Контакты

Развитие мелкой моторики рук ребенка с дцп. Развитие мелкой моторики у детей с дцп Пальчиковая гимнастика для детей с дцп

У детей с ДЦП и нарушениями ОДА, страдает, прежде всего, развитие пальчиковой (или тонкой) моторики. Ребёнок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. У них вызывают огромные трудности застёгивание пуговиц, шнуровка ботинок и завязывание на бантик шнурков, засучивание рукавов рубашки, платья. Такие дети с трудом удерживают карандаш, кисточку в руках; переворачивают страницы книги; определяют предметы в мешке на ощупь. Они не могут создать устойчивые элементарные постройки (башенку, лесенку, заборчик и др.); не в состоянии правильно и умело работать ножницами; плохо лепят из пластилина и глины; с трудом открывают крышки разных бутылочек и баночек.

К детям дошкольного возраста, характеризующихся вышеизложенными фактами, необходимо систематически применять упражнения не только на развитие общей моторики, но что важнее всего - на развитие разнообразных движений пальцев и кисти рук, которые должны быть связаны с их игровой деятельностью, и с навыками повседневной жизни.

В ходе коррекционной работы, сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем - с более мелкими. Необходимо обучать ребёнка захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научать ребёнка перекладывать предметы с одного определённого места на другое. Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и ребёнок по заданию помещает соответствующий предмет на "своё" место. Можно попросить рассортировать игрушки, предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести.

Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывать мелкие предметы (пуговицы, бусины, палочки, зёрна и т. д.) по небольшим коробочкам, тарелочкам или мешочкам. Упражнения такого рода следует разнообразить, а успехи ребёнка всячески поощрять. И тогда он с удовольствием будет нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку; передвигать косточки на счётах: вырезать из бумаги картинки по контуру, а затем их раскрашивать; подбирать и завинчивать (или отвинчивать) крышки к разным флаконам и множество других "полезных" упражнений. Нужно использовать также лепку из глины, солёного теста и пластилина; работу с мозаикой различной величины (от крупной до мелкой). Игры со строительным материалом, начиная от самых простых соединений, постепенно усложнять по количеству используемых деталей и трудности исполнения. Хорошо укрепляет мышцы руки (и кисти, и пальцев) сжимание резиновой губки или небольшого резинового мячика - прыгуна.

Дефектолог, воспитатели и родители должны со всем вниманием отнестись даже, казалось бы, к самым незначительным улучшениям в точности и скорости выполнения перечисленных упражнений. Так же полезно отмечать время, затраченное на выполнение того или иного движения (упражнения), и положительно оценивать усидчивость ребёнка.

Дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, как уже отмечалось, могут испытывать трудности в самообслуживании. Нужно помочь им овладеть этими навыками, в особенности действиями, которые необходимы при использовании пуговиц, кнопок, пряжек, шнурков и т. д.

В коррекционной работе специалистами применяются такие упражнения как:

Захват сначала тремя, а позже двумя пальцами пуговиц разной величины, формы: пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или раме, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребёнок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает (так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц);

Застёгивание, расстёгивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями различной величины, который укреплён на рамке (затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом и на собственной одежде);

Шнурование: сначала ботинок укрепляют на доске или рамке (или используется плоскостное изображение ботинка, вырезанного из куска линолеума с проделанными в нём отверстиями от дырокола) и ребёнок учится на нём, а позднее тренируется на своей обуви (данная работа с ребёнком должна предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений).

Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев руки подготавливает успешное овладение ручной умелостью.

Кроме вышеперечисленных, проводятся упражнения на развитие кистевой моторики:

На плотном картоне рисуют контур кисти ребёнка с равномерно разведёнными пальцами (ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру);

Ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочерёдно приподнимает пальцы. Если ребёнку не сразу удаётся выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными;

Ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары (для увеличения мышечной нагрузки, на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра);

По заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперёд второй и пятый палец ("коза"), остальные должны быть сжаты в кулак;

Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино;

- "отстреливание" ватного шарика, бусины, пуговицы, шашки и т. д. одним, двумя и четырьмя пальцами.

Развитию плавности и точности движений способствуют такие задания, как:

Раскрашивание картинок;

Точное обведение контуров предмета;

Рисование простых предметов по проставленным точкам;

Соединение данных точек линиями разного направления;

Штрихование (используются только цветные карандаши) и т.д. и т.п.

Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность. Бумагу можно прикрепить кнопками к столу, использовать на первых порах мягкие карандаши увеличенного диаметра.

Дети с ДЦП и нарушениями ОДА испытывают трудности и в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД) рисовании, лепке, аппликации. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользоваться ножницами, педагогу (учителю-дефектологу, воспитателю) необходимо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны также затруднения (а порой и невозможность) выполнения различных упражнений в процессе проведения НОД по музыке и физической культуре, что указывает на наличие нарушений общей моторики. Им нелегко научится соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту, вести в танце свою пару, синхронно выполнять танцевальные движения и т. д. Им трудно удерживать равновесие, стоя на месте на двух или на одной ноге; часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно педагог (воспитатель, инструктор по физической культуре, а дома - родитель) помогает ребёнку, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его сзади за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится делать это самостоятельно.

