой и горькой пище. Здоровы, жизнерадостны, миролюбивы, спокойны. Однако этим людям свойственно испытывать чрезмерное стремление к материальному комфорту и обогащению. Часто страдают депрессией.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА основывается на определении, какие доши преобладают в организме человека и каковы нарушения в балансе этих дош.

Аюрведа учит приёмам выявления болезни ещё до проявления её внешних признаков.
Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления -- поможет каждому человеку научиться ежедневно "диагностировать" состояние своего организма и использовать необходимые методы профилактики и лечения заболеваний.

Аюрведа учит, что каждый человек способен оздоровить себя.

Согласно Аюрведе, человек, который хочет восстановить и сохранить своё здоровье, должен выполнять простые, но важные и необходимые правила: иметь стабильный и разумный распорядок дня, правильно питаться и заниматься духовной практикой, способной даровать ему счастье, умиротворение и гармонию как внутри себя, так и с окружающим его миром.

НЕМНОГО О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ.
Большинство болезней (около 90%) возникают из-за неправильного питания.

Аюрведа утверждает, что ЛЕЧЕНИЕ ПИЩЕЙ -- лучшее из всех лекарств, поскольку сбалансированное питание является основой хорошего здоровья.

Правильное питание -- это питание правильным количеством пищи, в состав которой входят продукты, соответствующие конституционному типу человека. Так, например, люди, у которых преобладает тип вата, должны употреблять пищу, совершенно отличную от пищи, которая рекомендуется к употреблению людьми с преобладающим типом капхи. Поэтому Аюрведа рекомендует прежде чем начать лечение пищей, определить свой конституционный тип и узнать, какие продукты следует употреблять в первую очередь для того, чтобы уравновесить три-доши в организме и постоянно поддерживать их равновесие.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПИТАНИЮ.
Не есть до появления чувства голода и избегать избыточное употребление жидкости.
Принимать пищу в спокойном состоянии ума и в приятной обстановке.
Желательно есть всегда в одно и то же время.
Не переедать, есть умеренно. Для того, чтобы поступаемая в желудок пища хорошо переварилась, в нём должно оставаться свободное пространство.
Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.
Учитывать сочетаемость продуктов. Некоторые продукты нельзя есть вместе ввиду их несовместимости, например, молоко и рыбу, кисломолочные продукты и молоко.
Употребление жидкости не должно быть избыточным, но должно быть достаточным. Жидкость не должна быть слишком холодной или слишком горячей.
Избегать обработанной пищи и стараться использовать свежие натуральные продукты.
Не есть перед сном или в ночное время.

ГОЛОДАНИЕ. При голодании надо быть очень осторожным, поскольку, если человек не знает особенностей своего типа конституции, голодание может привести к тяжёлым последствиям.
При голодании необходимо следить за самочувствием и в случае его ухудшения прекратить голодание.
Правильное и разумное голодание способно поправить и укрепить здоровье, очистить организм от шлаков и токсинов, дать отдых пищеварительной системе.
Голодание рекомендуется при многих заболеваниях, таких, к примеру, как мигрени, запоры, простуды, боли в суставах.

НЕМНОГО О ВЕГЕТАРИАНСТВЕ.
Всем известно, что с помощью вегетарианства можно излечить даже сахарный диабет и рак...

Родина вегетарианства -- Индия и Веды.

С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но и неотъемлемая часть образа жизни тех, кто стремится обрести гармонию, счастье, развиваться духовно, достичь совершенства человеческой жизни.

Слово "вегетарианец" латинского происхождения и означает "крепкий, сильный, здоровый, бодрый". Определение "вегетарианец" указывает не только на отказ от употребления в пищу мяса, но и на нравственные, этические и философские взгляды человека.

Большинство вегетарианцев -- это люди, не употребляющие в пищу мяса из любви, жалости и сострадания к другим живым существам.

В числе известных всему миру вегетарианцев прошлого -- Пифагор, Сократ, Платон, Леонардо да Винчи, Акбар, Иссак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и многие, многие другие.

Те, кто становятся вегетарианцами из этических соображений, аргументируют это тем, что все живые существа наделены душой и способны чувствовать, подобно человеку, испытывая боль, страдания и страх смерти, и потому человеку следует стараться не причинять им страдания.

Жизнь любого живого существа священна, и, утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Лев Толстой писал:
"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание,
если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"

А Пифагор ещё две с половиной тысячи лет назад говорил:
"Те, кто убивает животных для того,чтобы съесть их плоть,
могут не задумываясь уничтожать себе подобных".