Итак, нарушения пальчиковой и общей моторики вызывают у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата затруднения в овладении программным материалом, требуют индивидуальной дополнительной работы в дошкольном учреждении и дома.

Коррекционную работу с ребёнком следует проводить по разным направлениям развития моторики - общей и мелкой. Чтобы у него вырабатывались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения. Для лучшего и более быстрого достижения результатов работа должна проводиться учителем-дефектологом совместно с воспитателями, музыкальным руководителем, инструкторами по физической культуре и плаванию, родителями, врачами (ортопедом, физиотерапевтом, педиатром, психоневрологом), специалистом по лечебной физкультуре и массажистом.

Валентина Лукьянова
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельность передвижения, ставят больного ребёнка в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания.

Причины двигательных нарушений :

Патология тонуса мышц,

Ограничение или невозможность произвольных движений,

Наличие насильственных движений,

Заболевание матери,

Несовместимость матери и плода по резус-фактору,

Затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.

У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.

Нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова) . Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями.

У детей с ДЦП отмечается :

1. Нарушение координации движения глаз и рук.

2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.

3. Нарушение координации движений, общая психомоторика , что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.

4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.

5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения .

6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.

8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.

9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .

10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.

11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.

12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие .

Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью .

Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.

Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития , патология тонуса мышц, наличие насильственных движений. Чтобы развитие зрительного , тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Всех нас волнует вопрос : «Как же обеспечить гармоническое развитие ребёнка в дошкольном возрасте

Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.

Что такое мелкая моторика ?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких , точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика » используется такой термин как «ловкость» .

Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.

Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость.

Стимулируя мелкую моторику , мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее) . Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека .

На ладони и стопе находится около 1000т. важнейших, биологических активных точек.

Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Массируя мизинцы – можно активизировать работу сердца, безымянный – печень, указательный – желудок, большой – голова, средний – кишечник.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.

Развитие мелкой моторики – дело не одного дня.

Благодаря тренировкам, движения становятся уверенными и выполняются детками активнее.

Для лёгкости запоминания упражнения можно его придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

Основные принципы построения коррекционной работы с детьми

1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.

2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).

3. Ежедневность (регулярность) .

4. Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).

5. Комфортный для ребёнка темп выполнения.

6. Взаимодействие со всеми специалистами.

Методика проведения работы по развитию мелкой моторики

1. Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы) .

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

Организация работы

1. Длительность.

2. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.

3. Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.

4. Многократное повторение.

5. Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному» .

6. Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.

7. Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки) .

8. Ребёнку всегда предлагается инструкция.

9. Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок) .

10. Обязательно поощряйте детей .

Игрушки для развития мелкой моторики

Различные пирамидки, матрёшки

Помогают развивать мелкую моторику , логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивает тактильную чувствительность.

При помощи них можно конструировать башни, строить крепости и дома, собирать картинки.

Способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитие внимания и логики .

Рамки и вкладыши

Пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики , самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.

Фигурки на магнитах

Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя.

Способствуют развитию мелкой моторики , координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.

Кубы – сортёры

Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия.

Развивается мелкая моторика , дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

Доски Сегена

Это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Способствуют развитию речи , логики, координации движений, мелкой моторики рук , а также пространственного восприятия малыша.

Средства развития мелкой моторики

1. Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

2. Тренажёры для развития мелкой моторики .

3. Упражнения с мячиками, шариками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Пальчиковые игры.

6. Игры с пластилином, тестом, глиной.

7. Рисование, раскрашивание.

8. Аппликация

9. Игры с бумагой.

10. Игры с конструктором, мозаикой.

11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.

12. Игры с крупами.

13. Шнуровки.

14. Игры со счётными палочками, спичками.

15. Игры с песком и водой.

16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.

17. Игры с резинками, лентами.

18. Штриховка.

19. Куклотерапия.

20. Пальчиковый театр.

21. Игры с прищепками.

22. Ниткография (ниткопись)

Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

1. Самомассаж тыльной стороны.

2. Самомассаж ладони.

3. Самомассаж пальцев рук.

Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Можно сказать ребёнку : «Мы немножко погреем руки» .

Используются приёмы : поглаживание, лёгкое растирание, вибрация.

Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р) .

Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко, массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.

Можно выполнять массаж со следующими материалом :

Зубной щёткой,

Массажной расчёской,

С карандашом, фломастером,

Пособие «мякиш» ,

Различные мячики, шарики,

С грецким орехом.

Тренажёры для развития мелкой моторики .

Это специальные пособия, изготовленные на фабриках или своими руками (сшитые из ткани или из картона, а также на доске) .

Упражнения с мячами, шариками

Учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

Катать по часовой стрелке;

Держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;

Сжимать и разжимать;

Подбрасывать и ловить.

Пальчиковая гимнастика

Требования :

1. Необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались - сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей .

4. Наличие познавательной направленности текстов и упражнений.

5. Для развития и улучшения движений рук рекомендовано выполнять упражнения под счёт, при этом ускоряя, и строго исполняя словесную инструкцию.

Разжимание и сжимание кулачков.

1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать (дети вытягивают руки вперёд, сжимают и

А потом они в тетрадке будут буквы писать. разжимают кулачки)

2. Две весёлые лягушки (сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз.

Ни минуты не сидят. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на стол.

Ловко прыгают подружки, Затем тут же резко сжимают кулачки и опять их кладут на стол)

Только брызги вверх летят.

3. Наши пальчики сплетём (сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как

И соединим ладошки. можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

А потом как только можем повторяют несколько раз)

Крепко-накрепко сожмём.

Потягивание пальцев одной руки другой рукой

1 .В нас на клумбе всем на диво (дети тянут указательным палец левой руки большим и

Вырос жгучий куст крапивы. указательным пальцами правой. Затем меняют руки и то

Чтобы розу посадить, же самое проделывают с указательным правой руки)

Его надо победить.

2. Самый маленький из пальцев (дети тянут мизинец левой руки большим и указат. пальцем

Хочет подрасти чуть-чуть. правой. Затем меняют руки и то же самое проделывают с

Надо, братцы, постараться мизинцем правой руки)

И мизинчик потянуть.

Упражнения для ладоней

1. Мы пришли смотреть балет. (дети хлопают в ладоши)

Гаснет в зале верхний свет.

Ах, какой балет хороший!

Мы похлопаем в ладоши.

2. Руки вытянем вперёд, (дети хлопают тыльными сторонами ладоней, повторяют 3р)

А потом свои ладошки

Развернём наоборот

И похлопаем немножко.

3. Чтобы нам огонь добыть (дети трут ладонью о ладонь, повторяют четверостишие)

Трём ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится.

Разные движения пальцами

1. Пара ножниц есть у нас, (дети сжимают оба кулака, вытягивают указательные и

Пригодятся нам не раз. средние пальцы, как бы две пары ножниц.

Кто из нас такой отважный, Затем начинают «резать» ими воображаемую бумагу.

Что разрежет лист бумажный? Повторить четверостишие несколько раз)

1. Вот за столами ребята (дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их

Расшалились как котята : подушечками на стол. Затем начинают тереть паль-

Столики пальчиками трут, цами стол, подтягивают их к ладони.

Словно пальчиками скребут.

Упражнения для подушек пальцев

Посмотрите, луноход (дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук,

По Луне легко идёт. переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают

Он шагает очень важно, по очереди правой и левой рукой.

В нём сидит герой отважный.

Также можно выполнить следующие упражнения : стол, стул, кошечка, пчелиный рой, кормление птенца, ёлочка, гнездо, крыша, мостик, полёт птицы, гнездо, цветок.

Пальчиковая гимнастика :

2. Способствует овладению навыками мелкой моторики .

3. Помогает развитию речи .

4. Повышает работоспособность головного мозга.

5. Развивает тактильную чувствительность.

6. Снимает тревожность.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Они способствуют развитию речи , творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» . Игры также можно оформить разнообразным реквизитом – мелкими предметами , домиками, шариками, кубиками и так далее.

Вот маленький улей, где пчёлы спрятались, (пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по

Никто их не увидит. одному. На последнюю строчку резко

Вот они показались из улья. поднять руки вверх с растопыренными

Одна, две, три, четыре, пять! пальчиками – пчёлы улетели.

Две ладошки прижму (соединить две ладони лодочкой и выполнять волнообразные

И по морю поплыву. движения руками. Имитация паруса, волн и рыбок)

Две ладошки, друзья,-

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Дружат в нашей группе (обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме

Девочки мальчики. стихотворения. Обхватить левую ладонь правой и покачивать

Мы с тобой подружим в ритме.

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого.

Пять, четыре, три, два, один Затем соединять, начиная с мизинца)

Также можно провести следующие игры : «Замок» , «Зайцы» , «Рыбки» , «Мы писали» ,

«С Добрым утром!» , «Ладушки- ладошки» , «Черепаха» , «Повстречались» , «Капустка» ,

«Моя семья» , «Грибок» , «Яблоня» и так далее.

Игры с пластилином, с тестом, глиной

Способствуют : развитию мелкой моторики , ловкости рук, творчества.

Скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д.

Разрезать на кусочки,

Мять и отщипывать,

Выкладывать рисунок,

Надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,

Поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)

Рисование, раскрашивание

Способствует : развитию мелкой моторики , внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.

Рисование карандашом, мелками , восковыми мелками , кистью.

Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой

Рисование краской, гуашью, сангиной, углём, свечой.

Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

Работа по трафарету.

Дорисовывание предметов и деталей.

Рисование по опорным точкам.

Работа с линейками и лекалами (обводить) .

Работа в книжках – раскрасках.

Аппликация

Способствует развитию мелкой моторики , умение работать с ножницами, развитие сноровки , пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.

Наклеивание готовых форм,

Вырезывание несложных деталей,

Использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка) .

Игры с бумагой

Способствуют : развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания , сообразительности.

Складывание различных фигур.

Разрывание бумаги на мелкие части .

Комкание и скатывание бумажного мячика.

Плетение.

Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.

Аппликация из бумаги, салфеток.