Плутарх обращается ко всем, кто употребляет в пищу мясо:
"Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу,
тогда сперва убейте сами то существо, чьё мясо хотите съесть.
Но убейте его своими собственными руками или зубами,
не прибегая к помощи ножа, дубины или топора".

ДРУГИЕ АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Для того, чтобы поддерживать хорошее физическое и психическое здоровье, Аюрведа рекомендует также:

ЙОГА. Йога приводит человека в естественное состояние покоя, снимает стрессы и является прекрасным лекарством от всех заболеваний.

ПОВТОРЕНИЕ МАНТР. Энергия мантр способствует обретению равновесия тела, ума и сознания.
Согласно Аюрведе,тело нуждается в пище, а мантры питают душу.

МЕДИТАЦИЯ. Пробуждает способность сделать свою жизнь счастливой, обрести умиротворение.
Слово "медитация" означает "мысленное созерцание", из чего следует, что у медитации должен быть объект созерцания.
Большинство из тех, кто мало знает о медитации и только приступает к постижению её основ, медитируют на "пустоту", "тишину", "безличное абстрактное сияние", "свет".
Великие святые мудрецы и йоги, достигшие совершенства, всегда медитируют на Высшее начало и Причину всех причин -- на Бога, пребывающего в сердце каждого живого существа.
Эта медитация является высшей формой медитации и одаривает человека нескончаемым счастьем и чистым знанием о своём истинном "я" и его вечной связи с Божественным.

МАССАЖ -- это лечебная процедура, которая связана с регулировкой энергии в организме человека.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ.
Представляет собой обширную науку, с применением сотен и тысяч лекарств, изготовленных на основе трав. В отличие от лекарств, предлагаемых традиционной медициной, которые не избавляют от болезни, а подавляют её, загоняя "вглубь" организма, -- аюрведические лекарства искореняют саму болезнь.

Согласно Аюрведе, практически все растения обладают лечебным действием при правильном их
применении. Для того, чтобы очистить, оздоровить, укрепить организм и постоянно поддерживать в нём равновесие, рекомендуется регулярное применение трав, что сделать совсем не сложно, если научиться использовать их при приготовлении пищи.

С давних времён и до наших дней целебные травы и коренья используются в пищу в качестве различных вкусовых добавок, специй и приправ, которые делают блюда не только вкусными и ароматными, но и полезными, поскольку многие из этих целебных трав обладают уникальными свойствами. Можно привести следующие примеры:

Аир. Согласно Аюрведе, корень аира является эффективным средством профилактики для тех, кто страдает судоргами или болен эпилепсией. Помимо этого, корень аира оказывает благотворное воздействие на нервную систему, улучшает память, помогает при головных болях и простудах.

Асафетида. Способствует быстрому перевариванию пищи, является прекрасным отхаркивающим средством, снимает боль в желудке.

Алоэ. Универсальное средство лечения самых различных заболеваний. Способствует уравновешиванию ваты, питты и капхи в организме. Очищает кровь, укрепляет печень, используется при простуде, а также в качестве наружного средства при лечении ран и ожогов.

Гвоздика. Природное болеутоляющее средство (компресс с гвоздичным маслом, приложенный к больному зубу, снимает острую боль). Гвоздика улучшает пищеварение, очищает кровь, облегчает кашель, снимает простуду, укрепляет сердце.

Имбирь. Употребляется в свежем и сушёном виде. Обладает великолепными лечебными свойствами. Имбирный чай -- одно из лучших средств при простудных заболеваниях. Используется для очищения пищеварительного тракта, для лечения головной боли, снимает спазмы в желудке, нормализует деятельность кишечника.

Кардамон. Тонизирующее и освежающее средство. Укрепляет сердце и лёгкие, освежает ум и дыхание, стимулирует пищеварение. Может употребляться как добавка в чай или в овощные блюда.

Красный стручковый перец (кайенский перец). Стимулирует пищеварение, убивает микробы и бактерии в кишечнике, оказывает лечебное воздействие при простудах.

Корица. Обладает антисептическими и очищающими свойствами, является хорошим болеутоляющим средством. Укрепляет сердце, помогает при простудных заболеваниях, облегчает пищеварение.

Кориандр. Стимулирует пищеварение, применяется как природное мочегонное средство, помогает при расстройствах желудка и рвоте.

Куркума. Очищает кровь, улучшает пищеварение. Обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Излечивает язву, помогает при диабете. При наружном применении излечивает кожные заболевания, при ссадинах и синяках снимает боль и опухоль.

Люцерна. Эффективное очищающее и природное болеутоляющее средство. Чай из люцерны рекомендуется тем, кто страдает от артрита, ревматизма, язв и малокровия.