Оригами.

Игры с конструктором и мозаикой

Способствуют развитию мелкой моторики , развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.

Собирание по схеме,

Свободная деятельность.

Игры с пуговицами – пуговичный массаж

Способствуют развитию мелкой моторики , ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.

Катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди,

Заполнять просторную коробку пуговицами,

Перетереть пуговицы между ладонями,

Пересыпать их из ладошки в ладошки,

Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д. ,

Застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы.

Пришивание пуговицы на столе,

Складывание пуговиц «пирамидкой» ,

Решение задач при помощи пуговиц,

Составление узора из пуговиц.

Игры с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики , чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,

Пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки,

- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные крупы,

- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,

Выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,

Выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв,

Заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины,

Аппликация

Шнуровки

Способствуют развитию моторики , усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.

Шнуровка сюжетная,

- «незаконченная картинка» ,

Шнуровка на игрушке – основе.

Игры со счётными палочками, спичками

Способствуют развитию мелкой моторики , развитию речи , пространственного мышления.

Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам,

Перекладывание с одного места на другое,

Выкладывание рисунка по схеме,

Свободная деятельность,

Наклеивание спичек по образцу

Игры с водой и песком

Способствуют развитию мелкой моторики , тактильные ощущения.

- «закапывание» игрушки, предмета,

Поиск «клада» ,

Различные изображения (рисование) на песке,

Работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой,

Раскрашивание воды (опыты с водой,

Поделки с применением песка.

Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами

Способствуют развитию мелкой моторики , развитие ловкости рук , мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета , формы, величины.

Перебирать, брать разными пальчиками,

Перекладывать с ладони на ладонь, на стол и так далее,

Находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме,

Раскрашивание камушек, макарон,

Нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок,

Выкладывание по образцу,

Перекладывание из одной ёмкости в другую.

Изготовление поделок.

Игры с резинками и ленточками, проволокой

Способствуют развитию мелкой моторики , ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета , размера.

Складывать ленточки,

Наматывать на палочку,

Завязывать бантик,

Брать резинку со стола различными пальчиками,

Растягивать резиночку разными пальцами рук,

Штриховка

Способствует развитию мелкой моторики , умение правильно и уверенно держать карандаш, ориентировка на листе бумаги, развитие внимания , усидчивости, развитие мускульной памяти

1. Раскрашивать короткими частыми штрихами.

2. Раскрашивание мелкими штрихами .

3. Круговая

4. Длинными параллельными отрезками.

1. Только в заданном направлении.

2. Не выходить за контуры фигуры.

3. Соблюдать параллельные линии.

4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5см.

Например, игры : «От дома к дому» , различные лабиринты, «Снежная королева» , «Помоги зайке убежать от лисы» и так далее.

Куклотерапия, пальчиковый театр

Способствует развитию мелкой моторики , творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

Вождение куклы,

Одевание куклы на разные руки,

Имитация движений и речи.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики , вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт .

Перекладывать с одной руки в другую,

Доставать прищепки из корзинки,

Прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,

- «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку,

-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее,

Подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Ниткография (ниткопись)

Способствует развитию мелкой моторики , развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.

Наматывание нитей на клубок,

Распускание моточков ,

Выкладывание по образцу,

Завязывание узелков и связывание верёвочек,

Шитье и вышивание.

Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка , движения будут более уверенными, рука подготовиться к письму. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память, формируется художественный вкус.

Именно, хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта !

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят

положительные результаты :

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память , мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов

Литература

1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников :

Пособие для родителей и педагогов : - М : Издательство АСТ, 1989.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Ёлкина Н. В. ,и др. Дошкольник : обучение и развитие .

Воспитателям и родителям. Ярославль. Академия развития , 2001.

3. Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками. – Ростов –на-Дону : феникс 2006.

4. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

Ярославль, Академия развития , 1997.

«Детский сад комбинированного вида №49».

г. Хабаровск.

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми, страдающими ДЦП, по формированию мелкой моторики рук как одного из средства развития коммуникативной функции.

Подготовила: учитель-дефектолог-логопед

Первой квалификационной категории

Плеханова В.С

Плеханова Валентина Сергеевна

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

Я работаю учителем логопедом-дефектологом с 2007 года в специализированной группе для детей с ДЦП.

С начала своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что изучение и анализ детей с ДЦП представляют существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития. В сложной структуре нарушений у детей с ДЦП занимают речевые расстройства. При этом я обратила внимание на многообразие речевых нарушений, которые редко встречаются изолированно, чаще отмечается дизартрии с задержкой речевого развития или алалией. Также следует отметить позднее становление речи у этих детей.

Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитиецеленаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения я, как дефектолог, стремлюсь создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.

Анализируя занятия по развитию речи, я выявила большие потенциальные возможности воздействия пальчиковой гимнастики, игр на речевое развитие детей дошкольного возраста с ДЦП. Сделала вывод, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Целью моей работы являлось изучение речевого развития детей с двигательной патологией, а также путей коррекционно-логопедического воздействия, посредством развития мелкой моторики.

Новизна работы:


Усовершенствование перспективного планирования.

Разработка занятий с учетом использования пальчиковых игр,

Разработка перспективного планирования, методических рекомендаций для родителей в использовании пальчиковых игр вне детского сада.

Дети с ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов и логопедов, тем не менее, проблема недостаточности теоретического и, особенно практического материала по данной теме является одной из главных.

Отечественные учёные Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова и другие обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с церебральнымпараличом. Они раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы и доказали её эффективность.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, дефектологов тем не менее, проблема недостаточности теоретического и, особенно практического материала по данной теме является одной из главных.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление (И.М. Сеченов), мышление в действии (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М. Кольцова).
Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на занятиях дефектолога, логопеда, психолога, музыкального работника и других специалистов.
Учитывая важность данной проблемы я познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, и отметила, что одни отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие - теневому театру (А.В. Мельникова), третьи - лепке, конструированию. Я же использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребёнка.

Ведущая педагогическая идея:

Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Пути реализации данной идеи:

Диагностирование речи детей;

Учет индивидуальных особенностей ребенка;

Разработка игр, игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук детей;

Разработка конспектов занятий, перспективных планов по развитию речи детей, кружковой работы;

Тесная связь с педагогами;

Работа с родителями;

Результативность :

1. Отработала систему работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей с ДЦП через игры и игровые упражнения.

2. Через организацию работы с детьми добилась следующих результатов:

Уровень развития речи у детей коррекционных групп (ДЦП) за 2007-2010 год повысился на 40 %. Следует отметить что у 30% детей на 2008 год - было полное отсутствие речи. В 2009 году -у 15% из них появилась фразовая речь.

3. Разработана серия информационно - консультативного материала для родителей.

4. Создана развивающая среда для развития мелкой моторики рук.

Изготовлены карточки (намазанные пластилином) для выкладывания на них различных рисунков, фигур;

Cuupcioприродный материал для поделок;

Изготовлены пальчиковые бассейны для развития тактильной и кинестетической
чувствительности пальцев и кистей рук;

Силами родителей собраны коллекции бусин и пуговиц для игры «Собери бусы», «Выложи из пуговиц».

5. У детей сформировался устойчивый интерес к занятиям по развитию речи, игровым
упражнениям по развитию мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.

6. Регулярно проводятся досуги, развлечения с родителями и без них.

Адресная направленность:

1. Воспитателям общеобразовательных и коррекционных групп, для которых одной из задач является полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, подготовка к успешному обучению в школе.


2. Родителям, бабушкам и дедушкам, которые хотят, чтобы ребенок умел логически рассуждать, у него были достаточно развиты память, внимание, связная речь.

3. Начинающим дефектологам и логопедам.

Технология работы:

На начало года выстроила систему коррекционно-развивающей работы,составилаперспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей с ЦП основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы;

Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей.


Коррекционно-развивающая работа дефектолога с детьми, страдающими ДЦП, по формированию мелкой моторики рук.

Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы:

1. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ДЦП, т.е. с первых недель и месяцев жизни, т.к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.

2. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.

3. Использование кинестетических стимуляций в развитии и коррекции движения рук.

4. Творческое использование таких основных дидактических принципов , как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены, но должны использоваться с учетом специфических особенностей детей, страдающих ЦП.

5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности.

6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др.

7. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.

8. Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.

9. Большое значение при педагогической коррекции имеет взаимосвязь дефектолога и родителей ребенка-инвалида. Ошибки семейного воспитания могут ещё более усугубить отклонения психофизического развития. К недостаткам воспитания в семье можно отнести: гипо- и гиперопеку, отрицательный психоэмоциональный фон, реактивные состояния негативного характера. Поэтому родители, наряду с ежедневным совместным с ребенком посещением занятий дефектолога, по окончанию курса реабилитации получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, развитию мелкой моторики рук, соблюдению охранительного щадящего режима, в домашних условиях развитию устной и письменной речи, особенностям внутрисемейных взаимодействий, включающих толерантное отношение к нетипичному ребенку, доминирование поощрительных реакций, ситуаций успеха.

Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

2. Самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно
разделить на 3 составляющие:

1. Пальчиковая гимнастика .Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

1. собирание пирамидок, матрешек, мозаики:

2. нанизывание колец на тесьму;

3. работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

4. сортировка монет;

5. перебор крупы;

6. работа со спичками;

7. работа с бумагой;

8. лепка (глины, пластилин, тесто);

9. шнуровка на специальных рамках, ботинок;

10. завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

11. игры с песком, водой;

12. наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

13. закручивание шурупов, гаек;

14. игры с конструктором, кубиками;

15. рисование в воздухе;

16. рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);

17. рукоделие.

Важное место в работе учителя-дефектолога по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д.

1. Подготовка к письму.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который детям с ЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю-дефектологу необходимо помнить о соблюдении следующих условий:

1. Правильная посадка при письме.

2. Постановка руки.

3. Ориентировка на странице тетради и строке.

4. Правильное движение руки по строке.

5. Штриховка.

6. Обведение лекал, шаблонов.

7. Графические упражнения.

8. Письмо элементов строчных букв.