Льняное семя. Эффективное слабительное, лечит запоры, выводит слизи из организма.

Мускатный орех. Стимулирует пищеварение, укрепляет сердце, помогает при заболевании печени и селезёнки, при бессоннице.

Мята. Улучшает пищеварение, стимулирует деятельность кишечника, помогает при тошноте и рвоте.

Тмин. Способствует улучшению пищеварения, улучшает деятельность мозга и зрения, эффективен при поносах и болях в животе.

Фенхель. Улучшает пищеварение, помогает при язве желудка и гастритах.

Шафран. Согласно Аюрведе, полезен всем без исключения. Обладает тонизирующими свойствами, укрепляет сердце, снимает мигрени, очищает кожу, помогает при язве желудка.

Употребление лекарственных растений даёт ощутимый эффект при регулярном приёме в течение определённого времени.

АЮРВЕДА О ЦЕЛЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МЕТАЛЛОВ И САМОЦВЕТОВ.
В дополнение к травам Аюрведа предлагает к использованию целебные свойства металлов и самоцветов, которые способны помочь противостоять тем или иным негативным воздействиям на тело, ум и сознание человека. Так, например, золото укрепляет нервы, улучшает ум и память, благотворно воздействует при эпилепсии и заболеваниях лёгких. Серебро увеличивает силу и выносливость организма, помогает при истощении и воспалительных заболеваниях кишечника. Медь излечивает малокровие. Свинец эффективен при кожных заболеваниях.

ЦВЕТА.
Аюрведа предлагает в качестве одного из способов укрепления и сохранения здоровья использование целебных свойств некоторых цветов и цветовых оттенков. Так, например, красный и оранжевый цвета обладают согревающим действием и содержат запас целебной энергии. Зелёный цвет успокаивает ум и бодрит, радует сердце. Синий -- успокаивает ум и тело, способствует устранению расстройств печени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная статья представляет собой краткий и далеко не полный обзор того огромного количества информации, которое нам предоставляет Аюрведа -- наука о жизни.
Аюрведа гармонично объединяет способы излечения и тела, и души человека.

Основа Аюрведы -- работа со своим "я" (с душой).

Ежедневно практикуя Аюрведу, человек обретает физическое и психическое здоровье, счастье, любовь, гармонию и умиротворение.

Один из древних литературных источников, Чарака Самхита, где собраны тексты об Аюрведе, гласит: «Аюрведа - это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще».

В основе Аюрведы лежит принцип гармонии и взаимосвязи Человека с Природой. Именно на этом построены все аюрведические методы оздоровления. Акцент в Аюрведе делается на сохранении здоровья и профилактике заболеваний с использованием натуральных средств.

Аюрведическая терапия включает в себя различные омолаживающие и восстанавливающие процедуры, которые можно проводить самостоятельно или в специлизированных центрах. Традиционно, в практике аюрведы широко используются такие средства, как:

Различные массажи, выполняемые стопами и руками с применением лечебных травяных масел или порошков, а также самомассаж;

Траволечение;

Ароматерапия;

Прогревания тела (прием внутрь пряных трав, баня, травяные обвертывания, втирание в кожу теплых масел);

Цвето - и звукотерапия

Лечение камнями и металлами

Все эти процедуры в сочетании со специальной аюрведической диетой и правильным образом жизни предупреждают процессы старения, способствуя долголетию и укреплению иммунной системы.

Но поскольку Аюрведа - это наука о жизни, она не ограничиватся лишь набором лечебных и косметических продедур, а охватывает все сферы жизни человека. Поэтому большое значение в практике Аюрведы придается таким критериям здорового образа жизни, как:

Правильное питание,

Режим дня,

Медитация,

Йогические упражнения

Закаливание.

Аюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбаланси-рования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.


Основные принципы Аюрведы


Аюрведа признает глубокую связь между процессами в природе и в организме, разделяя их на проявленные и не проявленные. Аюрведа рассматривает человека как совокупность трех составляющих – индивидуальная душа, или атма; «тонкое», ментальное или астральное тело (линга-шарира) и физическое тело (стхула-шарира). Душа имеет вечную, духовную природу, потому никогда не умирает. В «Бхагавад-гите», основной философской книге учения Вед, говорится, что душу невозможно уничтожить, сжечь или испепелить. Неотъемлемое свойство души – сознание, и именно оно определяет физические тела – и линга-шарира и стхула-шарира.

Именно от уровня сознания формируется тонкое тело – наш неизменный спутник во всех воплощениях. Все наши мысли, желания, мотивации, поступки, привычки составляют так называемые «самскары» – «привязанности», то, что в свою очередь определяет физическое тело.