А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

Огромная, если не ведущая роль в подготовке к навыкам письма принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен реабилитационного центра. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

Индивидуальные беседы.

Семинары-практикумы

С педагогами, специалистами МДОУ работаю в тесном взаимодействии, строю работу на основе педагогического сотрудничества, используя современные педагогические технологии:

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей

В процессе работы над данной темой я использую основной принцип дидактики: от простого - к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.

Заключение.

При формировании мелкой моторики рук у детей с ЦП в возрасте от 0 до 7 лет необходимо учитывать следующее:

1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.

3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, ведением дневников, выполнением заданий, изготовлением дидактического материала по окончанию курса реабилитации родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, страдающему ДЦП.

Приложение.

Упражнения на развитие хватательной функции руки.

С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам, вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.
Ребенок помещается в положение Рефлекс запрещающие позиции, чаще всего ребенку придается эмбриональная поза для наибольшего общего расслабления. Только после этого приступают к непосредственной работе с руками (по Фелпсу).

1. Рука ребенка захватывается в средней трети предплечья и потряхивается. После значительного расслабления кисти расслабляют мышцы предплечья. Для этого захватывают нижнюю треть плеча и проводят покачивающие движения. Затем поглаживается вся рука. Потряхивание чередуется с поглаживанием, которые укрепляют или расслабляют мышцы рук, а также формируют кинестетическое ощущение положения рук у ребенка. Прием проводится в течение 0,5-1 минуты.

2. Для того, чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений. Расслабленные руки ребенка захватывают в средней трети предплечья и нерезко поднимают вверх, немного их потряхивают и легко опускают на веки или губы ребенка (зоны наиболее чувствительные). Затем руки вновь поднимают вверх. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем чтобы ребенок попытался захватить их губами. Неоднократно то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляют мышечное чувство собственных рук. Прием повторяется 4-5 раз.

3. После этих упражнений проводят массаж кистей рук с использованием всевозможных ворсовых щеток. Для расслабления кистей рук и рефлекторного разжимания кулака ребенка водят щеткой по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Это движение вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев. Прием повторяется 4-6 раз поочередно с каждой рукой.

4. Для развития ощупывающих движений рук и формирования проприоцептивных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а затем в руку ребенка вкладывают различные по форме, величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки, удобные для захвата и удержания. Раздражение кончиков пальцев ворсовой щеткой повторяется 4-6 раз в течение 10-20 с.

5. После этих стимулирующих занятий ребенку показывают игрушку, подвешенную на ленточке, приводят её в движение, тем самым привлекая к ней внимание ребенка. Игрушкой касаются руки ребенка, стараются растормошить его руку. Затем руку подтягивают к игрушке, неоднократно подталкивая подвешенную игрушку. Ребенок наблюдает её колебания и воспринимает звучание колеблющейся игрушки. Прием проводится в течение 2-3 минут.

6. Когда ребенок начинает живо реагировать на эту игру улыбкой, звуками, взрослый расслабляет его кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в неё игрушку, удобную для захвата. В этот момент необходимо помочь ребенку ощупать эту игрушку, потянуть ее ко рту, рассмотреть со всех сторон. Повторяется 2-3 раза ежедневно. Далее целью занятий по развитию движений руки является формирование правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания.

Формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.

На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения. Ход занятий следующий.
Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, взять в рот, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. логопед выполняет их рукой ребенка.

Отрабатываются следующие действия: произвольно отпустить игрушку из руки (по инструкции: Дай); произвольно отпустить игрушку при помещении её в коробку; вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;
покатать машину, мяч; открыть- закрыть коробку, крышку; снять- надеть колечки пирамидки; положить один на другой 2-3 кубика - снять; покачать куклу; выполнить подражательные действия - ладушки, до свидания и др.;
собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов; брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью; брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов) .

Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин. Из раздела 3 выбираются 2-3 задания на каждое занятие.

Шнуровка

Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;

б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;

в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и

синее и т.д.);

г) выполнить обмётку через край;

д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

Методика работы с трафаретами и лекалами

При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку.

На последующих занятиях дети строят из геометрических фигур разные предметы, заштриховывают их и составляют смысловые композиции. Можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие. Можно использовать Игры в картинки. Затем в штриховку можно включить элементы букв. Штриховка в этот период выполняется фломастером. Дети могут заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д.
Приведенные выше упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

Три комплекса упражнений самомассажа

1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

2. Самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук.

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов.
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
- Угостить вас пирогами?
4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).
Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
- Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу

Работа по развитию чувствительности кончиков пальцев

Для этого легким потряхиванием расслабляют всю руку ребенка и в особенности кисть руки. Логопед захватывает руку ребенка ниже запястья и яркой щеткой осторожно проводит по кончикам пальцев. Пальцы кисти при этом у ребенка начинают разгибаться. Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое время, используются следующие приемы.
1. При тяжелых формах церебрального паралича кисть все-таки остается сжатой в кулак, в этом случае захватывают кулак ребенка и сжимают всеми пятью пальцами, с тем чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка. При этом проводится потряхивание руки; затем логопед быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, вслед за этим рефлекторно кулак ребенка расслабляется и пальцы раскрываются(повторяют2-3 раза).