Таким образом, Аюрведа считает, что истинная причина болезней находится в нашем уме, кроется в «дефектах» сознания.

Поэтому Аюрведа – это образ жизни и правильного мышления, гармоничное существование человека с природой.


В Аюрведе болезнь классифицируется по шести стадиям развития:


Психофизиологическая

Энерго-информационная (эфирная)

Нейрoэндокринная (дисбаланс трех дош)

Эндотоксическая

Симптоматическая (проявленная)

Терминальная (необратимая).


Считается, что первые три стадии легко излечимыми, четвертая – излечимая, пятая – трудно излечимая, а шестая – неизлечимая.

К сожалению, современная аллопатическая медицина чаще всего начинает лечить болезнь лишь на пятой или на шестой стадии, к тому стараясь устранить симптомы болезни, а не ее настоящую причину.

Первая стадия болезни – психофизиологическая – связана с умом, с проблемами «тонкого» тела. «Неправильные», злые, агрессивные мысли могут привести к заболеванию на этой стадии, которое проявляется в преобладании в сознании низших гун, качеств материальной природы.

Различают три гунны материальной природы:

Саттва - гуна благости, гармоночного восприятия мира, принятие своей судьбы, терпения и смирения. Именно саттвичное, благостное мышление дает человеку защиту от болезней и преждевременной старости.

Раджас - гуна страсти, активное, деятельное, побуждающее начало. Преобладая в сознании человека, она «затуманивает» сознание и способствует проявлению многочисленных пороков, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней.

Тамас – гуна неведения, заблуждения. Если сознание человека погружено в невежество, это вызывает «сон разума», апатию, лень, безразличие, глупость, что ведет к разрушению личности.


Гуны динамичны, постоянно смешиваются и соответствуют нашим мыслям. Их сочетание между собой создает всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения, создавать проблемы, разрушительно сказываясь на психоэмоциональном состоянии человека.

Таким образом, если гунна раджаcа или тамаcа начинают преобладать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни.


Аюрведа основана на ведической философии, которая говорит о санатане-дхарме (основном долге человека), как о йоге, развитии своей связи с Богом. Различные виды духовных практик являются, согласно Аюрведе, являются наилучшей «терапией» для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса.

На второй стадии болезни, дефекты и «пороки» ума разрушительно сказываются на «тонком», эфирном теле, а негативная реакция психики вносит дисбаланс в наши энергетические каналы – нади и энергетические центры – чакры, вызывая сбои в работе органов и систем организма.

Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, минералотерапии и пранатерапии, а также очень эффективные в данном случае аюрведические массажи – Марма-терапию и Абхьянгу.

Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадиях, то она переходит на третью стадию – нейроэндокринную – стадию разбалансировки трех дош. Дисбаланс вата-доши вызывает разбалансировку работы центров головного и спинного мозга, а дисбаланс пита и капха дош нарушает гормональное равновесие.


Аюрведа подробно описывают ранние признаки третьей стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной доши. Эндокринные нарушения могут быть выявлены пульсовой диагностикой. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы, специи, травы. Третья стадия болезни характеризуется образованием и накоплением амы, «шлаков». Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае «шлаки» поступают или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему выделения, поэтому ама обычно накапливается в «ослабленных» органах.


Аюрведа говорит, что наше тело является нашим учителем – если какой-то орган заболевает, то это указывает на определенные дефекты нашего сознания. Например, излишняя гордость приводит к болезням печени, эгоизм поражает сердце, лицемерие и неумение любить выводит из равновесия мочеполовую систему.


Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, сонливость, ухудшение памяти, появление налета на языке, запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и так далее.


По мере развития заболевания признаки интоксикации нарастают, и болезнь переходит на четвертую стадию. На этой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы, очищение от амы. Рекомендуется очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла.


Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Любая болезнь имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии.


Лечение болезни на пятой стадии включает иглоукалывание, остеопатию, гомеопатию, фитотерапию, аюрведические массаж, в том числе точечные, гирудотерапия, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и другие.

На шестой стадии болезни защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. И здесь уже зачастую требуется хирургическое вмешательство. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и «затянуть» болезнь.

Как правильное питание и соблюдение режима дня могут вылечить болезни? Как мысли человека и образ жизни влияют на состояние физического тела? Связь нашего характера с болезнями. Что такое время. Режим дня. Пять чувств и их связь с болезнями. Жизненная энергия человека. Питание в благости. Молочные продукты. Питание в страсти и невежестве. Продукты по аюрведе.. Эффективные методы самоисцеления. Лечение камнями.