2. Потом проводят поглаживание кончиков пальцев щеткой (4-6) раз. Постепенно ребенок начинает чувствовать кончиками пальцев жесткий ворс щетки, а яркий цвет щетки привлекает зрительное внимание ребенка. Щетки должны быть не просто яркими, но и различными по цвету. Прием проводится ежедневно. Руки ребенка и щетка в момент соприкосновения должны быть в поле зрения ребенка.
3. Тактильные ощущения развиваются на занятиях по осязанию под зрительным контролем игрушек с шероховатой поверхностью. Совершенствование пальцевого осязания необходимо для формирования у ребенка правильного захвата игрушек. Причем развитие зрительно-моторных координаций идет в сторону повышения роли зрительного внимания.

Обследование состояния общей моторики рук

Для обследования состояния общей моторики можно предложить ряд тестов. Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.

1. Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1 - обе руки вверх, 2 - правая рука вверх, левая - на пояс, 3 - обе руки вперед, 4 - обе руки вниз. 1 - левая рука в сторону 2 - обе руки на пояс, 3 - правая рука в сторону, левая - за спину, 4 - обе руки вниз.

Результат (для логопеда). Удовлетворительно - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.

2.Требуется повторить движения, отставая на одно.

Результат. Удовлетворительно - несовпадение ритма, отсутствие точности движений, проявляющееся в доведении рук. Плохо- неспособность самостоятельно исправить свои ошибки.

3. Повторять движения за исключением одного, запретного (например, руки на плечи).
Результат. Удовлетворительно - запрет нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку. Плохо - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.

Для обследования мелкой моторики рук предлагаются упражнения:
1. Пальчики здороваются - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

2. Играем на пианино - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.

4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3- ладонь лежит на столе.

5. Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

Правильное положение при письме

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, дефектолог должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать свои действия.

Совершенно исключено принуждение и излишне длительные занятия. (свыше 20 минут для шестилетних детей)

Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше - во втором случае).

Диагноз ДЦП у детей - это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Дети с диагнозом ДЦП ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия. Темой данной статьи будет «Развитие мелкой моторики рук ребенка с ДЦП».

Особенностью этого заболевания является то, что деткам не только трудно учиться общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных движений, а и трудно ощущать эти движения, по этому у ребенка затрудняется формирование нужных представлений о движении.

Деткам с общим нарушениями речи следует проводить работу по развитию мелкой моторики рук регулярно, выделяя на это 3-5 минут на каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами - вот что нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.

Если ребенку сложно выполнять движения пальцами, то с таким малышом следует заниматься индивидуально, когда сначала упражнение выполняется пассивно с помощью учителя. Благодаря тренировкам, движения становятся увереннее и выполняются детками активнее. Для легкости запоминания упражнения можно придумать каждому из них своей название, понятное детям.

  • Упражнение, в котором детки сами себе будут разминать кисти рук. «Руки замерзли»;
  • Упражнение «одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;
  • Каждый палец перетираем от основания к ногтю;
  • Упражнение, в котором предлагают детками рисовать каждым пальчиком в воздухе;
  • Сгибать каждый палец по очереди;
  • Выпрямлять каждый палец по очереди;
  • Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак - «флажок»;
  • В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак горизонтально - «стол»;
  • Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально - «стул»;
  • Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик - «пальчики приклеились»;
  • В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец вытянуть вверх - «собака»;
  • Для начала скрестите пальцы, затем поднимите руки вверх, и растопырьте пальчики - у вас получаться «солнечные лучи»;
  • Поочередно выполняйте упражнения - сожмите руку в кулак, затем поставьте ладонь ребром на стол, затем прижмите ладонь к столу. Можете постепенно ускорять темп выполнения - «кулак, ребро, ладонь».

Упражнения для развития тонких движений пальцев рук:

  • «пальчики здороваются» - для начала нужно закрепить с детьми названия каждого пальчика. Затем кончиком большого пальца поочередно дотроньтесь до каждого кончика остальных пальцев (здесь и далее сначала упражнение выполняйте ведущей рукой, затем второй рукой, и дальше обеими руками, от большого пальца к мизинцу, и наоборот);
  • Пальцы одной руки одновременно «здороваются» с пальцами второй руки;
  • Упражнение «Оса» - выпрямите указательный палец и вращайте им;
  • «Коза» - выпрямление указательного пальца и мизинца;
  • Образуйте два кружка, соединив кончики большого и указательного пальцев;
  • «Зайчик» или «Ушки» - сожмите пальцы в кулак и выпрямите только указательный и средний пальцы;
  • «деревья» - все пальцы широко расставлены.

Все эти игры и упражнения, описанные выше, превосходно развивают подвижность пальцев, выполнение изолированных движений, а также способствуют развитию точности движений пальчиков.

  • Обвести по контуру любую фигуру или предмет;
  • Нарисовать какой-либо предмет по точкам;
  • Рисовать штрихи в разных направлениях, используя при этом трафареты;
  • Провести карандашом по узкой дорожке и при этом не завести в сторону;
  • «двойные рисунки» - очень интересный вид упражнений, в котором дети рисуют различные обеими руками, это могут различные геометрические фигуры, либо художественный рисунок (рисовать предлагается или одновременно два одинаковых предмета, либо один рисунок двумя руками, как бы дополняя его).