Аюрведа – это древняя ведическая наука об устройстве человеческого тела. Аюрведа рассматривает человека как сложный механизм под управлением вечного бессмертного сознания - души. Олег Геннадьевич Торсунов - специалист в области Аюрведы, рассказывает в этих лекциях о связи нашего характера с болезнями, объясняет как влияет режим дня на физическое тело, на циркуляцию в нем жизненной энергии. Он поднимает вопросы правильного питания, призывает к здоровому образу жизни и раскрывает секреты эффективного оздоровления.

Всего материалов: 9 | Общий размер: 539Мб | Общее время: 19:38:12

1. Связь нашего характера с болезнями

Связь «тонкого тела» с «грубым телом». Связь ума с болезнями тела. Тонкие причины болезней сердца. Гипертрофия сердечных мышц. Увеличение сердца. Эластичность сосудов. Инфаркт. Аневризмы. Вегето-сосудистая дистония. Тонус сосудов. Клапаны сердца. Аритмия. Ишемическая болезнь. Поджелудочная железа. Сахарный диабет. Селезенка. Анемия. Болезни почек. Гипертония. Пиелонефрит. Кишечник. Аппендицит. Рак кишечника. Гемморой. Запоры. Легкие. Астма. Туберкулез. Пневмония. Бронхит. Щитовидная железа. Опухоль щитовидной железы. Печень. Слизистая оболочка носа. Глотка. Ангина. Заикания. Желудок. Гастрит. Вопросы - ответы. Что такое любовь? Варикозное рассширение вен. Болезни глаз. Заболевания ушей. Аллергия. Кожные болезни. Позвоночник. Пять уровней сознания. Вирусный гепатит. Подагра. СПИД. Энурез у взрослого ребёнка. Внутричерепное давление. Болезни суставов. А также другие вопросы.

Олег Торсунов – Днепропетровск – 17 сентября 2009 (прослушан 30347 раз | скачан 9749 раз) текст проверен

2. Что такое время. Режим дня

Ведический принцип - «Время, место, обстоятельства». Влияние силы Солнца на организм. К чему приводит несоблюдение режима дня? Аспекты времени. Симптомы близкой смерти. Вселенское время. Режим дня. Почему нужно ложиться спать с 21:00 до 23:00? Что происходит, если человек не спит с 23:00 до 01:00? Какой должна быть продолжительность сна? Сколько часов нужно спать? Во сколько нужно вставать? К чему приводит подъем после 6 утра? Каким должен быть утренний душ? Режим питания. Продукты в гуне благости. Что происходит, если человек ест зерновую пищу с 6 до 8 утра? Как нужно организовать день с максимальной пользой? Когда лучше пить молоко? Когда полезнее есть овощи? Вопросы-ответы. В каком возрасте, по ведам, следует выходит замуж? Как бороться со своей второй натурой - отрицательной половиной? Как лучше очищать организм, в какое время? Полезно ли раздельное питание? Что происходит, если человек не всегда получает возможность соблюдать режим дня? Что делать, если у меня нет чувства насыщения пищей, я всегда хочу есть?

Олег Торсунов – Днепропетровск – 17 сентября 2009 (прослушан 44438 раз | скачан 12084 раз) текст проверен

3. Пять чувств и их связь с болезнями

Связь наших болезней с пятью чувствами. Важное значение слушания. Болезни ума. Шизофрения. Эпилепсия. Депрессия. Тактильная чувствительность. Болезни кожи. Способы очищения разума. Чувство зрения. Как определить по глазам как относится к тебе человек? Связь наших болезней с качествами характера. Чувство вкуса. К каким проблемам приводит отсутствие контроля вкуса? Сладкий вкус. Причины разочарования и депрессий. Вяжущий вкус. Причины вялости, разбитости. Кислый вкус. Почему возникает повышенная раздражительность? Аллергии. Острый вкус. Проблемы с концентрацией внимания. Соленый вкус. Проблемы со сном. Горький вкус. Жирный вкус. Обоняние. Как определить по запаху, что можно кушать, а что нет? Ароматеапия. Как благовония лечат ум? Классификация запахов. Как определить есть ли в квартире духи? Вопросы - ответы. Для чего женщине нужны длинные волосы? Можно ли вылечить наркотическую зависимость травами?

Олег Торсунов – Днепропетровск – 17 сентября 2009 (прослушан 15042 раз | скачан 8178 раз) текст проверен

4. Жизненная энергия человека

Первоэлемент воздух. Что такое жизненный воздух? Деятельность чакр. Болезни праны. Что такое осквернение? Пять частей праны. 1. Прана. 2. Удана - контролирующая энергия. 3. Самана - огненная энергия. Причины гневливости. 4. Вьяна - энергия коммуникаций. 5. Апана - энергия животных инстинктов. Почему возникают болезни мочеполовой системы? Польза пранаямы. Способы тренировки праны. Мудры. Мукья-прана. Энергия кундалини. Сидхи - мистические способности. Как действует на прану море, океан, река, водопад? Есть ли смысл заниматься йогой в грязном городе? В чем причина появления сердечно-сосудистых заболеваний? Должен ли мужчина носить усы и бороду? Каким образом домашние животные оскверняют сознание? Почему я очень чувствителен к холоду? Почему не нужно есть грибы? К какой кармической реакции приводят рыбки в аквариуме, птицы в клетке? Как помочь пьющему человеку?

5. Питание в благости

Почему нам не нравится есть то, что невкусно? Теория страстного питания. Эффект хот-догов. Теория невежественного питания. Почему не стоит есть мясо? Признаки благостных продуктов. Плюсы питания в благости. Благостные продукты. Бананы. Анис. Бадьян. Барбарис. Виноград. Вишня. Груша. Дыня. Золотой корень. Кардамон. Малина. Манго. Мед. Облепиха. Пшеница. Рис. Сливы. Солодка. Фенхель. Финик. Хурма. Шафран. Шиповник. Яблоки. Ведические принципы приготовления пищи. Вопросы-ответы. Какой срок годности у специй? С помощью какого продукта в благости можно лечить туберкулез? Как улучшить память?

6. Молочные продукты

Признаки деградации человечества. Утрата знания о тонком теле. Мясоедение. Что происходит с животным, когда его убивают? Полезные свойства коровьего молока. Молочные продукты. Кефир, йогурт. Сметана, сливки. Пахта. Сыворотка. Сыр. Творог. Топленное сливочное масло - гхи. Гхи в аюрведе. Использование топленного масла в поклонении Богу. Различия атмосферы молокозавода и мясокомбината. Коровий навоз. Оздоравливающие свойства коровьего навоза. Как восстановить психические силы при помощи продуктов коровы? Двойная молочная смесь. Тройная молочная смесь. Четверная смесь. Уринотерапия. Вопросы - ответы. Грех ли носить кожаную обувь? Как приготовить топлёное сливочное масло в домашних условиях? Как избавиться от глистов? Можно ли делать топлёное масло из того масла, что продаётся сейчас в магазине? Как лечить варикозное расширение вен?

7. Питание в страсти и невежестве. Продукты по аюрведе.

Качества благости и страсти у продуктов. Абрикос. Ананас. Апельсин. Арбуз, дыня. Черноплодная рябина. Гречневая крупа. Грецкий орех. Имбирь. Кабачок. Кешью орех. Кокосовый орех. Корица. Кукурузная крупа. Крыжовник. Лимон. Морковь. Мускатный орех. Рожь. Персик. Рябина красная. Тыква. Патиссон. Топинамбур. Петрушка. Лист салата. Миндаль. Фундук. Овес. Овес. Подсолнечник. Подсолнечник. Боярышник. Грейпфрут. Земляника. Болгарский перец. Редис. Репа. Свекла. Капуста. Картофель. Помидоры. Фасоль. Пшено. Асафетида. Горчица желтая. Кориандр. Куркума. Черный мак. Душистый перец. Лавровый лист. Табак. Шамбала. Вопросы - ответы. Брусника, клюква, морошка, голубика - какие это продукты? Почему нельзя есть яйца? Можно ли употреблять сою вегетарианцам? Как комнатные растения влияют на нас? Продукты, у которых большая сила Луны. Природа грибов. Лук, чеснок, хрен. Кофе, какао, шоколад. Зеленый чай. Влияние спиртного на сознание.

8. Эффективные методы самоисцеления

Диагностика в лечении с помощью запахов. Виды болезней. Болезни тела. Болезни праны. Болезни чувств. Болезни ума. Болезни разума. Лечение хронических заболеваний. Способы лечения травами. Гипертоническая болезнь. Атеросклероз. Лечение щитовидной железы. Болезнь Бехтерева. Гемморой. Нарушение кровообращения. Как лечить позвоночник? Чем лечить энурез? Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Как лечить импотенцию? Как лечить стафилококк? Как бороться с перхотью? Болезнь поджелудочной железы. Фурункулез. Болезни десен. Болезни печени. Как лечить мигрень? Вегетососудистая дистония. Как лечить нервное истощение, депрессию? Существует ли «сглаз»? Как избавиться от запоров? Анкологическия заболевания. Лечение кишечных инфекций. Как вылечить гайморит? Как вылечить тубуркулез? Как лечить бесплодие? Возможно ли вылечить перитонит? Причины тяжести, вздутия живота после еды. А есть ли смысл лечиться? «Песок» в почках. Как лечить выпадение волос? Инсульт. Причины плохого слуха. Лечение бронхов. Аденома предстательной железы. От алкоголизма сбор трав. Чем остановить развитие кариеса? Как правильно лечить должен врач, за деньги или бесплатно? Лечение грибковых заболеваний. При переломах костей. Бронхиальная астма. Простатит. Нужно ли обязательно принятие духовного учителя? Или можно прогрессировать самому?