Для развития и улучшения координации движений рук рекомендовано выполнять упражнения:

  • Упражнение выполняется под счет, при этом темп постепенно ускоряя, и строго исполняя словесные инструкции:

Левую руку в кулак, правую разжать, и наоборот;

Правую ладонь ставим на ребро, левую - сгибаем в кулак;

Консультация для родителей детей с ДЦП

«Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики»

У детей с детским церебральным параличом ведущими нарушениями являются двигательные и сенсорные расстройства. Имеющиеся у детей с ДЦП нарушения мелкой моторики рук, тонуса их мышц, присутствуют насильственные движения, моторная неловкость затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. Двигательные нарушения усиливают нарушения моторики и звукопроизношения, задерживают речевое развитие.

Весьма важной задачей для педагогов и родителей детей с ДЦП является развитие мелкой моторики. Ведь мелкая моторика является скрытой стороной двигательной сферы, все положительные изменения в которой происходят исключительно естественным, природным путем.

Когда мы употребляем термин «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

Важная часть работы по развитию мелкой моторики рук – пальчиковые игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук.

Как же все сделать правильно?

На большой эффект нельзя рассчитывать быстро, однако реализуя подходы к развитию мелкой моторики грамотно, внимательно и щепетильно, можно значительно ускорить оздоровительный процесс. Для этого нужно:

    подходить к занятиям творчески, превращая их в систематичный, наглядный и активный процесс с индивидуальным подходом и регулярным постоянством; использовать эстетически привлекательные материалы и методы художественного слова – стихов и загадок, скороговорок и прибауток, а также обязательно задействовать поощрительные меры за самые крохотные успехи; превратить упражнения не в рутинный труд, а сделать их маленьким праздником – с приятными моментами, улыбками и шутками над неудачами; тщательно следить за сменой позы ребенка, мышечным расслаблением и сведением к минимуму движений через силу, поддерживая комфортный темп работы; обеспечить длительность процедур с их многократным повторением и постепенным усложнением.

Упражнения – пальчиковые игры с детьми нужно проводить ежедневно, 2-3 раза в день в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Существует огромное количество пальчиковых игр. Вот некоторые упражнения, которые можно применять, играя со своим ребенком:

«Здравствуйте!»

Упражнение заключается в приветствии пальчиков обеих рук. Касания пальчиков выполняются поочередно со словами «Здравствуй, дружочек!». Здороваться, то есть касаться пальчиков, нужно по 2-3 раза.

Надо выпрямить указательные пальцы обеих рук и вращать ими по кругу со словами: «Вот оса летит, вот оса жужжит».

Указательные и средние пальцы обеих рук быстро барабанят по столу, имитируя бег, со словами: «Мы бежали, мы бежали, мы устали и полежали». На последних словах пальцы ровно кладутся на стол, отдыхают.

Округленные ладошки сжимаются в виде колечка и приставляются к глазам: «Мы сжимаем кулачки, получаются очки».

«Качели»

Руки сжаты в замок. Пальцы рук поочередно поднимаются и опускаются — качаются качели со словами «Вверх, вниз».

«Деревья»

Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Пальчиковый бассейн»

Одним из помощников для развития мелкой детей является так называемый «пальчиковый бассейн». Он представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой в 6-8 см. Можно использовать и пластмассовые тазики, ванночки, контейнеры. Кроме сыпучих веществ, для оборудования «пальчиковых бассейнов» применяют шарики, гладкие камешки, мелкие игрушки…

Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние нервной системы. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений.

Игры в «пальчиковом бассейне» можно успешно сочетать с речью. Вот некоторые из них:

Упражнение «Стираем платочки»

Мама и дочка стирали платочки

Вот так, вот так.

(движение раскрытой ладонью по дну «бассейна» в направлениях: вперёд, назад, пальцы разведены).

Упражнение «Венчик»

Упражнение выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией запястья на дне «бассейна». Аналогичные движения выполнить рукой, сжатой в кулаке; попеременно движения ладони и кулака.

Упражнение «Пальчики побежали»

Опора руки на дно «бассейна», кисть руки поднята; взрослый отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует своей рукой, организуя, таким образом, растяжку и мышечное напряжение. Взрослый побуждает ребёнка, перебирая пальчиками, двигаться по столу.

Упражнение «Пальчики разбежались»

Ребёнок опускает руку в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно двигает и раскрывает пальцы. Если ребёнок испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребёнка.

Упражнение «Повар»

Варим, варим, варим щи

Щи у Вовы хороши!

(круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелки).

Таким образом, очень много усилий придется прикладывать ежедневно, не останавливаясь ни на секунду. Но поверьте, Ваши стремления не пройдут даром: развитие мелкой моторики рук трудно переоценить. Остается только пожелать родителям и их деткам неиссякаемого оптимизма, веры в себя и собственные силы!

Понравилась статья? Поделитесь ей