9. Лечение камнями

Предыстория методики лечения камнями. Что такое драгоценные камни? Девять типов камней. Жизнь в камне. Как определить что камень воздействует на психику? Схемы лечения. 1.Стандартная общеукрепляющая схема ношения камней. 2. Схема «мизинец, указательный палец, средний палец и запястье». 3. Дополнительная схема «безымянный палец и большой». Как определить, когда перегружают камни? 4.Что такое нагружающая схема? 5. Разгружающая схема. Камни, нормализующие сон. Камни противоспалительной природы. Как обшивать камни? Вопросы - ответы. Турмалин. Бриллиант можно ли носить и как? Минимально необходимое время в день ношения камней. Нефрит. Янтарь. Волосатик.

Аюрведа, или Аюр-Веда (от санскр. «āyus» — значение «жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской медицины, названная по имени одной из священных книг (Веды).

Аюреда - наука о жизни

Согласно наиболее распространенной версии, основные принципы Аюрведы возникли примерно в 800 год до н. э., а окончательное формирование системы завершилось к 1000 г. н. э. Основные трактаты — «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» — были написаны, скорее всего, в последние века до рождества Христова.

Аюрведа или «Древнеиндийская медицина» может быть переведена как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа применяется миллионами людей в Индии, Непале, Шри-Ланке.

Иногда аюрведу называют «матерью медицины». Будучи одной из древнейших медицинских систем, Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины; ее базовые процедуры (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран.

Такие направления и методы аюрведы, как: хирургия, терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия и диетология также перешли в современную медицинскую практику.

В XVIII—XIX вв. Аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейскими медиками. Однако в последние 50 лет наблюдается ее бурное возрождение, связанное с "увлечением" европейской медицины таблетками и полным игнорированием народных методов лечения и профилактики заболеваний.

Традиционная индийская медицина сегодня приобретает популярность на Западе и в России. Что ж, в области естественных методов оздоровления нам есть чему поучиться у индусов. Главное - аюрведа учит нас жить в гармонии с природой и самими собой.

Философские представления аюрведы

Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат Шад Даршана, шесть философий настика (признающих авторитет Вед), а именно: санкхья, вайшешика, йога, ньяя, миманса и веданта. Она ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Например, по аюрведе всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха(вьяю), огня (теджас), воды (джал, ап), земли (притхви) и эфира (акаш).

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых риши, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. Между 1200 и 700 г., до н.э, были составлены четыре священных веды. Ссылки на болезни, травы и травяные лечения имеются во всех четырёх ведах. Аюрведа, в отличие от четырёх Вед, никогда не являлась отдельным памятником литературы. Сведения аюрведы как медицинской и философской системы частично содержатся в Ригведе и Атхарваведе, Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы. Позднее было создано несколько крупных трактатов по аюрведе, в том числе «Чарака Самхита» — самый старый из трёх трактатов древнеиндийской медицины.

Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения».

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии — «salya-chikitsa».

Ветви аюрведы

В Древнеиндийской медицине выделяют восемь ветвей:

Внутренняя медицина — Kayachikitsa
Хирургия — Shalya Tantra
Уши, глаза, нос и горло — Shalakya Тantra
Педиатрия — Kaumarabhritya Tantra
Токсикология — Agada Tantra
Очистка генетических нарушений — Bajikarana (или Vajikarana)
Здоровье и Долголетие — Rasayana Tantra
Духовное лечение (психиатрия) — Bhuta Vidya, (Тантра, Прана, Йога)

Концепция трёх дош

Согласно философии аюрведы всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха, огня, воды, земли и эфира. Их сочетания образуют три фундаментальные жизненные силы (доши): Центральное понятие медицины аюрведы это теория, что здоровье существует, когда есть баланс между тремя фундаментальными жизненными силами: — Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода), Капха (вода и земля).

Вата — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы
Питта — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
Капха — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.
Тело, в котором эти три жизненные силы находятся в состоянии равновесия, обладает прекрасным здоровьем, а нарушение равновесия вызывает нарушение здоровье. Эти понятия аюрведы позволяют врачам исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

От соотношения дош зависит тип конституции человека данный ему от рождения — Пракрити, а также тип конституции, который определяется у человека на данный момент — Викрити. Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош. Эти принципы развиваются в различных школах санскритской философии: Nyaya, Vaisheshika, Sankhya, Йога, Веданта и Mimamsa.

Управление болезнью в аюрведе

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: Shamana и Shodhana. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и ее признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

Сладкий (Madhura) — Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
Кислый (Amla) — Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
Соленый (Lavan) — Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
Горький (Katu) — Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
Острый (Tikta) — Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
Вяжущий (Kasaya) — Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Лекарства в аюрведе

Древнеиндийская медицина считает, что различные материалы растительного, животного, и минерального происхождения имеют лекарственную ценность. Лекарственные свойства были зарегистрированы практиками и использовались в течение многих столетий, для лечения болезней, и/или помогали поддерживать здоровье и увеличивать долголетие. Многие лекарства сделаны из трав, смесей трав, часто в комбинации с минералами, металлами и другими компонентами животного происхождения. Металлы, животные и минералы очищены и подготовлены соответствующими технологическими процессами для применения в лекарственных целях. Детали лекарственных трав даны согласно природе, эффектам, лечебным свойствам как наблюдались практиками аюрведы.

Очистка тела и массаж

Для очистки тела от дош применяют пять различных процедур или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как Panchakarma. Курс Pancharkarma обычно включает краткосрочное диетическое питание, массаж, применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание. Panchakarma как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел — Abhyanga, что переводится на русский язык как "умащение". Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, т.е. является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Panchakarma может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Аюрведа и конопля

Препараты конопли индийской применяются в Аюрведе столь же часто, как мята и зверобой в русском знахарстве. В трактатах отцов-основателей коноплю называют «бханга» или «виджая» («победитель»). Ее классифицицируют как «саттвик наша» (успокоительное опьяняющее средство). Современное аюрведическое описание конопли (Sala, «Indian Medicinal Plants»):

«Листья горькие, вяжущие, тонизирующие, афродизиакальные, антидиарейные, отравляющие, желудочные, анальгетические и абортивные. Используются при конвульсиях, ушных болях без органических причин, расстройствах желудочно-кишечного тракта, поносе, телесных болях и кровоизлияниях. Передозировка вызывает диспепсию, кашель, импотенцию, меланхолию, водянку, гиперпраксию и безумие. Кора тонизирующая, полезна при ожогах, геморрое и скоплении серозной жидкости. Семена ветрогонные, вяжущие, афродизиакальные, противорвотные и противовоспалительные».

Аюрведические лекарственные формы конопли: порошок («курна»), болюсы («модака»), прессованные таблетки («ватика»), настойки («леха» и «пака»), молочный экстракт («дугдхапака») и декокт («кватха»). Базовым препаратом является курна, приготовляемая из зрелых женских соцветий. Они высушиваются в тени, измельчаются в тонкий порошок, который выдерживается между двух разогретых пластин в течение 7 дней. Все остальные препараты приготовляются на основе этого порошка.

Препаратами конопли лечат мужское и женское бесплодие, импотенцию, диарею, несварение, эпилепсию, шизофрению и колики. Кроме того, это растение входит в сборы для лечения ещё 32 заболеваний. Конопляная «курна» чаще всего присутствует в лекарствах не в чистом виде, а в смеси с веществами, снижающими ее психотропный эффект и расширяющими терапевтическое действие. Традиционное аюрведическое снадобье обычно содержит 20-30 компонентов и обильно приправляется сахарной пудрой и пряностями.

Критика против аюрведы

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы. Так, Национальный Центр Дополнительной и Нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов.» В Индии научное исследование в Древнеиндийской медицине в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального Правительства, Центрального Совета по Исследованию в Древнеиндийской медицине и Siddha (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов Древнеиндийской медицины.

Аюрведа в современности

В связи с повышенным интересом к восточной философии на западе, многие в той или иной мере обращаются к аюрведе. Нередки случаи частичного включения знаний аюрведы в какие-либо нетрадиционные медицинские практики.
Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов.
В Соединенных Штатах — в Национальном Институте Медицины Аюрведы (основанном Скоттом Gerson).
В Израиле — в колледже Ридман (Reidaman college, основан Салли Ридман). Студенты учатся в течение 4-ех лет, изучая в том числе и аллопатическую медицину. По окончании обучения проводится стажировка в Индии.
В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учебы и год практики в больнице.

Понравилась статья? Поделитесь ей